Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 12:56, курсовая работа
Цель работы: изучить характер взаимодействия между органами государственной власти и средствами массовой информации.
Задачи работы:
изучить черты и функции средств массовой информации;
рассмотреть и проанализировать формы взаимодействия средств массовой информации и органов государственной власти в России и за рубежом.
Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Взаимодействие органов власти со средствами массовой информации………………………………………………………………………..4
Понятие и функции средств массовой информации……………………………..…….…………………………………...4
Модели взаимодействия средств массовой информации и органов власти………………………….……………..........................................................6
Заключение……………………………………………………………………..….9
Литература……………………………………………………………………….10
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Взаимодействие органов
власти со средствами массовой информации……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Масштабные трансформации,
происходящие в последние десятилетия
во всех сферах общественной жизни: политике,
экономике, культуре, коммуникации, связанные
с формированием единого
Общепризнанно, что от взаимодействия государственной власти и СМИ во многом зависят темпы развития гражданского общества и политической системы в целом. На сегодняшний день у российской государственной власти как на центральном, так и региональном уровне отсутствует целостная информационная политика. Это влияет не только на взаимоотношения со СМИ, но и на ход демократических преобразований, приводит к снижению уровня политической культуры общества.
Для условий современной России эта тема актуальна также потому, что глобальное распространение масс-медиа расширяет возможность политического участия населения во власти и способствует включению России в мировое сообщество новых политических коммуникаций. Технико-технологические реалии современного общества превращают средства массовой информации из инструмента, контролируемого властью, в самостоятельную политическую силу, что требует пересмотра их места и роли в политическом процессе. В силу перечисленных причин вопрос взаимодействия государственной власти и средств массовой информации представляет большой интерес для современной науки и практики, что и послужило основанием для обращения к исследованию заявленной проблемы.
Цель работы: изучить характер взаимодействия между органами государственной власти и средствами массовой информации.
Задачи работы:
Глава 1. Взаимодействие органов власти со средствами массовой информации
Средства массовой информации – один из важнейших институтов современного общества. Огромная роль их в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Средства массовой информации представляют сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов.
В Федеральном законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации».
Средства массовой информации на практике реализуют фундаментальные права человека – на информацию, на свободу политического выбора, на гласное выражение своей позиции. Федеральный закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» закрепляет право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, их должностных лиц».
С уверенностью сегодня можно сказать, что массовый охват средств массовой информации привел к тому, что эти средства стали:
Кроме этого, следует отметить следующие отличительные черты средств массовой информации:
Средства массовой информации отличаются оперативностью распространения информации, способностью проникать во все социальные общности, профессиональные, возрастные и другие группы. В своих репортажах и комментариях средства массовой информации могут обратить внимание общественности на стороны деятельности правящих кругов, играют роль в ограничении власти и конкретных действий.
Рассмотрение особенностей средств массовой информации будет неполным без изучения их функций. Функции средств массовой информации разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций.
Выделяют следующие функции средств массовой информации:
Круг политических функций средств массовой информации не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые выделяют такие функции, как инновационная – проявляющаяся в инициировании политических изменений, путем постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативная функция состоит в обслуживании средствами массовой информации политики, определенных партий и ассоциаций; функция формирования общественного мнения.
В целом можно сказать, что печать, телевидение и радио продуцируют и распространяют политическую информацию. Именно те знания, нормы и ценности, усвоение которых необходимо и достаточно для рекрутирования в политику, для сознательного и действенного участия в политической жизни. Без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в потоке противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. Средства массовой информации позволяют ему выйти за рамки индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики. В этом главная отличительная черта средств массовой информации как политического института.
Итак, средства массовой информации, с одной стороны, выступают как неформальный орган власти. С другой стороны, как институт гражданского общества.
Изучая взаимодействие СМИ и властных структур очень важно четко понимать цели этого процесса. СМИ, включаясь во взаимодействие с властными структурами, преследуют цель удовлетворения информационных потребностей, как отдельной личности, так и общества в целом, публичного выражения общественных интересов; с другой стороны, деятельность СМИ направлена на получение дохода от реализации своей аудитории (рекламодателям или спонсорам, в том числе и органам власти). Таким образом, мы можем утверждать, что взаимодействие СМИ и власти носит достаточно противоречивый характер в силу различной направленности их деятельности и наличия у них особых интересов.
