Защита детей от вредного воздействия СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

Социализация осуществляется в семье, школе, на работе; мощными средствами социализации выступают СМИ; в процесс социализации включается передача социального опыта человека; наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека.
Целью исследования является выявление степени влияния средств массовой информации на социальное развитие ребенка.
Средства массовой информации являются одним из факторов, обуславливающих развитие личности человека, особенности и характеристику его когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей. Развитие психологических черт личности во многом зависит от правильно организованного досугового процесса младших школьников родителями и учителем с учётом их индивидуально-личностных и возрастных особенностей. [ 5 ]

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1 Роль средств массовой информации на социальное развитие школьников...3
Понятие о СМИ………………………………………………………………3
Средства массовой информации - как фактор социализации школьника..5
Средства массовой информации для детей………………………………..7
2 Влияние СМИ на социальное развитие детей младшего возраста…..….11
2.1 Положительное влияние средств массовой информации на процесс
воспитания школьников…………………………………………………………11
2.2 Негативное влияние современных СМИ на развитие детей…………......16
3 Защита детей от вредного воздействия СМИ……………………………..19
3.1 Проблемы защиты детей от вредного воздействия СМИ ………………..19
3.2 Советы родителям для предупреждения негативного влияния
СМИ на ребенка…………………………………………………….……………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

СМИ КУРСОВАЯ.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...2

1 Роль средств массовой  информации на социальное развитие  школьников...3

    1. Понятие о СМИ………………………………………………………………3
    2. Средства массовой информации - как фактор социализации школьника..5
    3. Средства массовой информации  для детей………………………………..7

2     Влияние СМИ на социальное развитие детей младшего возраста…..….11

2.1  Положительное влияние  средств массовой информации  на процесс 

воспитания школьников…………………………………………………………11

2.2  Негативное влияние современных СМИ на развитие детей…………......16

3     Защита детей от вредного воздействия СМИ……………………………..19

3.1 Проблемы защиты детей от вредного воздействия СМИ ………………..19

3.2 Советы родителям для предупреждения негативного влияния

СМИ на ребенка…………………………………………………….……………21

Заключение……………………………………………………………………….24

 Список  использованных источников……………………………….………….25

Введение

 

Обеспечение информационной безопасности страны невозможно без создания оптимальной  системы средств массовой информации, призванной доводить социально значимую информацию до самых широких слоёв населения страны.

Проблема социализации была актуальна  вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Обязанность государства создать ребенку «социальную ситуацию развития», среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.

Социализация осуществляется в  семье, школе, на работе; мощными средствами социализации выступают СМИ; в процесс  социализации включается передача социального опыта человека; наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека.

Целью исследования является выявление  степени влияния средств массовой информации на социальное развитие ребенка.

Средства массовой информации являются одним из факторов, обуславливающих развитие личности человека, особенности и характеристику его когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей. Развитие психологических черт личности во многом зависит от правильно организованного досугового процесса младших школьников родителями и учителем с учётом их индивидуально-личностных и возрастных особенностей. [ 5 ]

1 Роль средств массовой информации на социальное развитие школьников

 

    1.   Понятие о СМИ

 

 Средства массовой информации (СМИ) – методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают или распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории. [17]

К СМИ относятся периодическая  печать (пресса), радио и телевидение. Их история различна по длительности, различаются и их назначения, и каналы воздействия на аудиторию. Так, европейская пресса ведет отсчет времени лишь с 17 века, когда впервые появилась коммерческая газета, а появление массовой газеты в США относится к 1833 году. Радио как средство массовой информации имеет 75-летнюю историю, телевидение – 50-летнюю. При этом именно так называемые «электронные средства массовой информации» приобретают все более важное значение в современном обществе. [17]

