Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- рассмотреть методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- изучить приграничную торговлю и свободные экономические зоны, как специальные режимы внешней торговли;
- определить тенденции и факторы развития внешнеторговой деятельности России.

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 76.82 Кб (Скачать файл)

Реализация механизма приграничной торговли в Российской Федерации должна осуществляться путем:

  • заключения в установленном порядке международных договоров и соглашений о приграничной торговле между Российской Федерацией и сопредельными иностранными государствами;
  • создания уполномоченными органами государственной власти совместных координирующих органов по приграничной торговле и рабочих групп при них;
  • создания рабочих групп по развитию приграничной торговли в рамках межправительственных комиссий по торгово - экономическому и научно - техническому сотрудничеству.27

Для развития приграничной торговли могут быть рекомендованы следующие направления деятельности:

  • создание зон экспортного производства, ориентированных на малый бизнес;
  • сотрудничество при осуществлении инвестиционных проектов и производственно - техническое сотрудничество в сфере малого предпринимательства;
  • сотрудничество в области транспорта и связи;
  • упрощение режима пересечения жителями приграничных территорий, занятыми в приграничной торговле государственной границы;
  • обмен информацией о таможенном законодательстве и порядке пересечения государственной границы сопредельных государств местными жителями;
  • обмен информацией о налоговом и иных видах законодательства, регулирующих хозяйственную деятельность субъектов малого предпринимательства на приграничных территориях государств-участников приграничной торговли;
  • создание на приграничных территориях государств-участников приграничной торговли, равноценных условий для ведения субъектами малого бизнеса своей хозяйственной деятельности;
  • сотрудничество в области развития коммерческого здравоохранения, создание условий для взаимного предоставления медицинских услуг на возмездной основе, обмен медицинским персоналом, в том числе с целью повышения его квалификации;
  • развитие на коммерческой основе прямых партнерских связей образовательных учреждений, обмен учащимися и научно - педагогическими работниками;
  • проведение выставок и ярмарок, выпуск туристических справочников, проведение совместных кампаний по популяризации оздоровительного, экологического и других видов туризма, совместное использование объектов гостиничного хозяйства, физкультуры и спорта, культуры и искусства.28

После распада СССР в России более половины субъектов федерации стало приграничными. Значительная часть приграничных территорий РФ относится к отсталым или депрессивным, поэтому развитие приграничной торговли в них чрезвычайно важно.

В России приграничная торговля имеет особо большое значение на Дальнем Востоке, где основным торговым партнёром России является Китай.

Свободные экономические зоны представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ — это в той или иной степени обособленная географическая территория.

В настоящее время свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и являются неотъемлемой частью международных экономических отношений.

В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, во многих из них применяемые экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически государство лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.29

Для большинства развивающихся стран свободные зоны по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. В силу этого для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зоны».

Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика свободных экономических зон имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций. 30

 Согласно ст. 42 вышеуказанного  Закона особый режим на территориях  свободных экономических зон  устанавливается федеральным законом  о свободных экономических зонах.

При определенных условиях свободные экономические зоны ускоряют включение национальной экономики в мирохозяйственные связи, стимулируют экономическое развитие страны в целом, выступают как полюсы экономического роста. Свободные экономические зоны могут служить в качестве инструментов государственного регулирования внешнеэкономических связей и региональной политики.31

Важной причиной образования свободных экономических зон является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще использовать особый инвестиционный климат и поэтому использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны.

По данным на июль 2006 года., в мире насчитывается, по различным экспертным источникам, 1200 — 2000 свободных экономических зон различных типов: от беспошлинных зон и свободных портов до зон свободного предпринимательства, офшорных зон и технополисов.32

Свободные экономические зоны имеют широкие перспективы как в мире, так и в нашей стране. Об этом говорят динамические темпы развития СЭЗ в количественном отношении и по совокупному объему выпуска продукции в них.

Свободные экономические зоны рассматриваются в мире как активное средство государственной политики. В истории постсоветской России первые такие зоны возникли ещё в 1990 г., и в дальнейшем на протяжении 15 лет процесс их создания и функционирования происходил бессистемно. Это было связано как с отсутствием законодательной базы, так и с постоянной борьбой регионов и федерального центра за максимальные льготы для свободных зон и право контроля над ними.

Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон свидетельствует о том, что наряду с зонами, созданными для углубления интеграции с мировым рынком стимулирования международных экономических связей (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства. Например, зоны поощрения развития отсталых районов, индустриализации отсталых районов. 33

В качестве критериев при выборе территории для создания особой экономической зоны используется уровень безработицы и уровень денежных доходов населения.

