Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- рассмотреть методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- изучить приграничную торговлю и свободные экономические зоны, как специальные режимы внешней торговли;
- определить тенденции и факторы развития внешнеторговой деятельности России.

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 76.82 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных условиях хозяйствования экономика страны не может развиваться отдельно от остальных стран мира. Современный этап мирового развития характеризуется наличием интеграционных связей между странами, в частности в области торговли. Острота данных проблем особенно велика для стран, экономика которых переживает трансформационные изменения. Социально-экономические противоречия при реформировании внешнеторговой политики государства порождают активные научные дискуссии о целях, форме и содержании, методах и способах оптимального внешнеторгового режима страны с транзитивной экономикой. Современный этап социально-экономического развития Российской Федерации актуализирует поиск практических мер в сфере внешнеторгового государственного регулирования, нацеленных на формирование устойчивой положительной динамики отечественной экономики

Степень изученности проблемы.

Исследуемая проблема охватывает как теоретические аспекты управления национальной внешнеэкономической деятельностью, так проблемы государственного регулирования. В настоящее время внешне торговая деятельность играет важную роль в экономическом развитии России.

Раскрывая уровень изученности проблемы, отметим, что вопросы соотношения степени вмешательства государства в экономику, выбора форм и методов регулирования поднимали и разрабатывали многие отечественные и зарубежные ученые, среди Авдокушин Е. Ф., Гофман Н.Ф., Данилова Н.Ф., Ершов А.Д., Кругман П.Р., Обстфельд М., Миклашевская Н.А., Покровская В.В., Прокушев Е.Ф., Семенов К.А., Тишков В.Н., Турбан Г.В., Фомичев В.И., Шумилов В.М. и др.

 

 

Однако настоящая проблематика в условиях транзитивной экономики остается недостаточно изученной, что обусловливает необходимость продолжения углубленных исследований в данном направлении.

В отечественной науке только начинается исследование проблем государственного регулирования внешнеторговых отношений в свете интеграции РФ в мировую экономику, либерализации внешнеэкономической деятельности. Представления о необходимой степени государственного регулирования, о применяемых инструментах таможенно-тарифного и нетарифного регулирования еще только складываются. Все вышесказанное повышает теоретическую и практическую значимость исследования.

Таким образом, актуальность и недостаточная научная проработанность проблем ВЭД, инфраструктурного и информационного обеспечения ВЭД, а также других факторов эффективного государственного регулирования ВЭД, обусловили цель и задачи данного исследования.

Объектом курсового исследования является внешнеторговая деятельность России.

Предметом исследования выступают управленческие и связанные с ними экономические отношения, возникающие в процессе формирования механизма управления внешнеэкономической деятельностью субъекта Российской федерации.

Целью исследования является изучение основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

- рассмотреть методы государственного  регулирования внешнеторговой деятельности;

- изучить приграничную торговлю  и свободные экономические зоны, как специальные режимы внешней  торговли;

- определить тенденции и факторы  развития внешнеторговой деятельности  России.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды российских и зарубежных ученых-экономистов в области международных экономических отношений, организации и регулировании внешнеэкономической деятельности, регулировании и контроле приграничной торговли.  Методами исследования являются обработка, анализ  научных источников, а так же анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Эмпирическую базу исследования составили: законодательные акты, официальные статистические материалы Росстата, научные исследования, опубликованные в открытой печати. В исследовании использованы федеральные, нормативные и законодательные акты, информационные материалы о развитии внешнеторговой деятельности, международных экономических отношений, изменения законодательства о внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка  источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ I. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

 

С целью регулирования внешней торговли органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Международные торговые договоры определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т. д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения – 5 - 10 лет и более – о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется и заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества.1

В странах с рыночной экономикой условия международных договоров, соглашений и протоколов состоят из обязательной части, обеспечиваемой законодательными актами, и индикативной, определяемой экономической заинтересованностью предпринимателей.

Наилучшие условия для развития внешней торговли обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера.2

Государственное регулирование внешней торговли осуществляется воздействием на субъекты внешней торговли методами тарифного и нетарифного регулирования. Тарифные методы, основанные на использовании таможенных тарифов, таможенных сборов, налогов (НДС, акцизов и др.), являются основой экономического регулирования внешней торговли.

Методы регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные.

Тарифные методы регулирования внешней торговли. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы. Таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, взимаемый с товаров, ввозимых в страну или вывозимых из нее. Этот налог в конечном итоге оплачивается потребителем товаров, ибо он включается в продажную цену. Экономическая роль таможенной пошлины заключается в том, что она создает стоимостной барьер, повышающий цену импортного товара. Пошлина является первым и часто единственным фактором, увеличивающим цену товара при его движении на внутренний рынок страны. Целенаправленно применяя пошлины, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики. 3

