Анализ деятельности Всемирной торговой организации и ее роли в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - изучить вопроса о международном учреждении - ВТО, познакомиться с ее структурой, механизмом принятия решений, уже определившимися направлениями ее деятельности, определить роль Всемирно торговой организации в развитии мировой торговли и экономики, а также прогнозировать социально-экономическое состояние России после вступления в ВТО.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Всемирная торговая организация и ее роль в регулировании международной торговли……………………………….....................4
1.1 История создания ВТО…………………………………………………...4
1.2 Структура ВТО……………………………………………………………6
1.3 Правила и принципы действия ВТО……………...……………...…........9
1.4 ВТО как институт регулирования международных
Торговых отношений……………………………………………………15
Глава 2. Анализ деятельности Всемирной торговой организации
и ее роли в мировой экономике............................................................19
2.1 Всемирная торговая организация и мировая экономика…..………….19
2.2 Преимущества торговой системы ВТО…………..…………………….23
Глава 3. Проблемы и пути реализации состояния России после
вступления в ВТО……………………………………………………..31
3.1 Изменения в международном и национальном законодательстве
в связи с вступлением России в ВТО…………………………………..31
3.2 Прогноз социально-экономического состояния России
после вступления в ВТО……………………………………..………….35
Заключение…………………………………………….………..….…………….44
Приложения………………………………………………………………..…….47
Список использованных источников…………………….………………..……51

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 150.01 Кб (Скачать файл)

Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.

Повышение занятости

Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.

Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Подобная ситуация сложилась, к примеру, в США в 1980-е гг., когда были введены жесткие ограничения на импорт японских автомобилей. И наоборот, либерализация рынка ЕС создала как минимум 300 тысяч новых рабочих мест в странах Сообществ. В экспортных отраслях США заняты как минимум 12 миллионов рабочих; в металлургии России из около 1 миллиона занятых 600 тысяч также работают на экспорт.

Разумное использование защитных мер и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.

Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности

Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Не дискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.

2)Политические выгоды:

Помимо экономических выгод от более свободной внешней торговли, государство получает и определенные политические выгоды.

Защита от лоббирования

У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом.

Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия 20-го века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, ведь в конечном счете от подобных ограничений страдают даже сектора, требующие защиты, замедляется экономический рост и падает общее благосостояние.

Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды.

Борьба с коррупцией

Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что в конечном счете способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами - т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия.

Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана.

Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами

Обеспечение равных шансов для всех участников

Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.

Эффективный механизм разрешения споров

Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было. После войны торгующие страны в ходе переговоров согласовывали правила торговли, которые сейчас действуют в рамках ВТО. Они включают в себя обязательства вынесения своих споров в ВТО и неприменения односторонних действий.

Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается прежде всего с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения.

Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран к данной системе разрешения разногласий.

Укрепление международной стабильности

Торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.

Ярким примером влияния торговли на международную безопасность является торговая война 1930-х годов, когда страны соревновались в возведении протекционистских торговых барьеров. Это усугубило Великую депрессию и в конечном счете сыграло определенную роль в развязывании Второй мировой войны.

Повторения предвоенного напряжения в торговле после Второй мировой войны в Европе удалось избежать через развитие международного сотрудничества по торговле углем и черными металлами в рамках Европейского объединения угля и стали, которое послужило основой для создания в будущем Европейского Союза. В мировом масштабе было учреждено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 году во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Система доказала свою жизнеспособность, ибо политический конфликт между странами со сложившимися стабильными торговыми отношениями менее вероятен. Кроме того, люди, которые более обеспечены и благополучны, проявляют меньше склонности к конфликтам.

Система ГАТТ/ВТО, в которой соглашения заключаются путем консенсуса в результате переговоров и правила соглашений неукоснительно выполняются, также является важным инструментом укрепления доверия. Когда правительство уверено в том, что другие страны не поднимут свои торговые барьеры, у него не возникает искушения сделать то же самое. Государства также будут гораздо более расположены к сотрудничеству друг с другом, и это позволит избежать ситуаций, подобных торговой войне 1930х годов.12 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОСТОЯНИЯ  РОССИИ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В  ВТО

 

 

3.1. Изменения в международном и национальном законодательстве в связи с вступлением России в ВТО

 

