Грузино-южноосетинский конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование вооруженного конфликта, анализ факторов возникновения и развития Грузино-Осетинского конфликта и способов его урегулирования.
Задачи:
выделить основные исторические предпосылки возникновения и развития Грузино-Осетинского конфликта;
установить наиболее существенные политические и социальные причины, приведшие к вооруженному конфликту в Южной Осетии;
выявить особенности протекания Грузино-Осетинского конфликта на закате СССР и после его распада.

Содержание работы

Введение
Глава I. Факторы возникновения и развития Грузино-Осетинского конфликта
1.1. Исторические предпосылки возникновения и развития Грузино-Осетинского конфликта
1.2. Причины и повод для возникновения конфликта
Глава II. Современное состояние Грузино-Осетинского конфликта
2.1. Особенности протекания Грузино-Осетинского конфликта на закате СССР и после его распада
2.2. Место и роль России в процессе урегулирования Грузино-Осетинского конфликта
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2. Место и роль России в процессе урегулирования Грузино-Осетинского конфликта

 

Проблема урегулирования Грузино-Осетинского конфликта довольно сложная. Россия принимала в этом огромное участие. Были совершены некоторые попытки мирного урегулирования (1992-2004).

После подписания Сочинского соглашения Южная Осетия стала фактически самостоятельным государственным образованием.

2 ноября 1993 года была принята конституция республики.

30 октября 1995 года при  посредничестве России и ОБСЕ  между грузинской и осетинской  сторонами начались переговоры о мирном урегулировании конфликта. 16 мая 1996 года в Москве был подписан «Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия»6. За подписанием этого документа последовало несколько встреч между президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе и де-факто президентом Южной Осетии Людвигом Чибировым, а также главами правительств Грузии и Южной Осетии.

Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что причинами ввода  российских войск в зону конфликта  стали агрессия Грузии против неподконтрольных ей территорий Южной Осетии и последствия этой агрессии: гуманитарная катастрофа, исход из региона 30 тыс. беженцев, гибель российских миротворцев и многих жителей Южной Осетии. Действия грузинской армии в отношении мирных жителей Лавров квалифицировал как геноцид. Он отметил, что большинство населения Южной Осетии — граждане России, и что «ни одна страна мира не осталась бы безучастной к убийству своих граждан и изгнанию их из своих жилищ».

Лавров заявил, что  Россия «этот конфликт не готовила»  и выступала с предложением принять резолюцию Совбеза ООН, призывающую Грузию и Южную Осетию отказаться от применения силы. По мнению Лаврова, «военный ответ России на нападение Грузии на российских граждан и солдат миротворческого контингента был полностью пропорционален». Необходимость бомбардировок военной инфраструктуры, находившейся вне зоны конфликта, Лавров объяснил тем, что она использовалась для поддержки грузинского наступления. Лавров назвал обвинения в том, что Россия, прикрываясь югоосетинским конфликтом, пыталась сбросить правительство Грузии и установить контроль над этой страной, «несусветной чепухой». Он отметил, что как только безопасность в регионе была восстановлена, президент России объявил об окончании военной операции.

11 августа замдиректора департамента информации и печати МИД России Борис Малахов опроверг версию о том, что целью России является свержение режима М. Саакашвили.

По утверждению заместителя  начальника Генерального штаба Вооружённых  сил Российской Федерации А. А. Ноговицына, грузинская операция «Чистое поле» против Южной Осетии была заранее разработана Грузией совместно с США.

На рабочей встрече в Кремле с министром обороны Анатолием Сердюковым и начальником Генштаба Николаем Макаровым, Президент России Дмитрий Медведев заявил, что «на основе доклада принял решение о завершении операции по принуждению Грузии к миру»: «Безопасность наших миротворческих сил и гражданского населения восстановлена. Агрессор наказан и понес значительные потери. Его вооружённые силы дезорганизованы. При возникновении очагов сопротивления и иных агрессивных наступлений принимать решения об уничтожении».

12 августа во время  визита в Москву председателя  Евро Союза президента Франции  Н. Саркози, в ходе встречи  с президентом России Дмитрием  Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным, были согласованы шесть принципов мирного урегулирования (План Медведева - Саркози)7

1) Не прибегать к  использованию силы.

