Деятельность России и ЕБРР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

ЕБРР будет заниматься вопросами снижения спроса на потребляемые энергоресурсы путем сокращения объемов их расточительного использования и выброса парниковых газов во всех секторах, что будет иметь большое значение для повышения конкурентоспособности предприятий и борьбы с изменением климата.

Цель моей курсовой работы является анализ совместной деятельности России и ЕБРР за последние 20 лет, и рассмотрение текущего портфеля проектов и стратегии развития деятельности ЕБРР и России.

Файлы: 1 файл

курсовая по мвко.docx

— 680.94 Кб (Скачать файл)

Введение

      В последние годы в России наблюдались высокие темпы экономического роста, принесшие стремительное повышение доходов населения, уменьшение уровня бедности, увеличение численности среднего класса, дальнейшее вовлечение России в мирохозяйственные связи. Особенно обнадеживают принятые в последнее время меры по повышению уровня прозрачности, ускорению темпов проведения судебной реформы, утверждению принципа верховенства закона и борьбе с коррупцией, но ключевым фактором здесь станет проведение их в жизнь.

       Перед Россией стоит ряд задач принципиального характера. Ей необходимо модернизировать и диверсифицировать экономику, чтобы ослабить ее нынешнюю зависимость от добычи и переработки природных ресурсов, увеличить долю производств с более высокой добавленной стоимостью. Необходимо добиваться повышения эффективности производства, особенно энергоэффективности, развивать сектор ММС. Это и является актуальностью сотрудничества России и ЕБРР.

      Главнейшими из приоритетов ЕБРР в России станут модернизация, конкурентоспособность и диверсификация реального сектора экономики страны. Это будет подкрепляться активным развитием инфраструктуры, эффективным функционированием механизмов финансирования. На каждом направлении работы ЕБРР в России ее неотъемлемой частью станет повышение энерго-эффективности. ЕБРР будет заниматься вопросами снижения спроса на потребляемые энергоресурсы путем сокращения объемов их расточительного использования и выброса парниковых газов во всех секторах, что будет иметь большое значение для повышения конкурентоспособности предприятий и борьбы с изменением климата.

     Цель  моей курсовой работы является  анализ совместной деятельности  России и ЕБРР за последние  20 лет, и рассмотрение текущего  портфеля проектов и стратегии  развития деятельности ЕБРР и  России. 
 
 
 

1.1 История создания ЕБРР

       В конце 80-х - начале 90-х годов в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) сложилась новая политическая обстановка. Окончание «холодной войны» обеспечило определенную международную стабильность, изменило политическое положение и равновесие в мире и способствовало развитию демократических процессов в странах ЦВЕ. Вместе с тем после краха социалистической системы указанные страны столкнулись с проблемами, связанными с резким падением производства, уровня жизни населения крупномасштабной миграцией рабочей силы и безработицей, обострением национальных проблем и перерастанием их в вооруженные конфликты, ухудшением состояния окружающей среды. Кредитно-финансовые учреждения стран ЦВЕ унаследовали такие серьезные проблемы как безнадежные кредиты, ограниченность финансовых резервов, вялость процесса капитализации, чрезмерную монополизацию финансового сектора, связанные с тем, что акционерами кредитных учреждений являлись государственные предприятия, выступающие одновременно в качестве заемщиков. Перед странами ЦВЕ встала задача формирования и ускоренного развития частного сектора экономики.

        С другой стороны, окончание «холодной войны» означало возможность дальнейшего развития интеграционных процессов в Европе, одним из проявлений которых явилось создание европейских межгосударственных организаций, способствующих усилению роли данного региона на мировой арене, баланс сил на которой после краха социализма сместился в пользу США.

        Все это привело к учреждению одной из международных финансовых организации - Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). ЕБРР создан на основе Соглашения от 29 мая 1990 года и призван содействовать переходу стран от Центральной Европы до Центральной Азии к рыночной экономике. Учредителями ЕБРР были 40 стран - все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также Европейский союз (ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). В последствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государствами. В настоящее время акционерами ЕБРР являются 60 стран (в том числе европейские страны), а также ЕС и ЕИБ.  

