История создания и становления дипломатической службы Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:36, реферат

Описание работы

Испанская дипломатическая служба является одной из старейших в мире, однако
ее история, современные организационные формы и методы работы остаются достаточно слабо изученными, если сравнивать с дипломатическими службами других развитых европейских государств.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………………3
2.Истоки Испанской Дипломатии………………………………………………..3-4
3.Образование Вестготского государства………………………………….…....4-5
4.Арабское влияние………………………………………………………………….5
5.Дипломатия Католических Королей………………………………………..…5-7
6. Создание центрального внешнеполитического аппарата Испании и ее
дипломатическая служба………………………………………………………....7-9
7.Дипломатическая служба в годы режима Франка……………………….….9-10
8.Второй этап 1959-1975……………………………………………………….11-12
9. Изменения в структуре МИД……………………..……………….………...12-13
10. Дипломатическая служба Испании в постфранкистский период. Влияние демократических преобразований на деятельность испанского внешнеполитического ведомства……………………………………………………………..……….…14-19
11. Заключение………………………………………………………………….......19
12. Список литературы……………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Реферат по Дипломатии .doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

положение о  Хунте по культурным связям, а в 1958 году - структура Отдела

Дипломатической Информации.

    В течении первого этапа правления Генерала Франко Испания была страной изолированной с мощной идеологией. И безусловно это сказалось и на деятельность МИДа и на  положении страны на международной арене. Было серьезно ограничено участие Испании в многосторонней дипломатии. На протяжении этих сложных лет  Испания не входила в ООН и не сотрудничала с многими развитыми странами, которые играли важную роль в системе международных отношения. (в Европе - СССР, страны Варшавского договора, в Америке - Мексика).

 

8.Второй этап - 1959-1975.

 

     Из-за неверно политики Франко и ошибок в его режиме к концу 50-х стране стал угрожать социально-экономический кризис. Это вразумило Франка внести некоторые коррективы в политический и экономический курс, а также тотально изменить правительство. В правительство пришли новые министры– технократы, проповедовавшие либеральные экономические взгляды. Портфель Министра Иностранных Дел получил Фернандо Мариа Кастиелла, профессор международного права и автор книги «Возрождение Испании», которая из-за своей агрессивной направленности вызвала в свое время отрицательные отзывы были вызваны со стороны представителей европейских стран. Интересен факт, что кандидатура Кастиеллы на пост посла Испании в Великобритании была отклонена английским правительством из-за публикации этой книги.

     Вместе  с тем, Кастиелла был опытным дипломатом. До того он работал послом в Перу, а затем при Святом Престоле в период подписания Испанией Конкордата с Ватиканом. Основной задачей нового министра иностранных дел являлся поиск путей к улучшению имиджа Испании на международной арене и нормализация ее двусторонних отношений с другими странами.

    Необходимо отметить, что возрождение испанской дипломатии приходится на этот период, увеличилось число визитов испанских послов в зарубежные страны, так и иностранных руководителей в Испанию.

 Среди них  особое значение имел первый  визит президента США Эйзенхауэра в Мадрид в декабре 1959 года. Продолжительность визита не была долгой,  но он лучшим образом повлиял на испано-американские отношения и серьёзная поддержка была оказана режиму Франко на международной арене.

     Именно  в это время, стремясь поднять  имидж страны за рубежом, испанская

дипломатия  выдвинула новый девиз для  внешнего употребления, который гласил -

«Испания другая» («Espana es diferente»). Данный девиз стал центральной идеей

программы, направленной на популяризацию Испании в других странах и создание

благоприятного  общественного мнения о ней в  мире.

       В 60-70-ые года в Испании велась  дискуссия относительного выбора  главного

направления внешней  политики страны. Европа оказалась ключевой стороной. Этому послужил ряд факторов. Во-первых, покончив с политикой автаркии, Испания

стала успешно  расширять торгово-экономические  связи с европейскими государствами. Заметно увеличивается объем торговли с ними. Кроме того, в этот период сама Европа начинает играть более значимую роль в системе международных отношений. Появляются региональные организации, призванные отстаивать общеевропейские интересы и укреплять единство европейских стран. Согласно этому утверждению, отношения Европы и Испании укрепились.

