Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- рассмотреть методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- изучить приграничную торговлю и свободные экономические зоны, как специальные режимы внешней торговли;
- определить тенденции и факторы развития внешнеторговой деятельности России.

Файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 76.82 Кб (Скачать файл)

Прямые иностранные инвестиции и импорт зарубежных товаров позволяют отечественным предприятиям и банкам повышать свою капитализацию, внедрять передовые технологии, проводить техническую реконструкцию и совершенствовать методы управления. Но отсутствие сбалансированной и четкой политики в управлении внешнеэкономической сферой и развитии внешнеэкономических связей России породило множество проблем для экономики в целом. Во-первых, основным рынком сбыта продукции для большинства крупных компаний России выступает исключительно внешний рынок, куда в огромных количествах поставляются энергоносители (более 60% всего объема экспорта) и необработанные металлы (около 20%).40 То есть прослеживается международная специализация России как поставщика сырья на мировой рынок. Это подтверждается показателем индекса относительной специализации России в МРТ, определяющегося как степень соответствия структуры экспорта страны мировой структуре, который находится на уровне 13%.41 Во-вторых, как следствие открытости экономика России стала подверженной и чувствительной к конъюнктурным изменениям на мировых рынках: к изменению внешнего спроса, мировых цен на товары, курсов валют и т.д.

По причине этих двух основных проблем – отсутствия должной диверсификации отечественной экономики и резкого изменения конъюнктуры – экономике России не удалось избежать резкого падения экспорта в результате мирового финансово-экономического кризиса. Кризис показал недостаточную подготовленность институциональной структуры российской экономики к ответу на внешние вызовы, однобокость ее экспортной ориентации, а также чрезмерную зависимость российских предприятий от заимствований на мировом финансовом рынке.

Даже в период бурного экономического роста России, продолжавшегося почти 10 лет, практически не изменилась сложившаяся еще в прошлом структура промышленного производства с преобладанием добывающих отраслей и отраслей по первичной переработке сырья. В это же время постоянно ослаблялись позиции отечественных предприятий на внутреннем рынке, что было связано с перманентным укреплением национальной валюты и с низкой конкурентоспособностью отечественной продукции в сравнении с зарубежными аналогами. Данные аспекты отрицательного воздействия внешнего фактора на национальную экономику

России выявляют необходимость активизации процессов диверсификации и модернизации экономики в качестве главной стратегической задачи государства и бизнеса в сложившихся условиях. Несмотря на то, что слово «модернизация» очень часто используется российской политической элитой, до сих пор не решены основные проблемы, препятствующие ее проведению в жизнь, а именно: отсутствие полноценной конкурентной среды, наличие регионального и отраслевого монополизма, низкий инвестиционный климат, давление бюрократического аппарата на бизнес. Для стабильной работы ВЭД российских предприятий необходимо обеспечить снижение темпов инфляции до приемлемого уровня (3-5%) и обеспечить стабильный курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам при учете разницы в темпах инфляции России и ее основных торговых партнеров. 42

Дальнейшая интеграция России в мировую экономику не представляется возможной без активного участия нашей страны в международных экономических отношениях. Основные правила и механизмы в международной торговле принимаются коллективно, в рамках Всемирной торговой организации. Система ВТО – это многосторонний пакет соглашений, нормами и правилами которого регулируется 97% всей мировой торговли. Оставаться вне ВТО означает оставаться на «обочине» мирового развития. Вступление в ВТО принесет российским предприятиям предсказуемость и прозрачность торговых отношений, уменьшение дискриминации по отношению к ним, а также предоставит им доступ по разрешению споров через механизм ВТО. В то же время необходимо учитывать возможные угрозы, стоящие перед российскими предприятиями и экономикой в целом при вступлении в ВТО.

Оценить те эффекты, которые произойдут в отечественной экономике, достаточно сложно. Вступление России в ВТО в целом не приведет к каким-либо масштабным негативным изменениям. Точнее, оно может увеличить рост ВВП России на один процентный пункт в условиях роста экономики или же снизить ВВП на тот же один процентный пункт при условии ее падения.43

Как следствие слабого инновационного потенциала предприятия России значительно отстают в развитии экспорта готовых изделий, главным образом машин и оборудования, наукоемкой и инновационной продукции, а также другой продукции с высокой долей добавленной стоимости.

На внешнеторговую деятельность России существенное влияние оказал мировой экономический кризис, начавшийся со второй половины 2008 г. Внешнеторговый оборот по оценке Минэкономразвития России в 2009 г. уменьшился по сравнению с прошлым годом на 41%, со странами дальнего зарубежья – на 40,8%, со странами СНГ – на 42 %.