    На этапе формирования ЕБРР по некоторым вопросам развернулась дискуссия, в частности:

  • Отсутствие потребности в организации ЕБРР аргументировалось существованием международных финансовых институтов (прежде всего МВФ и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и его группы). Вызывала сомнение способность взять под свой контроль процессы реконструкции и развития в странах Центральной и Восточной Европы, а также отсутствием в тот период конкретных программ у создателей ЕБРР;
  • Вопрос о целесообразности вступления США в европейский финансовый институт, где они заведомо не будут занимать лидирующих позиций. Высказывались самые полярные мнения, например, чтобы быть членом ЕБРР для США - это шанс влиять на европейские процессы, которым не следует пренебрегать, и наоборот, что ЕБРР станет "бюрократической машиной в руках нескольких европейцев", поэтому для США лучше не быть его членом (в процессе дискуссии победила первая точка зрения);
  • США и Япония пытались сорвать участие в ЕБРР Советского Союза. В результате СССР все же был принят в члены ЕБРР, однако ст. 8 соглашения об учреждении была дополнена пунктом 4 и СССР должен был ограничить доступ к ресурсам ЕБРР суммой оплаченных акций, т.е. 180 млн. экю на трехлетий период;
  • Опасения западно - европейских государств относительно перерастания политической нестабильности в вооруженные конфликты в ЦВЕ из-за сложностей переходного периода, в том числе и экономических;
  • Желание сформировать единую европейскую структуру, в которую были бы интегрированы страны ЦВЕ;
  • Наличие общих задач европейских государств вследствие их географической близости (в таких областях как экология, энергетика, инфраструктура и т. д.);
  • Желание западноевропейских государств создать контролируемый финансовый институт (в котором США не играли бы доминирующей роли, что способствовало бы повышению статуса Западной Европы в формировании глобальной и региональной экономической политики, как и повышению её роли в расстановке сил между тремя центрами соперничества - США, Западной Европой и Японией;
 
  • Возможность для бывшего СССР прорвать изоляцию от международных финансовых институтов. Ко времени создания ЕБРР СССР стремился  стать членом МВФ и МБРР, однако это ему не удавалось, хотя необходимость  в поддержке со стороны ведущих  финансовых институтов в области  инвестирования и оказания технической  помощи остро ощущалась. Такая потребность  могла быть удовлетворена лишь с  помощью нового международного финансового  института учредителем которого СССР стал бы с самого начала, в связи  с чем СССР активно поддержал  идею создания ЕБРР;
  • Отсутствие у МВФ и МБРР опыта в решении столь масштабных проблем, которые появились в связи с необходимостью стабилизации и перехода к рыночной экономике стран ЦВЕ.

      Тем не менее, в силу действия ряда факторов путь от идеи создания ЕБРР до ее осуществления на практике был пройден с невероятной и беспрецедентной быстротой. ЕБРР стал скорее региональной, нежели глобальной организацией, созданной, в основном, странами Западной Европы для решения проблем у своих «соседей». При этом эти государства закрепи за собой доминирование в ЕБРР, прописав его уставе: 50% плюс 1 акция должны принадлежать западноевропейским странам (которые в документах ЕБРР именуются «странами группы А»), доля США в ЕБРР по состоянию на настоящий момент лишь немного превышает доли каждого из промышленно развитых государств Западной Европы.

     Основная задача ЕБРР - «содействовать переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а так же развитию частной и предпринимательской инициативе в странах ЦВЕ, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящих их в жизнь». Банк ежегодно проводит оценку стран на соответствие указанной цели, в частности, по следующим критериям: свободные выборы; представительность правительства; обязанность правительства и должностных лиц действовать в соответствии с законодательством; отграниченность политических партий от государства; независимость правосудия; равная защита законом граждан, включая меньшинства; свобода слова, вероисповедания, собраний, передвижения; право частной собственности; право формирования профсоюзов и организации забастовок. 

Результаты  оценки стран ежегодно приводятся в  документах, называемых «country strategy papers» («страновые стратегии»).

     Таким образом, Банк позиционирует себя не просто как региональный банк развития, увязывая свою деятельность с прогрессом переходного процесса в странах ЦВЕ, при этом официально Банк не может проводит вою деятельность в странах, не приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики, или не проводящих их в жизнь. В отличие от МФВ, который навязывает достаточно жёсткие условия конкретных макроэкономических показателей, ЕБРР проводит более мягкую политику, стремясь до последнего не свертывать свою деятельность в проблемных государствах.