2) Окончательно прекратить  все военные действия.

3) Свободный доступ  к гуманитарной помощи.

4) Вооружённые силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации.

5) Вооружённые силы  РФ выводятся на линию, предшествующую  началу боевых действий.

6) Начало международного  обсуждения о вопросах будущего  статуса Южной Осетии и Абхазии  и путей обеспечения их прочной безопасности.

13 августа Грузия приняла  план урегулирования конфликта,  но с оговорками. Так, по просьбе  грузинского президента был убран  пункт о начале обсуждения  будущего статуса Южной Осетии  и Абхазии. Президент Франции  Николя Саркози подтвердил заявление Саакашвили, добавив, что пункт о начале обсуждения будущего статуса двух непризнанных республик убран с согласия президента РФ Дмитрия Медведева. Этот пункт был переформулирован, так как допускал двусмысленную трактовку. После внесения изменений Саакашвили объявил, что подписывается под планом урегулирования и принимает условия прекращения огня в зоне грузино-осетинского конфликта. В новой формулировке шестой пункт звучит так: «Обеспечение международных гарантий безопасности Южной Осетии и Абхазии».

16 августа президент  России Дмитрий Медведев поставил  подпись под планом по мирному  урегулированию грузино-осетинского  конфликта. До этого документ  подписали руководители непризнанных  государств Южная Осетия и  Абхазия, а также президент  Грузии Михаил Саакашвили. Подписание этого документа сторонами конфликта окончательно обозначило завершение военных действий.

26 августа 2008 г., после вооружённого конфликта с участием Грузии, России, Южной Осетии и Абхазии российское руководство объявило о признании государственной самостоятельности Республики Южная Осетия8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Короткая, пятидневная, война  в Южной Осетии имеет большие  последствия. Прежде всего, это людские  жертвы, в результате конфликта погибло  около 2000 жителей Южной Осетии, 80 военнослужащих РФ, и 215 солдат из Грузии, итого: примерно, 2300 людских жизней, и это не говоря о раненых и пропавших без вести. Так же для каждой из сторон имели место экономические и политические последствия войны. Развязав войну, Грузия сама выкопала себе экономическую яму. Международные рейтинговые агентства ощутимо понизили долгосрочные рейтинги этой страны.

Пять дней августа  стали катастрофой и для Тбилиси. Они практически привели к  окончательному провалу проекта  «единая Грузия». Новый виток насилия (особенно в Южной Осетии) сделал невозможным интеграцию страны на мирной основе. После третьей за 17 лет войны вряд ли «непризнанные граждане» будут вообще принимать в расчет какие бы то ни было предложения Тбилиси. Кроме этого Грузия получила новую порцию беженцев (приблизительно 20 тысяч). На этот раз из Южной Осетии, где, в отличие от Абхазии, даже после первой войны (1991-1992) грузины проживали вместе с осетинами, теперь грузинская община Южной Осетии в одночасье стала изгоем.

Особенно неожиданными и интересными оказались для России мнения зарубежных партнёров о войне, которые, почти единодушно, встали на сторону агрессора - Грузии. Всё это может говорить о том, что Россия вернулась в большую игру, от которой её отстранили после распада СССР - событие важное и требующее очень собранной и изобретательной политики.

По формальным критериям  Россия выглядит стороной-победительницей. Ее действия, принимая во внимание взаимосвязь  безопасности Северного Кавказа  и Закавказья, были во многом обоснованны. России удалось сорвать тотальное уничтожение военно-политической инфраструктуры Южной Осетии. Более того, в ходе военной операции уничтожены такие опорные пункты грузинской угрозы для непризнанной республики, как села, составляющие Лиахвский коридор.

Но вооружённый конфликт между Россией и Грузией отодвинул вступление России в ВТО. Грузия, защищая свои экономические интересы как член ВТО, заявляла неприемлемые в создавшихся для России после войны геополитических условиях причины, по которым Россия не могла вступить во Всемирную торговую организацию. Камнем преткновения стал вопрос контроля грузов на КПП Южной Осетии и Абхазии. Грузия настаивала на том, чтобы в местах таможенного контроля присутствовали международные наблюдатели, в то время как Россия предлагла ограничиться предоставлением информации о прохождении грузов через КПП двух республик. Компромисс был достигнут лишь в октябре 2011 года под давлением Евросоюза.

