Аналитический отчёт за 2010-2011 учебный год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:07, аттестационная работа

Описание работы

Цель анализа:
1. На основе реального состояния образовательного процесса выявить существующие проблемы, определить пути их положительного решения.
2. Обозначить концептуальные подходы и задачи образовательной политики, обеспечивающие переход работы педагогического коллектива в режим инновационного процесса в системе экспериментальной работы школы.

Файлы: 1 файл

отчет.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

 Творческий Учитель умеет настроить учеников на предстоящее восприятие знаний, обеспечивает быстрое включение класса в деловой ритм. Цели и задачи конкретны, доступны, реальны и понятны обучающимся. Определены задачи по содержанию и организации деятельности.

Учащиеся способны сами формулировать  учебные задачи урока (познавательные цели).  Учитель умеет связать материал с потребностями и интересами учащихся, выделить ведущие идеи по теме и определить новые понятия с учетом уровня знаний учащихся. Материал подбирается учителем с опорой на современные научные знания, формирующие межпредметное взаимодействие, комбинирование информации (сравнение, дополнение, выявление взаимосвязей). Структура урока соответствует его целям и типу. Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного этапа к другому осуществляется с помощью проблемной ситуации либо логической связки, обеспечивающей выделение причинно-следственных связей. Урок проходит на высоком эмоциональном уровне и интеллектуальном подъеме, предлагаемые задания носят деятельностно-творческий характер с использованием методов и приёмов ТРКМ: моделирование (составление таблиц, кластеров, схем, алгоритмов, синквейнов), проблематизация, самостоятельная постановка учебных задач, преобразование модели, формирование обобщённых знаний.

 

Уровень 5. Организация учебной деятельности учащихся, формирование коммуникативных, личностных универсальных учебных действий 6. Развитие мотивационной сферы учащихся. Формирование  регулятивных, личностных УУД,  ценностного подхода к содержанию изучаемого материала. 7. Реализация принципов личностно-ориентированного подхода в организации учения

Ситуативный Преобладающим является фронтальное взаимодействие. Активность учащихся проявляется эпизодически (на отдельных этапах урока). Применяются формы деятельности, не требующие особых (интеллектуальных, волевых) усилий. Элементы научной организации труда используются фрагментарно. В диалог с учителем вступают только сильные учащиеся. Для формирования положительной мотивации к учению учитель применяет похвалу; другие средства отсутствуют или используются фрагментарно. Ценностный подход к предметному содержанию не прослеживается либо используется в качестве назидания. Учитель не формирует у учащихся умения организации своей учебной деятельности. В планировании учебного материала не учитываются разные уровни учебных возможностей учащихся. Дифференцированный подход применяется фрагментарно (в качестве адресных вопросов).

 Активный Активность учащихся  адекватна запросам учебного процесса. Отработана система учебных  действий между учителем и учащимися; в соответствии с задачами урока применяется парное, групповое, межгрупповое взаимодействие. Ученики охотно вступают в диалог при соблюдении норм коммуникации; умеют находить альтернативные способы разрешения конфликтов. Целенаправленно формируется ситуация успеха, обеспечивающая сохранение самооценки уч-ся, развитие мотивации к предмету. На этапе постановки учебных задач раскрывается смысл и содержание предстоящей деятельности с позиции ценностного подхода к изучаемому материалу; при подведении итогов учитывается данный аспект при сопоставлении задач и результатов деятельности. Педагог на основе соотнесения известного и того, что неизвестно, что мешает найти способ действия, учит постановке учебных задач, планировании учебной деятельности, прогнозировании результатов. На уроке тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей: учитель осуществляет дифференцированный подход (разные по уровню сложности учебные задания, контрольные работы, тесты), наблюдается обратная связь.

 Творческий Деятельность, в т.ч., самостоятельная, носит развивающий характер (в коммуникативной, познавательной, творческой сферах) при выраженной обратной связи или в группах  - при соблюдении принципов полисубъектного взаимодействия. Учащиеся умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации. Учителем и учащимся совместно создаются возможности для самореализации, самоопределении личности, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Учитель рационально использует методы формирования мотивационной сферы учащихся, в частности, применяет систему творческих заданий. Педагог поощряет инициативу воспитанников, создает условия для эмоциональной открытости, доверия; умеет связывать знания с личностными ценностями обучающихся, обеспечивающими личностный моральный выбор; Учит на основе контроля и анализа выполненной деятельности находить пути коррекции способа действий и постановки новых задач. Учителем формируется система дифференцированных заданий для индивидуального обучения; используется индивидуализация по содержанию учебного материала (но не ниже требований стандартов), объёму, времени, личностным особенностям обучающегося, в том числе, физической работоспособности. Используются моменты рефлексивного анализа, в объяснении учитываются возможные ошибки обучающихся.

