История политических взаимоотношений России и Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Данная научно-исследовательская работа посвящена проблеме истории политических взаимоотношений России и Китая. Знание истории международных отношений позволяет нам лучше понимать современные процессы во взаимоотношениях государств, помогает делать прогнозы их развития на ближайшее и далёкое будущее. Проблема политический взаимоотношений России и Китая – одна из самых важных проблем современности. Китайская Народная Республика является непосредственным соседом Российской Федерации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПЕРВЫЙ ЭТАП РУССКО-КИТАЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. НАЧ. XVII В. – 1842 Г. 7
I.1. Предпосылки к установлению русско-китайских отношений 7
I.2. Донерченский период. 1649 – 1689 гг. 10
I.3. Русско-китайские отношения в период 1689 – 1842 гг. 16
ГЛАВА II. ВТОРОЙ ЭТАП РУССКО-КИТАЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. 1842 – 1956 ГГ. 21
II.1. Русско-китайские отношения в период 1842 – 1902 гг. 21
II.2. Русско-китайские отношения в период 1902 – 1956 гг. 25
ГЛАВА III. ТРЕТИЙ ЭТАП РУССКО-КИТАЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. 1956 – 2009 ГГ. 28
III.1. Русско-китайские отношения в период 1956 – 1989 гг. 28
III.2. Русско-китайские отношения в период 1989 – 2009 гг. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

История политических взаимоотношений России и Китая.docx

— 119.95 Кб (Скачать файл)

Обезопасив тыл, Цинская империя устремила свои силы на разрешение джунгарского вопроса. Избранный путь – ликвидации ханства – представлял интерес для Китая с двух сторон: во-первых, падение самого государство позволило бы Китаю осуществить давний план подчинения себе монгольского мира, во-вторых, превращение джунгарских территорий в буферную зону завершило бы основную внешнеполитическую цель империи. Стремясь склонить Российское государство на свою сторону, китайский император направил в Петербург в 1731 и 1732 гг. две миссии, имевших целью приобрести у России калмыков для похода против Джунгарского ханства. Но ввиду того, что исчезновение независимого союзного государства между Россией и Китаем российской стороне было невыгодно, она отклонила предложения китайских послов, придерживаясь, таким образом, тактики дипломатической блокады Цинской империи. В ходе последней джунгаро-цинской войны (1755 – 1758 гг.) Джунгарское ханство пало под натиском Китая. Двумя важнейшими последствиями данного события явились: приобретение Россией Алтая и ликвидация буфера между государствами.

Дальнейшее противостояние России и империи Цин в Центральной  Азии выразилось в сражении за политическое влияние в Казахстане. В ответ на враждебную деятельность маньчжуров в Горном Алтае, Россия проводила активное освоение Южной Сибири. Успех политики России в данном регионе был обусловлен тем, что вновь приобретенные земли «включались в хозяйственную систему страны», в то время как империя Цин использовала подчиненный монгольский мир (Синьцзян) в качестве военного форпоста, изолированного от внешнего среды23.

На дальнем Востоке  российское правительство, наконец, ощутило  потребность в использовании Амура (как транспортной артерии между Сибирью и Аляской), что, в сочетании с другими вопросами, вынудило Россию отправить в Китай в 1805 г. новое посольство. Однако из-за чётко выраженного противостояния в Центральной Азии Пекин отказывает в приёме миссии её главе Ю.А.Головкину, ссылаясь на «возможный сговор между Россией и Великобританией, которая агрессивно действовала на юге Китая»24, а также нежелание посла проходить ритуал «кхоу-тоу».

В Центральной Азии, несмотря на явное военное преимущество России, ей приходится сдерживать свой натиск в отношении освоения Казахстана25, так как подобные действия создавали угрозу новому прекращению русско-китайской торговли.

