Исследование уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:24, реферат

Описание работы

Понятие уровень жизни, качество жизни в современной научной литературе трактуются по-разному, в зависимости от целей и задач проводимого исследования. Под уровнем жизни чаще всего понимается степень обеспеченности населения необходимыми материальными и нематериальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Понятие "уровень жизни" в его современной трактовке является весьма емким, охватывающим все стороны деятельности человека, дает представление о благосостоянии общества в целом и отдельных его членов, в частности. Уровень жизни населения – важнейший критерий оценки эффективности социально-экономической политики государства.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 52.30 Кб (Скачать файл)

 

Главной особенностью формирующегося в России рынка стала огромная социальная цена, которую пришлось заплатить российскому обществу за переход к нему. С одной стороны, резко обострились социальные проблемы, существовавшие ранее - низкая рождаемость, низкая доля фонда оплаты труда в  ВВП страны, и как следствие  этого, более низкий жизненный уровень  населения России не только по сравнению  со многими капиталистическими странами, но и с некоторыми развивающимися странами, экономика которых базировалась на экспорте нефти. С другой стороны, в стране появились новые, ранее  незнакомые в СССР, но не менее острые проблемы, такие как безработица, недоступность образования и  медицинской помощи по мере введения платности за эти социальные услуги, потеря многих социальных гарантий для  ветеранов, инвалидов, детей, женщин. Но наиболее серьезным и трагичным  итогом реформирования российской экономики стало беспрецедентное падение жизненного уровня населения и его чрезвычайно резкая и постоянно усиливающаяся социальная дифференциация.

 

 За 15 лет реформ произошло  не увеличение, а сокращение объема  валового внутреннего продукта  России и, соответственно, его  показателя на душу населения.  В результате значительно снизился  как объем, так и доля распределяемой  части национального дохода в  виде оплаты труда (даже с  учетом скрытой оплаты труда)  и социальных услуг для населения  страны, что выразилось в значительном  снижении индекса реальной заработной  платы рабочих и служащих - 43% в  1995 г. и 59% в 2002 г. по сравнению  со 100% в 1990 г. Поэтому, хотя по  сравнению с периодом СССР  в настоящее время в магазинах  и создано товарное изобилие, но причины этого изобилия  кроются в значительно сократившихся  доходах большей части населения  страны, которым недоступно большинство  товаров народного потребления  не по причине их дефицита, как в годы плановой экономики,  а по причине низкой оплаты  труда, а также в значительно  снизившемся объеме доступных  социальных услуг в результате  принятия Госдумой РФ Закона  о монетизации льгот в 2004 г.

 

 К этому следует  добавить, что в результате реформ  в социально-экономической сфере  население России потеряло большую  часть своих сбережений, накопленных  как в дореформенный период, так  и за 15 лет реформ.

 

 Такие провалы в  области социально-экономического  развития были достигнуты во  многом и вследствие того, что  в России за годы реформ  были заметно сокращены затраты  на формирование человеческого  потенциала. Государственная поддержка  сферам образования и здравоохранения  снижалась год от года, а проводящаяся  в настоящее время политика  в сферах образования и здравоохранения  не способствует привлечению  частных инвестиций в отмеченные  области. К сожалению, принятый  в 2004 г. Госдумой РФ Закон  о монетизации льгот в условиях  низких ставок пенсий и пособий,  не достигающих размеров прожиточного  минимума, в перспективе приведет  к дальнейшему падению уровня  жизни населения, особенно малообеспеченных  слоев, и повлечет за собой  в ближайшее время значительный  рост смертности, особенно младенческой  смертности, а также среди населения  пенсионного возраста и инвалидов.