 

Уровень 8. Роль учителя на уроке; стиль общения, взаимодействия, сотрудничества 9. Контроль и коррекция знаний 10. Совпадение поставленных задач и их содержательной реализации. Результативность, подведение итогов урока

Ситуативный Учитель выступает в роли транслятора, преобладают либеральный либо авторитарно-подавляющий стиль общения. Не на всех этапах урока учитель способен корректировать свои действия на основе оперативной оценки их результативности. «Забывает» о роли партнера в учебной деятельности, речевая деятельность подавляет инициативу учащихся. У педагога не сформированы четкие критерии оценки учебной деятельности учащихся. Ответы учащихся не комментируются. Учитель концентрирует  контрольные функции на отдельных этапах урока. Коррекция учебного процесса осуществляется  за счет эксплуатации времени, а не поиска нового решения проблемы. Материал усвоен фрагментарно и /или только отдельной группой учащихся. Воспитывающий потенциал реализован не в полной мере. Не все задачи, поставленные в начале урока, реализованы в процесс освоения содержания учебного материала. Педагог не всегда умеет проанализировать основные позитивные и негативные факторы, повлиявшие на достижение цели урока.

 Активный Учитель выступает в роли партнера, организатора общения в процессе учебной деятельности. Постоянно отслеживает этапы освоения учащимися материала. Стиль взаимодействия  - демократический. Речь педагога выступает как одно из организующих начал продуктивного урока. Контроль  и коррекция осуществляются на всех этапах урока. Ответам учащихся дается краткая характеристика, оценка обосновывается. Учебный процесс корректируется в зависимости от ситуации. Основной материал усвоен учащимися в достаточном объеме. Ученики осваивали адекватный перенос учебных действий на способы решения новых задач. Закреплен позитивный воспитывающий эффект. Формулировка цели урока совпадает с его содержательной реализацией.

 Творческий Отмечается оптимальность выбранного учителем стиля руководства без излишних либерализма и авторитарности, умение оперативно реагировать на изменения учебной, психологической ситуации. Эмоционально интеллектуальная насыщенность речи побуждает учащихся к творчеству. В системе контролируется и ненавязчиво корректируется деятельность учащихся. Учащиеся владеют навыками само- и взаимоконтроля. Материал урока усвоен обучающимися,  определена на основе проблематизации  перспектива дальнейшего изучения. Высок воспитывающий эффект урока. Цель урока совпадает с его конечным результатом. Формы организации деятельности учителя соответствуют поставленной цели урока. Учитель и обучающиеся умеют вскрыть несоответствие содержания учебного материала и учебно-воспитательных задач отдельных моментов, если таковые имеются.

 

 

В столбцах матрицы отражаются критерии и показатели анализа –  основные параметры наблюдения урока (начало урока, постановка учебных задач  урока, оптимальный отбор учебного материала, логика построения урока, обоснованное соотношение частей, создание познавательной атмосферы урока, формирование универсальных  учебных действий и др.), а в  строках – уровень владения профессиональными  знаниями и умениями. С учётом приведённых  параметров выделены три основных уровня: ситуативный (2) – учителя  отличают интересные приемы, находки, но педагогический потенциал используется нерационально, нестабильна учебная атмосфера; преобладают объяснительно-репродуктивные методы преподавания; активный (3) –  характерен для учителя, способного модифицировать известные способы  решения задач на основе их анализа; уроки отличаются применением заданий  развивающего характера, инициирующих познавательную активность школьников; частично-поисковые методы используются адекватно задачам и содержанию урока; творческий(4) – характерен для  педагогов, отличающихся высоким уровнем  проектировочных, конструктивных, прогностических, аналитических умений, связанных  с конструированием общего способа решения задачи  на основе концептуальной базы при построении выхода из проблемной педагогической ситуации.

 

Анализируя урок в соответствии с аналитическим заказом, оценивая его отдельные аспекты, методист (руководитель МО, заместитель директора  и т.п.) заполняет всю матричную  таблицу, получая представление  об уровне деятельности  в целом. Такая форма анализа удобна и  потому, что при необходимости  обобщения данных, например, о преобладающих  методах преподавания учителей, о  формировании познавательной атмосферы  урока, о логике и соотношении  структурных единиц, по результатам  анализа матрицы можно сделать  вывод о методическом уровне педагогов  общеобразовательного учреждения в  целом по тому или иному параметру.

