История политических взаимоотношений России и Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Данная научно-исследовательская работа посвящена проблеме истории политических взаимоотношений России и Китая. Знание истории международных отношений позволяет нам лучше понимать современные процессы во взаимоотношениях государств, помогает делать прогнозы их развития на ближайшее и далёкое будущее. Проблема политический взаимоотношений России и Китая – одна из самых важных проблем современности. Китайская Народная Республика является непосредственным соседом Российской Федерации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПЕРВЫЙ ЭТАП РУССКО-КИТАЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. НАЧ. XVII В. – 1842 Г. 7
I.1. Предпосылки к установлению русско-китайских отношений 7
I.2. Донерченский период. 1649 – 1689 гг. 10
I.3. Русско-китайские отношения в период 1689 – 1842 гг. 16
ГЛАВА II. ВТОРОЙ ЭТАП РУССКО-КИТАЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. 1842 – 1956 ГГ. 21
II.1. Русско-китайские отношения в период 1842 – 1902 гг. 21
II.2. Русско-китайские отношения в период 1902 – 1956 гг. 25
ГЛАВА III. ТРЕТИЙ ЭТАП РУССКО-КИТАЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. 1956 – 2009 ГГ. 28
III.1. Русско-китайские отношения в период 1956 – 1989 гг. 28
III.2. Русско-китайские отношения в период 1989 – 2009 гг. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

История политических взаимоотношений России и Китая.docx

— 119.95 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА III. ТРЕТИЙ ЭТАП  РУССКО-КИТАЙСКИХ

ПОЛИТИЧЕСКИХ  ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. 1956 – 2009 ГГ.

В третьей главе мы рассмотрим политические взаимоотношения СССР и собственно России с КНР, охарактеризуем политическую направленность сторон в данный период и установим векторы взаимодействия государств на мировой политической арене.

III.1. Русско-китайские отношения в период 1956 – 1989 гг.

Десятилетие крепкой советско-китайской  дружбы (II пол. 40-х гг. – 1956 г.) сменилось тридцатью годами напряженных отношений. В этом пункте мы рассмотрим возможные причины такого ухудшения, два основных направления в политических взаимоотношениях СССР (в частности, России как его преемницы)  и  КНР в означенный период, а также события, наиболее ярко раскрывающие их. Нижняя граница периода определена в соответствии с резким охлаждением Китая к своему социалистическому соседу и до недавних пор первому партнеру, каким явился 1956 г.; верхняя граница обусловлена кардинальной сменой власти в России, повлекшей за собой распад СССР (следовательно, изменение русско-китайской границы) и выход северного соседа Китая из социалистического  блока, чьей главой он являлся на протяжении семидесяти лет.

За дату резкого ухудшения  отношений между СССР и КНР  принят год XX съезда КПСС, развенчавший культ личности Сталина. Сторонники данного подхода объясняют причину «недовольства» КНР политикой КПСС с точки зрения попирания последней основ идеологии. Указывается, что китайскому народу изначально было свойственно строгое почтение к старшим, более того, в условиях совсем недавнего образования нового Китайского государства демонстрация силы правителя и уважение к нему после его ухода играли немаловажную роль в сознании молодого социалистического китайского общества44. Привитие такой системы ценностей является выгодным для членов китайского правительства, так как она укрепляет их собственные позиции в государственной администрации. Поэтому, изобличая «безнравственность» КПСС, КПК, успевшая за десять лет воспитать в народе идею поклонения коммунистическому предводителю, сумела настроить всю страну против «неверного» соседа. В добавление к этому правительство КНР прибегло к предъявлению обвинений в сторону СССР по поводу проведения им политики ревизионизма и реставрации капиталистических отношений.

Не опровергая состоятельность  данного подхода, мы склонны лишь углубить его, проникнуть в причину  подобного поведения Китая. Быстроразвивающаяся  КНР, впитывавшая в себя все полезные навыки, приобретенные «старшим товарищем» в лице СССР, и управляемая талантливым руководителем Мао Цзэдуном, уже в середине 50-х гг. создает впечатление сильной  и перспективной страны с лидерскими качествами. Активное развитие экономики закладывает основу политической мощи Восточного гиганта. Именно выход Китая на достаточно высокий уровень общегосударственного развития (в категории развивающихся стран) мы склонны видеть в качестве предпосылки к его отчуждению от Советского Союза. Наращивание некоторой мощи, только увеличивавшейся по прогнозам, позволило Китаю обрести политическую независимость, следствием чего явилось его пренебрежение к интересам, а затем и требованиям советского соседа. Доказательством этого служит проведение КНР односторонних военно-политических акций (таких как инцидент в тайваньском проливе в 1958 г. и провокация в отношении Индии в 1959 г.), совершенных без консультаций с СССР и ставивших его как союзника в весьма сложное положение45.

