Влияние средств массовой информации на современное общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:17, доклад

Описание работы

Информации в современном обществе, как показывает анализ литературы, отводится значимое место, которое она не занимала ни в традиционном, ни в модернизирующемся мире. Динамика роста объема информации такова, что ее количество удваивается каждые 20 месяцев против 50 лет во времена К. Маркса.1 Развивающееся общество требует интенсификации всех информационных процессов при широком использовании средств массовой информации (СМИ). Благодаря возрастающим возможностям СМИ информация с высокой скоростью доходит до потребителя, многократно тиражируется и активно внедряется в сознание масс.

Файлы: 1 файл

Влияние средств массовой информации на современное общество.docx

— 28.72 Кб (Скачать файл)

        Информации в современном обществе, как показывает анализ литературы, отводится значимое место, которое она не занимала ни в традиционном, ни в модернизирующемся мире. Динамика роста объема информации такова, что ее количество удваивается каждые 20 месяцев против 50 лет во времена К. Маркса.1 Развивающееся общество требует интенсификации всех информационных процессов при широком использовании средств массовой информации (СМИ). Благодаря возрастающим возможностям СМИ информация с высокой скоростью доходит до потребителя, многократно тиражируется и активно внедряется в сознание масс.

         Рост информации породил новую форму общения, которая свойственна урбанизированным территориям с большим скоплением людей, - массовую коммуникацию. Массовая коммуникация понимается как процесс производства массовой информации и ее дальнейшее распространение при непосредственном общении или с помощью СМИ на численно большие и рассредоточенные аудитории. Передача идентичной информации на значительные территории и возможность ее неоднократного и практически одновременного воспроизведения позволяет регулировать воздействие СМИ на массу - субъекта-носителя массового сознания.

        Способности СМИ существенно влиять на массовое сознание были подмечены давно. Совершенствование технических возможностей СМИ значительно расширило масштабы манипуляции массовым сознанием, которое легковерно и без труда поддается влиянию.2 Масса не имеет собственного мнения, поскольку она неприспособленна к теоретическому мышлению, поэтому в результате любое мнение в нее приходится втискивать извне и под давлением, а умелое манипулирование информацией делает возможности внушения масс со стороны СМИ практически безграничными.

         В информационную эпоху роль СМИ в формировании общественных ценностей, ориентаций и воззрений значительно возрастает. Медиа все глубже стали проникать в жизнь людей и оказывать динамичное и целенаправленное воздействие на массовое сознание. Это привело к тому, что индивиды, составляющие массу, стали жить в мире «информационных фантомов», насаждаемых СМИ.

        На современном этапе СМИ превратились из простых средств поиска, переработки и передачи информации в средства, контролирующие и трансформирующие внутренний, духовный мир человека. Вместо того, чтобы расширять горизонты развития человеческого сознания, давать ему суверенность и независимость в суждениях, современные СМИ все жестче манипулируют сознанием масс с помощью растиражированных стандартов поведения. Стараясь донести до потребителя информацию, СМИ выполняют свою важнейшую задачу - сделать так, чтобы в массовом сознании эта информация вызывала реакции, соответствующие требованиям заказчика, в лице которого могут выступать как частные лица, так и государство.

        Широкое разнообразие СМИ (телевидение, пресса, радио, Интернет), казалось бы, должно вести к индивидуализации характера, деятельности и сознания человека, давать ему возможность выбора: смотреть или не смотреть телевизор, а если смотреть, то какой канал или программу, читать или не читать прессу, слушать или не слушать радиопередачи. Но это только иллюзия, у человека нет выбора. Подавляющее число людей смотрит телевизор, те же каналы, программы и в том порядке, который утвержден регламентом программы передач. Они читают те же статьи в журналах и газетах, которые читает большинство других людей, слушает те же радиоспектакли и информационные выпуски, спеша по своим делам или отдыхая дома.3

        Массовая культура современной России базируется на подражании наиболее примитивным образцам западной поп-культуры, изначально подгоняется под нетребовательный вкус обывательской аудитории, эксплуатируя одни и те же сюжеты, оттесняя на задний план жанры и достижения высокой культуры. Телевидение, пропагандируя и навязывая населению массовую культуру, предопределяет тем самым его жизненные горизонты, занижает и примитивизирует культурные потребности.

        В этом смысле весьма показательна ситуация с вещанием телеканала «Культура». По данным Фонда «Общественное мнение» (октябрь 2010 г.)4, прием телеканала «Культура» доступен 59% опрошенных. Однако в рейтинге телеканалов он занимает далеко не первое место, уступая таким каналам, как «Россия», ОРТ, НТВ, СТС, «Спорт», ТНТ. Лишь 8% россиян ответили, что им нравится этот телеканал. При этом симпатии к каналу «Культура» в большей степени выразили телезрители, имеющие высшее образование (20%), с доходом более 6000 рублей (15%), проживающие в Москве (31%), мегаполисах (8%) и больших городах (11%).