Итак, в заключение описания данного периода в развитии  русско-китайских отношений, отметим, что к началу XIX в. обе стороны добились своих целей: Россия добилась ведения активной торговли с Китаем, в то время как он получил желаемую буферную зону. Однако перевес находился, явно, на стороне империи Цин, так как именно она диктовала условия в экономическом взаимодействии двух стран, сдерживая тем самым политическую инициативу Российского государства.  Это доказывает и тот факт, что Россия стойко терпела достаточно грубое, по оценкам современников, обращение китайской стороны в дипломатической переписке26. К итогам первого этапа взаимоотношений также следует отнести появление российского посольства на территории Китая (первого для Китая иностранного посольства, причём европейские представительства в Пекине стали появляться лишь с 1860 г.), что выделяет Российское государство среди его иностранных «коллег» в Цинской империи.

 

ГЛАВА II. ВТОРОЙ ЭТАП  РУССКО-КИТАЙСКИХ

 ПОЛИТИЧЕСКИХ  ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. 1842 – 1956 ГГ.

Второй этап русско-китайских  политических взаимоотношений намного  оживленнее первого, что объясняется, во-первых, развитием внешнеполитической стратегии России (а затем  СССР), и, во-вторых, втягиванию двух стран в мировые политические процессы (прекращение «самоизоляции» Китая, участие государств в войнах, поддержание курса на мировую социалистическую революцию).

II.1. Русско-китайские отношения в период 1842 – 1902 гг.

Данный период развития русско-китайских  отношений характеризуется экспансионистской направленностью со стороны Российского государства, что обусловлено внутренним ослаблением Цинской империи и выходом на новый, более высокий уровень отечественной дипломатии (а также активизацией внешней политики России в целом). Хронологические рамки определены в соответствии со сменой внешнеполитического курса России по отношению к Китаю. Таким образом, нижняя граница, за которую принято заключение в 1842 г. англо-китайского Нанкинского договора (окончательно установившего «открытие» Китая), характеризуется началом политического вмешательства Российской империи в дела Китая (сменившим политику сдерживания, навязанной политическим давлением со стороны империи Цин), а верхняя граница символизирует переход России к политике закрепления дальневосточных территорий и прекращение территориальных споров.

К 40-м гг. XIX в. обнаружилось ослабление Цинской империи27, чем поспешило воспользоваться европейское сообщество, а также впоследствии и непосредственный сосед Китая – Российская империя. Следует отметить, что с окончанием военных действий в Китае, состояние страны характеризовалось экономическим упадком, что сделало невозможным продолжение успешно проводимой в течение полутора веков политики в отношении России, а именно подавление её политической инициативы при использовании экономических рычагов. Противление Китая России в том или ином вопросе могло привести к вовлечению последней во вражеский блок и затем и организации вооруженных действий против Китая, что означало бы для него окончательное падение. Поэтому, чтобы не допустить осложнения отношений с Россией, теперь Пекин был вынужден идти на уступки. Данной ситуацией Россия распорядилась вполне успешно: оказывая помощь китайскому правительству и являясь посредником в отношениях Китая с европейскими странами и США, ей представился шанс удовлетворить свои интересы (в первую очередь экономические и территориальные), не будучи скованной реакцией Китая. Примером этого служит Кульджинский договор, заключённый между Россией и Китаем в 1851 г. и закрепивший экономическое влияние России в Илийском крае28.

Дальнейшее поражение  Китая в борьбе против англо-французской интервенции  (1856 – 1858 гг. – действия в рамках «II Опиумной войны», 1856 – 1860 гг.) и восстание тайпинов (ультраконсервативное движение, развернувшееся в 1850 – 1864 гг. против действующей власти), окончившееся также победой союза Великобритании и Франции, создали угрозу потери Цинской империей самостоятельности, что было крайне невыгодно России29. Поэтому в 1857 г. в Китай была послана миссия, возглавляемая Е.В.Путятиным, имевшая, среди прочих целей, предложение помощи Китаю в качестве поставки оружия. Однако одновременно со стремлением поддержать императорскую власть и сохранить баланс сил Китая и его противников Россия, воспользовавшись моментом слабости и безволия соседа, активно проводила политику отчуждения в свою пользу приграничных земель: Айгунского договор (от 16 мая 1858 г.) обеспечил передачу России левобережья Амура30, Пекинский договор (от 2 ноября 1860 г.) объявил присоединение к России Уссурийского края и уточнил западную границу31 (заключенный в ходе миссии Н.П.Игнатьева, имеющей целью осуществить посредничество в заключении мирных договоров Китая с Англией и Францией, этот русско-китайский договор явился значительной победой российской дипломатии), в то время как Тяньцзинский договор (от 1 июня 1858 г.), помимо прочего32, официально прекратил «вассальную зависимость», навязанную Китаем с начала взаимоотношений.

