Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:19, курсовая работа
Цель работы заключается в выявлении особенностей влияния пресс-службы на информированность общества.
Задачи:
Рассмотреть сферу деятельности пресс-службы;
Изучить принципы работы пресс-службы;
Определить виды предоставления информации;
Выявить способы воздействия на информированность общества.
Введение ..............................................................................................3
Глава 1. Организация деятельности пресс-службы
1.1. Сфера деятельности пресс-службы ...........................................5
1.2. Функции пресс-службы ............................................................10
Глава 2. Особенности влияния на информированность общества
2.1. Виды предоставления информации .............................................16
2.2. Способы воздействия на информированность общества..............20
Заключение ...........................................................................................26
Список литературы .............................................................................29
Пресс-служба использует в своей деятельности приёмы паблик рилейшнз (управление информацией, спин-докторинг и т. д.) и журналистики (работа с информацией, использование журналистских жанров). В связи с этим уместно говорить об амбивалентности природы пресс-службы, которая существует, по нашему мнению, на стыке взаимодействия двух ключевых субъектов массово-коммуникационной деятельности – пиара и журналистики.
Поэтому для определения собственных функций пресс-службы, мы рассмотрим функции пиара и журналистики.
Перед сравнительным анализом выделим основные группы функций пиара и журналистики. Теоретики журналистики и пиара по- разному их структурируют.
Так, С.Корконосенко систематизировал функции журналистики с точки зрения субъекта деятельности, обозначив четыре базовых субъекта: государство, общество, аудитория и корпорация.
К группе государственных функций он относит функцию агитации и пропаганды, к группе общественных функций – функции самоорганизации, коммуникативную функцию, функцию выражения общественных интересов.15
Систематизирование функций по отношению к четырём базовым субъектам публичной коммуникации, выделенное исследователем, видится нам наиболее правильным и логичным. Именно государство, общество, аудитория и корпорация являются субъекта- ми информационного пространства.
Е. Ахмадулин классифицирует функции журналистики, исходя из социально- политической организации общества, фактора общественных интересов, культурно-образовательного фактора, технико-технологических и экономических факторов, отдельно при этом выделяя информационно-коммуникативную функцию.16
По сути, в основе данной классификации уже выделенные Корконосенко базовые субъекты информационного пространства, которые мы упоминали.
Рассмотрев функции журналистики, обратимся к функциональным особенностям паблик рилейшнз. Так, А. Кривоносов обозначает две основные группы функций паблик рилейшнз: гносеологические и социологические.
Гносеологические функции характеризуют пиар как явление, способное отражать природную и социальную реальность, а также объекты идеальной природы. Социологические функции связаны со способами включения изучаемого объекта в социальную систему.
К первой группе автор относит познавательную и функцию конструирования публичного дискурса. Вторую группу он делит на адаптирующие функции (воспитательные и функции социализации), функции культурной трансформации, функции социорегуляции (информационная, целеполагающая, управленческая). 17
Принимая во внимание, что пресс-служба активно использует инструменты пиара и приёмы журналистики, выделим следующие, характерные для неё группы функций: функции социализации, реализующиеся путём распространения сведений и влияния на их восприятие, и ценностно-ориентационные функции, направленные на формирование взглядов и убеждений. К первой мы будем относить информационную, коммуникативную, просветительскую. Ко второй – идеологическую, функцию формирования общественного мнения и организаторскую.
Безусловно, главная функция любого субъекта массово-коммуникационной деятельности – информационная. Журналистика реализовывает её путем распространения достоверной и объективной информации. Информационная функция в пиаре ничего общего с объективным информированием не имеет. Речь, конечно, не идёт о прямой лжи и искажении фактов, скорее это распространения, развития, изменениях федерального или регионального законодательства.
Идеологическая функция журналистики, реализующаяся в формировании у аудитории представлений, взглядов и оценок в отношении различных явлений и сторон социальной жизни может быть выделена как ценностно-ориентационная или управляющая функция пресс-службы. Пресс-служба, по сути, формирует у аудитории нужное ей мировоззрение. Здесь же может быть отдельно выделена функция формирования общественного мнения.18
В данном случае налицо вновь нарушение принципа объективного информирования и манипулирования общественным сознанием.
Исследователи В. Пугачёв и А. Соловьёв считают, что идеологическая функция непосредственным образом связана с функцией социализации и образования. В журналистике, по их мнению, это именно так и происходит – информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах, поскольку массмедиа снабжает их знаниями и сведениями и помогает правильно сориентироваться в потоке информации. Пресс-служба, как инструмент паблик рилейшнз, активно выражает позицию своего заказчика в качестве единственно правильной, не приводя разнообразного спектра мнений и суждений.
Организаторская функция в журналистике, по мнению Е.Ахмадулина, нацелена на достижение определённых перемен в социальной практике, в поведении социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов путём анализа фактов и явлений текущей действительности, критики недостатков и рекомендаций по их устранению.