        Навязывание насилия и преступных моделей поведения с экранов телевидения стимулирует распространение атмосферы реального насилия в обществе, семье, человеческих отношениях, исподволь размывает критерии моральной дозволенности. Отсутствие воспитательного противодействия разлагающему влиянию СМИ усугубляет нравственные проблемы общества на всех уровнях, во всех социальных слоях. Если традиционно насилие и противоправное поведение связывались с принадлежностью к «социальному дну», ассоциировались с темнотой и необразованностью, то в настоящее время мы сталкиваемся с ростом преступности, насилия, жестокости в среде образованных, занимающих достаточно высокое социальное положение, материально обеспеченных людей.

        Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин «телевизионное насилие» давно используется в научной лексике и объединяет в себе демонстрацию нанесения  повреждения или ущерба персонажам телевизионных программ или фильмов. С одной стороны существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют: просмотр сцен насилия в телепрограммах и фильмах связан с последующей агрессией. Было доказано, что теленасилие может стать причиной кратковременного возбуждения и так званых «эффектов моделирования». Давайте вспомним известный фильм Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы». После его выхода по миру прокатилась волна грабежей, разбоев, убийств, содеянных молодыми людьми, которые утверждали после ареста, что подражали героям этого фильма. В то же время не менее авторитетные ученые своего времени, использовав причинно–последственные статистические модели,  не получили ни одного свидетельства существования связи между употреблением теленасилия и последующими изменениями агрессивности поведения. Мы полагаем, что между теленасилием и последующей агрессией имеет место причинно-следственная зависимость. В первую очередь это касается подростков и молодежи.

        СМИ являются также источниками пошлой информации, порнографии. Телевидение транслирует множество эротических фильмов, которые опошляют чувство любви, развращают современную молодежь. Страшно то, что эту пошлость, нечистоту мы видим не только по телевизору, но и в газетах, журналах, в сети Интернет – везде. Можно проследить негативное воздействие телевидения на половую жизнь подростков. Ценности, нормы и стереотипы половой жизни, которые транслируют СМИ, очень часто далеки от реальности, ориентируют молодых людей на бесправные половые связи, которые не опираются на взаимные чувства любви и ответственности, провоцируют и стимулируют  и без того повышенную подростковую сексуальность.

        Телевидение мощно влияет на смысложизненные ориентации учащейся молодёжи, задаёт и продвигает стандарты красивой жизни.

 

        Телевидение сильно воздействует на поведения молодёжи, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки.

        Достаточно посмотреть на предлагаемые аудитории российским телевидением программы и сериалы, чтобы убедиться в том, что едва ли не основным мотивом игровых и неигровых форм поведения медиаперсонажей являются материальные ценности. Результатом этого становится деформация системы ценностей, в том числе ценностей трудовых. Еще в 1999-2001 гг. исследователи зафиксировали наличие так называемой «ориентации на незанятость» среди различных возрастных групп, в том числе среди выпускников высших и средних специальных учебных заведений. У них сформировалась тенденция к компенсации сложностей официального трудоустройства путем комбинирования безработицы и случайных подработок, которые рассматривались как более приемлемая и эффективная форма занятости. А в молодежной среде ориентация на незанятость сопровождается усилением установок на «ничегонеделание», развлечение, получение удовольствия, становящихся альтернативой трудовой деятельности, которая расценивается не иначе, как «неизбежное зло».5 В современных условиях экономического развития молодежь отказывается «пахать за копейки», выбирает «легкую», «не трудную работу», «немного работы» и предпочитает ежедневному будничному труду праздное времяпрепровождение. А основным критерием для выбора приемлемой работы является доход. Эти трудовые установки соседствуют с потребительскими стандартами жизни у молодежи, в структуре жизненных целей которых преобладают материальные блага – шикарный автомобиль, квартира, дача. Все это происходит под влиянием телевиденья.

        В контексте рассмотрения сущности влияния современных СМИ необходимо также рассмотреть влияние рекламы на сознание человека.

        Реклама - это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Общественная потребность в рекламе появляется там, где потребитель имеет выбор, свободен делать его. Реклама развивается тем интенсивнее, чем шире становится выбор товаров и услуг. Сейчас ее можно увидеть и услышать повсюду: по телевидению, радио, в печати, а так же через наружные средства массовой коммуникации. Реклама оказывает большое влияние на потребителя в выборе товаров.

