Анализ деятельности Всемирной торговой организации и ее роли в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - изучить вопроса о международном учреждении - ВТО, познакомиться с ее структурой, механизмом принятия решений, уже определившимися направлениями ее деятельности, определить роль Всемирно торговой организации в развитии мировой торговли и экономики, а также прогнозировать социально-экономическое состояние России после вступления в ВТО.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Всемирная торговая организация и ее роль в регулировании международной торговли……………………………….....................4
1.1 История создания ВТО…………………………………………………...4
1.2 Структура ВТО……………………………………………………………6
1.3 Правила и принципы действия ВТО……………...……………...…........9
1.4 ВТО как институт регулирования международных
Торговых отношений……………………………………………………15
Глава 2. Анализ деятельности Всемирной торговой организации
и ее роли в мировой экономике............................................................19
2.1 Всемирная торговая организация и мировая экономика…..………….19
2.2 Преимущества торговой системы ВТО…………..…………………….23
Глава 3. Проблемы и пути реализации состояния России после
вступления в ВТО……………………………………………………..31
3.1 Изменения в международном и национальном законодательстве
в связи с вступлением России в ВТО…………………………………..31
3.2 Прогноз социально-экономического состояния России
после вступления в ВТО……………………………………..………….35
Заключение…………………………………………….………..….…………….44
Приложения………………………………………………………………..…….47
Список использованных источников…………………….………………..……51

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 150.01 Кб (Скачать файл)

7. Важная задача системы  многостороннего регулирования  ВТО состоит также в создании  условий для развития справедливой  конкуренции между ее членами. Принципы поощрения справедливой  конкуренции заложены и в положениях  ВТО, относящихся к демпингу и  субсидиям. По существу, вся правовая  база ВТО - это сложный комплекс  правил и норм, направленных на  создание равных условий в  международной торговле для всех  стран-членов.

Можно утверждать, что в комплексном виде нормы ГАТТ-1994, ГАТС, Соглашений по ТРИМС, ТРИПС и остальных соглашений и договоренностей ВТО создают устойчивые основы для международной торговли и в этом своем качестве выполняют функцию многостороннего торгового договора для стран-участниц, заменяя собой систему из нескольких тысяч двусторонних договоренностей и соглашений. Эта функция ВТО дает немалые преимущества присоединившимся странам, открывая перед ними возможности использования многостороннего торгово-политического регулирования в целях развития внешней торговли.

Таким образом, происходящая эволюция многосторонней торговой системы ВТО во многом отвечает экономическим императивам сегодняшнего дня. Однако многое в этой системе нуждается в совершенствовании, в том числе механизм регулирования международной торговли сельскохозяйственными товарами, определение круга полномочий ВТО (проблемы включения в ее компетенцию «новых сфер» торговли, например, электронной; выработки согласованной позиции по вопросу о перспективах регулирования трудовых аспектов международной торговли и др.), а также уравнивание с развитыми странами развивающихся и стран с переходной экономикой в фактических возможностях реально влиять на деятельность этой организации. Кроме того, медленно идут переговоры в таких секторах сферы услуг, как финансовые; телекоммуникационные; перемещение через границу физических лиц, предоставляющих услуги; морское судоходство. Принципиально важным моментом выступает разработка международных правил при инвестиционной деятельности, которые были бы распространены на заграничные капиталовложения, в частности, применения в данной области принципов предоставления режима наибольшего благоприятствования и национального режима, а также включали бы требования, связанные с охраной окружающей среды.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ РОЛИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

 

2.1 Всемирная торговая  организация и мировая экономика

 

Начало ХХI столетия несет в себе как новые тенденции, направления и формы развития современной мировой экономики, связанные, прежде всего, с ее растущей глобализацией, так и новые проблемы и противоречия. Процесс глобализации мировой экономики предъявляет высококачественно новые требования к системе международных организаций, прежде всего к тем из них, которые фактически являются организациями общемирового, глобального масштаба. Значительную, во многом определяющую роль в процессе глобализации мировой экономики играет ВТО.

С учетом принятия в ноябре 2001 г. на конференции ВТО в Дохе (Катар) в состав этой организации КНР и Тайваня доля стран - участниц ВТО в мировой торговле товарами увеличивается почти до 95%.

