Исследование роли малого и среднего бизнеса России в развитии сферы туризма и сервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 06:11, курсовая работа

Описание работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. О

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Саканцева.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

 Анализ развития предпринимательства  сегодня показывает, что доля  предприятий, работающих в сфере  торговли и посреднических услуг,  занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые но, тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

 Но главная причина сокращения числа малых предприятий предпринимательства в России - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

 Все это привело к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказалась в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

Несмотря на все недостатки организации  малого предпринимательства в нашей  стране, доля малого бизнеса в ВВП  страны значительно выросла за последние 10 лет, динамика роста показана на рисунке 2.2. МСП преодолел различные стадии становления в экономике страны: от подъема до 2004 года, после спада в 2005, стагнацией, затем в период кризиса 2008-2009 резким снижением количества малых предприятий и до роста в объемах производства и численность работников в 2011. На рисунке изображен показатель 2012 года, составляющий около 30% -это прогноз на основе данных статьи на сайте Сплошное исследование [37].

Источник: рисунок  составлен автором на основании данных сайта ОПОРА России http://opora.ru/ [36]

 

Рисунок 2.2- Динамика развития доли малого бизнеса в ВВП России в период с 2002-2012 г.

 

Для сравнения в таблице 1 можно рассмотреть зарубежный опыт развитых стран, где доля малого бизнеса намного выше, чем этот же показатель в России.

Таблица 1- Доля малого бизнеса в ВВП и занятости в развитых странах на 2010 год.

 

Государство

Доля в ВВП

Доля в занятости

США

~50%

~50%

Страны ЕС

50-70%

50-70%

Япония

>50%

>80%

КНР

>60%

>80%

Южная Корея

~50%

>80%

Бразилия

>60%

~65%

Индия

<20%

~65%

Турция

~25%

~65%

Египет

~25%

>80%

РФ

<17%

<50%

     

Источник: таблица составлена автором на основании данных сайта ОПОРА России http://opora.ru/ [36]

 

Как показывает изучение зарубежного  опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

 Весьма остра проблема формирования  финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Высокое налогообложение «убивает» в России малое предпринимательство (многочисленные налоги нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

Еще одной проблемой, не столько  экономической, сколько административной является бюрократия государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие. Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, так как сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.

Таким образом, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства  в РФ, должен осуществляться в следующих  направлениях:

  •   нормативно-правовое;
  •   финансово-кредитное;
  •   обеспечение безопасности;
  •   информационно-техническое;
  •   организационное;
  •   кадровое и консультационное обеспечение;
  •   внешнеэкономическая деятельность.

 

  Также в  государственной программе должны  быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

 В программе необходимо предусмотреть  формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

 Для реализации данных программ  должны быть привлечены не  столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.

Повышенная потребность отечественного сервиса в инновациях особенно остро  ставит проблему освоения российскими  пред­приятиями сферы услуг инноваций в организации услуг и формах обслуживания потребителей, идущих к нам из мировой практики. Эта тема столь обширна, что ниже она еще не раз будет затронута. В данном случае отметим лишь, что, когда инновации идут к нам из практики сервиса других стран, их освоение далеко не всегда происходит сразу и без потерь. Те перспективные виды обслуживания, которые развивались в советский период и которые на первый взгляд без труда можно было интегрировать в коммерческую среду, на самом деле далеко не всегда поддавались подобной трансформации по многим причинам.

Рассмотрим трудности внедрения  новых направлений обслуживания на примере такого сложного сегмента услуг в рамках консалтинга, как  венчурный бизнес, т.е. бизнес, продвигающий в производство рискованные научные разработки. В том случае, когда внедрение научной разработки оказывается удачным, экономический эффект намного перекрывает все предварительные расходы.

Венчурный бизнес выступает одним  из прародителей нынешнего этапа  научно-технической революции, который смело продвигает эффективные научные разработки в любую сферу практики. Казалось, что в России, у которой после распада СССР осталась основная часть научно-проектной элиты, этот вид сервиса может найти широкое применение.