        Реклама внедряет в сознание людей этот рекламный образ, который в дальнейшем становится стереотипом. Через него легче воздействовать на потребителей. Творческие подходы могут быть разными. Реклама внушает мысли о том, что приобретение тех или иных товаров сделает человека более счастливым, более привлекательным или будет способствовать более высокому статусу в обществе.

        Своя  роль, предназначение и у газеты. Она возникла как средство удовлетворения потребности людей в информации.

        Типологическая система газетных изданий в России непрерывно развивается и изменяется. Выявились основные направления и тенденции этих изменений. Одна из них – возникновение новых типов газет. Это связано, в частности, с использованием в журналистике новых технологий. С обращением к Интернету и образованием всемирной электронной сети возникла сетевая журналистика. Вскоре это привело к появлению различных видов сетевых периодических изданий, прежде всего сетевых газет и журналов. Пользователи Интернета могут получать информацию, обращаясь к сетевой газете, в одной из двух ее версий. Первая – это электронная версия бумажной газеты, ничем или почти ничем от нее не отличающаяся. Вторая быстро развивающаяся версия – самостоятельная сетевая газета со всеми ее специфическими особенностями.

        Вседоступность газеты как средства общения, обмена информацией и ее получения обеспечивает ее демократичность, возможность пользования её услугами любого члена общества. А такое специфичное качество газеты, как ее универсальность – стремление отображения в ней всех сторон жизни, интересующих личность и общество, привлекает к ней.

        Становясь средством масштабного коллективного общения, газета раскрывает возможность аккумуляции массовых настроений, инициации различных психоэмоциональных состояний общества в целом и его частей, а также информирования об этих состояниях. Она способствует определению общественных позиций людей, оформлению массового сознания, его изменений. Вместе с другими СМИ она становится не только средством формирования мнения личности и общественного мнения, но и его выражения.

        Велика роль газеты как социального посредника, института, устанавливающего связи между всеми частями и элементами общества. Она раскрывает перед любой общественной группой, любой социальной структурой возможность обращения к другим членам общества, установления контактов с ними. Для этого достаточно создания газеты, оповещающей о взглядах, позиции, программе такой группы. Особое значение в связи с этим получает роль газеты как инструмента управления обществом.

        Ошибочно широко бытующее суждение, что пресса есть выражение общественного мнения. Пресса всегда и везде имела хозяина. В лучшем случае пресса может выражать интересы группы людей - издателей газеты, но отнюдь не общественное мнение.

        Официальная пресса не всегда является достоверным источником по всему комплексу вопросов социально-экономического, политического, культурного развития страны. Появившиеся в последние годы исследования аргументировано и на большом количестве примеров доказывают, что в официальной печати имелют место значительные искажения фактов, дат, цифр в угоду той или иной идеологической необходимости. Во многих публикациях допускаются неточное цитирование, изменение смысловых ударении, использование выдернутых из контекста фраз, искажения или прямая подтасовка фактов деятельности и биографии. Все подобные публикации носят ярко выраженный эмоционально-идеологический.

        Кроме информирования населения СМИ удовлетворяет и многие другие духовные потребности. Неслучайно сегодняшние СМИ – это четвертая власть. Это оценка силы влияния и воздействия СМИ на умы, волю, чувства. К сожалению, сегодняшние СМИ (книги, газеты, журналы, радио, кино, телевидение, компьютер) часто становятся проводниками массовой культуры. Массовая культура противостоит элитарной (высокой, классической). Последняя требует от ее создателя и потребителя подготовки, образования, умений, таланта. Она в результате развивает и совершенствует человека, предлагая изысканные, совершенные образы, образцы, формы и т.д. Массовая культура, которая всегда была на периферии, а сегодня выходит на первый план, не требует образования, больших усилий, таланта. Рано или поздно человек, находящийся в плену у массовой культуры, начинает духовно деградировать. Идеал массовой культуры – человек, являющийся «машиной потребления, удовольствия, развлечения».

        Для этого разжигают самые низменные, примитивные инстинкты стяжательства, превосходства над другими, сексуальные, пищевые, игровой азарт. Все это делает человека рабом низменного, уродливого, плотского, полуживотного, жестокого, эгоистичного. Это выгодно наиболее богатым людям, которым во имя собственного кошелька необходимо чтобы человек потреблял огромное количество ненужных для него благ и услуг, многие из которых вредят его телу и психике. Человек должен покупать многое ради престижа. Для этого в СМИ много зомбирующей рекламы, которая негативно воздействует на подсознание человека. И поэтому почти все СМИ в руках у самых богатых людей мира, которые негативно влияют на остальное население мира. Поэтому человек должен быть очень избирательным и привередливым по отношению к СМИ, должен уметь отказаться от того, что ему навязывают, поскольку это ему повредит.

Информация о работе Влияние средств массовой информации на современное общество