     Также следует подчеркнуть, что ЕБРР, по сути, является коммерческим банком: статья 36 Соглашения об учреждении ЕБРР предусматривает возможность распределения чистого дохода между его акционерами (при этом не может делаться исключений в зависимости от политики страны и ее соответствия целям Банка - в отличие от доступа к ресурсам). Рентабельность оплаченного капитала ЕБРР, в среднем составляет около 7%, что можно назвать достаточно высоким показателем. 

1.2 Результаты совместной  деятельности России  и ЕББР

      За последние 20 лет инвестиции Европейского банка реконструкции и развития в Российскую Федерацию превысили сумму в восемнадцать миллиардов евро. Об этом журналистам заявил президент финансового института Томас Миров.

      По его информации, за указанный срок банк профинансировал более семи сотен различного рода проектов, стоимость которых превышает сумму в пятьдесят миллиардов евро. Томас Миров отметил, что в прошлом году кредитная организация профинансировала шестьдесят три проекта в Российской Федерации, вложив 2,3 миллиарда евро, а в текущем году — 1,7 млрд евро,  профинансировав при этом 45 проектов, что составляет тридцать процентов всего портфеля банка. Глава ЕБРР уточнил, что в следующем году банк намерен и дальше поддерживать одну из форм концентрации капитала - диверсификацию в вопросе модернизации экономики страны, развивать малые и средние предприятия, повышать энерго-эффективность, а также укреплять рынок внутреннего капитала и финансовый сектор.

     Отметим, Европейский банк реконструкции и развития является одним из самых крупных международных финансовых институтов, целью создания которого является развитие рыночной экономики в ряде стран, находящихся в процессе становления. Банк специализируется на операции в различных секторах бизнеса и экономики в двадцати девяти странах Центральной и Восточной Европы, Центральной Азии и СНГ. По итогам первых шести месяцев текущего года финансовая организация профинансировала всего 161 проект во всех странах мира. Общий объем инвестиций банка составил 3,5 миллиарда евро.

     ЕБРР стремится помогать России в дальнейшем восстановлении экономики страны после рецессии, в ее диверсификации и преодолении зависимости от природных ресурсов. В 2010 году он подписал в России в общей сложности 63 проекта на сумму 2,3 млрд. евро; таким образом, с 1991 года общее число проектов составило 657. На протяжении всего 2010 года усилия ЕБРР были всецело направлены на неуклонное и устойчивое восстановление экономики страны после финансового кризиса.   

График 1. Проекты ЕБРР 2000-2010 годы. Источник www.ebrd.ru 
 
 
 
 
 

 

2.1Стратегические направления деятельности 

      В условиях экономического кризиса и обозначившихся нерешенных задач переходного процесса основная цель всей деятельности ЕБРР в России будет заключаться в содействии модернизации и диверсификации экономики с целью ослабления нынешней зависимости от добычи и переработки природных ресурсов и в увеличении доли производств с более высокой добавленной стоимостью. ЕБРР будет решать насущные задачи по противодействию кризису и смягчению его последствий в ближайшей перспективе, оказанию поддержки в после кризисном восстановлении экономики страны в среднесрочной перспективе, максимально используя для этого фактор своего присутствия во всех российских регионах. 

       Параллельно с изложенными в настоящем документе приоритетами тематического и отраслевого характера планомерное выполнение мандата ЕБРР – упор на развитие частного сектора, воздействие на переходный процесс, мобилизация, а не вытеснение коммерческих источников финансирования, рациональное ведение банковской деятельности, охран окружающей среды – и неослабное внимание к соблюдению норм деловой этики позволят ему четко учитывать соображения приоритетности, избирательности и качества всех его операций. 

•    В рамках второго этапа реализации Инициативы в области устойчивой энергетики неотъемлемой частью всех направлений деятельности ЕБРР в России станет энергоэффективность. ЕБРР будет более активно заниматься вопросами рационализации потребления энергии посредством борьбы с ее расточительным расходованием и выбросами парниковых газов во всех отраслях, что важно для повышения конкурентоспособности предприятий и противодействия изменению климата. В ходе переговоров с российскими властями согласовывается план действий по повышению энергоэффективности. 

•    Главнейшими из приоритетов на следующий период действия стратегии станут модернизация, конкурентоспособность и диверсификация реального сектора экономики, с тем чтобы удовлетворить насущные потребности в финансировании, обеспечить динамику торгового оборота в условиях кризиса, стимулировать экономическое развитие, конкуренцию, повышение производительности труда и энергоэффективности в среднесрочной перспективе. 

Информация о работе Деятельность России и ЕБРР