С подобной же целью создавались свободные экономические зоны и в развивающихся странах, что обеспечивало превращение ранее отсталых районов в динамично развивающиеся. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании свободных экономических зон был сделан на привлечение иностранного капитала.

Цели создания свободных экономических зон:

– активизация деятельности предприятий, расположенных на их территории;

– модернизация промышленности;

– насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами;

– развитие внешнеэкономических связей;

– расширение экспорта и импорта;

– привлечение иностранных инвестиций, освоение новых технологий;

– развитие экономически отсталых районов;

– повышение квалификации рабочей силы.34

Для свободных экономических зон устанавливаются специальные облегченные таможенные, торговые режимы, предоставляется широкая свобода перемещения капитала, товаров и специалистов, применяется льготный режим налогообложения предприятий.

На территориях свободных экономических зон может применяться режим свободной (беспошлинной) таможенной зоны.35

Классификация свободных экономических зон:

  1. Торговые — являются одной из простейших форм СЭЗ. Они существуют с 17-18 вв. Они имеются во многих странах, но более всего они распространены в индустриальных странах: свободные таможенные, бондовые склады, свободные порты, торгово-производственные.
  2. Промышленно-производственные — относятся к зонам второго поколения (импортозамещающие, экспортно-производственные, промышленные парки, научно-промышленные парки, экспортно-импортозамещающие). Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал.
  3. Технико-внедренческие — относятся к зонам третьего поколения (1970-80-е годы) (технополисы, технопарки, инновационные центры). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские фирмы, пользующиеся единой системой налоговых льгот.
  4. Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.
  5. Комплексные — образуются путем установления особого, льготного режима хозяйствования на территории отдельных административных образований (зоны свободного предпринимательства, специальные экономические зоны, территории особого режима, особые экономические зоны).36

В любом случае свободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ Ш. ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

 

С конца 80-х гг. ХХ в. в России начался стремительный переход к рыночным отношениям, именно тогда начала осуществляться внешнеэкономическая реформа (1986-1987), сутью которой явились децентрализация государственной внешней торговли и переход от системы межправительственных внешнеэкономических связей к самостоятельному осуществлению внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на микроуровне, то есть на уровне предприятий. Таким образом, произошло системное изменение внешнеэкономической политики России, направленное в сторону построения открытой экономики и интеграции в систему мирохозяйственных связей, а также к либерализации всех форм внешнеэкономической деятельности.

Либерализация внешнеэкономической деятельности России совпала с бурным развитием глобализации мировой экономики, которая сопровождается все большей активизацией международных связей и нарастающей интернационализацией национальных экономик в систему международного разделения труда.

Обе эти тенденции нейтрализовали барьеры и препятствия по выходу отечественных предприятий на внешние рынки, а также открыли дорогу проникновению на российский внутренний рынок иностранных инвестиций и продукции. При всех проблемах внутреннего развития России на протяжении последних 20 лет ВЭД стала своего рода «эталоном» рыночных преобразований в стране. 37

В процессе реформирования экономики страны ВЭД предприятий России заняла важное место в формировании доходной части государственного бюджета.

Положительный эффект от экономического взаимодействия с глобальным рынком проявляется, прежде всего, в дополнительных возможностях расширения отечественного производства. Узкий внутренний рынок просто не может быть потребителем всей возможной продукции отечественных предприятий, поэтому их экспортная деятельность помогает им увеличивать объем получаемых доходов и прибыли, поддерживать инвестиционную активность, а также создавать новые рабочие места. Экспортные доходы в свою очередь обеспечивают расширение внутреннего потребительского спроса и рынка в целом, что дает еще большие возможности развитию отечественного производства. 38

Либерализация ВЭД российских предприятий помогла решить многие проблемы и запустила ряд полезных для экономики страны процессов: наполнение внутреннего рынка, создание конкуренции, санацию экономически неэффективных производств, начало использования современных методов управления, сделала необратимым движение к рыночному хозяйству.

Развитие ВЭД предприятий и устранение барьеров во внешней торговле предоставляют возможность еще больше использовать преимущества национальной экономики, которые будут определять характер ее торговли. Страна будет экспортировать те товары, в производстве которых она относительно эффективна, а импортировать те товары, где она относительно неэффективна.39 Таким образом, отечественная экономика будет использовать свои ресурсы более эффективно, чем бы это было в закрытой экономике.

Стоит отметить положительные моменты в сфере финансов и денежного обращения. Экспортная выручка, а также притекающие в страну иностранные инвестиции так или иначе увеличивают денежное предложение, что устраняет для предприятий России остроту проблем, связанных с их кредитованием. Раздвигаются границы заемных средств и инвестиций, которыми ограничены отечественные финансовые организации.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России