Грузино-южноосетинский конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование вооруженного конфликта, анализ факторов возникновения и развития Грузино-Осетинского конфликта и способов его урегулирования.
Задачи:
выделить основные исторические предпосылки возникновения и развития Грузино-Осетинского конфликта;
установить наиболее существенные политические и социальные причины, приведшие к вооруженному конфликту в Южной Осетии;
выявить особенности протекания Грузино-Осетинского конфликта на закате СССР и после его распада.

Содержание работы

Введение
Глава I. Факторы возникновения и развития Грузино-Осетинского конфликта
1.1. Исторические предпосылки возникновения и развития Грузино-Осетинского конфликта
1.2. Причины и повод для возникновения конфликта
Глава II. Современное состояние Грузино-Осетинского конфликта
2.1. Особенности протекания Грузино-Осетинского конфликта на закате СССР и после его распада
2.2. Место и роль России в процессе урегулирования Грузино-Осетинского конфликта
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Однако аналитики выделяют несколько версий причин, по которым разгорелась война на территории Южной Осетии. Рассмотрим 2 основные из них.

- версия Грузии:

8 августа командующий грузинскими  миротворцами Мамука Курашвили  назвал действия Грузии в Южной  Осетии «операцией по наведению  в Цхинвальском регионе конституционного  порядка». Государственный министр  Грузии по реинтеграции Темур Якобашвили пояснил, что «целью руководства Грузии является не взятие городов. В Тбилиси хотят лишь поставить точку на криминальном режиме, чтобы никто не угрожал нашим городам, гражданам и инфраструктуре». Грузинская сторона заявила, что действия грузинской армии в Южной Осетии были ответом на нарушение режима прекращения огня.

По официальным заявлениям грузинской стороны, российские миротворческие силы, оставшиеся на территории Грузии после  подписания плана Медведева-Саркози, «реально представляли оккупационные войска, главной целью которых было не урегулирование конфликта, а присвоение грузинских территорий».

- версия Южной Осетии:

В южноосетинской интерпретации, война вызвана этническим конфликтом между осетинами, которые защищали исконно-осетинские земли, и грузинами, которые ущемляли права осетин и виновны в геноциде; осетины при умеренной поддержке русских войск навсегда изгнали грузин и добились независимости. 8 августа президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил о многочисленных жертвах среди мирных жителей Южной Осетии и обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили в геноциде осетинского народа.

В итоге можно сделать  вывод, что распад СССР стал одной из главных причин, приведшим к военному конфликту между Грузией и Осетией, произошло столкновение противоречащих друг другу международных императивов. Конфликт произошёл из-за отказа Грузии признать итоги референдума 19 января 1992 года о признании Южной Осетии независимым государством на основании закона СССР 1990 года о «О порядке разрешения вопросов, связанных с выходом союзной республики из Союза ССР». Согласно этому закону Южная Осетия имело на признание своей независимости все права.

Своими действиями Грузия стремилась к реализации следующих целей:

- вернуть Южную Осетию  в состав Грузии;

- интернационализировать грузино-осетинский конфликт;

- подключить к его  урегулированию США, страны Европы;

- переформатировать конфликт  из грузино-осетинского в грузино-российский, представить его как проявление  российского неоимпериализма; 

- отказаться от эксклюзивной роли России как гаранта мира в регионе.

Южная Осетия, в свою очередь, требовала признать себя независимым  и суверенным государством.

Что же касается России, то она преследовала следующие цели:

    1. Обеспечение безопасности на территории Северного Кавказа;
    2. Защита интересов российских граждан, проживающих на территории Южной Осетии;

Глава II. Современное состояние Грузино-Осетинского конфликта

 

 

2.1.  Особенности протекания Грузино-Осетинского конфликта на закате СССР и после его распада

 

 

В своем развитии конфликт прошел несколько этапов - от локального противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного значения.

Фаза конфликтности (1 фаза) (1988-1989) можно назвать идеологическим. В  этот период противоборствующие стороны обозначили главные претензии друг к другу, а также сформировали основополагающие противоречия будущего конфликта.

Фаза действия противоборства (2 фаза) (1989-1991) – политико-правовой. В течение двух лет грузинская и осетинская стороны вели другом с другом законотворческую («статусную») войну.

20 сентября 1989 года были опубликованы  проекты законов Грузинской ССР,  ущемлявшие права Юго-Осетинской  АО. Чуть менее чем два месяца  спустя, 10 ноября, на сессии народных  депутатов Юго-Осетинской АО было принято решение о преобразовании области в автономную республику в составе Грузии. Эту акцию в Тбилиси восприняли крайне негативно, поскольку Южная Осетия повышала свой статус в одностороннем порядке. 16 ноября 1989 Президиум Верховного Совета Грузинской ССР отменил решение югоосетинского областного Совета Еще через неделю прошел многотысячный антиосетинский марш грузинских националистов на Цхинвали, столицу Юго-Осетинской АО, появились первые жертвы.

