Анализ деятельности Всемирной торговой организации и ее роли в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - изучить вопроса о международном учреждении - ВТО, познакомиться с ее структурой, механизмом принятия решений, уже определившимися направлениями ее деятельности, определить роль Всемирно торговой организации в развитии мировой торговли и экономики, а также прогнозировать социально-экономическое состояние России после вступления в ВТО.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Всемирная торговая организация и ее роль в регулировании международной торговли……………………………….....................4
1.1 История создания ВТО…………………………………………………...4
1.2 Структура ВТО……………………………………………………………6
1.3 Правила и принципы действия ВТО……………...……………...…........9
1.4 ВТО как институт регулирования международных
Торговых отношений……………………………………………………15
Глава 2. Анализ деятельности Всемирной торговой организации
и ее роли в мировой экономике............................................................19
2.1 Всемирная торговая организация и мировая экономика…..………….19
2.2 Преимущества торговой системы ВТО…………..…………………….23
Глава 3. Проблемы и пути реализации состояния России после
вступления в ВТО……………………………………………………..31
3.1 Изменения в международном и национальном законодательстве
в связи с вступлением России в ВТО…………………………………..31
3.2 Прогноз социально-экономического состояния России
после вступления в ВТО……………………………………..………….35
Заключение…………………………………………….………..….…………….44
Приложения………………………………………………………………..…….47
Список использованных источников…………………….………………..……51

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 150.01 Кб (Скачать файл)

Прозрачность;

Функционирование Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Беларусью;

Следующие шаги.

Итак, 22 августа 2012 года вступили в силу некоторые документы (или их отдельные положения), действие которых было отложено до момента присоединения России к ВТО.

С 23 августа 2012 года действуют новые редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза (утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. №54). Новые редакции этих документов разработаны с учетом обязательств России, принятых в связи с вступлением в ВТО.

А 1 сентября 2012 года, по словам министра экономического развития Российской Федерации Андрея Белоусова, наступил первый этап выполнения обязательств России перед ВТО по снижению единого таможенного тарифа (средневзвешенного импортного тарифа). После этого каждый год с 1 сентября показатель снизился и продолжит вплоть до 2015 года. Затем тариф стабилизируется примерно на уровне 2015 года. В среднем тариф за этот период снизится примерно на 3,5%. В настоящее время он составляет порядка 6,9 %,а к 2015 году - порядка 6%. 15

 

 

3.2 Прогноз социально-экономического состояния России

после вступление в ВТО

 

Идея о вступлении России в ВТО с самого первого дня подвергалась резкой критике со стороны сообщества промышленников и предпринимателей. Руководители предприятий, работающих практически во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства, били тревогу и требовали пересмотра условий, на которых Россия вступает во Всемирную торговую организацию. Против вступления России в ВТО выступили также 20% от общего числа депутатов Госдумы (то есть пятая часть всех парламентариев – весьма немало).

Однако ни отечественные дипломаты, ни руководство страны не прислушалось к мнению крупного бизнеса и оппозиционеров. Протоколы о присоединении России к ВТО были подписаны. И подписаны на тех самых условиях, против которых протестовали предприниматели и политики.

Несмотря на общественный протест, Конституционный суд признал протоколы, подписанные российскими дипломатами, законными.

Важно обратить внимание на формулировку вынесенного решения: судьи пояснили, что они руководствовались исключительно вопросами права и не оценивали экономическую или политическую целесообразность процедуры. Собственно, эта оценка действительно выходит за рамки компетенции Конституционного суда. С точки зрения российского и международного права процедура вступления страны в ВТО выглядит безукоризненно.

Итак, поскольку решение Конституционного суда по закону не подлежит обжалованию и является окончательным, можно с уверенностью заключить, что приговор российской промышленности вынесен, и его исполнение неизбежно.