В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 61,3%, импорта – 38,7%.

Положительное сальдо торгового баланса в 2009 г. составило 91,7 млрд. долларов США и сократилось на 45,6%, в том числе, со странами дальнего зарубежья - на 47,7% , со странами СНГ – на 34,1 %.44

Для улучшения сложившегося положения во внешнеэкономическом секторе России необходимо не только изменение инвестиционного климата и общеэкономической ситуации в стране, но и изменение экспортной стратегии, пересмотр промышленной политики в пользу приоритетного развития конкурентоспособных наукоемких отраслей и производств. Даже несмотря на то, что это может повлечь отрицательные социальные последствия, необходимо отказаться от старой практики государственной поддержки неэффективных и нерентабельных предприятий, что в свою очередь, по целому ряду причин, даст новые возможности развития предприятиям, выпускающим конкурентоспособную продукцию.

Представляется необходимым создание механизма стимулирования российских экспортеров, предполагающего возможность быстрой концентрации ресурсов для осуществления масштабных проектов в приоритетных отраслях. Это в первую очередь должны быть представители наиболее многопрофильного сектора – современного машиностроительного комплекса, куда входит производство экспортной продукции общего машиностроения, электротехники и электроники, средств железнодорожного и морского транспорта, автомобилей, продукции приборостроений.

Государственная поддержка экспорта государством должна включать в себя кредитование экспортного производства и поставок за рубеж. Причем государственное кредитование в приоритетном порядке следует предоставлять машиностроительным предприятиям, в особенности производящим высокотехнологичную продукцию. Данное кредитование может осуществляться государством как на обычных коммерческих условиях, так и на льготных. При этом остается нежелательным необдуманное предоставление экспортных субсидий предприятиям, так как данная политика поддержки некоторых предприятий или отраслей в результате будет ухудшать условия торговли для всей экономики России. К тому же для самого предприятия такая политика в долгосрочной перспективе может привести не к расширению рынка сбыта и сохранению конкурентоспособности, а, наоборот, к сужению доли на рынке, финансовым и имиджевым потерям. 45

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важной составной частью экономической жизни любого современного государства является внешнеэкономическая деятельность. Роль, которую играет то или иное государство в мировой торговле, во многом определяет его авторитет как члена мирового сообщества. Именно поэтому каждое государство стремится создать надлежащие условия для участия во внешнеэкономической деятельности своим предприятиям и фирмам.

Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы». Международная торговля – старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще задолго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества.

Международная торговля позволяет государствам совершать обмен тех товаров, которые у них в избытке (дешевле), на те, которые им необходимы. В настоящее время обмен идет по таким основным направлениям, как: международная торговля товарами и услугами, кооперация производства, обмен в области науки и техники, движение капиталов и зарубежных инвестиций, миграция рабочей силы, валютно-кредитные отношения. Совершенствуя направления своей внешнеэкономической политики, Россия может эффективно использовать эти направления в своих интересах.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Во-первых, внешнеэкономическая деятельность предприятия - это предпринимательская деятельность юридических и физических лиц, которая включает внешнеторговую и инвестиционную деятельность, международную производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции. Выбор конкретного вида внешнеэкономической деятельности зависит от специализации предприятия, механизма государственного регулирования. Для современного этапа развития экономики России наиболее массовым видом внешнеэкономической деятельности предприятий является внешнеторговая деятельность, представляющая собой деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Во-вторых, внешнеторговая деятельность активно регулируется государственными органами.