Подтверждением  этого может служить тот факт, что 9 февраля 1962 года посол Испании в Брюсселе официально вручил Председателю Совета Министров Европейского Экономического Сообщества письмо министра иностранных дел Испании, в котором он от лица правительства страны предложил начать переговоры о возможности вступления Испании в Сообщество. Стали налаживаться связи испанских парламентариев со своими коллегами из европейских стран, в частности, контакты по линии Совета Европа, которые значительно расширились после приема Испании в 1976 году в эту европейскую организацию.

 

9.Изменения в структуре МИД.

 

      К началу 70-х годов структура,  методы работы и функции МИД  страны приводится в соответствие с новым видением внешней политики и нового места Испании в системе международных отношений.

     С публикации декрета от 1970 года  меняется организационная структура МИД в Испании. Вместо Субсекретариата Внешней политики было образовано Генеральное Управление Внешней Политики, которому передавались ряд отделов и функций упраздненного Субсекретариата. Кроме того, были созданы Генеральное Управление Международного Технического Сотрудничества и Генеральное Управление по Международным Экономическим Отношениям. В функции последнего входило изучение, анализ финансово-экономических проблем и разработка

внешнеэкономической политики. Учреждение новых подразделений, которые должны

были заниматься вопросами экономического и научно-технического сотрудничества с

другими государствами, свидетельствовало о расширении функций и задач, стоящих

перед министерством  иностранных дел Испании.

     Важную  роль в повышении значимости  МИДа в системе органов государственного

управления  Испании сыграл Лопес Браво, являвшийся в тот период министром

иностранных дел  страны. Он не боялся идти на конфликт с другими министерствами,

отбирая у них  ряд функций и расширяя за счет этого полномочия МИДа. Своей активной деятельностью, направленной на реформирование министерства, поднятие его роли в разработке и реализации внешней политики государства, министр добивался также улучшения имиджа Испании на международной арене.

     Характерно, что именно в 70-ые годы наблюдались  попытки добиться отказа

Испании от односторонней  внешнеполитической ориентации на США. Это проявлялось, прежде всего, в расширении сотрудничества и контактов на различных уровнях с традиционными партнерами Испании (странами Европы, Северной Африки и Латинской Америки). В этот период предпринимались и дипломатические шаги по установлению контактов между Испанией и СССР, а также другими социалистическими странами. В 1970 году удалось организовать, под благовидным предлогом, встречу Министра Иностранных Дел Испании с заместителем Министра иностранных дел СССР. Встреча состоялась в московском аэропорту, после того, как самолет с испанским министром на борту, пролетая над территорией Советского Союза, совершил «вынужденную» посадку в Москве. В том же 1970 году в Нью-Йорке в рамках работы ГА ООН прошла встреча Министров Иностранных Дел двух государств19. Эти контакты и переговоры привели к подписанию в 1972 году советско-испанского торгового соглашения, открывшему путь к постепенной нормализации двусторонних отношений, однако это произошло уже после

ухода с политической арены диктатора Франко.

    Анализ  эволюции дипломатической службы Испании в период правления Франко дает основание сделать следующие выводы. В первый период господства франкизма роль Министерства иностранных дел рассматривалась как второстепенная, принятие

внешнеполитических  решений проходило практически  без участия МИД Испании.

Одновременно, на испанские консульства в иностранных  государствах были возложены фактически полицейские функции – в их обязанности входило установление контроля за жизнью и деятельностью испанских общин за рубежом. Контроль осуществлялся посредствам обязательной регистрации граждан в консульских учреждениях. В этих целях использовался также процесс выдачи паспортов, справок о гражданстве, виз и иных документов, особое внимание при всем этом уделялось контролю за выполнением гражданами Испании закона о всеобщей воинской повинности.

     Роль  и место МИД в системе государственных  органов управления Испании

изменялись  по мере либерализации режима. На втором этапе дипломатическому

ведомству были предоставлены более широкие  полномочия, хотя и ограниченные

идеологическими рамками.