 

 Таким образом, проводившиеся  в стране экономические реформы  в социальном плане принесли  лишь присвоение национального  богатства небольшой частью населения,  резкое социальное расслоение  общества, деградацию значительной  части человеческого потенциала  и уменьшение численности населения  страны в результате превышения  смертности над рождаемостью. Анализ  содержания проводившихся экономических  преобразований убедительно показывает, что происходящая в России  депопуляция и уменьшение доли  среднего класса по сравнению  с дореформенным периодом являются  результатом целенаправленной политики, определяющейся целями и интересами  ее преследующими. Цели и интересы  этой политики в полной мере  выражаются в изменениях механизма  распределения собственности и  национального дохода, а также  распределения доходов различных  категорий населения в зависимости  от их отношения к средствам  производства. По мнению академика  Д.С.Львова, за годы реформ в  России сложилось такая система налогообложения, которая не отражает как реальную экономическую ситуацию, так и наличие основных ресурсов производства в стране - природные ресурсы, капитал и труд. В результате в России налоговые ставки на природные ресурсы и капитал в настоящее время намного ниже, чем ставки на оплату труда, что в значительной степени консервирует низкий жизненный уровень населения страны в целом.

 

 Российские реформы  90-х гг. проводились за счет  постепенного ухода государства  из социальной сферы и за  счет средств населения. Начавшийся  с 1991 г. процесс либеральных  экономических реформ привел  к значительному падению жизненного  уровня и ухудшению качества  жизни населения. Развал системы  социального обеспечения вместе  с обесценением денежных вкладов  и заметным снижением уровня  денежных доходов большинства  населения в результате шоковой  терапии и приватизации предприятий  общественных форм собственности  привел к огромной социальной  дифференциации - 1:14, что даже выше, чем в развивающихся странах  Азии и Африки, к ухудшению  качества питания населения и  его состояния здоровья, значительному  обострению экологической ситуации  в стране.

 

 В ходе либерализации  цен, ваучерной приватизации, "строительства"  финансовых пирамид, включая пирамиду  ГКО, произошло беспрецедентное  обогащение новой экономической  и политической элиты за счет  народных масс. Рынок наполнен  разнообразными товарами в результате  двукратного снижения реальных  доходов населения и падения  среднедушевого потребления основных  товаров и услуг, а также  за счет избыточного импорта  потребительских товаров, который  составляет практически половину  товарных ресурсов торговли. Однако  при этом государство отказывается  от своих обязательств по социальной  поддержке значительной части  населения - своевременной выплаты  заработной платы, установления  минимальной заработной платы  на уровне прожиточного минимума, погашения внутреннего долга,  социальной ответственности за  мошенническую деятельность созданных  при посредстве государства фирм-однодневок, имеют место установление размера  пенсионных ставок и различных  социальных пособий значительно  ниже уровня прожиточного минимума, отказ от поддержки системы  социального страхования и перевод  на платную основу здравоохранения  и образования.

 

 В результате за  годы реформ в России произошел  значительный регресс в развитии  социально-культурной сферы, в  развитии человеческого фактора.  Удельный вес населения, живущего  за чертой бедности, то есть  с доходами ниже прожиточного  минимума, составил 25% в 2001 г., а минимальный  размер оплаты труда (тарифная  ставка (оклад) 1 разряда ETC по оплате  труда работников бюджетной сферы)  во 2-м квартале 2004 г. составлял  всего 600 рублей в месяц или  25,4% прожиточного минимума (2363 рубля  в месяц). Все эти тенденции  отразились в самооценках населения  об уровне своей материальной  обеспеченности, которое в большинстве  своем относит себя к низшему  либо среднему классу, а по  уровню денежных доходов - к  ограниченным в средствах либо  к бедным. За ухудшением экономических  и санитарных условий последовал  стремительный рост смертности, связанной с ростом профессиональных  числом заболеваний, избыточного  употребления алкоголя, убийств  и самоубийств.

