История создания и становления дипломатической службы Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:36, реферат

Описание работы

Испанская дипломатическая служба является одной из старейших в мире, однако
ее история, современные организационные формы и методы работы остаются достаточно слабо изученными, если сравнивать с дипломатическими службами других развитых европейских государств.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………………3
2.Истоки Испанской Дипломатии………………………………………………..3-4
3.Образование Вестготского государства………………………………….…....4-5
4.Арабское влияние………………………………………………………………….5
5.Дипломатия Католических Королей………………………………………..…5-7
6. Создание центрального внешнеполитического аппарата Испании и ее
дипломатическая служба………………………………………………………....7-9
7.Дипломатическая служба в годы режима Франка……………………….….9-10
8.Второй этап 1959-1975……………………………………………………….11-12
9. Изменения в структуре МИД……………………..……………….………...12-13
10. Дипломатическая служба Испании в постфранкистский период. Влияние демократических преобразований на деятельность испанского внешнеполитического ведомства……………………………………………………………..……….…14-19
11. Заключение………………………………………………………………….......19
12. Список литературы……………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Реферат по Дипломатии .doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

регионов предоставляет  новые возможности для испанских  регионов, что в свою очередь еще острее ставит вопрос о необходимости согласования внешнеполитических мероприятий, проводимых центральным и региональными правительствами. В целях координации деятельности за рубежом, в конце 1990-ых в результате долгих и тяжелых переговоров была создана Межминистерская комиссия, в деятельности которой участвуют представители центрального и региональных правительств. Комиссия призвана согласовывать позицию Испании по вопросам международной политики, вырабатывать совместные действия на международной арене, в целом, и в рамках процесса европейской интеграции, в частности.

     В  последней четверти ХХ века, наряду  с традиционными направлениями

деятельности  МИД, все большую значимость начинают приобретать новые - защита прав человека, охрана окружающей среды, содействие экономическому развитию бедных стран, борьба с проявлениями терроризма и экстремизма, борьба с голодом и нищетой и ряд других. Все это также приводило к расширению деятельности министерства иностранных дел и созданию новых подразделения в его рамках.

    Уже  в первые годы постфранкиского  периода перед Испанией встал  вопрос о

необходимости нормализации ее двусторонних отношений  с рядом стран мира, в том

числе с СССР и другими восточно-европейскими государствами. Этот процесс потребовал от руководства МИД Испании не только открыть новые дипломатические и консульские учреждения за рубежом, но и создать целый ряд территориальных отделов в министерстве.

     Остановимся на основных преобразованиях, происходивших в Министерстве

Иностранных Дел  Испании во второй половине 70-х - 90-ые годы.

     В апреле 1976 года в Министерстве Иностранных Дел, в соответствии с Декретом

804/1976, была проведена  первая, после падения режима Франко, реорганизация

министерства.10 Основной задачей реорганизации явилось укрепление руководящих

органов Министерства и оживление деятельности Общих  политических управлений,

однако, при  этом сама организационная структура  Министерства не была расширена. В соответствии с Декретом были, в частности, пересмотрены функции Общих Управлений внешней политики по делам Европы и Атлантическим вопросам, Североатлантического и Тихоокеанского. Кроме того, с целью исключения дублирования функций Дипломатический и Технический Кабинеты, подчиненные непосредственно Министру, были объединены в один, получивший название Кабинет Министра. Наряду с этим, была проведена реорганизация Генерального Технического Секретариата. В преамбуле к декрету от 2 апреля 1976 года особое внимание уделялось налаживанию большего взаимодействия между функциональными и территориальными подразделениями Министерства и повышению роли руководящих органов Министерства в определении внешней политики страны.

Единственным  органом, созданным в результате реорганизации 1976 года, стало

Общее управление по делам Экваториальной Гвинеи (до 1975 года Экваториальная

Гвинея была испанской колонией), в обязанности  которого, помимо стандартных

функций, выполняемых  территориальным подразделением, входило распределение

помощи этой стране.

    Декрет 1976 года, устанавливавший структуру  Министерства до уровня

управлений, был  дополнен в 1977 году распоряжением от 26 января, которое расписывало структуру  МИД до уровня отдела. В том же 1977 году происходят изменения в организационной структуре отдельных подразделений Министерства. В частности, изменения затронули Комиссию по публикациям, Верховный Совет по Внешней политике, Министерскую Комиссию по Информатик, Переводческий отдел.