СМИ обеспечивают регулярность и тиражирование информации и  благодаря этому являются мощным механизмом воздействия на массовую аудиторию. Любопытно, что в недрах технологического процесса созревает противоположная тенденция, которая направлена на то, чтобы сделать эффективной не столько массовую, сколько межличностную и даже внутриличностную. Телевидение, как и радио, имеет возможность реализовывать опосредованную межличностную коммуникацию, включая в программы различного рода популярные интервью и беседы. Для внутриличностной коммуникации предлагаются телетекст и видеотекст. Телетекст дает возможность получить информацию, заложенную в компьютер, и даже осуществить обратную связь с другими получателями информации. Компьютерные видеоигры и программы предназначены для индивидуального пользования, равно как и видеодиски, использующие лазерную технику. Эти нововведения видоизменяют природу СМИ и расширяют их функции в следующих направлениях. Во-первых, это децентрализация, т.е. создание условий, когда выбор программы зависит в большей степени от потребителя; во-вторых, увеличение объема информационных программ (благодаря кабельному и спутниковому телевидению); в-третьих, возможность интерактивности – взаимодействие через обратную связь для обмена информацией. [3]

Важным условием функционирования массовой коммуникации является социальная значимость передаваемой информации. Наряду с социальной актуальностью смысловой информации большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно «ожидает» оценочную информацию. Это ожидание объясняется тем, что СМИ, как социальные институты, имеют статус официального источника информации, к которому массовая аудитория имеет доверие. Истинность смысловой информации трудно проверить, может быть, поэтому аудитория столь чутко прислушивается к оценочной информации, которая отражает преобладающие мнения в обществе. Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и насколько регулярна. Известно, что информация, которая тиражируется при помощи СМИ, находящихся либо под контролем государства, либо во владении частных хозяев, отражают интересы владельцев и их мировоззрение. [3]

Влияние СМИ на общество не однозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ.

С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования  порождает дурной вкус у потребителей массовой культуры.

Содержание массовой коммуникации оказывает большое влияние на аудиторию в самых разнообразных  формах. Это может быть обучение, убеждение, внушение и т.п. [22]

 

    1. Средства массовой информации - как фактор социализации школьника

 

Социализация - непрерывный  и многогранный процесс, который  продолжается на протяжении всей жизни человека, к нему относятся как социально определенные, направляемые и контролируемые обществом факторы (воспитание, обучение), так и факторы, возникающие стихийно, спонтанно. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Различают макро (от греч. makros "большой"), мезо (mesos "средний") и микро (mikros "малый") факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы - экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации. [11]

К мезофакторам относятся формирование этнических установок, влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок, тип поселения.

К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое-многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и вступает в непосредственный контакт. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом. Микрофакторами социализации принято считать: семью, школу, друзей, средства массовой информации. [11]

Каждое образовательное учреждение имеет определенные границы своих  возможностей в решении проблемы социализации. Эти возможности увеличиваются, если учреждение осуществляет свою деятельность в единстве с другими факторами. Но, несмотря на множественность факторов социализации, существует проблема "рассогласованности" воздействий родительской семьи, школы, молодежных организаций, неформального общества сверстников и средств массовой коммуникации. Чтобы координировать усилия этих компонентов социального взаимодействия подростков, нужно четко представлять себе возможности и тенденции развития каждого из них. [9]

