Великие женщины древней Руси

Дата добавления: 05 Декабря 2015 в 11:58
Автор работы: n*******@mail.ru
Тип работы: реферат
Скачать архив (205.38 Кб)
Файлы: 1 файл
Скачать файл  Просмотреть файл 

Реферат история.docx

  —  208.37 Кб

167  ПРП. Вып. I. УЯ. Ст. 2. С. 259; Прил. к РП. Статьи из «ЗаконаСудного людем»   (далее: ЗСЛ). С. 211; МДРПД. XI. Ст. 12. С. 66;ЦГАДА, ф. 381, № 227, л. 339 об.

168  Lewicki Т. Ze studiow nad zrodtami arabskimi // Slawia antiqua.1952/1953. T. III. S,   142-143; ЗСЛ  Краткой  редакции. М.,  1961.С. 106; ЗСЛ Пространной редакции. М., 1961. С. 141 («...да продастьсяотрок, имение его девици»); Мерило Праведное по рукописи XIV в.М., 1961. С. 658; Закс В. А.   Правовые обычаи и представления в Северо-Западной  Норвегии  XII —XIII   вв.//Скандинавский  сборник.Т. XX. М., 1975. С. 43.

169  МДРПД. Vila. Ст. 51, 52. С. 47; AGZ. Т. XI. N 1720; Т. XIV.N 1236, 2278.

170  ПРП. Вып. I. УЯ. Ст. 1, 5. С. 259-260; МДРПД. Vila. Ст. 52.С. 47.

171  ПРП. Вып. II. Договор 1189-1199 гг. Ст. 6, 8. С. 125; ЦГАДА,ф. 381, № 153 (3), л. 294; МДРПД. XXIV. Ст. 16. С. 141; XXVI. Ст. 28.С. 151.

172  ПРП. Вып. I. УЯ. Ст. 28. С. 269; Щапов Я. Н. Древнерусскиекняжеские уставы XI—XV вв. М., 1976. С. 207; Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. I. С. 126-127.

173  ЗСЛ Краткой редакции. С. 71; AGZ. Т. XIV. N 1343, 1488.

174  МДРПД. XI. Ст. 28. С. 70; ЦГАДА, ф. 381, № 227, л. 342;ПРП. Вып. I. УЯ. Ст. 41. С. 270; ПСГ. Ст. 94. С. 98.

175  ПРП. Вып. I. УЯ. Ст. 42. С. 270; РП. Ст. 106. С. 119; ПСРЛ.Т. III. С. 54; Т. V. С. 182; НГБ (1962-1976). № 415; Янин В. Л.Я послал тебе бересту... М., 1967. С. 179—180.

176  НГБ (1955). № 156. С. 36. А. В. Арциховский видел в Завидечеловека жестокого, ответившего мужу пострадавшей:  «Жалко, чтосовсем не замучили, до смерти» (там же). Л. В. Черепнин видел в Завиде  равнодушного  человека  из судебно-административного  аппарата, официально сообщившего мужу, что жену не пытали. См. также:ПРП. Вып. I. РП. Ст. 71-72. С. 81-82.

177  Такую трактовку слова «мучить» дал М. Н. Тихомиров (см.:Тихомиров М. Н, Пособие для изучения Русской Правды. С. 155).

178  ПРП. Вып. I. РП. Ст. 45-46. С. 112-113; УЯ. Ст. 8. С. 267;Ст. 53. С. 271; РИБ. Т. VI. Ст. 69-70. С. 41-42.

179  МДРПД. I. Ст. 12. С. 10; VII. Ст. 14, 44, 45, 61. С. 45-47;XI. Ст. 29. С. 70; XIX. Ст. 138. С. 127; ПРП. Вып. I. УЯ. Ст. 18-26,37. С. 268-269.

180  ПРП. Вып. I. УЯ. Ст. 39-40. С. 269-270; Служебник с Требником XV в. Соф. б-ки // РО ГПБ, F. п. 1, № 875, л. 133-133 об.;Требники XV в. // РО ГПБ, Соф. б-ка, № 875, л. 134; РО БАН, Ар-

241

 

 

хан. Д.-73, л. 44; Сбор. рук. XV в. // РО ГПБ, F. п. 1, № 729, л. 174-174 об.

181 ПРП. Вып. I. УЯ. Ст. 30-32, 34. С. 269; Требник XV в. //РО БАН, Архан. Д.-73, л. 44 об.; РИБ. Т. VI. Вопрошание Кирика.Ст. 92. С. 48; ГВНП. № 31. С. 61.