Далее произошло ключевое для эскалации  конфликта событие. 11 декабря 1990 года Верховный Совет Грузии принял решение об отмене автономного статуса Южной Осетии.

Фаза вооруженного конфликта (5 фаза) (январь 1991 - июль 1992). 6 января 1991 года внутренние войска МВД СССР отправляются из Цхинвали в казармы, в город входит шеститысячный отряд грузинских боевиков, появляются жертвы среди мирного населения. В ходе военных действий столицу Южной Осетии штурмовали трижды (февраль и март 1991, июнь 1992). В конфликт вовлекается Северная Осетия (субъект РФ на Северном Кавказе), куда прибыли около 43 тыс. беженцев из самой Южной Осетии и внутренних областей Грузии. При этом североосетинские действия напрямую Кремлем не контролировались. Более того, условием подписания Федеративного договора Владикавказ ставил поддержку (в той или иной форме) Южной Осетии Москвой. В конце мая 1992-го Северная Осетия перекрывает газопровод, ведущий в Грузию. В результате вооруженного противоборства было сожжено 100 сел, убито более тысячи человек.

Фаза урегулировнаия (6 фаза) - 24 июня 1992 года президенты РФ и Грузии Борис Ельцин и Эдуард Шеварднадзе подписывают Дагомысские (Сочинские) соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта. Дагомысские соглашения предусматривали создание органа для урегулирования конфликта - Смешанной контрольной комиссии (СКК) из представителей четырёх сторон - Грузии, Южной Осетии, России и Северной Осетии3. 14 июля начинается миротворческая операция. Таким образом, вооруженный конфликт был «заморожен».

Фаза привлечения внешних  участников (3 фаза) Вводятся российский, грузинский и североосетинский миротворческий батальоны, боевые действия прекращаются, создается Смешанная контрольная комиссия (представители РФ, Грузии, Южной Осетии, Северной Осетии) по соблюдению условий прекращения огня.

В Цхинвали была размещена  Миссия наблюдателей от ОБСЕ. После  подписания Дагомысских соглашений Южная Осетия стала фактически самостоятельным государственным образованием.

2 ноября 1993 года была принята конституция республики.

30 октября 1995 года при посредничестве России и ОБСЕ между грузинской и осетинской сторонами начались переговоры о мирном урегулировании конфликта. 16 мая 1996 года в Москве был подписан «Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия». За подписанием этого документа последовало несколько встреч между президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе и де-факто президентом Южной Осетии Людвигом Чибировым, а также главами правительств Грузии и Южной Осетии.

Беженцы начали возвращаться в зону конфликта, однако усилению этого процесса мешала тяжёлая экономическая ситуация в регионе.

Грузинские власти всегда продолжали рассматривать Южную  Осетию как свою административную единицу - Цхинвальский регион, но до прихода к власти Михаила Саакашвили (2004г.) активных действий по восстановлению контроля над Южной Осетией не предпринимали.

2004 г. - возвращение к  фазе действия противоборства (2 фаза) - можно охарактеризовать как  «разморозку» конфликта. Она началась  с попыток официального Тбилиси  пересмотреть сложившийся в Южной Осетии баланс сил и политико-правовой формат урегулирования. На президентских выборах в январе 2004г. победил Михаил Саакашвили. В выступлениях Саакашвили и его соратников звучали идеи воссоздания единой Грузии и реванша за «национальные унижения» в Южной Осетии и Абхазии.

31 мая 2004 года без  согласования действий со Смешанной  контрольной комиссией (СКК) под  предлогом борьбы с контрабандой  на территорию Южной Осетии  были введены силы спецназа  МВД Грузии (300 человек). Эти действия члены СКК расценили как нарушение Дагомысских соглашений. С грузинской стороны прозвучали обвинения в адрес российских миротворцев в этнической ангажированности, а также криминальной деятельности. 20 июля 2004-го президент Грузии публично заявил, что не исключает возможность расторжения Дагомысских соглашений: «Если в рамках соглашений на территории Цхинвальского района нельзя поднимать грузинский флаг, я готов выйти из этих соглашений».

Фаза вооруженного конфликта (5 фаза) 8-19 августа 2004 года в Южную  Осетию пришла вторая война. В этом военном противоборстве использовалось не только стрелковое оружие, но и артиллерия. И хотя к концу месяца стороны удалось на несколько дней разъединить, август (роковое время в конфликте) 2004-го стал началом новой волны обстрелов, нападений, провокаций и перекрытий жизненно важных коммуникаций. С тех пор тактика «мелкого военного фола» стала в Южной Осетии повседневной реальностью.