Особое место в русско-китайских  отношениях описываемого периода занимает среднеазиатский вопрос. В виду ослабленной власти цинского центра народы Средней Азии, формально подчинявшиеся Китаю, начали движение по освобождению, главным актом которого явилось восстание дунган в 1864 г. Так как данное пограничное образование угрожало безопасности не только Китая, но и России, последняя ввела туда свои войска, объяснив Пекину, что «край [Илийский] будет возвращён, как только Цинская империя сможет поддерживать там свою власть»33. Так как после подавления восстания Россия продолжала контролировать эту территорию, со стороны Китая возникла необходимость в проведении переговоров, окончившихся подписанием Ливадийского договора (2 октября 1879 г.), который по причине протеста китайской стороны был пересмотрен и заключён под названием Петербургского договора (12 февраля 1881 г.)34.

Апогеем русско-цинских отношений стало заключение Московского союзного договор а (22 мая 1896 г.) и подписание контракта на постройку и эксплуатацию КВЖД (27 авг. 1896 г.). Оформление союза, по мнению специалиста в области российско-китайских отношений академика РАН В.С.Мясникова, стало возможным благодаря правильной политике России во время китайско-японской войны (1894 – 1895 гг.), когда Россия приняла сторону Китая, выступив против «чрезмерных притязаний Японии, принудив последнюю отказаться от идеи отчуждения территории Южной Маньчжурии»35.  Согласно статье №1 Союзного договора, «всякое нападение Японии, как на русскую территорию в Восточной Азии, так и на территорию Китая или Кореи» обязывало вторую сторону оказать помощь союзной империи36. В добавление к успеху отечественной дипломатии на Дальнем Востоке, в 1898 г. Россия «приобрела» – арендовала – Порт-Артур (Люйшунь) и порт Дальний (впоследствии Далянь), расположенные на стратегически выгодном Ляодунском полуострове.

Эпоха «маньчжурских завоеваний» России окончилась подавлением Боксерского восстания (восстание ихтуаней, 1900 г.) в Маньчжурии путем ввода российских войск для защиты железной дороги и русских поселений. Однако уже в 1902 г., в соответствии с Русско-китайским соглашение от 11 апреля—29 марта 1902 г. о Манчжурии, Россия обязывалась покинуть занятую территорию. С этой даты, характеризующей окончание активной политики России на китайском направлении,  мы предлагаем закончить описание данного периода.

Итак, политика России в период 1842 – 1902 гг. может быть названа политикой возврата потерянных по русско-китайским договорам XVII в. земель. В современной китайской интерпретации, данный период скорее именуется «захватническим», так как КНР не признаёт, что Приамурье на истоке русско-китайских отношений было ничьим до XVII и что первыми его освоение начали именно русские казаки, после чего только по Нерчинскому и Кяхтинскому договорам эта территория перешла в цинское владение.37

В этот же период наблюдался пик политических взаимоотношений  России и Китая, по времени наиболее продолжительный и результативный (с точки зрения количества заключенных  договоров) в истории русско-цинских и советско-китайских отношений.

II.2. Русско-китайские отношения в период 1902 – 1956 гг.

Данный период неоднороден  уже потому, что в рассматриваемых  государствах происходят смены политических режимов и власти в целом. Переориентировка администраций стран на активное ведение внутренней политики обусловило относительное «затишье» во внешнеполитической деятельности. Однако общемировые конфликты и непосредственная близость границ, а также политическая заинтересованность друг в друге на разных этапах становления советского режима обеспечили стабильность существования взаимного вектора внешней политики.