Риски и угрозы ВТО, также как и абсолютная неготовность России к присоединению к этой организации, были понятны и очевидны для всех, кроме высокопоставленных правительственных чиновников. Которые, насколько можно судить, целенаправленно или в силу чудовищной некомпетентности, втягивая Россию в ВТО, тем самым лоббировали интересы крупного российского сырьевого олигархического капитала, международных финансовых спекулянтов и транснациональных корпораций. В ущерб задачам неоиндустриализации отечественной экономики, стратегической национализации командных высот (прежде всего, обеспечивающих извлечение сверхприбыли от эксплуатации ренты: природно-сырьевой, инфраструктурной, монополистической, ссудно-процентной и т.д.) и вертикальной интеграции производительного капитала, туда и собственности. 
               Складывается такое ощущение, что отдельно взятые руководители в финансово-экономическом блоке Правительства выступают в качестве "агентов влияния" и штурмовой пехоты транснационального капитала и финансовой олигархии Уолл-Стрит, расчищая внутреннее экономическое пространство от остатков отечественного производительного капитала и товаропроизводителей для последующей колонизации и оккупации международными корпорациями и банками. 
              Никаких позитивных последствий ни для населения, ни для промышленности ВТО не вызвало. Вместо снижения цен на импортные и отечественные товары наблюдается их безудержное удорожание. Вместо снижения стоимости кредитных ресурсов на протяжении полутора лет фиксируется рост процентных ставок по кредитам (в среднем на 1,5-2% по рублевым краткосрочным кредитам сроком до одного года для крупных отечественных заемщиков). Вместо демонополизации экономики и обуздания аппетитов естественных монополий полным ходом идет процесс подавления частной инициативы и скачкообразный рост (в среднем на 10-15%) цен на газ, воду, электроэнергию, ЖКХ, отопление, грузовые, пассажирские перевозки и т.д. 
Вместо интенсификации процессов технического перевооружения производственных мощностей, обновления изношенных на 70-80% основных фондов и внедрения трудо- и ресурсосберегающих технологий в стране наблюдается инвестиционный кризис (спад капитальных вложений в основные фонды в январе-июле 2013г. составил 0,7% - худшее значение с последних месяцев кризисного 2009г.). Вместо притока производительных иностранных инвестиций в техническое перевооружение производств наблюдается приток иностранных кредитов и займов (размер внешнего долга России с января 2012 по июль 2013г. подскочил с 541,9 до 703,8 млрд. долл., а удельный вес кредитов и займов в структуре притока иностранных инвестиций вырос с 48% в 2000г. до 97,2% в 2012г.). Вместо привлечения высоко квалифицированной и высокопроизводительной рабочей силы на вакантные места усиливается наплыв низко квалифицированной дешевой бесправной рабочей силы из республик Средней и Юго-Восточной Азии, который провоцирует деградацию рынка труда, снижение заработных плат, рост преступности и заболеваемости социально обусловленными болезнями (гепатит, ВИЧ, туберкулез и т.д.), а также обострение этнической неприязни и социального недовольства.

Импорт мясных и молочных продуктов в Россию резко вырос после вступления страны во Всемирную торговую организацию. Так, импорт сухого молока в сентябре - ноябре 2013 года вырос в сравнении с прошлым годом на 210 % до 7,8 тысячи тонн, сухой сыворотки - на 89 % до 6,8 тысячи тонн, сыров - на 116 % до 89 тысяч тонн, а сливочного масла - на 136 % до 27,2 тысячи тонн.

Повышение импорта связано со снижением таможенных пошлин в рамках присоединения к торговому клубу, потому что до вступления сбор составлял 15 % от стоимости в рамках квоты и 75 % - сверх квоты, затем был снижен до 0 в рамках квоты и до 65 % сверх квоты.16

Сельскохозяйственные производители неоднократно предупреждали, что в связи со вступлением в ВТО импорт продуктов питания в России вырастет. В результате, по мнению аграриев, многие отечественные компании обанкротятся.

20 декабря в Союзе свиноводов  заявили, что свиньи на внутреннем рынке из-за роста импорта подешевели на 25 процентов, а цены на корма из-за засухи летом 2012 года выросли в 1,5 раза. В результате, отметили в союзе, многие производители свинины обанкротятся. Число рабочих мест в российской промышленности в первые 11 месяцев 2012 года сократилось на 142 тысячи. Всего в секторе крупных и средних предприятий потери составили 107 тысяч.

