Грузино-южноосетинский конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование вооруженного конфликта, анализ факторов возникновения и развития Грузино-Осетинского конфликта и способов его урегулирования.
Задачи:
выделить основные исторические предпосылки возникновения и развития Грузино-Осетинского конфликта;
установить наиболее существенные политические и социальные причины, приведшие к вооруженному конфликту в Южной Осетии;
выявить особенности протекания Грузино-Осетинского конфликта на закате СССР и после его распада.

Содержание работы

Введение
Глава I. Факторы возникновения и развития Грузино-Осетинского конфликта
1.1. Исторические предпосылки возникновения и развития Грузино-Осетинского конфликта
1.2. Причины и повод для возникновения конфликта
Глава II. Современное состояние Грузино-Осетинского конфликта
2.1. Особенности протекания Грузино-Осетинского конфликта на закате СССР и после его распада
2.2. Место и роль России в процессе урегулирования Грузино-Осетинского конфликта
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

 

Отделение «Регионоведение» 

Гасанова Сабина Руслановна

Грузино-южноосетинский конфликт

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

студентки 2 курса 2 группы

по направлению 032301 - Регионоведение

 

 

 

 

Научный руководитель -

проф. д.с.н. Щукина Елена Львовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону – 2012

 

Оглавление

 

Введение

Глава I. Факторы возникновения и развития Грузино-Осетинского конфликта

1.1.  Исторические предпосылки возникновения и развития Грузино-Осетинского конфликта

1.2.  Причины и повод для возникновения конфликта

Глава II. Современное состояние Грузино-Осетинского конфликта

2.1.  Особенности протекания Грузино-Осетинского конфликта на закате СССР и после его распада

2.2. Место и роль  России в процессе урегулирования Грузино-Осетинского конфликта

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В новейшей мировой истории  любые конфликты развивались  в рамках глобального противостояния капиталистической и социалистической системы. Но конец XX и начало XXI века ознаменовались новыми факторами в развитии региональных конфликтов. Разрушение СССР и социалистической системы безвозвратно изменили геополитическую обстановку в мире.

Современные международные отношения все чаще характеризуются тем, что решение политических и экономических вопросов происходит путем ведения локальных войн.

Одним из ярких примеров такой локальной войны, разгоревшейся  на территории бывшего СССР, стал Грузино-Осетинский конфликт.

Грузино-Осетинский конфликт - этнополитический конфликт в Республике Грузия между центральным руководством и Республикой Южная Осетия (с конца 1980-х гг. по настоящее время). Обострение осетино-грузинских отношений было вызвано резкой активизацией национальных движений в последние годы существования СССР и стремлением малых народов к повышению своего статуса. Развитию конфликта способствовало ослабление государственной власти и последовавший распад СССР.

Актуальность  темы курсовой работы обуславливается тем, что одной из самых важных проблем на современном этапе развития международных отношений является проблема вооруженных конфликтов. Военные столкновения представляют большую угрозу международному миру и стабильности, так как Кавказский регион исторически, экономически и психологически обладает высоким внутренним потенциалом конфликтности. Поэтому, с учетом данной тенденции, представляется оправданным повышенный интерес исторической, политической, правовой и других наук к вооруженным конфликтам на территории Кавказа, причинам их происхождения, последствиям и механизмам их урегулирования. Причем выработка неких общих методов разрешения такого вида конфликтов приобретает чрезвычайно актуальный характер ввиду того, что на их почве возникают особые, специфические социально-политические и иные отношения, оказывающие крайне дестабилизирующее воздействие на регион и подрывающие международный мир и безопасность.

Целью курсовой работы является комплексное исследование вооруженного конфликта, анализ факторов возникновения и развития Грузино-Осетинского конфликта и способов его урегулирования.

Объектом  курсовой работы является Грузино-Осетинский конфликт, как типичный региональный конфликт постсоветского пространства.

Предметом курсовой работы является специфика возникновения, развития и урегулирования  Грузино-Осетинского конфликта.

Задачи:

    • выделить основные исторические предпосылки возникновения и развития Грузино-Осетинского конфликта;
    • установить наиболее существенные политические и социальные причины, приведшие к вооруженному конфликту в Южной Осетии;
    • выявить особенности протекания Грузино-Осетинского конфликта на закате СССР и после его распада.

Анализ исследования. Теоретической основой работы являются научные труды и учебные пособия по конфликтологии, региональной экономике, политологии, философии и социологии таких авторов, как Арбатов А.Г., Белозёров В.К., Гусейнов В.А., Забузов О.Н. и других. В своих работах авторы рассматривают политические последствия конфликта на Кавказе, формулируют цели, которые в итоге удалось достичь России, рассматривают особенности отражения конфликта  в Южной  Осетии  в  информационном пространстве и многое другое.

