Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – узнать о радиожурналистике и радиовещании в Удмуртской республике, в определенный промежуток времени.
Для достижения цели мною были выявлены следующие задачи:
Охарактеризовать информационные жанры, формы, типы и функции радиожурналистики.
Дать краткое описание истории возникновения в России и в Удмуртии
Описать тенденции развития радиожурналистики в Удмуртии в период с 1998 года по 2007 год.
Введение
1. Понятие радиожурналистики 5
2. Система жанров радиожурналистики. Тенденции развития
современного радиовещания 7
3. История радиовещания в России 11
4. Радиожурналистика в Удмуртии 16
5. Тенденции развития 21
Заключение
Список литературы
Тенденции развития
1990-е были годами развития местного радиовещания, когда всем было интересно делать свое радио, тогда появились три кита локального рынка, как Адам (принадлежал структурам Удмуртнефепродукта), Авторадио-Ижевск и Европа-Плюс (Внештерминалкомплекс и холдинг ТВС).
Но в 1998 году и после дефолта рынок резко изменился в сторону более выгодной трансляции федеральных радиостанций с ижевскими информационными и авторскими блоками и местной рекламой.
Для примера, я возьму два крупных исследования: первое, показывает картину в 2001-м году сделанное видным ижевским социологом Светланой Сысоевой и агентством Mas-Market; второе, показывает картину в 2007 году, когда впервые рынок радио в Ижевске оценил российский монстр аналитики ВЦИОМ.
Первое исследование.
Отчет по исследованию MAS – Media “Весна 2001”
Анализ результатов исследования MAS – Media “Весна 2001”, проводимого сотрудниками РГ “Бридж-медиа” и АРТ “TiREKs””, показал, что за прошедший период конъюнктура рынка электронных средств массовой информации города Ижевска подверглась значительным изменениям.
Прежде всего, необходимо отметить, что показатель обращения аудитории к радиостанциям вырос, по сравнению с прошлым сезоном, на 12,6% и составляет 67,7% от общего числа опрошенных. Вероятно, рост общего числа радиослушателей обусловлен сезонным фактором, предполагающим наличие тенденции к увеличению в зимний период числа обращений к средствам массовой информации как способу проведения досуга.
Самый большой процент прироста аудитории наблюдается у радио ГТРК “Удмуртия” (9,9%), потеснившей все коммерческие радиостанции. Вырос показатель популярности и у радио “Европа+” (на 6,6%). Рейтинги остальных радиостанций увеличились в среднем на 1,5-2%. Единственная радиостанция, рейтинг которой упал (на 4,1%) – это “РДВ”.
В итоге, распределение позиций выглядит следующим образом: первую строку рейтинга занимает радио ГТРК “Удмуртия” (25,8% рейтинга), на втором месте находится “Авторадио” (23,1%), третье место поделили “Русское радио” и “Наше радио” (22,8%). Затем по убыванию рейтингов следуют радио “Адам” (19,8%) и “Европа+” (19,3%). Замыкают список “РДВ” (10%), радио “Модерн” (5,5%), “Эхо Москвы” (4,2%).
Частота и регулярность прослушивания радиостанций
Результаты рейтинга популярности радиостанций могут быть дополнены описанием так называемого рейтинга симпатий, когда респондентам предлагалось выбрать из всех прослушиваемых радиостанций только одну, которую они могли бы назвать любимой.
Самыми преданными оказались
слушатели радио ГТРК “Удмуртия” - ему отдало предпочтение
самое большое количество опрашиваемых
(13,3%). Затем следует радиостанция “Наше
радио”, которую могли бы назвать любимой
10,2% респондентов. На третьем месте в числе
любимых радиостанций – “Русское радио” (7,5%).
Далее расположены “Европа+” (5,2%),
Полученные результаты
коррелируют с данными о
Социально-демографический портрет аудитории радиостанций
Учитывая, что радиостанции, работая на конкретную целевую аудиторию, становятся все более узкопрофильными, социально-демографические характеристики слушательской аудитории отличаются сильным разбросом показателей.
Среди слушателей радио ГТРК “Удмуртия” большинство составляют женщины (56,4%) возраста от 45 лет и старше (76,6%), преобладает пенсионная аудитория. Уровень дохода радиослушателей – преимущественно ниже среднего (44,9%).