Можно сказать, что на протяжении этих пяти десятилетий в существенной мере была преодолена тенденция к усилению протекционизма, господствовавшая в период между двумя мировыми войнами, а отчасти и позже второй мировой войны. Результатом явился динамичный рост международной торговли - с 1948 по 2000 г. мировой экспорт товаров увеличился с 346 млрд. долл. до 6 346 млрд. долл., то есть более чем в 18 раз. Его среднегодовой темп (около 7%) более чем в 1,5 раза опережал темп роста мирового производства (около 4%).

Однако к началу ХХI столетия ВТО не удалось разрешить всех противоречий и проблем международной торговли. Напротив, появились новые проблемы, связанные, в частности, с глобализацией мировой экономики, которая помимо позитивных несет в себе и негативные черты. Свидетельством подобных негативных аспектов явился финансовый кризис 1997-1998 гг., потрясший ранее, казалось бы, наиболее благополучный регион развивающихся государств - новые индустриальные страны Восточной и Юго-Восточной Азии, а затем перекинувшийся на другие регионы мира.

Не случаен в связи с этим и тот факт, что именно ВТО оказывается одним из основных объектов критики со стороны антиглобалистов.

Отмечая неоднозначность оценок деятельности ВТО, следует подчеркнуть, что в настоящее время существует целое направление, объединяющее теоретиков и политиков-практиков, выступающих против либерализации международной торговли и того доминирующего положения, которое в этом процессе занимает не только ВТО, но и другие международные экономические организации. По их мнению, либерализация международной торговли ухудшает экономическое положение беднейших слоев населения в развивающихся странах, ведет к дальнейшему перераспределению "глобального мирового дохода" в пользу стран "золотого миллиарда", открывает доступ к достижениям НТП лишь крупнейшим ТНК и ведущим странам мира.

Несмотря на определенную маргинальность подобной позиции, она вместе с тем не лишена оснований и опирается на вполне реальные процессы, протекающие в рамках глобализирующейся мировой экономики. Действительно, в своей реальности современная мировая экономика не оставляет иллюзий по поводу свободной конкуренции, равных экономических условий для всех субъектов мирового хозяйства. Одним из наиболее крупномасштабных противоречий современного мира фактически становится противоречие между группой ведущих индустриально развитых стран, которые стремятся формировать "новый мировой порядок", и всеми остальными странами, которые "не вписываются" в ядро мировой экономики и составляют ее периферию.

Пример Китая, вступившего в ВТО в конце 2001 г., свидетельствует об имеющихся в данной области проблемах. Китай был принят в ВТО с 200 существенными оговорками. В частности, КНР должна полностью открыть свой внутренний страховой рынок для иностранных инвесторов и отменить особые условия инвестирования в специальных (особых) экономических зонах, сыгравших свою значительную роль в экономическом развитии страны. В течение 15 лет Китай не будет считаться страной с рыночной экономикой, а значит, не сможет применять защитные антидемпинговые процедуры и обращаться в т.н. Roster (квазиарбитражный суд ВТО). Тем самым страна оказывается лишенной одного из ключевых прав вновь принятых членов ВТО (особенно развивающихся стран). ВТО также будет осуществлять мониторинг китайского законодательства в экономической области и практики регулирования экономики с точки зрения их соответствия задачам, поставленным перед КНР при его приеме. В связи со вступлением Китая в ВТО снижаются импортные пошлины на сельскохозяйственную продукцию, что в сочетании с ожидаемым замедлением темпов роста ВВП страны может привести к обострению проблемы занятости, прежде всего в сельской местности10.

Посткризисные темпы восстановления мировой экономики в 2011 году резко замедлились. После роста в 2010 году на 5,2%, в 2011 году мировой рост снизился до 3,7 процента. Динамика развитых стран снизилась вдвое - с 3,2% до 1,6%, торможение развивающихся стран и стран с переходной экономикой было меньше: темпы снизились с 7,5% в 2010 году до 6,2% в 2011 году.

В 2012 году торможение продолжилось в основном за счет обострения кризиса в Еврозоне. Экономика стран общей европейской валюты еще в IV квартале 2011 г. вошла в «мягкую рецессию» на уровне 0,3%, после кратковременной стабилизации в I квартале 2012 г, во II квартале спад возобновился на уровне 0,2% и, по предварительным данным, ускорится в III квартале. Наиболее сильным во II квартале был спад в экономиках проблемных стран: ВВП Португалии снизился на 1,2%, Италии - на 0,7%, Испании - на 0,4 %. Экономика Франции три квартала подряд фиксирует нулевые темпы роста. Позитивную динамику среди ведущих стран монетарного союза сохраняет экономика Германии: 0,5% в I квартале и 0,3% - во II квартале 2012 года.