Торгово-политическая роль таможенной пошлины состоит в том, что она защищает определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных товаров и используется в качестве рычага давления на конкурентов, для того чтобы заставить их пойти на определенные уступки. В зависимости от того, накладываются ли они на импортируемый, экспортируемый или проходящий транзитом товар, пошлины могут быть соответственно импортными, экспортными или транзитными. Импортные пошлины встречаются наиболее часто. Они позволяют государству получать дополнительные финансовые средства, регулировать внешнеторговые потоки и защищают национальных производителей от конкуренции импортных товаров. Реже используются экспортные (вывозные) пошлины. Их роль состоит в сокращении экспорта определенных товаров или в искусственном повышении их цены. Этот вид пошлин также может использоваться для пополнения государственного бюджета. Вывозные пошлины могут взиматься с товаров, в области экспорта которых страна обладает монополией. Кроме того, экспортная пошлина используется для выравнивания низкой внутренней цены и высокой – на внешнем рынке.4

Транзитные пошлины взимаются за провоз товара по территории данной страны. Этот вид пошлин применяется крайне редко. По способу взимания пошлины подразделяются на специфические, адвалорные и комбинированные. 
Специфические пошлины представляют собой определенную денежную сумму, взимаемую с установленной единицы массы, объема или количества товара (с одной тонны, единицы товара и т.д.).

Адвалорные пошлины устанавливаются в виде определенного процента цены товара.

В условиях колебания цен два этих вида пошлин ведут себя по разному, например, при увеличении цены товара сумма, уплачиваемая в качестве адвалорной пошлины, пропорциональна росту стоимости товара, в то время как специфическая – остается на прежнем уровне. Поэтому при падении цен более эффективной является специфическая пошлина, а при повышении – адвалорная. Независимость специфической пошлины от цены товара лишает ее определенной эластичности и снижает эффективность ее использования в торгово-политических целях. Этот фактор и ряд других привели к тому, что в последние годы использование специфических пошли становится все более редким. 5 Большое распространение имеют смешанные, или комбинированные таможенные пошлины, которые представляют собой комбинацию специфических и адвалорных ставок. Они позволяют немного уравнять недостатки двух этих пошлин с точки зрения их реакции на изменение цены.6

В зависимости от страны происхождения товара пошлины можно подразделить на следующие основные группы:

– максимальные (генеральные, или общие) пошлины, которые устанавливаются для всех стран;

– минимальные пошлины, применяющиеся в отношении товаров, происходящих из стран, пользующихся в торговле с данной страной режимом наибольшего благоприятствования;

– преференциальные пошлины – особо льготные пошлины; предоставляются отдельным странам или группам стран, как правило, развивающимся. Они обычно значительно ниже минимальных или равны нулю, т.е. разрешают беспошлинный ввоз;

– антидемпинговые пошлины – это особо высокие пошлины, взимаемые сверх обычных при обнаружении факта демпинга (экспорта товаров по пониженным ценам, т.е. более низким, чем на внутреннем рынке), для борьбы с которым они используются;

– карательные пошлины – особо высокие пошлины (в 3-5 раз превышающие генеральные); применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т. п.;

– компенсационные пошлины – это пошлины, взимаемые в целях нейтрализации субсидий, предоставляемых экспортеру для повышения его конкурентоспособности на рынке. По правилам ВТО величина компенсационной пошлины не должна превышать суммы полученной субсидии.7

По характеру происхождения пошлины подразделяют на две группы:

– автономные, т. е. устанавливаемые постановлением государственной власти данной страны вне зависимости от каких-либо многосторонних или двусторонних актов (договоров). Величина этих пошлин может быть изменена в соответствии с интересами государства без согласования со странами-партнерами;

– конвенционные (договорные) пошлины – это ставки пошлин, устанавливаемые в процессе переговоров. Они не могут быть повышены государственной властью в одностороннем порядке.8

Кроме таможенных пошлин, к мерам тарифного регулирования можно условно отнести акцизный сбор, т.е. косвенный налог, которым товар облагается при переходе товара через таможенную границу. Облагаемые сбором товары не могут быть допущены в торговую сеть до приобретения продавцом акцизных марок. Большинство товаров, облагаемых акцизными сборами – это предметы повседневного спроса.

Величина ставок таких сборов может значительно превышать ставки таможенных пошлин, что приводит к существенному возрастанию конечной стоимости товара.9

Кроме тарифных ограничений существуют другие способы регулирования торгового оборота – нетарифные ограничения.

Особенность их использования заключается в том, что они вводятся, как правило, органами государственной власти и носят автономный характер, т. е. не связаны какими-либо международными обязательствами.10

Термин «нетарифные ограничения» охватывает большую группу административных, финансовых, кредитных, технических и других мер, затрудняющих импорт и экспорт товаров и услуг. Иными словами, он объединяет разнообразные препятствия для импорта и экспорта.

Прежде всего, к этой группе мер государственного регулирования внешней торговли относятся количественные ограничения. В отличие от ряда других торгово-политических средств этой группы они носят явный характер, т. е. прямо регулируют внешнеторговый оборот с помощью административного вмешательства. В настоящее время в соответствии с международными классификациями можно выделить семь основных групп, относящихся к нетарифным методам:

-  паратарифные методы;

-  меры контроля цен;

-  финансовые меры;

-  методы количественного контроля;

-  автоматическое лицензирование;

-  монополистические меры;

-  технические барьеры.

Паратарифные методы представляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны: различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся, прежде всего, налог на добавленную стоимость и акцизы.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России