Свою специфическую аудиторию имеет “Наше радио”: ее можно охарактеризовать как мужскую (67,9%), студенческую (40,9%), со средним и выше среднего уровня доходом. Среди слушателей “Нашего радио” приблизительно в равной степени представлена аудитория всех возрастных категорий от 15 до 34 лет, а в выходные дни доминируют слушатели от 25 до 34 лет (36,1%). Также на долю слушателей “Нашего радио” приходится самое большое число предпринимателей.
Социально-демографические портреты аудитории радиостанций “Адам” и “Европа+” выглядят практически аналогично. Однако в отличие от “Нашего радио”, среди аудитории радио “Адам” и “Европа+” наблюдается некоторое смещение в сторону слушателей более старшего возраста и, соответственно, меньшее количество студентов. В выходные дни можно отметить наличие тенденции к снижению количества молодежной аудитории этих радиостанций и увеличению аудитории старшего возраста, а на радио “Европа+” перекос в сторону мужской аудитории выравнивается. Доход радиослушателей – средний и выше среднего.
Аудиторию “Русского радио” составляют преимущественно женщины (61,7%) практически всех возрастных категорий со средним и выше уровнем дохода. В выходные же дни “Русское радио” слушают приблизительно в равной степени как мужчины, так и женщины, увеличивается количество аудитории 45-54 лет.
Среди слушателей “Авторадио” и “РДВ” явных смещений по половому признаку не наблюдается. Возраст основных слушателей колеблется в интервале от 19 до 44 лет, в выходные же дни увеличивается количество женской аудитории и слушателей от 15 до 18 лет. Уровень дохода основных радиослушателей – средний и выше.
Популярность эфирного времени радиостанций
На протяжении эфира в работе практически всех радиостанций можно выделить несколько пиков популярности, так называемых “прайм-таймов”, характеризующихся максимальным присутствием аудитории в это время.
Наибольшая концентрация аудитории радио ГТРК “Удмуртия” наблюдается в период 6.00-11.00 ч., 16.00-19.00 ч. в рабочие и 8.00-12.00 ч., 18.00-19.30 ч. - в выходные дни. В утренний прайм-тайм радиоканал слушают преимущественно женщины предпенсионного и пенсионного возраста. Вечером в будни количество мужчин и женщин среди слушателей выравнивается, а в выходные дни среди слушателей преобладают мужчины.
В эфирной сетке “Авторадио” в будни наблюдается один более продолжительный всплеск популярности - с 11.00 до 20.00 ч., т.е. практически весь день. В выходные дни на волнах “Авторадио” популярно обеденное и послеобеденное время – с 12.00 до 16.00ч., а также вечернее время – с 21.30 до 22.30 ч. На протяжении практически всего эфира в качестве слушателей присутствуют как мужчины, так и женщины. Исключение составляет вечернее время, когда доминирует женская аудитория.
Максимальный процент аудитории “Русского радио” в рабочие и выходные дни приходится на обеденное и послеобеденное время (11.00-18.00 ч.). В эти часы среди слушателей каких-либо явных смещений по половому и возрастному признаку не наблюдается.
Приблизительно в этот же временной период (с 12.00 до 19.30 ч. в будни и с 10.00 до 18.00 ч. в выходные дни) наблюдается прайм-тайм “Нашего радио”. На протяжении всего эфира преобладает мужская аудитория возраста от 19 до 34 лет.
Радио “Адам” имеет более продолжительный всплеск популярности, приходящийся на 11.00-20.30 ч. как в рабочие, так и в выходные дни. При этом, как и на “Нашем радио” на протяжении всего эфира в качестве слушателей доминируют мужчины практически всех возрастных категорий с небольшим преобладанием слушателей 19-34 лет.
Наиболее популярное
время радиостанции “РДВ”
Второе исследование.
В декабре 2009 года авторитетная государственная компания «Всероссийский центр изучения общественного мнения» (ВЦИОМ) провела исследование аудитории радиостанций города Ижевска. Последнее исследование датировано осенью 2007 года. За минувшие два года местный рынок претерпел серьезные изменения. Из эфира исчез ряд радиостанций - «Maximum», «Эхо Москвы», «Радио NRJ», появились «Дорожное радио», «Юмор ФМ», "Маяк-FM". Ожидался приход в Удмуртию и "Вести ФМ", «Детского радио» и «Радио Алла», но пока позывные этих радиостанции не звучат в местном эфире. Но и те, кто пришли, устроили серьезный «передел» среди ижевской аудитории.