182 ПРП. Вып. I. РП. Ст. 7. С. 109. Аналогии  можно найти и впольско-литовском    праве    (Makarjewicz   I.    Polskie    prawo   karne.Lwow —Warszawa, 1919. S. 75).

183 ПСРЛ. Т. П. С 293, 564 (под 1173 г.); НПЛ. С. 252  (под1215 г.); МДРПД. I. Ст. 10. С. 8.

184 ПРП. Вып. II. ПСГ. Ст. 1. С. 286; Ст. 16. С. 288; Вып. I. РП.Ст. 121. С. 136-137.

185 Ограничения процессуальной  дееспособности женщин в сфереимущественных  отношений см.: Пушкарева Н. Л., Левина  Е. (США).Женщина в средневековом  Новгороде XI—XV вв.//Вестник МГУ.Сер. История. 1983. № 3. С. 78-89.

186 Прп   Вып  j   ув  Ст  7  с 238. В отличие от русских земельв европейских странах женщины не могли принимать участия в судебных поединках {Lesmsky В. Op. cit. S. 190; Rafacz I. Dawny procesPolski. Warszawa, 1925. S. 176).

187 ПРП. Вып. П. ПСГ. Ст. 36. С. 291; НСГ. Ст. 18. С. 214; Ст. 16.С. 214; ПСГ. Ст. 53. С. 293.

188 Мейчик Д. М. Грамоты  и другие акты XIV—XV вв. Московского архива Министерства юстиции. Кн. 4. М., 1884. № IV (1). С. 109;АЗР.Т. 1.№ 163.С. 185; РИБ. Т. XXXII. Ч. I. Пг., 1915. №81. С. 132-137; АСЭИ. Т. III. № 475. С. 457.

189 ААЭ. Т. I. № 14. С. 10 (под 1398 г.).

190 См.: Сергеевич В. И. Лекции  по истории русского права.СПб., 1890. С. 571; Андреев В. Ф. Новгородский частный акт XII —XV  вв. Дисс...  канд.   ист.  наук. Л.,   1980. С.   117—118;  Archivumksigzat Lubartowiszow w Stawucie. Т. I. Lwow, 1887. N 139. S. 112.

191 ГВНП. № 174. С 215; № 275. С. 275.

192 АСЭИ. Т. I. № 269. С. 194-195; Т. П. № 153а. С. 90; Т. I.№ 73. С. 65; АФЗХ. Ч. I. № 30. С. 49.

193 АСЭИ. Т. III. № 118. С. 155; Т. I. № 340. С. 246; № 387. С. 290.

194 АСЭИ. Т. III. № 477. С. 461; № 489. С. 470.11)5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 16. С. 383.

196 См.: Энгельман И. О приобретении  права собственности на землю  по русскому праву. СПб., 1859. С. XXV —XXXI; Winarz А. Polskie prawo dziedziczema kobiet. S. 760; Дубакин  Д. Н. Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления «Домостроя». С. 158.

Глава IV (с. 155-176)

' ПСРЛ. Т. XXV. С. 487 (под 1365 г.); НГБ (1952). С. 45. № 43 (XIV в.).

Житие Февронии муромской XIII в. // Памятники старинной русской литературы, издаваемые Г. Г. Кушелевым-Безбородко. Т. I. СПб., 1860. С. 32; ПВЛ. Ч. I. С. 25 (под 907 г.); ПРП. Вып. I. УЯ. Ст. 26. С. 261; ПСРЛ. Т. VIII. С. 20 (под 1373 г.). См.: Арцихов-ский А. В. Русская одежда X—XIII вв. // Доклады в сообщения Исторического факультета МГУ. Вып. 3. М., 1945. С. 3; Сабурова М. А. Стоячие воротники и «ожерелкн» в древнерусской одежде // Средневековая Русь. М., 1976. С. 226—227; Аристов Н. Промышленность Дреявей Руси. СПб., 1866. С. 134.

242

 

 

3 Миниатюру из Изборника  Святослава 1073 г. см.: Древняя одежда  народов Восточной Европы. М., 1986. Цв. вкл

* См.: Рыбаков Б. А. Русалии  и бог Симаргл-Переплут // СА. 1967. № 3; Монгайт А. Л. Художественные сокровища  Старой Рязани. М., 1967. С. 13. Ил. 21а; Арциховский А. В. Одежда // История культуры Древней Руси. Т. I. M., 1948. С. 236.

5 См.: Рабинович М. Г. Древнерусская  одежда IX — XIII вв. //Древняя одежда  народов Восточной Европы. С. 44; Маслова  Г. С.Орнамент русской народной  вышивки как историко-этнографическийисточник. М., 1978.