Далее дадим характеристику двум основным направлениям внешнеполитических взаимоотношений государств в описываемый период. Первым направлением являлось решение территориальных споров, начатых в конце 50-х гг. китайской стороной. 1956 – 1959 гг. отмечены в советской хронике частыми нарушениями границы китайскими гражданами. До инцидента 1960 г. их удавалось решить вполне успешно на уровне местных властей. Однако в указанный год в районе перевала Буз-Айгыр, находившегося под советской юрисдикцией, русские пограничники обнаружили китайских скотоводов, осуществлявших выпас скота. При допросе выяснилось, что они действовали по директиве властей своей провинции. В результате министерства иностранных дел СССР и КНР направили друг другу несколько нот, что послужило началом существования пограничного вопроса. Данный инцидент отчетливо показал наличие разного восприятия государствами пограничных территорий46. Так как случаи нарушения границ с 60-го г. не сократились, но только участились, Президиум КПСС выдвинул предложение о создании межведомственной комиссии из специалистов МИД, КГБ и Министерства Обороны с целью подбора и изучения договорных актов, касающихся границы с КНР. В ходе работы комиссии было выявлено 13 участков, где на картах сторон имелись расхождении, и 12 участков, где не было проведено распределение островов47.

Для уточнения пограничной  линии в 1963 г. СССР и КНР условились провести переговоры (25 февраля – 22 августа 1964 г.). Данные консультации не привели ни к какому положительному результату в виду разногласий сторон в вопросе подхода к проблеме пограничного урегулирования48. Таким образом, демаркация границы в 60-х гг. не была произведена.

Тем временем количество случаев  нарушения границ (доходивших и до рукопашных столкновений) росло. Так, в разгар Культурной революции (1966 – 1969 гг.) китайские пограничники таранили советские сторожевые суда, пытались захватить патрули, устраивали драки с советскими пограничниками. Пик конфронтации пришёлся на 1969 г., когда спровоцированные администрацией китайские пограничники совершили вооруженное нападение на пограничный отряд СССР на о. Даманский (р. Уссури). Кровопролития избежать не удалось, так как советские пограничники были вынуждены обороняться и в то же время удерживать рубежи. В ответ на ноту, посланную СССР Китаем, Советский Союз был объявлен «агрессором, посягнувшим на китайскую территорию», а китайские пограничники, «защищавшие» Родину, рассматривались как герои49.

Последней заметной попыткой урегулирования пограничного вопроса  в советский период была встреча 11 сентября 1969 г. главы советского правительства А.Н.Косыгина и премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая. Несмотря на заверения в соблюдении границ, доброжелательности и учете взаимных интересов населения пограничных районов обеих стран в области хозяйственной деятельности, добиться видимых результатов в демаркации границ так и не удалось.

В качестве второго направления  политических взаимоотношений СССР и КНР в рассматриваемый период можно выделить неприятие Советским  Союзом экспансионистской политики Китая во Вьетнаме и Кампучии в 70-е гг. Предъявляя территориальные претензии Вьетнаму, КНР проводила политику самоуправного отведения границы вглубь Вьетнама. С лета 1978 г. у китайско-вьетнамской границы началось сосредоточение китайских войск и строительство заграждений, а в феврале 1979 г. китайцы захватили более десяти пограничных пунктов, разрушая на пути здания муниципальных образований. В Кампучии КНР стремилась установить свой порядок, для чего с 1975 г. проводила там активную пропагандистскую деятельность, распространяя цитатники Мао Цзэдуна, систематизировано уничтожала местную культуру, совершала военные набеги на население. «Прокитайский» режим в Кампучии привёл к расторжению отношений с Вьетнамом в 1978 г. Давая оценку внешней деятельности КНР, ссылаясь на приведенные примеры экспансии, руководитель СССР Л.И.Брежнев заявил об «агрессивной сущности проводимой Китаем великодержавной, гегемонистской политики»: «Теперь все видят, что именно эта политика в настоящее время представляет собой самую серьезную угрозу миру во всем мире»50.

В контексте геополитики  следует упомянуть отношение  КНР к действиям Советского Союза  во время «Холодной войны». Показательным  случаем в «разочаровании» Китаем в СССР явились действия последнего во время Карибского кризиса (1962 г.)51, осуждаемые Китаем за неиспользование возможности объявления войны империализму (на тот момент КНР ещё не задавалась вопросом массового разоружения и запрета использования ядерного оружия).

Итак, период с 1956 г. по 1989 г. характеризуется ослаблением политических взаимоотношений СССР и Китая, стабильной идеологической конфронтацией (стороны  взаимно обвиняли друг друга в  гегемонии, не могли придти к согласию по поводу пограничного вопроса).

III.2. Русско-китайские отношения в период 1989 – 2009 гг.

Заключительный период в  развитии русско-китайских отношений, конечно, ещё не наступил, но в рамках данной работы временной отрезок  с 1989 г. по 2009 г. рассматривается как  последний этап в развитии политических взаимоотношений России и Китая. Характер данного периода следует  расценивать как направленный на добрососедство и стратегическое партнерство, более того, именно этот период заслуживает  статуса политического взаимодействия двух стран, так как во внешней политике обоих государств наблюдается не только курс на установление двусторонних договорных отношений, но и подготовка и проведение совместных проектов в рамках глобальной цивилизации.