ВЦИОМ проводил исследование аудитории радиостанций с сегментацией по полу, возрасту, образованию, уровню дохода и профессиональной принадлежности. Кроме того, определялись предпочтения слушателей к музыке, ведущим эфира, рекламе на радио. Также исследователи выяснили, когда и где горожанам удобнее всего слушать радио.
Как показало исследование ВЦИОМа, от 20 до 27% опрошенных жителей Ижевска с той или иной периодичностью слушают Europa Plus, «Русское радио», Ретро ФМ, DFM. Что удивительно, их серьезно потеснили «новички» - «Дорожное радио» и Юмор ФМ. Кстати, «Дорожное», которое звучит в Ижевске всего полгода, достигло уровня «Ретро ФМ» и стало лидером по количеству привлеченных слушателей среди аудитории от 36 до 50 лет. Чуть меньше 20% респондентов всех возрастов слушают «Наше радио» и «Record». На остальные радиостанции приходится не более 15%.
Изменились и самые популярные «радио-точки». В настоящее время 64% от всех слушателей включают радио дома, еще 34% - на работе или учебе; кроме того, в личном транспорте слушают радио 27% опрошенных. Появилась и новая строчка – до 14% респондентов признались, что вынуждены слушать радио в общественном транспорте. На улице, даче, в кафе или других местах слушают радио менее 10% радиослушателей.
В категории рейтинга «профессия» также выявлены серьезные расхождения в предпочтениях слушателей, в зависимости от их социальной роли в обществе. Так, к примеру, среди руководителей предприятий и подразделений больше слушателей «Дорожного радио», затем, с большим отрывом, следуют «Ретро ФМ», «Наше радио», «DFM» и «Европа плюс», в зависимости от уровня менеджера. Очевидно, что профессия определяет и уровень дохода слушателей той или иной радиостанции: перечисленные выше радиостанции притянули к себе слушателей с самым высоким уровнем дохода на одного члена семьи, причем, лидирует в этом «Дорожное радио». «Хит ФМ», «Адам», «Русское радио» и «Моя Удмуртия» по этому показателю оказались аутсайдерами.
В силу возрастных и иных социометрических
характеристик, слушатели разных радиостанций
продемонстрировали и различное отношение
к рекламе. По данным ВЦИОМа, для 30-45% слушателей
«Нашего радио», «Моей Удмуртии», «Маяка»
реклама является раздражающим фактором;
только 8-10% аудитории этих радиостанций
оценивают ее как реального помощника
в выборе услуги. Позитивнее настроены
к рекламе слушатели «Дорожного радио»
- более 20% воспринимают ее как «помощника»;
также меньше (20-25%) оценок рекламы как
«раздражающего фактора» на этом радио
и радио «Ретро ФМ». Остальные 40-60% всей
радиоаудитории воспринимают рекламные
сообщения нейтрально.
Как вывод, можно сказать, что к 2007 году на рынке коммерческих радиостанций сформировались три основных медиагруппы, которые продолжают эффективно конкурировать и сейчас. Это «Выбери Радио», «Новое Время», «Корпорация Центр».
Заключение
Особенность информационного радиовещания в том, что оно должно стремиться к наибольшей объективности. Наиболее основными, значимыми для восприятия слушателей являются объективность, оперативность, осведомленность, доходчивость и актуальность.
Сегодня радио в структуре средств массовой информации остается наиболее оперативным. Радио обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара.
Мировая практика вещания показывает, что радио твердо обгоняет и прессу, и телевидение.
В наше время радиовещание
оказывает несомненное
А также можем сказать, что на сегодня ни один человек не может жить без информации, поэтому информация на радио занимает первое место.
Самый главный вывод в работе, заключается в том, что с 1998 года структура рынка радиовещания в Удмуртской Республике, изменился от приемущественно местного вещания к трансляциям федеральных радиостанций с ижевскими информационными и авторскими блоками и местной рекламой. К 2007-му году, эта структура окончательно сформировалась, образуя медиа группы, в которые входят несколько радиостанций.
Список литературы