6 Радзивилловская, или Кенигсбергская, летопись. Фотомеханическое воспроизведение рукописи. СПб., 1902, л. 3—6 об.

7 ДДГ. № 80. С. 312; ПСРЛ. Т. II. С. 187   (под 1251 г.). См.:Монгайт А. Л. Указ. соч. Ил. 15.

8 НГБ (1952). С. 22; см. прорись: Нахлик  А. Ткани Новгорода //МИА. Вып. 123. М., 1963. С. 245; ДДГ. № 80. С. 312.

9 См.: Рабинович М. Г. Указ. соч. С. 109.

10   См.: Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. II. М.; СПб., 1895. С. 1185-1186; Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. III. Ч. П. СПб.; М.,1882. С. 289.

" См.: Монгайт А. Л. Указ. соч. Ил. 21; Рабинович М. Г. Указ. соч. С. 44; ПРП. Вып. I. УЯ. Ст. 26. С. 261; Левинсон-Нечаева  М. Н. Материалы к истории русской  народной одежды // Очерки по истории русской деревни X—XIII вв. М., 1959. С. 13; Левашева В. П. Об одежде сельского населения Древней Руси // Труды ГИМ. Вып. 40. М., 1966, Лебедева Н. И. Прядение и ткачество восточных славян в XIX — начале XX в. // Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1967.

12    О «волне»  упоминается в летописи под 980 г.   (ПВЛ. Ч.  I.С. 57). См.:  Поппэ А. К истории древнерусской ткани и одежды:вотола // Acta Baltica-Slavica. Bialystok. 1965. Т. П. С. 31; Левинсон-Нечаева М. Н, Указ. соч. С. 20, 37.

13    Словарь русского языка XI-XVI1 вв. Вып. 2. М., 1975. С. 222;ПСРЛ. Т. XXV. С. 487 (под 1365 г.).

14    См.: Нахлик А. Указ. соч. С. 250; НГБ (1953-1954). № 125.С. 59—60. «Сукно ипьское», т. е. привезенное из фландрского городаИпра, упомянуто как вступительный взнос для купца, вступающегов гильдию, в Уставе XIV в. (см.: Щапов Я. Н. Древнерусские княжеские уставы... С. 161).

«Паволоки» упомянуты в русских летописях при описании и похода князя Олега на Константинополь, и даров русским князьям в Византии (ПСРЛ. Т. I. С. 16, 19, 30, 85). «Паволочиты перины» в представлении русса были выражением высшей степени состоятельности (Слово о богатом и убогом. XII в. // Известия ОРЯС. Т. X. С. 548).

16    См.: Слово о полку Игореве. М.; Л., 1950. С. 11.

17    Гаркави А. Сказания  мусульманских писателей о славянахв русских. СПб., 1870. Разд. X. С. 86.

18    «Поидоша бояре и боярыни, изрядившиеся в брачные портыи ризы...»   (ПСРЛ. Т. II. С. 565; под 1262 г.).

19    См.: Срезневский И. И. Древние изображения в. кн. Владимираи в. кн. Ольги. М., 1867. Табл. IV и V; Стрекалов С. С. Русские исторические одежды. Вып. I. СПб., 1877. С. 13.

20    См.: Каргер М. К. Портрет Ярослава Мудрого и его семьив Киевской Софии // Учен. зап. ЛГУ. Л4 160 Сер. История. Выв. 20. Л., 1954. С. 143—180; Якунина Л. И. Фрагменты тканей из Старой Рязани//КСИИМК. Вып. 21. М., 1947. С. 126-127.

21    ДДГ. № 80. С. 312.

22    См. подробнее: Кондаков Н. П. Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI в. СПб., 1906. С. 107; Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и Черниговском княжествев татарское время. СПб., 1892.

23    «Наручи» упоминаются в описях царского приданого и болеепозднего времени (см. подробнее: Савваитов П. В. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конскогоприбора. СПб., 1896. С. 83). Упоминал о них еще в X в. Ибн-Фадлан(см.: Гаркави А. Указ. соч. С. 99).

24    См.:  Стрекалов С. С.  Русские  исторические одежды. С.   12;Некрасов А. Очерки из истории славянского орнамента. СПб., 1913.С. 77. Табл. I. Рис. 18.

25    См.: Срезневский И. И. Древние изображения... С. 6—7; Боб-ринский А. Киевские миниатюры XI в. и портрет князя ЯрополкаИзяславича   в  псалтыри  Егберта,   архиепископа  Трирского.  СПб.,1902.