В-третьих, необходимо всячески поддерживать развитие внешнеторговой деятельности. К основным способам развития можно отнести улучшение доступа отечественных товаров на международные рынки, модернизация промышленного производства, повышение качества продукции, переход на инновационную продукцию, рост доли услуг в экспорте.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ
  2. Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ
  3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в РФ» № 311 от 27.11.2010 г.
  4. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. М., КНОРУС, 2012. - 352 с.
  5. Буристов В.Н. Внешняя торговля РФ. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 383 с.
  6. Васильев И. Россия и Всемирная торговая организация: проблемы и перспективы присоединения. - М.: Аспект-Пресс, 2013. - 440 с.
  7. Внешнеэкономическая деятельность РФ. // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. 2012.
  8. Гофман Н.Ф. Основы внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие/Н.Ф.Гофман, Г.А.Маховикова. - СПб: Питер, 20013 - 208 с.
  9. Данилова Н.Ф., Сидорова Е.Ю. Комментарий к Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (постатейный). - М.: Изд-во "Юстицинформ", 2013. - 112с.
  10. Е. Г. Непомнящий. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. Курс лекций. – Таганрог: изд-во ТИУиЭ, 2010. – 176с.
  11. Елова М. В., Муравьева Е. К., Панферова С. М. и др. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. М.: Логос, 2013. - 492с.
  12. Ершов А.Д. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД: Учеб. пособие/А.Д.Ершов, А.И.Роденков, И.Г.Тараторин. - СПб: СПбИВЭСЭП, 2007. - 280 с.
  13. Ищейка Е.Г. Внешнеэкономическая деятельность предприятий.- Новосибирск, 2010. - 219 с.
  14. Киреев А.П. Международная экономика. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 458 с.
  15. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2000. - 736 с.
  16. Кочетов Э. Г. Ориентиры внешнеэкономической деятельности. - М.: Экономика, 2012. - 207с.
  17. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика: Теория и политика. М.: Экон. фак. МГУ; ЮНИТИ, 2012. 799 с.
  18. Миклашевская Н.А., Холпов А.В. Международная экономика Учебник 2010. - 452 с.
  19. Ноздрева Р.Б., Синецкий Б.И. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью. - М.: Дашков и КО, 2012. - 480 с.
  20. Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Экономистъ, 2010. 672 с.
  21. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб./В.В.Покровская. - М.: Юристъ, 2012. - 456 с.
  22. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Знание, 2010. - 258 с.
  23. Попов С.Г. ВЭД фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. - М.: БЭК, 2011. - 366 с.
  24. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Наука, 2011. - 326 с.
  25. Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения. М.: ЮНИТИ, 2012. - 513 с.
  26. Семенов К.А. Международные экономические отношения. - М.: Гардарики, 2012. - 436 с.
  27. Тишков В.Н. Внешнеторговая политика: тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли. - СПб.: С-Птб. Гос. университет экономики и финансов, 2011. - 258 с.
  28. Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Инфра-М, 2013. - 446 с.
  29. Федеральная служба государственной статистики - www.gks.ru
  30. Фомичев В.И Международная торговля. М.: Инфра-М, 2011.
  31. Шумилов В.М Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России. // Внешнеэкономический бюллетень. 2008. - 354 с.

 

1 Ищейка Е.Г. Внешнеэкономическая деятельность предприятий.- Новосибирск, 2010. - 219 с.

2 Фомичев В.И Международная торговля. М.: Инфра-М, 2011.

 

3 Семенов К.А. Международные экономические отношения. - М.: Гардарики, 2012. - 436 с.

 

4 Внешнеэкономическая деятельность РФ. // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. 2012. - С.33-39.

5   Гофман Н.Ф. Основы внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие/Н.Ф.Гофман, Г.А.Маховикова. - СПб: Питер, 2013.

6 Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Знание, 2010. - 258 с.

7 Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика: Теория и политика. М.: Экон. фак. МГУ; ЮНИТИ, 2012. 799 с.

 

8 Шумилов В.М Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России. // Внешнеэкономический бюллетень. 2008. - 354 с.

9 Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Наука, 2011. - 326 с.

10 Кочетов Э. Г. Ориентиры внешнеэкономической деятельности. - М.: Экономика, 2012. - 207с.

 

11 Тишков В.Н. Внешнеторговая политика: тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли. - СПб.: С-Птб. Гос. университет экономики и финансов, 2011. - 258 с.

12 Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Инфра-М, 2013. - 446 с.

 

13 Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. М., КНОРУС, 2012. - 352 с.

14 Е. Г. Непомнящий. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. Курс лекций. – Таганрог: изд-во ТИУиЭ, 2010. – 176с.

 

15 Киреев А.П. Международная экономика. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 458 с.

16 Миклашевская Н.А., Холпов А.В. Международная экономика Учебник 2010. - 452 с.

17 Буристов В.Н. Внешняя торговля РФ. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 383 с.

 

18 Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб./В.В.Покровская. - М.: Юристъ, 2012. - 456 с.

 

19 Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ

 

20 Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Экономистъ, 2010. 672 с.

21 Данилова Н.Ф., Сидорова Е.Ю. Комментарий к Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". - М.: Изд-во "Юстицинформ", 2013. - 112с.

 

22 Елова М. В., Муравьева Е. К., Панферова С. М. и др. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. М.: Логос, 2013. - 492с.

23 Ноздрева Р.Б., Синецкий Б.И. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью. - М.: Дашков и КО, 2012. - 480 с.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России