 

Уровень проведённых занятий  учителями отдельных подразделений (предметно-цикловых комиссий) либо ОУ в целом можно отследить за несколько лет и выявить динамику роста (снижения) профессиональной компетентности педагогов.

 

На основании матричного анализа урока нами были разработаны  аналогичные таблицы для анализа  внеклассного мероприятия, учебных  занятий факультативного занятия, занятия детского творческого объединения  и т.д. (Приложения, табл. 2-20)

 

В гимназии все мероприятия  оцениваются при помощи матричных  таблиц либо «оценочных листов» составляемых на основе критериев, что позволяет  в конце каждого учебного периода  довольно точно оценить уровень  деятельности отдельного педагога, структурного подразделения, учреждения в целом; отследить за несколько лет и  выявить динамику профессиональной деятельности педагогов; увидеть динамику применения на занятиях тех или иных методов преподавания и т.д.

 

Приведем в качестве примера  выдержку из аналитической справки  по итогам тематического контроля (2011): «Применение дифференцированного  подхода к обучающимся разных уровней учебных возможностей в  организации учебной деятельности учителей основной школы». Методами изучения стали посещение и матричный  анализ уроков.

 

Для объективной оценки уроков на основании универсальной матричной  таблицы была разработана матричная  таблица аспектного анализа урока  «Применение дифференцированного  подхода к учащимся разных уровней  учебных возможностей».

 

Ниже представлена таблица  результатов оценивания уроков экспертами:

№ п/п  ФИО преподавателя предмет класс уровень

проведения 

1   английский язык 7 В 3,1 -  активный

Мониторинг  образовательной подготовки учащихся

 

Педагогический  мониторинг, осуществляемый сегодня  во многих образовательных учреждениях, бесспорно, является важнейшим функциональным инструментом управления целостным  образовательным процессом. Понятие  «мониторинг» пришло в педагогику из экологии и социологии, означая непрерывное  снижение за состоянием окружающей среды  и социального фона с целью  предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам.

Педагогический  мониторинг – это форма организации  сбора, хранения, обработки и распространения  информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное  слежение за ее состоянием и прогнозирование  ее развития. Мониторинг в образовательном  учреждении направлен на комплексное  динамическое аналитическое отслеживание процессов, которые определяют   уровень   функционирования   и   степень развития:   а)  образовательной среды,  б) результатов образовательного процесса и в) управленческой деятельности. Цель школьного мониторинга заключается в том, чтобы обеспечить эффективное информационное отражение состояния образования, анализ результатов деятельности на основе полученных количественных и качественных показателей, разработку прогнозирования ОУ (образовательного учреждения) при его стабильном функционировании.

Задачи мониторинга сводятся к следующим позициям:

– разработка собственных или выбор из перечня  имеющихся методик сбора информации на основе выстроенной в ОУ концепции  мониторинга;

– собственно сбор информации;

– обработка  полученных количественно-качественных показателей информации;

– проведение анализа информации;

– классификация  информации по блокам и направлениям мониторинга;

– выявление  тенденций в развитии образовательной  среды и результатах образовательного процесса;

– оформление аналитических материалов в форме  справок, таблиц, докладов и т. д.;

– принятие управленческих решений;

– распространение  аналитико-прогностического информационного  продукта в субъектном модуле образовательного пространства.

Основными направлениями информационного  потока в системе мониторинга  являются:

1. Информация  и состояние образовательной  среды, под которой следует  понимать комплекс факторов и  условий, оказывающих воздействие  на субъектов образовательного  процесса в образовательном учреждении:

– содержание учебного плана как фактор вариативности  содержания;

– условия  организации учебно-воспитательного  процесса;

– система  внеурочной деятельности;

– система  дополнительного образования;

– воспитательный процесс;

– кадровое и методическое обеспечение;

– материально-техническая  и финансовая база;

– социальная адаптированность;

– правовое обеспечение.

2. Информация  о качестве реализации образовательного  процесса,  
а именно:

– в качестве содержания образования;

– качестве преподавания;

– качестве организации познавательной деятельности обучающихся;

– качестве ___________ .

3. Информация  о качестве результатов образовательного  процесса, важнейшими компонентами  которой являются сведения:

– о качестве знаний;

– качестве умений и навыков;

– качестве сформированности ключевых компетенций;

– качестве адаптированности обучающихся, т. е. степени их социализации;

– качестве воспитанности;

– качестве развития.

Создавая  модель школьного мониторинга, важно  ответить себе на следующие вопросы:

Информация о работе Аналитический отчёт за 2010-2011 учебный год