 

 В результате проведения  антисоциальной политики в ходе  реформ к началу XXI века Россия  по многим социально-экономическим  показателям уже вышла на предельные, а кое-где и за предельные  критические рубежи. В этом случае  возникают тяжелые социально-экономические  последствия, которые ведут к  социальному взрыву и создается  непосредственная угроза безопасности  государства. В частности, по  данным на 2002 г. в экономической  сфере уже превышены такие  рубежи как доля импортных  продуктов питания - 30% (в России - 45%), доля в экспорте высокотехнологичной  продукции - 10-15% (в России всего  1%), изношенность основных фондов  добывающей промышленности - 35-40% (в  России - 75-85%); в социальной сфере:  доля населения за чертой бедности -10% (в России - 34%), соотношение минимальной  и средней зарплаты - 1:3 (в России - 1:18), уровень безработицы - 8-10% (в  России - 12%), соотношение доходов  по нижнему и верхнему децилю - 1:10 (в России - 1:14); в области народонаселения:  отношение числа умерших к  числу родившихся - 1 (в России - 1,65), суммарный коэффициент рождаемости  - 2,14-2,15 (в России -1,19); в экологической  сфере: суммарные поступления  для экологической безопасности - не менее 5% ВНП (в России - 0,1%), предохранительные затраты на  экологию - не менее 5% ВВП (в  России - 2%) (см.табл.4.1 приложения). Как  следствие всех вышеуказанных  факторов неуклонно растет число  и доля людей с девиантным (отклоняющимся)  поведением среди населения России. В частности, в 2002 г. уровень  преступности в России - 6-6,5 тыс.  на 100 тыс.чел. (с учетом латентной  преступности) уже превзошел предельный  критический показатель - 5-6 тыс.чел., уровень потребления алкоголя - 14,5 л абсолютного алкоголя на  человека в год уже намного  превзошел критический показатель 8 л.в год на человека, число  самоубийств - 39 на 100 тыс.чел. населения  также намного превзошло предельно  критический показатель - 20 на 100 тыс.  чел. Все это влечет за собой  такие негативные моменты, прямо  и непосредственно угрожающие  безопасности страны, как криминализация  общественных отношений, физическая  деградация населения и фрустрация  массового сознания.

 

 Таким образом, заявленные  в начальный период реформ  цели создания в России на  основе демократизации и либерализации  экономической и политической  жизни общества, во главе которого  будет стоять, человек и все  будет делаться во благо человека, в котором будут неуклонно  удовлетворяться материальные и  культурные потребности человека, достигнуты так и не были. Скорее, наоборот, этап перехода от плановой  к рыночной экономике в России  сопровождался заметным снижением  жизненного уровня населения,  и за разрушение основ прежней  общественной системы была заплачена  непомерная социальная цена.

 

2.2. Фактор доходности, определяющий  уровень и качество жизни населения

 

Потребительские бюджеты  являются важным инструментом нормативной  и аналитической оценки, прогнозирования  и регулирования величины и динамики уровня жизни и разработки обоснованной политики в области доходов. На практике используют два вида потребительских  бюджетов: нормативные, являющиеся результатом  исследований различных ведомств и  научных учреждений, и фактические, полученные в результате статистических и специальных обследований.

 

Нормативные потребительские  бюджеты имеют несколько разновидностей.

 

1.Потребительские бюджеты  высокого достатка.

 

2.Рациональные потребительские  бюджеты, которые соответствуют  рациональным потребностям населения. 

 

3.Система минимальных  потребительских бюджетов: минимальный  потребительский бюджет (МПБ) и  бюджет прожиточного минимума (БПМ). В настоящее время Министерством  труда и социального развития  РФ утвержден только БПМ, который  является МПБ низкого стандарта. 

 

Минимальный потребительский  бюджет – стоимость набора потребительских  товаров и услуг, обеспечивающих социально обоснованный минимальный  уровень потребления материальных и духовных благ, необходимых для  развития личности.

 

Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и  услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения  его жизнедеятельности в стоимостном  выражении. Кроме того, он включает обязательные платежи и сборы.

 

 ПМ определяется в  стоимостном выражении в среднем  на душу населения и по основным  социально-демографическим группам  в целом по Российской Федерации,  ее субъектам, а также может  определяться по отдельным городам  и административно-территориальным  объединениям.

 

Потребительская корзина  – это минимальный набор продуктов  питания, непродовольственных товаров  и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения  его жизнедеятельности.


Информация о работе Исследование уровня жизни населения