Что касается юридической  оценки действий сторон, то в заявлениях российских официальных лиц вторжение грузинских войск в Южную Осетию неоднократно именовалось агрессией. С точки зрения международного права, агрессия — это применение вооружённой силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, тогда как к моменту начала войны независимость Южной Осетии не была признана ни одним государством мира. В то же время, вступление России в войну может формально попадать под определение агрессии, поскольку такое вторжение «не может быть оправдано никакими соображениями любого характера, будь то политического, экономического, военного или иного характера».

Однако, в соответствии с докладом европейской комиссии по расследованию обстоятельств  войны, защита Россией своих миротворцев послужила достаточным основанием для вмешательства в конфликт, но недостаточным — для введения войск в собственно Грузию.

Одновременно с тем, из выводов доклада следует, что  Грузия (первой) нарушила международное  право, без оснований использовав  вооружённую силу против российских военнослужащих, а применение вооружённой силы против Южной Осетии было неоправданным и непропорциональным, поскольку, по мнению составителей доклада, многочасовой обстрел Цхинвали с использованием тяжёлой артиллерии и РСЗО не может трактоваться как самооборона.

Итогом этого противостояния стало поражение грузинских войск, полная утрата Грузией контроля над территорией Южной Осетии и Абхазии. 15 613 грузин-беженцев и 34 000 осетин-беженцев из Южной Осетии, а также признание Россией независимости республик Южная Осетия и Абхазия. 

Обострение грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года, бесспорно, является самым кровопролитным за всю его историю.

К сожалению, мировое  сообщество не выработало действенного механизма разрешения конфликтов, связанных с этническими, территориальными, политическими и правовыми противоречиями. Противоречивость основных принципов международного права, права наций и народов на самоопределение и территориальная целостность государства, двойные стандарты в разрешении подобных конфликтов, в угоду геополитическим устремлениям ведущих стран, осложняют процесс урегулирования подобных конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Арбатов А.  «Международная  безопасность  после  Кавказского  кризиса» 

2. Александров Д. «Грузия красит каски»// Взгляд// 2008

3. Белозёров В.  Статья «Некоторые выводы для России и её оборонной политики в свете последствий августовского конфликта»

4. Гусейнов В.А. «Тезисы о некоторых политических и военно-стратегических аспектах августа 2008г.»

5. Гусейнов В. и Демиденко С. Статья «Югоосетинский разлом: размышления  о причинах и последствиях» 

6. Забузов О. «Действия России в информационном пространстве в связи с вооруженным конфликтом в Южной Осетии»

7. Мельков С.А. «Вооружённый конфликт в Южной Осетии: катализатор военного реформирования в России?»

8. Перенджиев А.  Статья «Грузино-югоосетинский  конфликт  как пример террористической войны».

9. Селиванов А. Статья «События в Южной Осетии и Абхазии: национально-государственный или кланово-олигархический подход?»

10. Серебрянников В.В. Статья «Предотвращение войн: теория и практика»

11. Светлов В. А. «Грузино-Южноосетинский конфликт» (http://aconflict.ru/2008/12/22/v-a-svetlov-gruzino-yuzhnoosetinskij-konflikt)

12. Фомичев М.  Статья «Хроника вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008г.» (http://ria.ru/osetia_spravki/20090804/179738601.html)

1 Алексей Зверев: Этнические конфликты в Грузии, 1989—1994 гг

2 История противостояния Грузии и Южной Осетии // РБК, 8 августа 2008

3 Геноцид в Южной Осетии. Хроника событий. // РИА Новости, 9 ноября 2006

4 Грузино-Осетинский конфликт // Все новости и события по теме // Оперативная информация // Газета Спб

5 . Южная Осетия заявила о переброске грузинских войск к границе республики. //Lenta.ru

6 Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия. Москва, 16 мая 1996 г.

7 Д. Медведев подписал план урегулирования грузино-южноосетинского конфликта // kremlin.ru 16 августа 2008 г.

8 Указ «О признании Республики Южная Осетия».

 


Информация о работе Грузино-южноосетинский конфликт