26    См.: Кондаков Н. П. Указ. соч. С. 30, 38, 107-108.

27    См.: Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев ибелорусов в XIX — начале XX в. // Восточнославянский этнографический сборник. М.,  1956; Седов В. В. Одежда восточных славянIV—IX вв. // Древняя одежда народов Восточной Европы. С. 28 — 33.

28    См.:  Фехнер М. В. Золотное шитье Владимиро-СуздальскойРуси. М., 1976. С. 224-225; Сабурова М. А. Указ. соч. С. 227-228.

29    См.: Левашева В. П. Указ. соч. С. 116-117; Орлов Р. С. Древнерусская вышивка XII в. // Археология. Т. 12. Киев, 1973. С. 41;Новицька М. О. Гаптування в Кшвсыйй Pyci // Там же. Т. 18. Ки'гв,1965. С. 24; Маслова Г, С. Народная одежда. С. 20.

30    ДДГ. № 80. С. 312; № 87. С. 350.

31    ПВЛ. Ч. I. С. 18, 20 (под 859 и 883 гг.); ПСРЛ. Т. I. С. 23, 25,27; Т. II. С. 29, 86. В  «Слове о богатом и убогом»  (XII в.) о богаческазано:  «...ты ходиши в паволоце и в кунах...»   (Известия ОРЯС,Т. X. С. 550).

32    См.: Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. IV.С. 73. Примеч. 76; Аристов Н. Указ. соч. С. 147; Библиотека иностранных писателей о России. Т. I. СПб., 1836. С. 111; Слово о полку Иго-реве. С. 62; НГБ (1952). № 2. С. 22; Левашева В. П. Обработка кожи,меха и других видов животного сырья // Очерки по истории русскойдеревни Х-ХШ вв. С. 52; ДДГ. № 87. С. 350.

33    НГБ   (1956-1957). С   89-90,  117; см.:  Срезневский И.  И.Древние изображения... С. 7; Аристов Н. Указ. соч. С. 154—156; Боб-ринский А. Указ. соч. С. 15; Фехнер М. В. Указ. соч. С. 223—224;Новииька М. О. Указ. соч. С. 36—37.

3* ПВЛ. Ч. I. С. 57 (под 980 г.); см.: Клейн В. Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII в., их терминология. М., 1925; Левин-сон-Нечаева М. Н. Указ. соч. С. 13—18; Шавинский А. В. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси. М.; Л., 1935; Маслова Г. С. Народная одежда в восточно-славянских традициях и обрядах XIX — начала XX в. М., 1984.

35    ДДГ. № 1. С. 8 (1339 г.); № 4. С. 15 (1358 г.); Савваитов П. В.Описание... С. 2, 52, 58 и др.

36    ДДГ. № 80. С. 312; Савваитов П. В. Описание... С. 75; Уставная грамота князя Ростислава смоленского 1150 г. // ПРП. Вып. II.С. 44.

244

 

 

37    См.: Савеаитов П. В. Описание... С. 28, 93; ДДГ. № 87. С. 349 —350.

38    На старорязанском «наруче» у танцовщицы с кубком волосыраспущены. Несомненно, что такое было допустимо лишь во времярусалий и пиров  (см.: Монгайт А. Л. Указ. соч. Прорись 19). См.также: Гаген-Торн Н.  И. Магическое  значение  волос  и  головногоубора в свадебных обрядах Восточной Европы // СЭ. 1933. № 5—6.С. 77.

39    Закрывание волос, по мнению некоторых ученых, имело магический смысл и являлось остатком традиции  закрывать все  лицоцеликом (см.: Зеленин Д. К. Головные уборы восточных (русских)славян// «Slavica». 1926. S. 317), по мнению других — это символподчиненности женщины мужчине   (см.:  Якоби А.  Вятичи Орловской губернии. СПб., 1907. С. 53—54). См. также: Рабинович М. Г.Очерки  материальной  культуры русского феодального  города.   М.,1988. С. 71.

40    «Девичья прическа — одна коса, женская — две косы сзади наспине», — записал фландрский рыцарь де Лануа, побывавший в Новгороде в  1413г.   (Lannoy  G.  Voyajes et ambassades  //  Mons.  1840.P. 20).

41    См.: Стрекалов С. С. Русские исторические одежды. С. 5. Слово«коруна» — латинское заимствование; в древнерусской письменностивстречается с XIV в., а ранее все коруны входили в понятие «венок»(см.: Лукина Г. Н. Название предметов украшения в языке памятников древнерусской письменности // Вопросы словообразования илексикологии древнерусского языка. М., 1974. С. 246).