В современной науке существуют
различные классификации
Либертианская модель предполагает, что распространение информации доступно для граждан без предварительного разрешения или лицензии, а критика власти не является наказуемой. Кроме того, данная модель подразумевает независимость журналистов, отсутствие цензуры, а также отсутствие ограничений для распространения материалов СМИ через госграницы.
Модель социальной ответственности. В соответствии с данной моделью средства массовой информации в своей деятельности должны выполнять определенные обязательства перед обществом. Это, прежде всего, означает, что публикуемые материалы должны соответствовать профессиональным стандартам информативности, точности, объективности и сбалансированности. Деятельность масс-медиа саморегулируется посредством правовых норм и соответствующих институтов. СМИ выражают различные точки зрения и предоставляют возможность ответа на критику. Вместе с тем, возможно вмешательство в деятельность средств массовой информации - это может быть оправдано необходимостью обеспечения общественной безопасности. Журналисты являются ответственными как перед обществом, так и перед работодателем. Деятельность масс-медиа не должна прямо или косвенно способствовать проявлению насилия, общественным беспорядкам, оскорблению меньшинства.
Модель демократического участия. Данная модель предполагает, что граждане должны иметь право на использование СМИ в собственных интересах. При этом ни сами средства массовой информации, ни содержание их материалов не могут быть подчинены центральному политическому или бюрократическому контролю: масс-медиа служат, прежде всего, своей аудитории, а не организациям. Социальные группы имеют возможность реализации своих информационных потребностей, а в идеале владеют своими собственными СМИ.
Советская модель. Деятельность средств массовой информации в соответствии с данной моделью осуществляется на основе принципа партийности в идеологической деятельности. Масс-медиа находятся в государственном ведении и не могут принадлежать частным владельцам. Деятельность журналистов осуществляется в соответствии с решением задач экономики, культуры, воспитания людей. Функционирует явно выраженная система дозирования информации, цензуры и санкций по отношению к институтам массовой информации со стороны партийно-государственных органов.
Авторитарная модель. Главный принцип данной модели: деятельность СМИ не должна приводить к подрыву существующей власти. В средствах массовой информации не может быть критики доминирующих политических и моральных ценностей. Данными принципами оправдывается наличие цензуры. Критика властей, входящая в противоречие с господствующей политической линией и моральными установками, может квалифицироваться как уголовное преступление. Журналисты и другие профессионалы не являются независимыми внутри организаций массовой информации.
Модель развивающихся стран. В рамках данной модели СМИ своей деятельностью должны способствовать достижению целей национально-государственного строительства. Свобода средств массовой информации может быть ограничена в связи с приоритетами в экономике и потребностям развития общества в целом. Приоритетными должны быть материалы, способствующие развитию национальной культуры. В информационных сообщениях акцент должен быть сделан на развивающихся странах, близких в экономическом, культурном или политико-экономическом плане. Журналисты обладают как свободой, так и ответственностью при сборе и распространении информации. Государство может обосновывать интересами национального развития право на введение ограничений и цензуры в отношении деятельности СМИ.
Взаимодействие СМИ и власти носит достаточно противоречивый характер в силу различной направленности их деятельности и наличия у них особых интересов.
Сегодняшняя модель взаимодействия федеральной власти и СМИ, когда основные центральные информационные каналы подконтрольны государству, характеризуется тем, что большинство существующих медиа с видимым энтузиазмом работают в рамках данной схемы. Очевидно, что это связано в первую очередь с экономической выгодой СМИ, так как в стране нет значимой оппозиции, обладающей значительными финансовыми ресурсами. Существующая авторитарная модель выгодна власти, и, судя по всему, одобряется населением, которое в большинстве своем поддерживает действующую власть.
Информация о работе Взаимодействие органов власти со средствами массовой информации