Первым политическим потрясением, постигшем Китай стало свержение  императора и утверждение власти президента Юань Шикая во время Синьхайской революции (1911 – 1913 гг.). Новообразовавшееся государство – Китайская республика – не пользовалось поддержкой окраин, в результате чего правитель Монголии отказался повиноваться республике и отделился от Китая, попросив о признании  и посредничестве в китайско-монгольских переговорах Россию. Посланное русским правительством сообщение от 29 дек. 1911 г. установило дружеские отношения России с Монголией, не нарушая единства с Китаем38. В то же время Тибет, при активной помощи Англии, вышел из-под контроля китайского правительства, став английской зоной влияния. Россия согласилась считать Тибет таковой, в ответ на что Англия признала русские интересы в независимой Монголии.

Во время Первой Мировой  войны китайское правительство придерживалось политики нейтралитета, что, однако, не помешало японской интервенции в 1914 г. проникнуть в страну под предлогом нападения на немецкую колонию Циндао. Внутренние разногласия в Китайской республике привели в 1915 г. к отчуждению нескольких провинций39.

Сближение России (уже советской) и Китайского государства произошло  в 1923 г., когда руководитель партии Гоминьдан  Сунь Ятсен обратился за помощью  к советскому агенту Коминтерна М.М.Бородину в организации сотрудничества между Гоминьданом и КПК. 20 января 1924 г. произошёл I Всекитайский съезд Гоминьдана в Гуанчжоу, где был официально принят курс на союз китайских коммунистов и СССР40. Ориентация Китая на СССР прекратилась с захватом власти в марте 1926 Чан Кайши, призвавшим в советники немецких офицеров.

Дипломатические отношения  СССР с правительством Чан Кайши  были установлены только в 1932 г. К  этому времени север республики (Маньчжурия) была оккупирована японскими  войсками, где было провозглашено  подвластное Японии государство  Маньчжоу-Го. 7 июля 1937г. (конфликт у моста Лугоуцяо недалеко от Пекина), по мнению китайских историков, начинается Вторая Мировая война. В августе 1937 г. СССР и Китай заключили договор о ненападении41.

Помощь СССР, осуществлявшаяся на различных направлениях (обучение китайских коммунистов, подготовка и вооружение китайской армии для освобождения Северного Китая), обусловила сближение соседних государств.  Силами Советской Красной Армии в 1945 г. была освобождена Маньчжурия. Далее советские войска принимали активное участие в Китайской Гражданской войне (1945 – 1949 гг.), завершившейся 1 октября 1949 г. победой КПК во главе с Мао Цзэдуном и провозглашением Китайской Народной Республики. Уже на следующий день Советский Союз первым признал КНР и заключил с ней Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи42. С этой даты и до 1956 г., когда на XX съезде КПСС был развенчан культ личности Сталина, СССР и КНР находились в тесной связи, выразившейся в экономическом сотрудничестве, оказании взаимной военной помощи и совершении культурных трудовых обменов. Советско-китайская граница до начала ревизии двусторонних отношений была границей добрососедства, в первой половине 50-х гг. XX в. были заключены соглашения о сотрудничестве в целом ряде пограничных областей43.

В заключение данного пункта об этапе развития русско-китайских отношений 1902 – 1956 гг. следует отметить, что он характеризовался попеременным слиянием внутренней и внешней политики государств, основанным на сходных стремлениях (установление коммунистического правительства) и взаимной заинтересованности в военном сотрудничестве (в виду развернувшихся международных конфликтов и Гражданской войны в Китае). Важно и то, что, как и на предыдущем этапе (1842 – 1902 гг.), проводником в русско-китайских отношениях выступала именно советская сторона, подчиняя своему политическому влиянию более слабый на тот период (в экономическом и политическом смыслах) Китай. Однако для данного этапа не была характерна экспансионистская направленность внешней политики Советской России по отношению к Китаю, что и позволило нам выделить данный виток в развитии политических взаимоотношений стран. Короткий период с 1949 г. по 1956 г. по праву можно считать расцветом русско-китайских отношений, обусловленным тесным взаимодействием вследствие совпадения векторов внешней политики двух государств.

Информация о работе История политических взаимоотношений России и Китая