Средства массовой информации - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения информации для массовой аудитории. Среда современного подростка в некоторых случаях перевешивает влияние учителей и родителей. Однако и среда человека, в которой происходит воспитание, существенно изменилась. В неё вошли средства массовой информации, которые проникли в различные сферы его жизни. Такие факторы как телевидение, видео, компьютеры и прочие средства массовой информации, предоставляя разнообразную информацию в наглядном изображении, громадному числу людей обладают огромным воспитательным потенциалом. По мере развития спутниковой связи, информационных технологий, Интернета средства массовой информации становится важным фактором не только постоянных изменений в нашем образе жизни, но и существенным средством воспитания подрастающих поколений. Средства массовой информации оказывают неоднозначные влияния на нравственное сознание и поведение школьников, их взаимоотношения. Влияние средств массовой информации на школьников в процессе их развития отражается в их стремлении к активному подражанию киногероям, в богатстве воображения и чутком восприятии наблюдаемых событий. Склонность подростка к фантазии, замене реальной жизни воображаемыми событиями в которые он сам начинает искренне верить, так же небезобидны, что становится фактором часто возникающих проблем в социализации. Рассматривая средства массовой информации как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей. Которые составляют аудиторию того или иного конкретного средства массовой информации - читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных компьютерных сетей. Центральные газеты, радио "Россия", кабельное телевидение, многочисленные сельские и районные газеты, телекомпании, которые передают свои программы на весь мир - все это позволяет рассматривать средства массовой информации как факторы воспитания. Таким образом, на социализацию человека влияет множество разных факторов. Это - экологические, демографические, экономические, социально-политические, семья, друзья, средства массовой информации, образовательные учреждения и другие факторы. В зависимости от того, в каком окружении находится человек, такое и воспитание получает он. Факторы могут влиять на детей и подростков как положительно, так и отрицательно в зависимости от силы воли, которая у каждого индивидуальная. [6]

 

    1.   Средства массовой информации  для детей

 

Воздействие средств  массовой информации на развитие личности подростка сегодня крайне противоречиво: с одной стороны, происходит расширение кругозора и любознательности, но и, с другой стороны, можно отметить растущее влияние компонентов, которые негативно сказываются на воспитании личности.

На примере телевидения  обозначим комплекс проблем, которые  стали особенно острыми:

Усиление воздействия  рекламы на воспитание личности;

Вытеснение "взрослой" субкультурой детской субкультуры, снижение количества и качества передач для подростков;

Вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры;

Снижение художественного и  интеллектуального уровня ряда передач для подростков;

Сегодня для России особенно остро  необходимо создание специальных каналов  и проектов, развивающих подростковые средства массовой информации. [20]

Телеканал карусель «Карусель» — общероссийский телевизионный канал для детей и юношества. Совместный продукт «Первого канала» и ВГТРК. Начал вещание 27 декабря 2010 года в 5 часов утра по московскому времени. Детско-юношеский канал создан на базе телеканалов «Теленяня» (ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть») и «Бибигон» (ФГУП ВГТРК). Ранее президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ об объединении с 27 декабря 2010 года «Теленяни» и «Бибигона» в единый детско-юношеский канал.

Телеканал "Бибигон", был призван  быть источником полезной и занимательной информации для детей от 4 до 17 лет. Телеканал предлагал серию передач, способствующих просвещению и становлению личности ребенка. Вниманию юных зрителей представлялись программы по развитию речи, духовной и физической грамотности, а также ряд развлекательных программ. Примечательным и приятным фактом являлось соотношение зарубежных и отечественных телепередач на "Бибигоне". Российские мультики и шоу-программы транслировались почти в 2 раза больше, чем иностранные.

Телеканала "Теленяня", был рассчитан  исключительно на детскую и подростковую аудиторию. Это был первый проект такого рода в России.

Финансирование этого канала осуществлялось целиком за счет средств "Первого канала", и уже прорабатывается проект второго детского телеканала, но рассчитанного на более взрослую аудиторию. В сетку вещания "Теленяни" вошли игровые шоу, направленные на развитие творческих навыков, познавательные программы и интеллектуальные викторины, а также художественные и мультипликационные фильмы. Хронометраж большинства программ составляет 15-20 минут. Подготовка программ для аудитории проходило по особой концепции - с привлечением психологов. Программы "Теленяни" безопасны для психического здоровья малышей. Прежде чем закупать, к примеру - западные анимационные фильмы, их предварительно тщательно тестируют. Телеканал вещался круглосуточно без рекламы.

Информация о работе Защита детей от вредного воздействия СМИ