Исследование роли малого и среднего бизнеса России в развитии сферы туризма и сервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 06:11, курсовая работа

Описание работы

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. О

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Саканцева.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Основные направления поддержки малого предпринимательства в России на современном этапе в сфере туризма и сервиса

            Государственная поддержка малого предпринимательства сегодня осуществляется по следующим направлениям:

1) формирование инфраструктуры  поддержки и развития малого  предпринимательства

2) создание льготных условий  использования субъектами малого  предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий

3) установление упрощенного порядка  регистрации малого предпринимательства, лицензирования их  деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности

4) поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства, включая содействие  развитию их торговых, научно-технических,  производственных связей с зарубежными странами

5) организация подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров для малых предприятий [ 13].

Кредитование представляет собой  одну из форм финансового обеспечения предпринимательской деятельности. Особенности МП, рассмотренные выше, предопределяют необходимость особого подхода к нему со стороны кредитных организаций. Исходя из сложившейся экономической ситуации в России, вряд ли можно развивать малый бизнес, кредитуя его на тех же условиях, на которых кредитуют крупный бизнес. Поэтому одной из наиболее важных и наименее изученных проблем в сфере МП является проблема льготного кредитования. Этому вопросу посвящена всего лишь одна статья - ст. 11 Закона N 88-ФЗ. Однако данный нормативный акт недостаточно регулирует вопросы льготного кредитования малого бизнеса [33].

Но тем не менее кредитные  ставки в российских банках в среднем  в 4 раза выше по сравнению с другими  развитыми странами, на рисунке 2.3 отчетливо видно значительное различие. Высокие ставки кредитования малого бизнеса значительно снижают уровень образования новых малых предприятий на территории страны. А многие уже существующие малые организации не выдерживают напряжения со стороны банков и крупных компаний.

Источник: таблица составлена автором на основании данных сайта ОПОРА России http://opora.ru/ [36]

 

Рисунок 2.3- Ставки кредитования малого бизнеса в России в 2011 году

 

Кроме льготной кредитной политики применяется и льготное налогообложение. Законами Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций.

Большую роль в государственной  поддержке малого бизнеса должны сыграть фонды, государственные  и муниципальные.

Основные направления деятельности в поддержке малого предпринимательства:

  • содействие в формировании рыночных отношений путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов, мероприятий в области малого предпринимательства;
  • участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе проектов в области малого предпринимательства, развитие конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест
  • участие в форсировании работ по созданию инфраструктуры рынка
  • поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений
  • содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства [21].

        Поскольку  последствия кризиса в экономике  все еще не удалось преодолеть, а малый бизнес является в такой ситуации наиболее уязвимым сектором экономики, вопрос по его государственной поддержке остается на повестке дня. Поэтому субсидии малому бизнесу в 2012 году, останутся на уровне прошлого года.

По мнению экспертов, Российская Федерация  уже миновала активную стадию кризиса, а значит, государству нужно думать об увеличении количества рабочих мест и развитии экономики. Предприятия малого и среднего бизнеса, как наиболее мобильные, могут уже в этом году показать хорошие темпы роста. Но для этого им нужно предоставить финансовые льготы, к которым и относятся субсидии.

Программа развития включает в себя льготное кредитование предпринимателей и предприятий. В текущем году кредитные линии Внешэкономбанка, через который осуществляется субсидирование, будут расширены за счет дополнительного финансирования. Его основным источником будут уже внебюджетные источники, что является еще одним доказательство того, что экономика начинает расти.

Участвовать в программе субсидирования могут предприниматели, которые соответствуют установленным критериям:

-у заявителя не должно быть  никаких задолженностей перед  налоговой службой;

-по отношению к предпринимателю  не должна примеряться процедура  банкротства или ликвидации предприятия;

-на момент подачи заявки деятельность  предпринимателя не должна быть приостановлена в результате административных или других правонарушений.

Предпочтение отдается организациям и предпринимателям, которые занимаются промышленной, жилищно-коммунальной или  инновационной деятельностью. Есть специальные проекты, направленные на развитие социальной сферы, ремесел, бытового обслуживания и малого транспортного бизнеса. Объемы субсидий могут достигать 5 млн. рублей, при условии софинансирования бизнес-проектов. Оформляя субсидии малому бизнесу в 2012 году, нужно знать, что этот вид предпринимательской деятельности, по оценкам экспертов, все еще подвергается высоким рискам, поэтому ими производится анализ проекта, его рентабельности, количества образующихся рабочих мест, рисков и т.д. [28].

Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка.