                                                  

10.Дипломатическая служба Испании в постфранкистский    период. Влияние  демократических преобразований на деятельность          испанского внешнеполитического ведомства.

 

 

     Падение  франкиского режима и переход  к демократии коренным образом

меняют политическую обстановку в Испании. В короткие сроки была разработана и в 1978 голу принята новая Конституция страны, согласно которой Испания становится

парламентской монархией. Главой государства по конституции считается король. Однако монарх ограничен в своих правах, ему отводится символическая роль - он царствует, но не правит. Основная полнота власти сосредоточена в руках правительства Испании, Генеральных кортесов и Конституционного Суда.

     Внутриполитическое  устройство Испании, появившееся  в результате принятия

новой Конституции, обусловило внесение изменений в  систему государственного

управления  в целом, включая дипломатическую  службу страны. В преамбуле к

Королевскому декрету 949/1979 отмечается, что проведение внешней политики Испании требует модифицировать организационную структуру МИД20. Принципиально новым в декрете Короля явилось признание необходимости проведения изменений, которые соответствовали бы новому демократическому устройству Испании. Особое значение в декрете придается тому, чтобы руководящие органы Министерства иностранных дел уделяли больше внимания и в большей степени сотрудничали с парламентом страны, который согласно новой конституции получил право «контроля за деятельностью внешнеполитических органов страны».

    Демократические  преобразования в стране, выразившиеся  не только в усилении

парламентского  влияния, но и появлении других форм участия общества в осуществлении контроля за внешней политикой, проводимой правительством, обусловили создание нового органа - Секретариата государства по внешней политике, призванного оказывать содействие руководящим органам Министерства в деле реализации возложенных на них функций.

     В  соответствии с вышеупомянутым Королевским декретом, задачи МИД  Испании сводятся к следующим основным направлениям:

1. Планировать,  направлять и осуществлять внешнюю  политику государства.

2. Поддерживать  и расширять отношения с другими  государствами и международными

организациями.

3. Защищать интересы  Испании за рубежом.

4. Осуществлять  эффективную политику по защите  граждан Испании за рубежом.

5.Координировать  деятельность испанских министерств  и ведомств по обеспечению

единой внешней  политики в отношениях с зарубежными  странами и международными организациями.

     По  новой конституции, на МИД Испании  были возложены функции, присущие

внешнеполитическому ведомству в демократическом  обществе. В первую очередь это

относится к  проведению публичной политики. Внешняя  политика стала являться

предметом обсуждения во всем обществе, а не только в узком  кругу «избранных»

политиков. По Конституции  значительными полномочиями во внешнеполитической сфере стали обладать и представительские, и судебные органы власти. В соответствии с этим в МИД Испании учреждаются специальные подразделения, в чьи функции входит разъяснение официальной позиции правительства по внешнеполитическим вопросам в парламенте и в средствах массовой информации. Была усилена работа и традиционных департаментов МИД Испании в сфере публичной дипломатии. Так, Отделу дипломатической информации поручено ежегодно публиковать сборник документов по внешней политике Испании, в котором помещаются выступления короля, председателя правительства и министра иностранных дел, касающиеся внешнеполитической

деятельности Испании (Actividades, textos y documentos de la politica exterior Espanola

     Важной  новой сферой деятельности испанского  МИД стала координация

внешнеполитических  действий центрального правительства  с правительствами

Автономных областей Испании, которые получили по конституции широкие полномочия во внешнеполитической области. Тенденция вовлечения испанских регионов во

внешнеполитическую  деятельность еще больше усилилась  в 1990-ые годы, в связи с

процессами  глобализации, а также развитием политических механизмов в рамках ЕС.

Подписав Маастрихтские  и Амстердамские соглашения, Испания  приняла на себя

обязательства по развитию межрегионального сотрудничества в рамках Союза.

Значительно увеличенная  по Амстердамскому соглашению компетенция Комитета

Информация о работе История создания и становления дипломатической службы Испании