    В  1978-1979 годах, после принятия новой конституции, происходят более

существенные  преобразования в структуре Министерства. Во-первых, учитывая

значительное  повышение в мире роли многосторонней дипломатии, была изменена

структура Общего управления Международных организаций  и конференций.

Во-вторых, в  рамках Министерства создается Секретариат  по связям с

Европейским Сообществом. Безусловно, такой шаг был продиктован  стремлением

руководства Испании  ускорить процесс интеграции страны в ЕЭС. Первые годы

переговоров по вопросу об интеграции показали необходимость большей координации различных подразделений, вовлеченных в переговорный процесс. Это и обусловило создание единого органа, отвечающего за выработку согласованных действий в рамках переговорного процесса. После вступления Испании в ЕЭС в 1985 году, в соответствии с декретом от 28 августа того года, Секретариат по связям с Европейским Сообществом становится Государственным Секретариатом по вопросам Европейского Сообщества. Создается также Государственный Секретариат по Международному Сотрудничеству и Ибероамерики. Данная структура с небольшими изменениями, не носящими принципиального характера, сохранялась на протяжении 10 лет.

    Таким образом, в ходе всех упомянутых преобразований сформировалась следующая структура Министерства Иностранных Дел Испании: Министр Иностранных Дел, в аппарат которого входит кабинет Министра, управление дипломатической информации, специальный кабинет Анализа и Прогнозирования Внешней политики и Высшего Совета Министерства Иностранных Дел. Напрямую Министру подчинены два Государственных Секретариата - Секретариат Внешней политики и Европейского Союза (СВПЕС) и Секретариат Международного Сотрудничества и Ибероамерики(СМСИ). СВПЕСу подчиняются посол специальной миссии по вопросам Внешней политики и Общей безопасности, функциональные подразделения Министерства - общие управления по Техническим вопросам Европейского Союза, ООН, Безопасности и Разоружения, а также географические подразделения - общие управления Европы и Северной Америки, Африки, Азии и Тихоокеанского региона, Ибероамерики. СМСИ подчиняются Общее управление Экономических отношений и Общее управление по связям в области науки и

культуры. В  структуру Министерства входят также  два органа, имеющие автономный

характер: 1) Агентство  Испании по Международному Сотрудничеству, которому

подчинены два  общих управления - одно по вопросам сотрудничества со странами

Ибероамерики, второе - с арабскими странами; 2) Институт Сервантеса, приписанный к Министерству. Увеличение полномочий новых функциональных подразделений Министерства повлекло за собой сужение рамок деятельности традиционных общих управлений МИДа.

     В  предшествующих организационных  структурах министерства как  экономические

вопросы, так  и вопросы сотрудничества в области  культуры входили в зону

ответственности Субсекретариата, а вопросы, связанные  с Европейским Союзом были в компетенции Общего управления по внешней политике.

     Однако  в настоящее время, несмотря  на перераспределение компетенций  и

полномочий  в рамках Министерства, Субсекретариат продолжает контролировать

значительное  количество различных вопросов: так  в сфере его компетенции находятся  не только все вопросы деятельности центральных служб (протокол и внешняя политика), но также проблематика работы органов, связывающих его с остальными подразделениями Министерства (Главный технический Секретариат, Юридический отдел и консульская служба), а также Дипломатическая школа, Отдел международного права, Экономический отдел, Главная инспекционная служба и Бюджетный отдел.

     В  рамках Министерства иностранных дел действует также целый ряд различных

комиссий: комиссия по вознаграждениям, комиссия по информатике, кадровая комиссия (в работе которой участвуют профсоюзы), а также комиссия по дипломатической службе.

Все Комиссии возглавляются  субсекретарями. Министерство иностранных дел также

участвует в  работе основных межминистерских или  национальных комиссий, в

компетенцию которых  входят вопросы той или иной сферы  международной политики.

Председателями  многих из этих комиссий являются представители Министерства. Среди них следует упомянуть Комиссии в области международной воздушной политики и Международного Мореплавания, Комиссию по вопросам границ и пограничных рек с Францией и Португалией, Комиссию по процедуре и координации действий Испании по защите государственных интересов в Трибунале Европейского Союза, Комиссии по выполнению Уставов Автономных областей, сотрудничества с ЮНЕСКО и др.