В паблик рилейшнз эта функция сводится к выстраиванию эффективных отношений со СМИ, созданию условий для взаимопонимания между субъектом и объектом информационной деятельности. И пресс-служба реализует функцию с пиар-позиций: организует пресс-конференции, брифинги, интервью ньюсмейкеров, занимается аккредитацией, разработкой и проведением информационных кампаний, создаёт журналистские пулы, зачастую пресс-служба занимается и event-менеджментом, создавая из обычной, повседневной, рутинной деятельности лидера новостные сообщения, интересные для журналистов. 19
Анализируя функции, преобразующие действительность, следует отдельно выделить управленческую функцию пресс-службы. При этом следует принять во внимание, что пресс-служба, будучи частью управленческого аппарата, выполняет эту функцию в рамках своих полномочий, управляя информационными потоками, журналистами и редакциями.
Проанализировав функциональные особенности пресс-службы, мы вынуждены констатировать, что в современных российских условиях она, к сожалению, до сих пор зачастую выступает в качестве субъекта манипулятивного воздействия на аудиторию, и не является эффективным социальным инструментом для создания равноценного диалога между властью и гражданским обществом.
Это приводит к необъективному восприятию аудиторией развития политических и социально-экономических отношений в обществе.20 Сознательное стремление многих современных пресс-служб в нашей стране представить картину дня в более благожелательном виде, чем она есть на самом деле, приводит в конечном итоге к аберрации массового сознания, что отражается на политических предпочтениях людей, степени их гражданской ответственности, создаёт нежелательные последствия для национального развития во всех сферах жизни. Таким образом, определение критериев эффективного развития пресс-службы в органах государственной власти является не только сугубо теоретической проблемой, но имеет практическую потребность для обеспечения эффективности общенационального развития России.
Проанализировав функциональные особенности пресс-службы, мы вынуждены констатировать, что в современных российских условиях она, к сожалению, до сих пор зачастую выступает в качестве субъекта манипулятивного воздействия на аудиторию, и не является эффективным социальным инструментом для создания равноценного диалога между властью и гражданским обществом.
Это приводит к необъективному восприятию аудиторией развития политических и социально-экономических отношений в обществе. Сознательное стремление многих современных пресс-служб в нашей стране представить картину дня в более благожелательном виде, чем она есть на самом деле, приводит в конечном итоге к аберрации массового сознания, что отражается на политических предпочтениях людей, степени их гражданской ответственности, создаёт нежелательные последствия для национального развития во всех сферах жизни. Таким образом, определение критериев эффективного развития пресс-службы в органах государственной власти является не только сугубо теоретической проблемой, но имеет практическую потребность для обеспечения эффективности общенационального развития России.
Глава 2. Особенности влияния на информированность общества
2.1. Виды и инструменты предоставления информации
Информационное воздействие является одним из ключевых моментов эффективной деятельности пресс-служб.21
Пресс-служба реализует свою деятельность посредством работы со средствами массовой информации и имеет базу данных средств массовой информации.
База данных средств массовой информации представляет собой список всех средств массовой информации, функционирующих в конкретном регионе. Их можно разделить на:
Основная задача пресс-секретаря организации состоит в том, чтобы об организации не только знали, но и не забывали. Вследствие этого нужен творческий подход к работе и правильное применение внутреннего информационного поля организации.
Информационным поводом может стать и удачно сказанная фраза руководителя организации, если ее верно подать. Информация должна быть подана так, чтобы она интересовала читателей, зрителей, и слушателей. Поэтому грамотно составленный информационный повод представляет собой залог успеха в деятельности пресс-службы.23
Рассмотрим главные каналы распространения информации.
Самыми существенными инструментами пресс-секретаря можно назвать ряд информационных материалов. Вот некоторые из наиболее распространенных коммуникационных инструментов:
Пресс-релиз содержит новости, предоставленные в адекватной, лаконичной и интересной форме. Пресс-релиз обычно составляется как информационная статья, изложенная на одной или двух страницах. Точно так же как в новости, первый абзац должен отвечать на шесть основных вопросов – кто, что, где, когда, почему и как.26
Подобно информационной статье, пресс-релиз пишется по принципу перевернутой пирамиды. Первый абзац содержит наиболее значимую информацию; следующие абзацы раскручивают эту информацию и дают добавочные детали в порядке убывания важности. Менее важная информация приводится в конце. Предложения и абзацы в пресс-релизе должны быть короткими, чтобы их быстро мог просмотреть корреспондент, и не должны содержать жаргона, сокращений, не разъясненных подробностей или штампов.
Журналисты, скорее всего, обратят
внимание на пресс-релизы, написанные
в стиле информационного
Стандартный пресс-релиз (или ньюс-релиз) должен включать:
Компетентно составленный пресс-релиз включает:
Анонс сходен с пресс-релизом, хотя готовится для объявления о предстоящем событии, чтобы средства массовой информации имели возможность быстро дать оценку предоставленному событию и приять решение о его освещении. Анонс так же должен отвечать на вопросы: кто, что, когда, где, почему и как. Его объём не должен превышать одной страницы.
Пресс-памятки включают в себя информацию о предполагаемых мероприятиях и пресс-конференциях. Памятки должны быть заблаговременно разосланы представителями средств массовой информации. Памятки строятся подобно пресс-релизу.
Информация о работе Влияние пресс-службы на информированность общества