42    См.: Лееашева В. П. Венчики женского головного убора изкурганов X —XII вв. // Славяне и Русь. М., 1968. С. 91; Сабурова М. А.Женский головной убор у славян: По материалам Вологодской экспедиции // СА. 1974. № 2. С. 91; Она же. Шерстяные уборы с бахромойиз курганов вятичей // СЭ. 1976. № 3. С. 129; Латышева Г. П. Раскопки курганов у ст. Матвеевская в 1953 г. // Археологические памятники Москвы и Подмосковья. М., 1954. С. 44.

43    См.: Иидерле Л. Славянские древности. М., 1956. С. 195; Сабурова М. А. О времени появления одной из групп корун на Руси //Древняя Русь и славяне. М., 1978. С. 408—410.

44    Lannoy G. Op. cit. P. 20; ДДГ. № 80. С. 12 (1486 г.).

46 См.: Кондаков И. П. Русские  клады. Т. I. СПб., 1895. Рис. 1. По-видимому, повои сами по себе являлись  ценностью. Ипатьевская летопись упоминает о вдове Глеба Всеславича, отдавшей монастырю все имущество «до повоя»  (ПСРЛ. Т. II. С. 82, под 1199 г.).

46    См.: Срезневский И. И. Древние изображения... Табл. IV, V;Кондаков Н. П. Изображения русской княжеской семьи... С. 18, 41,109, 112-113.

47    Съемное очельо упоминается в духовных кн. Дмитрия Ивановича (СГГД  Ч. I. С. 406; 1509 г.) и кн. Михаила Андреевича (ДДГ.№ 80. С. 312. XV в.).

48    См.: Рабинович М. Г. Курганы в Проворовке // Сб. научныхи студ. работ МГУ. Вып. XI. Сер. История. М., 1939; Сабурова М. А.Женский юловной убор у славян. С. 89.

49    Слово  Даниила  Заточника  по   редакциям  XII —XIII   вв.//Памятники древнерусской литературы. Вып. 3. Л., 1932. С. 60. Слово«рясы» означает буквально  «бахрома», однокоренное с ним слово«риеницы»  (ресницы)   (см.: Срезневский И. И. Материалы... Т. III.Вып. 1. М.; СПб., 1903. С. 237).

50    В духовных XVI—XVII вв. упомянуты запоны, репьи, переперы, поднизи и другие виды украшений. Подробнее см.: Савваитов П. В. Описание... С. 57—58.

51   См.: Арциховский А. В. Курганы вятичей. М.,  1930; Лева-шева В. П. Височные кольца // Очерки по истории русской деревниХ-ХШ вв. М., 1967. С. 13.

52   См.:   Даркевич  В.  П.,  Фролов  В.  П.   Старорязанский   клад1974 г. // Древняя Русь и славяне. С. 342—348. Рис.   цветной вклейкивоспроизводит реконструкцию праздничного убора с подвесками-кол-тами  замужних женщин княжеско-боярского круга XII—XIII  вв.,выполненную  П. П.  Толочко. Однако художник допустил ошибку:волосы «мужатицы»  не должны быть видны из-под убора  (кики).Аналогичные неточности встречаются в реконструкциях С. С. Стре-калова.

53   См.:  Седова М, В. Ювелирные  изделия древнего НовгородаX-XV вв. // МИА. Вып. 65. М., 1959. С. 326; ДДГ. № 87. С. 349-350.

54   ДДГ. № 80. С. 312; см.: Гущин А. С. Памятники художественного ремесла Древней Руси X —XIII вв. Л., 1936. Табл. XII. Ил. 2, 3;XIV. Ил. 1, 3-6; XVII. Ил. 11 и 13; Корзухина Г. Ф. Киевские ювелиры накануне монгольского завоевания // СА. 1950. № 14. С. 221.

55   Бисер получали путем нарезка («разрубки») тонкой стеклянной  трубочки. См.:  Львова 3. А. Восточнославянские  стеклянныеукрашения VIII—XII вв. Л., 1961. С. 5, 7; Безбородое М. А. Стеклоделие в Древней Руси. Минск. 1956. С. 240.

Описание работы
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X — XV вв. по данным источников или по художественным произведениям, имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Представления эти в той или иной степени полярны. Воображая начальный период русской государственности, одни мысленно рисуют «теремную затворницу», которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие, напротив, видят социально активных личностей в образах отомстившей древлянам за смерть мужа княгини Ольги или новгородской посадницы Марфы Борецкой.
Содержание работы
содержание отсутствует