В 2000 году Центральный  аппарат МИД Испании насчитывал 250 чел. оперативно-

дипломатического  состава и 979 чел. административно-технического состава. В

загранучреждениях министерства работают 450 чел. оперативно-дипломатического

состава и 618 чел. административно-технического состава (данные не включают испанских дипломатов в ранге послов, числящихся в штате на действительной службе и по резерву, а также персонал организаций, не входящих в систему МИДа, например, Института "Сервантеса", Совета по образованию и др.). Своих сотрудников в посольствах Испании за рубежом имеют и некоторые отраслевые министерства (Министерство экономики и финансов, Министерство культуры и науки и др.).

     На 31 декабря 1995 г. Испания имела дипломатические отношения со 177

странами. В 93 из них работали посольства или представительства. Испания установила дипломатические отношения со всеми бывшими республиками СССР, кроме Таджикистана. Испанский посол в Москве является по совместительству послом в Монголии, Армении, Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Туркменистане и Узбекистане. Посол Испании в Хельсинки работает по совместительству послом в Эстонии. Испанский посол в Стокгольме представляет по совместительству свою страну в Литве.

    Испания принимает участие в работе 103 международных организаций и конференций и имеет постоянные представительства при ООН, ЕС, Совете Европы, НАТО, ОАГ, ФАО, ЮНЕСКО, МОТ, ОЭСР, ЗЕС, Святом Престоле, Мальтийском ордене, а также при международных организациях в Женеве и Вене.

 

                                              

11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   

     Испанская дипломатическая служба по праву занимает одно из самых видных мест

среди дипломатических  служб государств мира. История ее становления насчитывает не одно столетие. Испания стала одним из первых европейских государств, перешедших на так называемую итальянскую дипломатическую модель, ставшую прообразомсовременной дипломатии.

     В дальнейшие годы испанская дипломатическая служба продолжала стремиться

использовать  те организационные формы и методы работы, которые соответствовали

требованиям той  или иной исторической эпохи.

     В последней четверти ХХ века, после ликвидации фашизма в стране, Испания, в том числе и благодаря своей активной дипломатической деятельности, смогла в

относительно  короткие сроки вернуться в «большую»  мировую и европейскую политику.

Испанской дипломатической службе удалось довольно успешно адаптироваться, как к

новым внутренним, так и внешним реалиям. МИД  Испании стал одним из наиболее

влиятельных внешнеполитических ведомств мира. Это подтверждается в частности тем, что значительное количество испанских дипломатов были выдвинуты на ключевые посты в международных организациях, а Хавьер Солана, министр иностранных дел Испании в правительстве Ф.Гонсалеса, отвечает в настоящее время за внешнюю и оборонную политику Евросоюза.

 

 

 

 

Список  литературы:

1.М. Очоа Брун « История испанской дипломатии», Мадрид, 1991

2. Дипломатия иностранных государств. Учебное пособие. / Под ред. Т.В.Зоновой. МГИМО; РОССПЭН, 2004

3. Р. Валдивьесло «Дипломатическая карьера в Испании» (1939-1990), МИД, Мадрид

4.  Данилов  Д.А. Западная Европа на пост - маастрихтском этапе. М., 1994

5. Зонова Т.В.  Дипломатическая служба Италии. Исторический очерк. Москва, 1995 История  дипломатии, Москва, ОГИЗ, 1941

6. Ковалев А.Г.  Азбука дипломатии, 5-ое изд., дополн., Москва, 1988

1 М.Очоа Брун «История испанской дипломатии», Мадрид , 1991

2 Антонио Домингес Ортис «3 тысячелетия истории», Мадрид, 2000

3  М. Очоа Брун

4  М. Очоа Брун « Дипломатия Эпохи Возрождения и Испанская дипломатия»

5  Дж. Маттингли

6 Иисус Нунес «Нормативность и актуальность внешней политики государства», Барселона, 1997

7 К. Гамильтон, «Практика дипломатии - ее развитие, теория и правительство», Лондон-Нью-Йорк, Рутледж, 1995

8 Р. Валдивьесло «Дипломатическая карьера в Испании» (1939-1990), МИД, Мадрид

9 «Официальный государственный бюллетень», Бургос,  31 января 1938

10 «Официальный государственный бюллетень», Мадрид, 1976

 


Информация о работе История создания и становления дипломатической службы Испании