Сегодня в стране зарегистрировано 40 тыс. малых предприятий (с общей численностью в 200 тыс. человек), у которых в уставе прописан вид деятельности: «наукоемкая продукция». Для первого этапа развития венчурного бизнеса это неплохое начало. Однако в год новой продукции эти фирмы производят всего лишь на 30 млрд рублей, что ничтожно мало в объеме производства сервисной деятельности и совершенно недостаточно для венчурного бизнеса. Вместе с тем к этим фирмам проявляют немалый интерес иностранные покупатели, готовые скупить (и скупающие) новые технологии. Да и у отечественного производственного бизнеса капиталы имеются. Однако российский венчурный бизнес прозябает.

Во-первых, никто из отечественных  бизнесменов не спешит инвестировать  научно-технический прогресс. Психология современного отечественного предпринимателя сформировалась под влиянием неустойчивой обстановки в России, когда надо было в максимально короткие сроки вернуть капитал с наибольшей прибылью. При этом качество и вид бизнеса не принимались во внимание. Инновационные же проекты требуют тщательной научной экспертизы, серьезного исследования их коммерческих перспектив.

Здесь выступает на первый план второй тип препятствий для венчурного бизнеса: отсутствие рыночной базы его  развития. В стране необходимо с  нуля создавать проводящую сеть финансовых посредников, готовить профессиональных менеджеров в этой сфере, развивать адекватно капитализированный фондовый рынок, позволяющий конвертировать результаты предпринимателей в другие высокодоходные активы, и т.п. Но в России эти компоненты рыночной инфраструктуры пока не сложились.

В апреле 2011 г. маркетинговое агентство  DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка въездного и выездного туризма. Цель данного исследования - описать состояние рынка туристических услуг в России в 2008-2010 годах.

Туризм на современном этапе  играет все более заметную роль в  мировой экономике. На долю туризма  в целом приходится 3,2% мирового ВВП. Число рабочих мест в сфере  туризма составляет ~192 млн., или 8% от общих показателей занятости в мире.

В России доля туризма в ВВП составляет 2,5%. Удар, который пришлось сдержать участникам туристического рынка во время мирового экономического кризиса, оказался жестоким. В 2009 году российский рынок въездного туризма сократился, по самым скромным оценкам, на 15-20%, аналогичная ситуация наблюдалась на рынке выездного туризма. Послекризисного подъема внутреннего туризма до сих пор не произошло.

Природное и климатическое разнообразие России позволяет развивать практически  все виды туризма: пляжный, культурно-познавательный, круизный, экологический, сельский, активный, приключенческий, а также санаторно-курортный и оздоровительный. Согласно оценкам Всемирной туристской организации (UNWTO), по природному и культурному туристическому потенциалу Россия занимает пятое место в мире. Однако по уровню конкурентоспособности - находится лишь на 69-м.

Самыми посещаемыми в России местами являются Москва, Санкт-Петербург, Золотое Кольцо России, круизы по рекам  России, Черноморское побережье Кавказа. В сегменте выездного туризма среди россиян пользуются популярностью Турция, Египет, Испания.

Показатели въездного туризма  в Россию гораздо ниже показателей  выездного туризма. Въездной туризм в России   развивается слабо, слишком медленно и тяжело. По данным Росстата, в 2008 году въездной туризм в России принял чуть более 2,2 млн. человек из-за границы. Если сравнить то, Франция в это же срок  приняла почти 80 млн. иностранцев, а из России выехали с целью туризма почти 10 млн. человек.

Развитию въездного туризма в России  препятствует отсутствие рекламы за рубежом, а также низкое качество предоставляемых услуг по завышенным ценам [40].

Информация о работе Исследование роли малого и среднего бизнеса России в развитии сферы туризма и сервиса