 

Глава I. Факторы  возникновения и развития Грузино-Осетинского конфликта

 

 

    1. Исторические предпосылки возникновения и развития Грузино-Осетинского конфликта

 

Истоки современного грузино-осетинского конфликта лежат  в событиях конца 1980-х годов, когда  активизация грузинского национального  движения за независимость от союзного центра (при одновременном отказе малым народам Грузии в праве на автономию) и радикальные действия его руководителей на фоне слабости центрального руководства СССР привели к резкому обострению отношений между грузинами и этническими меньшинствами (в первую очередь, абхазами и осетинами, имевшими собственные автономные образования и уже тогда выдвигавшими требования повышения их статуса — и, в конечном счёте, самостоятельности).

20 апреля 1922 года декретом  № 2 Всегрузинского Центрального  Исполнительного Комитета (ЦИК) Советов  рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и Совета Народных Комиссаров (СНК) ССР Грузии была образована «автономная область Юго-Осетии» как составная часть Грузинской ССР с центром в городе Цхинвали.

В конце 1980-х гг активизация  грузинского национального движения и экстремистские действия его руководителей (прежде всего, Звиада Гамсахурдиа) привели к резкому обострению межнациональных отношений в Грузинской ССР.

В августе 1989 года Верховный  Совет Грузинской ССР объявил  грузинский язык официальным языком в республике. Позднее Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области объявил официальным языком региона осетинский.

За период с 1989 г. напряжённость  в регионе, где грузины составляют этническое меньшинство, трижды (1991 -- 1992, 2004, 2008) перерастала в масштабные кровопролитные столкновения, сопровождавшиеся многочисленными жертвами и разрушениями. Многие мирные граждане в результате конфликта были вынуждены покинуть свои дома1.

Прежде всего, значительное число осетин бежало из Южной Осетии на территорию Северной Осетии, что, в свою очередь, стало одним из обстоятельств, способствовавших возникновению осетино-ингушского конфликта в Пригородном районе Северной Осетии. Вторая группа беженцев около ста тысяч осетин, вынужденных бежать из внутренних районов Грузии, расселились на территории как Южной, так и Северной Осетии. Наконец, во внутренние районы Грузии была вынуждена бежать значительная часть грузинского населения Южной Осетии.

С 1992 г. Южная Осетия существовала как фактически самостоятельное непризнанное государство, большую часть территории которого, однако, контролировало грузинское правительство. Безопасность в регионе были призваны поддерживать Смешанные силы по поддержанию мира, созданные в соответствии с Дагомысскими соглашениями 1992 г. между Россией и Грузией.

После 1992 года Южная Осетия была де-факто независимым государством, обладала собственной конституцией (принята в 1993 году) и государственной  символикой. Власти Грузии по-прежнему рассматривали её как административную единицу Цхинвальский регион, но активных действий по установлению контроля над ней не предпринималось.

В 1990-е годы активно  шёл процесс принятия российского  гражданства населением Южной Осетии. 1 июля 2002 года в России был введён новый закон о гражданстве. Этот закон закрывал возможность бывшим гражданам СССР получать российское гражданство в крайне упрощённом порядке. В связи с этим, Конгресс русских общин Абхазии в июне 2002 года инициировал акцию по массовому получению российских паспортов жителями страны. С этой целью, по сведениям издания «Время новостей», в Сочи специально командировали сотрудников российских МВД и МИДа и был открыт специальный штаб, который занимался оформлением российского гражданства для жителей Абхазии. Это привело к тому, что в июне российское гражданство получали до 8 тыс. абхазцев в сутки. По завершении акции российское гражданство имели примерно 220 из 320 тыс. жителей Абхазии. К концу июля 2002 года количество российских граждан в Южной Осетии превышало 60 % населения, к 2006 году — 80 % населения. В 2006 году заместитель министра иностранных дел Грузии Мераб Антадзе заявлял, что Россия намерена способствовать усилению конфронтации в Южной Осетии. Предоставление населению Южной Осетии российского гражданства заместитель министра назвал «аннексией грузинских территорий».Представитель МИД России заявил, что принятие российского гражданства населением Южной Осетии происходит в рамках международного права, и какие-либо претензии по данному вопросу со стороны Грузии неуместны.

5 декабря 2000 года по инициативе российской стороны был введён визовый режим между Россией и Грузией, создавший трудности для граждан Грузии, 500 тыс. которых в то время работало в России. В то же время был оставлен безвизовый режим для жителей Абхазии и Южной Осетии, что вызвало протесты Грузии. 1 марта 2001 года были отменены льготы, предусматривавшие безвизовый проезд для грузинских дипломатических представителей и жителей приграничной полосы.