Э.Набиуллина также сообщила, что  в целом в 2011 году на поддержку малого бизнеса из федерального бюджета выделено 20,8 млрд. рублей. «Мы закончили на прошлой неделе распределение этих средств по регионам», - цитирует слова министра пресс-служба правительства. По ее словам, эти средства распределяются на конкурсной основе: регионы представляют свои программы по разным направлениям, а комиссия с участием представителей Ассоциации малого бизнеса рассматривает эти программы. Глава МЭР перечислила основные направления господдержки малого и среднего бизнеса в 2011 году. «Первое направление – это поддержка инновационного предпринимательства. 59 регионов получат средства по этому направлению, общая сумма – 2,4 млрд. рублей. По нашим оценкам, ей смогут воспользоваться около 1,5 тыс. малых инновационных компаний», - сказала она. Второе направление, которое активно развивается в последние годы и на которое есть спрос в регионах, – это поддержка лизинга оборудования малых компаний. «57 регионов представили заявки и выиграли определённые суммы, и, по оценкам, около 2 тыс. малых компаний смогут воспользоваться поддержкой по лизингу», - сообщила Э.Набиуллина. Третье направление – гранты начинающим предпринимателям. «В этом году мы выделяем на эти средства 2 млрд. рублей, общая сумма грантов – до 300 тыс. рублей: за этой суммой могут обратиться малые компании или стартующие предприниматели», - пояснила министр. Ключевое направление – это доступ к финансированию и развитие микрофинансовых организаций, подчеркнула Э.Набиуллина. «У нас осуществляется программа поддержки микрофинансовых организаций, мы оказываем поддержку 64 таким организациям, - сказала она. - И это означает, что малый бизнес, который часто не может получить доступ к обычным банковским продуктам, может получить через эти организации определённые средства – до 1 млн. рублей сроком до одного года». По ее словам, за время работы микрофинансовых организаций уже выдано около 5 млрд. рублей займов. В этом году на господдержку микрофинансирования выделено 1,6 млрд. руб. «Это достаточно большие средства», - отметила министр. «Условием мы ставим для малого бизнеса конечную процентную ставку. По нашим программам это не больше 10%. То есть из средств, которые предоставляются, займ должен выдаваться по ставке не более 10%», - пояснила Э.Набиуллина. Кроме того, для тех предпринимателей, которые не имеют залогового обеспечения, созданы гарантийные фонды, которые в последнее время очень активно развивались в регионах, сообщила глава МЭР. По ее словам, «сейчас эти гарантийные фонды капитализированы на сумму 26 млрд. рублей, что позволило дать кредиты малому бизнесу, с учётом гарантий, на сумму 85 млрд. рублей». «Это востребованный и активно работающий инструмент», - считает Э.Набиуллина. Она отметила, что все программы поддержки МСБ осуществляются через регионы на условиях софинансирования. «Это принцип, - пояснила она. - Регионы в зависимости от бюджетной обеспеченности тратят на эти программы вместе с федеральным бюджетом также определённую сумму средств». Э.Набиуллина рассказала также еще об одном направлении - поддержке малых компаний в Северо-Кавказском федеральном округе. «Это новое направление, которое мы стали развивать, и здесь востребованы все меры поддержки – и гранты, и микрозаймы, и строительство бизнес-инкубаторов», - отметила министр. По ее словам, в этом году на Северо-Кавказский федеральный округ выделено 1 млрд 700 млн рублей. «Поэтому надеемся, что эта поддержка (пусть она не дойдёт, к сожалению, до каждой малой компании, потому что средства не очень большие) позволит многим компаниям, особенно в новых секторах промышленности, начать свою деятельность и создавать новые рабочие места», - заключила Э.Набиуллина [39].

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что в настоящее время в  различных регионах Российской Федерации  ведется активная работа по развитию малого сферы сервиса и туризма в целом, а также малого предпринимательства в сфере сервиса и туризма, в частности. Это обусловлено пониманием процессов, происходящих в мировой отрасли сервиса и туризма, тенденциями, существующими в этой отрасли, а также тем, что именно малое предпринимательство является одним из наиболее приемлемых направлений для развития сферы сервиса и туризма. Именно малое предпринимательство способно оперативно реагировать на все изменения, которые происходят в такой динамичной и пластичной сфере как сервис и туризм.

Рассмотрим основные направления  сервиса и туризма, которые могут  развиваться при помощи малого предпринимательства. К этим направлениям можно отнести  гостиничный бизнес (в последнее  время в мире становятся все более популярными малые отели), сектор услуг туристических агентств, совсем новое направление сервиса и туризма для нашей страны – аграрный туризм, развитие различных народных промыслов и ремесленничества, создание новых уникальных маршрутов для небольших групп населения, развитие сферы предоставления услуг питания.

