Исследование роли малого и среднего бизнеса России в развитии сферы туризма и сервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 06:11, курсовая работа

Описание работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. О

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Саканцева.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Ныне в руках государства  и местных властей полностью  или частично остается ряд направлений  сервисной деятельности - жилищно-коммунальные и бытовые услуги, железнодорожный  и городской транспорт, почта, телеграф и телефон, образование, система здравоохранения, а также значительная часть социокультурных услуг. При этом в каждом из указанных сегментов постоянно растут тарифы на обслуживание, возрастает доля платных услуг. Наряду с государственным сектором услуг параллельно развивается и частный сектор. Между этими секторами усиливается конку­ренция, но это пока не приводит к снижению себестоимости сервисной продукции и снижению расценок на услуги. Все это обусловливает тот факт, что на сервисное обслуживание потребителям приходится выделять все большую долю из своих доходов, что не может удовлетворить основную часть населения.

Вместе с тем сложившаяся  ситуация оказания услуг на смешанной  основе, во-первых, дает возможность  уменьшить давле­ние со стороны потребителей на государственные сервисные предприятия, во-вторых, стимулирует конкурентные тенденции в сфере услуг в целом, способствует проникновению инноваций как в государственный, так и в коммерческий сегменты сервиса.

 

 

 

 

 

1.2 Роль малого бизнеса в экономике России в сфере туризма и сервиса

Роль малого бизнеса в экономике  России достаточно высока. Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых, немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна [15].

Малый бизнес во всех частных секторах экономики России доминирует по количеству созданных им рабочих мест. В этом заключается социальная роль предприятий  мелкого предпринимательства.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Относительная же значимость мелких фирм, значительно различается между профилями этих предприятий [18].

На рисунке 1.1. изображена диаграмма количества занятых на малых предприятиях в динамике с 2008-2010 года, где виден резкий спад по количеству работников в малом бизнесе. Такое снижение связано с уменьшением количества малых предприятий в России в период кризиса и посткризисной ситуации. Но не смотря на это малое предпринимательство обеспечивает значительную долю рабочих мест в России.

Доля малого бизнеса в занятости  населения и в объеме валового внутреннего продукта РФ составляет около 20–25%. Об этом заявила глава  Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина на заседании президиума Правительства РФ. «То есть это значимая часть нашей экономики», - отметила министр. Она отметила, что в этой сфере важен не только количественный показатель, но и качественный. Сейчас в структуре российского МСБ преобладает доля торгового бизнеса. «Это не значит, что его должно становиться меньше, он тоже должен расти, но мы рассчитываем, что опережающими темпами будет расти малый бизнес в производственной сфере и инновационных секторах», - сказала министр. Она подчеркнула, что госпрограмма поддержки малого бизнеса ориентирована прежде всего на те категории предприятий, которые работают в промышленности и в инновационных секторах экономики [39].

 

Источник: рисунок составлен автором на основании данных сайта Проблемы современной экономики http://www.m-economy.ru [38]

 

Рисунок 1.1- Количество занятых на малых предприятиях тыс. чел.

Источник: рисунок составлен автором  на основании данных сайта Проблемы современной экономики http://www.m-economy.ru [38]

 

Рисунок 1.2- Количество малых предприятий тыс. ед.

 

На данный момент, более 50% работников малого бизнес заняты в сфере оптовой  и розничной торговли, чуть больше 11% в сфере здравоохранения и деятельности связанной с недвижимостью, и наименьший процент работников задействован в обрабатывающей промышленности и строительстве. Данные свидетельствуют о преобладании доли оптовой и розничной торговли в малом предпринимательстве.

 

 Источник: рисунок составлен автором на основании данных сайта Сплошное наблюдение http://www.sploshnoe-nabludenie.ru [38]

 

 Рисунок 1.3- Отраслевая структура работников, занятых на малых предприятиях по отраслям

 

Успех малого бизнеса в этой области  можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства [16].

Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего  в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

Важность малых предприятий  еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий  длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих  промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы [14].

Деятельность малых предприятий - это сегодня основа их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития [31, 32]. В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике России - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

В сложившихся условиях значительная роль в решении проблемы развития малого предпринимательства отводится сфере услуг, и в частности индустрии туризма, которая может стать реальной возможностью для развития малых форм хозяйствования, так как она имеет большой потенциал для привлечения предпринимательских ресурсов, не требует таких больших капиталовложений, как, например, промышленность, и является индустрией номер один по созданию рабочих мест. Учитывая неоспоримый туристский потенциал нашей страны и неразвитость туризма в настоящее время, приложение капитала именно в эту индустрию является сейчас чрезвычайно актуальным.

Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т. д. Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства.

За последние 10-15 лет отечественный  сервис освоил множество разновидностей услуг, с которыми общество советского периода впрямую не сталкивалось: консалтинг, инжиниринг, лизинг, психологическое и семейное консультирование, культурно-валеологические услуги, игровой и шоу-бизнес и др.

 

2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России в сфере туризма и сервиса

 

2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России

Для страны таких масштабов малый  бизнес является основой экономики. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность [3]. Процентное соотношение по отраслям видно на рисунке 2.1. Значительную часть в ВВП приходится на сферу оптовой и розничной торговли, менее 20% на строительство и деятельность связанную с недвижимостью, менее 10% занимает сельское хозяйство, обрабатывающее производство, транспорт, связь и сфера услуг гостиничного сервиса.

 

Источник: рисунок  составлен автором на основании  данных сайта ОПОРА России http://opora.ru/ [36]

 

Рисунок 2.1- Удельный вес доли малого бизнеса в ВВП России по отраслям

 

Поэтому одним из решающих условий  углубления проводимых в России экономических реформ, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ [2].

В 1996 году в России проводилась массовая Программа по поддержке и становлению малого бизнеса [4]. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение программы.

 В условиях инфляции, налоговой  нестабильности, отсутствия рынка  сырья и материалов начинающие  предприниматели, почувствовав вкус  «легких денег», быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Информация о работе Исследование роли малого и среднего бизнеса России в развитии сферы туризма и сервиса