В 2004-2006 годах парламент  Грузии принял целый ряд постановлений, которые признавали российскую миротворческую миссию «отрицательной», а действия РФ оценивали как «неприкрытую аннексию». Осенью 2006-го Тбилиси запускает проект «альтернативной Южной Осетии», делая своим знаменем бывшего премьер-министра и министра обороны непризнанной республики Дмитрия Санакоева. Цель этого проекта переформатировать переговорный процесс (фактически отказавшись от прямого диалога с Цхинвали).

В марте 2007 года Тбилиси  создает на территории Южной Осетии «временную административную единицу». Это решение фактически поставило крест на переговорах между Грузией и непризнанной республикой. Тбилиси предпринимает попытки международной легитимации Санакоева (он участвует в форумах в Брюсселе и в Страсбурге, его рассматривают как «конструктивного» представителя осетинской стороны в отличие от Эдуарда Кокойты).

В июле 2006 года Грузия в  нарушение базового Московского  соглашения о прекращении огня и  разъединении сил от 14 мая 1994-го ввела  подразделения армии и полиции  в верхнюю часть Кодорского ущелья Абхазии. Между тем в соответствии с Московским соглашением эта зона была объявлена демилитаризованной. Теперь статус-кво был нарушен и там. Переговоры между конфликтующими сторонами прекратились.

Таким образом, в период с 2004 по 2008 год на территории Южной  Осетии происходили постоянные стычки между конфликтующими сторонами (инцидент с падением ракеты в районе посёлка Цителубани) В ходе боевых столкновений погибло порядка 70 человек, а в последующие годы число жертв с обеих сторон (по разным оценкам) составляло 1004.

Фаза кризиса (4 фаза) В начале 2008 года происходило нарастание напряженности в зоне конфликта, а также в отношениях между Россией и Грузией.

6 марта 2008 года было  объявлено, что Россия вышла  из режима запрета торгово-экономических  и финансовых связей с Абхазией; решение Москвы было расценено МИД Грузии как «поощрение сепаратизма в Абхазском регионе и неприкрытую попытку посягательства на суверенитет и территориальную целостность Грузии.»

16 апреля 2008 года МИД  России сообщил, что Президент  России В. Путин дал правительству поручения, на основании которых Москва будет строить с Абхазией и Южной Осетией отношения фактически как с субъектами РФ.

17 апреля 2008 года Кокойты  заявил, что грузинские военные  подразделения подтягиваются к  границам его республики и  призывает «воздержаться от необдуманных шагов, которые могут привести к трагическим последствиям».

30 апреля - Россия увеличила численность миротворческого контингента в Осетии с 2-х до 3-х тысяч человек, что вызвало протест грузинской стороны.

7 июля - около высоты Сарабуки на мине подрывается кортеж лояльного Тбилиси лидера «югоосетинского правительства в изгнании» Санакоева. Среди охраны есть жертвы, сам Санакоев не пострадал.

2 августа - Осетинские вооруженные формирования захватывают грузинское село Нули и высоту над ним, убиты двое солдат грузинской части миротворческих сил.

2 августа - Начало обстрела в Южной Осетии - под обстрелом находятся грузинские села Лиахвского ущелья. 6 человек погибло, 7 ранены. Осетинской стороной начата эвакуация женщин и детей из Цхинвали, также власти республики призывают добровольцев из республик Северного Кавказа. Цхинвали фактически превращен в военный лагерь5.

Таким образом, в конце  июля - начале августа происходила эскалация грузино-южноосетинского конфликта. Регулярно происходили перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности. Мирные жители Южной Осетии в массовом порядке стали покидать зону конфликта.

Фаза вооруженного конфликта (5 фаза) - В ночь на 8 августа грузинские войска подвергли Цхинвали обстрелу из реактивных установок «Град», а примерно в 03.30 мск начали штурм города с применением танков. Нападению подверглись и места дислокации российских миротворцев. Более десяти российских военнослужащих было убито, несколько десятков - ранено. Продолжалась переброска войск с территории России в Южную Осетию и создание ударной группировки. В течение 5 дней продолжался обмен артиллерийским огнём и удары российской авиации по территории Грузии. 10 августа произошло российско-грузинское военно-морское столкновение. Российские миротворцы заняли грузинское село Хурча в зугдидском районе. Российские войска подошли к городу Сенаки и отступили после того, как ликвидировали возможность обстрелов с военной базы.

Фаза урегулирования (6 фаза) - 12 августа, на рабочей встрече  в Кремле с министром обороны Анатолием Сердюковым и начальником Генштаба Николаем Макаровым, Президент России Дмитрий Медведев заявил, что «на основе доклада принял решение о завершении операции по принуждению Грузии к миру»: «Безопасность наших миротворческих сил и гражданского населения восстановлена. Агрессор наказан и понес значительные потери. Его вооружённые силы дезорганизованы. При возникновении очагов сопротивления и иных агрессивных наступлений принимать решения об уничтожении».

Информация о работе Грузино-южноосетинский конфликт