В целях оказания поддержки и  содействия субъектам туристской отрасли  в развитии туристической привлекательности  региона, строительстве туристско-рекреационных  комплексов, а также иной туристской инфраструктуры, администрации различных регионов осуществляют работу, направленную на создание благоприятного климата в сфере туризма различных регионов Российской Федерации. Примером, среди прочих, может служить опыт Ростовской области. Основным нормативно-правовым актом, по которому осуществляется деятельность в сфере туризма Ростовской области, является Областная целевая программа «Развитие туризма в Ростовской области» на 2008-2010 годы. Программы муниципальных образований, а также другие нормативно-правовые акты можно найти в разделе «Законодательство в сфере туризма» [4].

Областной целевой программой «Развитие  туризма в Ростовской области» на 2008 – 2010 годы» предусмотрены мероприятия  по финансовой поддержке юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории области: в сфере въездного и внутреннего туризма; по производству донской сувенирной продукции [4].

Также положительным примером может  служить специальная программа, разработанная в Якутии. По итогам 2008 года в Республике Саха (Якутия) действовало 222 средних, 4252 малых предприятий, а также 35874 зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. По сравнению с 2007 годом количество индивидуальных предпринимателей возросло на 2254 человека или на 6,7%, количество средних и малых предприятий возросло на 1184 единицы или на 35,9%. При учете роста только малых предприятий этот показатель равняется 30%.. Удельный вес средних и малых предприятий в общем количестве крупных, средних и малых предприятий республики по итогам 2008 года составил 61,1% против 50,7% в 2007 году. Структура малых и средних предприятий по видам экономической деятельности соответствует общероссийским тенденциям. Субъекты малого и среднего предпринимательства по объему оборота занимают 35,5% в сфере оказания платных услуг населению. Тем не менее, потенциал для существенного увеличения количественных и качественных показателей деятельности малого и среднего предпринимательства в республике имеется. Реализация государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, основанной на программно-целевом подходе, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям и направлены на преодоление вышеперечисленных проблем, в сочетании с действенной системой управления и контроля, создаст предпосылки для дальнейшего динамичного развития этого сектора экономики [6].

Положительный опыт российских регионов можно продолжить используя пример Республики Башкортостан. Концепция  развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006 – 2010 годы разработана в соответствии с республиканской программой государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2005 год, принятой Постановлением Государственного Собрания – Курултая – Республики Башкортостан от 17 марта 2005 года N ГС-849 [2]. Цели Концепции – совершенствование системы государственной поддержки малого предпринимательства и создание благоприятных условий для его развития в Республике Башкортостан. Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

- оценка эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие и поддержку малого предпринимательства;

-выявление основных факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан, и путей их преодоления;

- совершенствование приоритетных направлений государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан: финансово-кредитного, налогового, нормативно-правового, инфраструктурного, информационного, страхования субъектов малого предпринимательства (далее - СМП);

-    устранение административных барьеров в сфере малого предпринимательства;

- поддержка малого предпринимательства в агропромышленном комплексе, развитие наукоемкого, инновационного и молодежного предпринимательства;

- развитие малого предпринимательства в туристической и ремесленной деятельности, жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере обеспечения экологической безопасности и природоохранной деятельности;

-совершенствование деятельности общественных объединений предпринимательства, формирование социально ответственного бизнеса [2].

Заключение

Развитие малого бизнеса в России сегодня важная задача государства  и общества. Успешное развитие института  малого предпринимательства невозможно без интенсификации инвестиционного процесса.

В настоящее время, когда поддержка малого бизнеса стала одним из направлений российской политики, а рынок кредитования малого бизнеса представляет собой переплетение интересов инвесторов, предпринимателей и государства, исследования в данной области приобретают все большее научное и практическое значение.         
           Малый бизнес в России имеет ряд проблем да ещё мировой финансовый кризис серьёзно осложняет ситуацию. Государство должно поддерживать малый бизнес, но в сложившейся обстановке в экономике страны, когда средства из государственного бюджета буквально тают, осуществлять подобное не очень просто. Так же хотелось бы отметить, что неравномерность распределения предприятий малого бизнеса по регионам страны значительно отражается на уровне жизни в тех регионах.    
           Можно сделать следующий вывод: малый бизнес в России сегодня претерпевает значительные трудности среди которых трудности из-за мирового финансового кризиса. Одна из основных задач государства – это поддержка малого бизнеса, которую в условиях мирового финансового кризиса осуществлять довольно трудно. Малый бизнес – это экономики государства, мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.  Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране. Так же следует обеспечить благоприятную законодательно-правовую базу, уверенную поддержку со стороны государства в виде субсидирования, льготного кредитования, информационной поддержки.

Информация о работе Исследование роли малого и среднего бизнеса России в развитии сферы туризма и сервиса