Вне зоны евро спад наиболее сильно затронул Великобританию, экономика которой находится в рецессии с IV квартала 2011 г. и во II квартале 2012 г. по отношению к предыдущему кварталу сократилась на 0,5 процента.

Среди развивающихся стран более сильным, чем ожидалось, стало торможение экономики Китая: по отношению к предыдущему кварталу темпы роста ВВП составили в I квартале 2012 г. 1,6% и во II квартале - 1,8%, что на 0,6 п.п. ниже прошлогодних показателей.

          Согласно оценке, рост мировой экономики в 2012 году замедлился и находился в пределах 3-3,2%, динамика развитых стран снизилась до 1,4%, развивающихся государств и стран с переходной экономикой - до 5,6 процента.

В 2012 году и среднесрочной перспективе глобальная экономическая конъюнктура будет оставаться нестабильной под влиянием роста суверенного долга развитых стран, сохранения высокой стоимости обслуживания долга проблемных стран зоны евро, усиления политической нестабильности и рисков перебоев с поставками нефти из основных нефтедобывающих регионов, прежде всего Ближнего и Среднего Востока. Сохраняются риски, связанные с сильным фискальным сжатием в США в случае реализации мер, предусмотренных Законом о бюджетном контроле 2011 года, с неплатежеспособностью одной или нескольких стран зоны евро и сопряженными с ними рисками сдутия финансовых пузырей на рынках развивающихся стран, обвала их производства и экспорта.

В зависимости от способности ведущих стран и международных организаций нейтрализовать или ослабить негативный потенциал этих угроз можно выделить сценарий развития мировой экономики в прогнозный период 2014-2015 годов. (См. приложение 1)

Для многих еще ВТО является неизвестной величиной. Это не удивительно, ведь в отличие от таких организаций, как Международный валютный фонд, деятельность ВТО не наглядна: ВТО не предоставляет многомиллиардных кредитов, не участвует в формировании текущей экономической политики государств. Но ее роль в мировой экономике велика, и с этим согласны как противники, так и сторонники ВТО. В нее сейчас входят почти 150 стран, на долю которых приходится 95% оборота мировой торговли. И именно через ВТО они устанавливают правила игры на мировом рынке.

ВТО, как и все другие организации, имеет свои недостатки. Но главные возражения не могут быть адресованы самой ВТО. Задача ВТО состоит в том, чтобы установить основные правила международной торговли, она не предназначена для достижения других социальных целей. Поэтому проблема на самом деле заключается не в ВТО, а в отсутствии таких же влиятельных и эффективных организаций, всецело предназначенных для достижения этих самых социальных целей. На самом деле, самая главная проблема нынешнего мирового порядка заключается в том, что производство товаров личного потребления возобладало над социальным развитием, то есть перед обеспечением общественных благ. 11

 

 

2.2 Преимущества  торговой системы ВТО

 

Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система правильно влияет на политическую и социальную обстановку в странах-членах, а также на индивидуальное благополучие граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.

Выгоды ВТО для потребителей

Понижение стоимости жизни

Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. Благодаря существованию организации (60 лет) торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.

В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.

Импортные тарифы, государственные производственные субсидии (например, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения импорта (к примеру, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости жизни. Так, потребители в Великобритании, по статистическим расчетам, платят на 500 миллионов фунтов в год больше за одежду из-за торговых ограничений на импорт текстиля; для канадцев эта сумма составляет примерно 780 миллионов канадских долларов. Аналогичная ситуация в секторе услуг: либерализация сектора телекоммуникаций в Европейском Союзе привела к снижению цен в среднем на 7-10 процентов.

Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают. Так, крупная реформа торговли текстилем и одеждой в рамках ВТО, которая завершилась в 2005 году, включала в себя устранение ограничений на объем импорта.

Более широкий выбор товаров и услуг

Более широкий выбор товаров и услуг – также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.

Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью.

Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

Выгоды ВТО для экономики страны в целом

1)Экономические выгоды:

Повышение доходов

Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния.

Информация о работе Анализ деятельности Всемирной торговой организации и ее роли в мировой экономике