В январе-ноябре крупные и средние предприятия наняли 4,94 миллиона человека, при этом уволилось 5,05 миллиона. Прирост рабочих мест происходил только в области добычи полезных ископаемых и торговле. В обрабатывающей промышленности сократили 134 тысячи сотрудников. В целом по экономике занятость выросла на полтора миллиона человек. Безработица составляет 5,4 процента, что близко к показателям исторического минимума. За последние три года занятость на крупных и средних предприятиях снизилась на 7 миллионов человек, а неформальный сектор вырос на 9 миллионов человек до 22 миллионов, или трети всех занятых. Больше всего теряет обрабатывающая промышленность, которая сокращает 3,8 процента рабочих мест ежегодно.Главной проблемой промышленников остается дефицит квалифицированной рабочей силы, которой не всегда хватает даже для обеспечения стагнирующих объемов производства.

В Минэкономразвитии публично признали, что в результате присоединения РФ к ВТО прогнозируемые убытки в 2013 году составили 188 млрд рублей, а в 2014 году могут составить 257 млрд рублей. Вместе с тем ожидается, что реальные бюджетные потери будут меньше, поскольку вырастут объемы торговли, а следовательно, и налогооблагаемой базы. Кроме того, отметили, что вступление в ВТО даст России такие преимущества, как установление четких правил внешней торговли и стабильности. По оценке Всемирного банка, вступление РФ в ВТО в течение трех лет будет приносить стране около 3,3% ВВП в год, через десять лет – порядка 11 процентов, или – около 162 миллиардов долларов. Кроме того, будут устранены барьеры для экспорта и снижены пошлины на импорт. По оценке Минэкономразвития, только эти факторы позволят создать в стране до 40 тысяч рабочих мест. Ожидается, что возможные убытки переходного периода покроются выросшими объемами продукции, но устранение международных барьеров, снижение импортных ставок приведет к обострению конкуренции с иностранными производителями и осложнит функционирование предприятий и компаний, ныне обеспечивающих около 40% совокупного объема выпуска в экономике и 60% занятости в промышленности и сельском хозяйстве РФ. Косвенные эффекты, связанные с повышением внутренних цен на газ, с одной стороны, и удешевлением импорта оборудования и некоторых ресурсов, с другой, проявятся во всех отраслях. В консолидированном бюджете снижение пошлин скажется на доходных статьях, формирующих около 30% всех его доходов. Вместе с тем Многие эксперты опасаются, что тот факт, что Россия принимает на себя обязательства ВТО, окажет весьма своеобразное и негативное влияние на суверенитет страны. Ведь членство в ВТО потребует от России подчинения некоему наднациональному арбитражу, что не может не настораживать любого разумного человека. Как сложится экономическая ситуация в различных регионах страны после вступления в ВТО, как будет выглядеть динамика развития ведущих отраслей и региональных предприятий, в какую сторону изменится инвестиционная привлекательность субъектов РФ – на эти вопросы искали ответы независимые аналитики wto-inform.ru. На основе оценки актуального состояния экономики регионов ими сделан прогноз развития регионов до 2020 года, исходя из того, что государство будет полностью следовать взятым на себя обязательствам в рамках ВТО и ограничит поддержку национальных производителей в той степени, как было обозначено в соглашении. В прогнозе «ВТО-Информ» отражаются как прямые экономические потери (сокращение объемов производства из-за открытия границ для импортной продукции), так и косвенные, которые возникнут из-за приостановки реализации запланированных инвестиционных проектов.

Исследование основывалось именно на регионах России, ведь, по закону, перед ратификацией международного соглашения условия договора должны были быть согласованы с субъектами РФ. Специалистами «ВТО-Информ» подсчитаны не только потери каждого из регионов, но и совокупные потери российской экономики – они составят аж 26 трлн рублей. Но какая-либо «средняя температура по больнице» отсутствует – различные регионы по-разному переживут вступление России в ВТО.