Россия намеревалась вступить в ВТО еще в 1986 году, будучи в составе СССР. Однако США заявку отклонили, объяснив, что СССР - страна с плановой экономикой, а это несовместимо с принципами свободной торговли. Даже статус наблюдателя СССР смог получить только в 1990 году. В 1993 году Россия снова обратилась с заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле - ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade (GATT). Целью ГАТТ была либерализация торговли товарами путем снижения импортных таможенных пошлин. С этого года и отсчитывается 18-летний путь вступления России в ВТО. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО. 20 ноября 2006 года в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам) Россией и США был подписан протокол о присоединении Российской Федерации к ВТО. Но тем не менее вступление России постоянно откладывалось, осложнения во многом были связаны и с мировым финансовым кризисом. Но, кроме того, вступлению России в ВТО препятствовала Грузия, которая настаивала на урегулировании всех вопросов между ней и Россией и не соглашалась пускать Россию в ВТО из-за Абхазии и Южной Осетии. Именно соглашение с Грузией по присоединению России к ВТО и стало последним двусторонним соглашением на пути вступления в ВТО. Оно было подписано только 9 ноября 2011 года в Женеве, причем при посредничестве Швейцарии.13

Министрами ВТО факт вступления Российской Федерации в ВТО оценен как историческое достижение, благодаря которому укрепится многосторонняя торговая система, а сама ВТО станет более универсальной организацией. Паскаль Лами даже выразил надежду на то, что «Россия станет одним из лидеров, активным членом ВТО», а торговый представитель США Рон Кирк заявил, что только со вступлением России «ВТО становится подлинно всемирной организацией». Но при всем этом Америка и Россия договорились о применении норм ВТО в отношении друг друга в рамках 13-й статьи Марракешского соглашения об учреждении ВТО, оговаривающей «неприменение многосторонних торговых соглашений между отдельными членами».

По поводу вступления России в ВТО существуют разные мнения: нейтральные («Какого-либо ущерба России условия присоединения к ВТО не наносят», - утверждает Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики), и критичные (ведущий аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Алексей Козлов отмечает: «Мы не видим очевидных преимуществ, которые Россия со всей очевидностью может извлечь из вступления во Всемирную торговую организацию за короткий промежуток времени. Скорее этот шаг более выгоден другим членам организации»; главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик объясняет, что «Некоторое негативное воздействие вступление в ВТО может оказать на обрабатывающую промышленность, в том числе на машиностроение, из-за снижения импортных пошлин»).14

Если объективно, то в основном, последствия вступления выразятся в понижении средневзвешенного импортного тарифа (путем увеличения импортного барьера, снижения ставок по сельскохозяйственным продуктам, первоначального роста и последующего снижения пошлин по промышленным товарам). Повысится квота иностранного участия в сфере страхования (с 25% до 50%), ограничение на участие иностранных акционеров в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, сначала изменится с 49% до 51%, через 5 лет будет отменено, а через 9 лет иностранным страховым компаниям будет разрешено открывать филиалы в России. Иностранные банки будут иметь возможность создавать дочерние учреждения, не будет ограничения на иностранный капитал для отдельных банковских учреждений, в целом участие иностранного капитала в банковской системе России будет превышать 50%.

После переходного периода значительно снизятся импортные пошлины на лекарства и медицинское оборудование, бытовую технику. Следует, однако, иметь в виду, что это не гарантия снижению цен, поскольку цены зависят не только от размера пошлин, но и от конкуренции, затрат на логистику, стоимости комплектующих и так далее.

Вообще, в рамках своего присоединения к ВТО Россия заключила 57 двусторонних соглашений по доступу на рынок товаров и 30 - по доступу на рынок услуг.

В рамках Соглашения о присоединении России к ВТО, «Россия согласилась принять ряд важных обязательств по обеспечению открытого торгового режима и ускорению ее интеграции в мировую экономику. Сделка предлагает прозрачные и предсказуемые условия для торговли и иностранных инвестиций.

С даты вступления, Российская Федерация взяла на себя обязательство в полной мере применять все положения ВТО, избегая «переходных периодов».

Соглашение о вступлении России в ВТО включает следующие разделы и подразделы:

Доступ на рынки для товаров и услуг;

Доступ на рынки для товаров - от тарифов и квот обязательств;

Доступ к рынку услуг.

Российская Федерация взяла на себя конкретные обязательства относительно 11 секторов и 116 субсекторов услуг. После присоединения к ВТО Россия позволит иностранному капиталу на 100% участвовать в оптовой, розничной торговле и в секторе франчайзинга; ослабятся условия лицензирования.

Экспортные пошлины;

Общие обязательства при доступе на рынок;

Соглашение о государственных закупках;

Промышленные и сельскохозяйственные субсидии;

Промышленные субсидии;

Сельскохозяйственные субсидии;

Цены на энергию;

Санитарные и фитосанитарные меры (СФС) и техническим барьерам в торговле (ТБТ);

Торговые меры инвестиций;

Защита торговых аспектов прав интеллектуальной собственности;

Информация о работе Анализ деятельности Всемирной торговой организации и ее роли в мировой экономике