Очередное усиление напряжённости  в зоне конфликта совпадает с  приходом к власти Михаила Саакашвили, объявившего курс на восстановление территориальной целостности Грузии. В августе 2004 года дело дошло до кровопролитных столкновений, в ходе которых грузинские войска безуспешно пытались установить контроль над стратегическими высотами вокруг Цхинвали, но, потеряв несколько десятков человек, были отведены.

В феврале 2006 года грузинские власти заявили о необходимости  наличия виз у российских миротворцев  в зонах межэтнических конфликтов, эти заявления сопровождались частыми  задержаниями военнослужащих миротворческого контингента по причине отсутствия виз. Российская сторона не признала законность грузинских требований. 15 февраля 2006 года парламент Грузии принял постановление, в котором деятельность миротворческого контингента в Южной Осетии признавалась неудовлетворительной и высказывалось желание перейти на «новый формат миротворческой миссии». В мае того же года грузинские власти объявили «уголовными преступниками» российских миротворцев, прибывших в Южную Осетию в рамках проводившейся ротации, по причине нарушения визового и пограничного режима, которое имело место быть с точки зрения властей Грузии. Южноосетинские власти в ответ на претензии Грузии пригрозили ввести визы для грузинских граждан включая миротворцев. Ситуация обострилась 18 июля, когда парламент Грузии потребовал вывести либо «легализовать» миротворцев.

20 июля 2006 года министр  обороны России пообещал помочь  Абхазии и Южной Осетии в случае грузинской агрессии.

12 ноября 2006 года в  Южной Осетии были одновременно проведены двое парламентских выборов и референдум о независимости. Одни выборы и референдум были проведены на территории, контролируемой властями Южной Осетии (здесь победил Эдуард Кокойты, и большинство участников референдума высказалось за независимость). Другие выборы были проведены на территории, контролируемой грузинскими властями, и среди беженцев из Осетии, находящихся на территории собственно Грузии (здесь победил Дмитрий Санакоев). Обе стороны признали проведённые ими выборы демократичными и отражающими волю народа, а другие — фальсифицированными. Оба победителя принесли присягу народу Южной Осетии, претендовали на власть на всей территории Южной Осетии и обвиняли друг друга в коллаборационизме (с Россией и Грузией, соответственно).

В том же году Грузия ввела свои войска в Кодорское ущелье, несмотря на протесты Абхазии, после чего контингент российских миротворцев в нижней части ущелья был усилен.

    1. Причины и повод для возникновения конфликта

 

Напряженность грузино-осетинского политического противостояния нарастала, проявляясь в формировании национальных движений как в Грузии, так и в Южной Осетии в условиях развивавшейся автономии советской государственности, сопровождавшейся падением «старых» и появлением «новых» политических элит. А также важным проявлением конфликтности стало признание Верховным Советом Грузинской ССР грузинского языка официальным языком в республике. В ответ Осетия объявила официальным языком региона осетинский. 

Можно выделить следующие причины возникновения Грузино-Осетинского конфликта:

  1. Основное содержание этих противоречий имело объективный характер, формировалось в течение длительного времени и выразилось в противоположных и взаимоисключающих позициях сторон по вопросу этнотерриториального статуса Южной Осетии. Согласно грузинской позиции Южная Осетия представляет собой историческую часть Грузии, неделимую и неотчуждаемую от основной её территории, тогда как осетинская позиция рассматривала Южную Осетию в качестве составной части единой Осетии.
  2. Грузино-осетинские отношения в конце 1980-х гг. оказались в состоянии конфликтной ситуации, когда стороны приходят к оценке своих интересов и конечных целей как несовместимых. В таких условиях стали формироваться конфликтное взаимовосприятие и закладываться социально-психологические основы и предпосылки будущего конфликтного взаимодействия сторон. Развитие конфликтной ситуации свидетельствовало о протекании внутри обоих сообществ социально-дезорганизационных процессов, о необратимой дезинтеграции важнейших общественных структур, обеспечивавших политическую стабильность.
  3. Конфликтная ситуация в грузино-осетинских отношениях конца 1980-х гг. сложилась в значительной степени под мощным влиянием этнонационализма в Грузии, базировавшегося на принципе так называемого «права крови» и представленного в виде идеи унитарного моноэтничного государства как основной концепции грузинского нациестроительства2.
  4. Политическая борьба между новыми и старыми элитами, приведшая к смене элит в обоих регионах, явилась непосредственной причиной трансформации конфликтной ситуации в межэтнических отношениях в открытую фазу противостояния, в форму вооруженного конфликта между Грузией и Южной Осетией.

Информация о работе Грузино-южноосетинский конфликт