Например, для Москвы негативные последствия от вступления в ВТО составят 13,2% от выпуска 2020 г. после вступления в ВТО, в том числе прямые потери роста – 2,5% и упущенные возможности роста – 10,7%. В свою очередь это приведет к сокращению 109–218 тысяч рабочих мест к 2020 году. Основные предприятия Москвы, по итогам 2010 года, квалифицирующиеся на производстве медицинского оборудования, ядерного топлива, а также предприятия машиностроения и пищевой промышленности, скорее всего, ощутят снижение выручки после вступления в ВТО. Совокупный негативный эффект от вступления России в ВТО для Москвы составит 468,8–423,9 млрд рублей, в т.ч. по значимым отраслям – 136,12–135,43 млрд рублей: в пищевой промышленности – 84,17–80,43 млрд руб. (30,1–30,4% выпуска), в производстве мяса и мясопродуктов – 30,22–32,13 млрд руб. (45,6–52,1% выпуска), в производстве растительных и животных масел и жиров – 7,07–8,57 млрд руб. (79,5–134,9% выпуска), в производстве молочных продуктов – 5,4–5,47 млрд руб. (16,9–18% выпуска), в производстве пива – 4,37–2,18 млрд руб. (25–12,6% выпуска), в производстве напитков – 11,56–12,53 млрд руб. (75–94,3% выпуска), прочие производства (фарм. производство и производство прочих неметаллических минеральных продуктов) – 51,95–55 млрд руб. (14,2–15% выпуска), в фармацевтической продукции – 17,68–17,83 млрд руб. (66,7–67,3% выпуска), в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов – 10,67–9,89 млрд руб. (9,9–9,2% выпуска).Потери других регионов также посчитаны. Например, Ставропольский край может потерять до 84,8 млрд руб. к 2020 году, сокращение рабочих мест составит 71–142 тыс.

А вот прогнозируемые потери Челябинской области от вступления России во Всемирную торговую организацию ожидаются на порядок меньше, чем в других регионах. К 2020 году от вступления России в ВТО Челябинская область может потерять до 100 миллионов рублей. Потери могли бы быть в сотни раз больше, если бы не специализация области на металлургической отрасли, которая практически полностью компенсирует потери по остальным отраслям. Количество рабочих мест на Южном Урале может уменьшиться на 50–117 тысяч.В Свердловской области в целом негативные последствия от вступления в ВТО составляют 11,4% от выпуска 2020 года после вступления в ВТО, в том числе прямые потери роста – 3,2% и упущенные возможности роста – 8,2%. Это приведет к сокращению 81–162 тысяч рабочих мест.17

Негативное влияние ВТО на металлургическое производство, добычу полезных ископаемых минимально в связи с низкой долей импорта, экспортной ориентацией и значительным объемом инвестиций в развитие и модернизацию производства за последние 5 лет. Но даже несмотря на это, можно определенно ожидать некоторого снижения объемов производства (до 10–15%) вследствие сокращения объема промышленного производства в целом по стране. Совокупный негативный эффект составил 163,1–159,2 млрд руб., в т.ч. по значимым отраслям – 104,71–112,73 млрд рублей: Машиностроение – 84,86–93,64 млрд руб. (76,8–91,7%).Тяжелое и энергетическое машиностроение – 40,77–40,73 млрд руб. (100,7–100,6%).Производство готовых металлических изделий – 20,36-29,13 млрд руб. (83,9–234,1%).Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 13,92-13,63 млрд руб. (45,8–41,7%).Прочее машиностроение – 9,6–10,08 млрд руб. (62,9–61,2%).Прочие производства (фарм. производство и производство прочих неметаллических минеральных продуктов) – 19,85–19,09 млрд руб. (11,6–11,2%).Фармацевтическая продукция – 3,14–2,73 млрд руб. (66,7–57,8%).Производство прочих неметаллических минеральных продуктов – 5,65–3,05 млрд руб. (9,9–5,4%). (см.Приложение3)18 
          Итак, как следует из представленной статистики, очевидно, что потери, которые понесет отечественная экономика после вступления России в ВТО, – непомерно велики, а государство в данном случае не продемонстрировало последовательной политики по защите отечественного производителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Так как торговля развивалась достаточно быстрыми темпами, то в скором времени потребовалось создания механизма, который бы регулировал отношения между странами. Этим механизмам стала Всемирная торговая организация (ВТО), которая является крупнейшей организацией, и на данный момент объединяющей практически все страны мира. А так как ВТО объединяет много стран, то Россия не стала исключением, и после длительных переговоров была присоединена к этому механизму.

ВТО имеет решающую роль в регулировании мировой торговли товарами, службами, интеллектуальной собственностью, а также в образовании торговой политики стран - членов и в урегулировании торговых споров между ними. Чтобы осознать значение этой организации, ее роль в регулировании интернациональной торговли, нужно более детально рассмотреть структуру, функции основные соглашения и тезисы, составляющие правовую основу, а так же превосходства торговой системы ВТО.

За прошедшие два года определились приоритетные направления деятельности ВТО. В области торговли товарами это:

Информация о работе Анализ деятельности Всемирной торговой организации и ее роли в мировой экономике