Можно утверждать, что история  современных российско-китайских  отношений началась в мае 1989 г., когда глава государства  М.С.Горбачев прибыл с официальным визитом в Пекин для переговоров по поводу нормализации советско-китайских отношений. Символичным во время переговоров явилось изречение Дэн Сяопина: «Закрыть дверь в прошлое, открыть в будущее», – определившее начало нового витка в развитии русско-китайских отношений. Оформление именно российско-китайских отношений произошло в середине декабря 1992 г., когда КНР посетил Б.Н.Ельцин. Современные политологи дают невысокую оценку внешней политике Б.Н.Ельцина (в том числе её дальневосточного направления), утверждая, что совершенно отсутствовала программа действий, поэтому все взаимоотношения с Китаем в I половине 90-х гг. ограничились декларациями о «необходимости расширения взаимовыгодного сотрудничества. Так, во время визита главы Российского государства было подписано 24 документа, касавшихся политических и экономических отношений, а также опубликовано Совместное заявление о взаимных отношениях между КНР и РФ. Также в сентябре 1994 г. (во время визита Председателя КНР Цзянь Цзэминя в РФ) был подписан ещё один пакет документов, среди них «Декларация о долгосрочном развитии двусторонних связей, протокол о торговле и экономическом сотрудничестве и соглашение о таможенном сотрудничестве». В ходе этого визита Цзянь Цзэминь охарактеризовал состояние российско-китайских отношений как «конструктивное партнерство». «Стратегическим»52 партнёрство двух стран было названо в ходе следующих переговоров российской и китайской сторон (в рамках саммита в Пекине, состоявшегося в 1996 г.), выразившееся в обоюдном согласии держав усилить свои внешнеполитические позиции на Западе и в США и в то же время способствовать ограничению американского влияния в мире. Кроме того саммит 1996 г. установил порядок регулярных ежегодных встреч глав правительств России и Китая. 

КНР и РФ рассматривают  современный мир как развивающийся  в направлении многополярности. Взаимодействие на международной арене РФ и КНР строят на основе совместной «Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанной на высшем уровне» (подписана в апреле 1997 г.). Важным шагом к обеспечению широкой общественной поддержки курсу на добрососедство и стратегическое партнерство РФ с КНР явилось создание Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития (ноябрь 1997 г.). В это же время были завершены демаркационные работы на восточной части российско-китайской границы и в 1998г. – на западной, позволившие впервые за более чем 300-летнюю историю русско-китайских отношений четко и по обоюдному согласию обозначить её на местности53.

Важным событием в новейшей истории политического взаимодействия Китая и России явилось вхождение последней в 1998 г. организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), что возвело Российское государство в ранг полноправного консультанта по вопросам развития АТР. Подтверждением роста заинтересованности держав в двустороннем политическом взаимодействии подтверждается подписанием президентом РФ В.В.Путиным и Председателем КНР Цзянь Цзэминем 16 июля 2001 г. в Москве «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой»54.

В сфере геополитического сближения России и КНР значимым событием стало создание в 2001 г. Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), включающей Россию, Китай и республики Центральной Азии (кроме Туркменистана). ШОС является открытой организацией партнеров, ориентированных на поддержание мира и стабильности в Центрально-Азиатском регионе и развитие широкого международного сотрудничества55.

Возвращаясь к развитию двустороннего  внешнеполитического контакта России и Китая, следует отметить, что в 2000-е  гг. сторонам удалось решить пограничный вопрос, ставший камнем преткновения на предыдущем этапе отношений. Так, русско-китайская граница была окончательно определена в 2004 г. «Дополнительным соглашением о российско-китайской границе на её восточной части»56. Территориальные «уступки», по мнению большинства специалистов русско-китайских отношений, сделанные в связи с принятием договоров о границе, обусловлены экономической заинтересованностью в партнерстве Китая. Но так или иначе, официальное установление рубежей сыграло положительную роль в развитии межгосударственных отношений, так как стабилизация международного окружения (чем, в виду большой протяженности, главным образом, является русско-китайская государственная граница), позволяет развивать внутреннюю деятельность (в частности экономику – приоритетное направление обеих стран).

Политическое сближение  явствует и из культурно-гуманитарной и военно-технической взаимной ориентации государств. Примером первого служит проведение «Национальных годов» и «Годов языка» в России и Китае57. Второе направление было представлено в 2007 г. (9 – 17 августа) в качестве проведения крупнейших российско-китайских учений в рамках ШОС (одной из задач которых являлась постановка барьера на пути проникновения в регион американского влияния и военного присутствия).

Внешнеполитическое сотрудничество Российской Федерации и КНР в  рамках глобальной цивилизации нашло закрепление в «Совместной декларации о международном порядке в XXI в.». В соответствии с ней, стороны обязуются, «руководствуясь чувством исторической ответственности за мир и развитие на планете, которую они несут как постоянные члена Совета Безопасности ООН, /…/ поддерживать международный порядок /…/  и осуществлять демократизацию международных отношений»58, что подтверждает сонаправленность внешнеполитических векторов двух государств.

Информация о работе История политических взаимоотношений России и Китая