Методика работы над сочинением в младших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: деятельность учителя и учащихся в процессе обучения написанию сочинений разных видов.

Предмет исследования: методика изучения написания сочинений разных видов как средство обучения, воспитания ребенка.

Цель исследования: определить содержательные методы работы на уроках русского языка по написанию сочинений разных видов.

Гипотеза исследования: Если осуществлять постоянный

контроль за развитием мышления школьников путем проведения систематической диагностики, то развивающий эффект обучения написанию сочинений значительно выше, мышление учащихся будет развиваться интенсивнее.

Содержание работы

Введение 3

Глава I.

1.Методика работы над сочинением. 5
1.Методика работы над сочинением в 1-ом классе.
2.Методика работы над сочинением во 2-ом классе. 8
3.Методика работы над сочинением в 3-ем классе. 10
2.Тема сочинения и ее раскрытие. 13
3.Сочинения по картинкам. 14
4.Сочинения по наблюдениям. 15
5.Сочинения на основе прочитанного. 17
6.Сочинения по данной части. 20
7.Сочинения – миниатюры. 22
Глава II. Методика работы над сочинением разных видов. 23

1.Сочинения на данную тему.
2.План урока сочинения на тему « Весенние цветы» 24
3. Сочинение по материалам экскурсий в зимний парк

(лес). 25

4. Сочинение – описание предмета « Веточка березы в

вазе» 25

5.Сочинение – описание по картине И.И.Левитана
«Золотая осень» 28

Заключение 31

Литература 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

            При подготовке последующих сочинений  работа над рассуждениями продолжается:  учитель мотивирует введение  в сочинение на ту или иную  тему элемента рассуждения, помогает учащимся дать оценку тому, о чем говорится в сочинении и разрешает учащимся вносить его в готовом виде в текст сочинения.

            Большое место в системе работы  по развитию связной речи, как  в I-II классах, так и в III классе, отводится устным рассказам: по личным впечатлениям и наблюдениям; используя сюжетные картинки; диафильмы; демонстрационные картины. Но в отличие от II класса для этой цели рекомендуются художественные картины: « Чапаев в бою» П.В.Васильева, « Сосновый бор» И.И.Шишкина.

             Письменные сочинения в III классе разнообразны по тематике. Наряду с сочинениями на темы из жизненного опыта и по наблюдениям, с рассказами по сюжетным картинкам и диафильмам, проводятся и сочинения по одной картине, по отдельным эпизодам, фрагментам кинофильмов. При подборе тематики сочинений следует стремиться к тому, чтобы дети писали их по свежим впечатлениям, чтобы сюжеты не были надуманы, чтобы они отражали жизненную правду.[22.с.53].

             В III классе продолжается работа по обучению особому виду сочинений – составлению писем. Учитель должен помочь детям уяснить требования, которым нужно следовать при работе над сочинениями этого вида: писать грамотно, ясно, конкретным лицам. Письмо особым образом оформляется: вначале пишется приветствие и называется человек, к которому письмо адресовано, а в конце ставится дата, подпись. Учитель помогает детям начать переписку с учащимися других школ и тактично руководит ею.

 

  2.Тема сочинения  и ее раскрытие.

      Тема – это предмет сочинения,  то, о чем говорится в этом тексте. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые находят отражение  в сочинении. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависит правильность и полнота сочинения.

          Первым по времени и по  значению  шагом в работе учителя над  сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный  период – определение тематики  сочинений, рассказов.[12.]

          Тема и заглавие сочинения  не всегда совпадают. Например, детям предложена тема « Первые  признаки весны». Конечно, сочинение  может быть так и озаглавлено.  Но учитель ( в III классе сами дети) может и по другому сформулировать заглавие: « Добро пожаловать, весна!», « Первые вести о весне», « Весна идет». Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь понимание темы отчасти зависит от того, как она преподносится: сухо или образно, строго лаконично или  художественно. Если в работе над сочинением школьники не просто выполняют задание учителя, а руководствуются более глубокими и серьезными побуждениями – стремлением рассказать о чем – то для них важном, поделиться своими чувствами, то лучше проявляется их творчество: в таких сочинениях, без сомнения, есть идейное содержание, неразрывно связанное, слитое с темой.

            Но если учащимся предлагается  слишком широкая тема, они теряются, не могут раскрыть ее достаточно  определенно и глубоко: пишут  об отдельных деталях, слабо  связывая их между собой.

            Поверхностное раскрытие темы  – один из типичных недостатков  детских рассказов и сочинений.  Но не единственный. Не всегда  дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя  бы отдаленно связывается в  их сознании с темой. Иными  словами, тема оказывается неточно понятой.

             В работе над рассказом или  сочинением можно идти от накопленного  материала к теме или от  назначенной темы через наблюдения  к материалу для сочинения.[ 13.] Для гармонического развития учащихся оба способа важны. Причем в первом случае учитель организует подготовку, иногда длительную, учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать выводы. Так протекает работа над сочинениями о походах, прогулках, описание виденного и пережитого.

              Во втором случае учащимся  предлагается тема, намечается план  подготовки к ее раскрытию,  накапливается материал, отбирается  наиболее важное, систематизируется,  и затем дети пишут текст.  Работа над некоторыми темами  объединяет оба способа. Таким образом, первое условие хорошего сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие.

                 3.Сочинение по  картинам.

       

     Чрезвычайно велика роль картины  в развитии речи учащихся. Картина  воздействует на чувства ребенка,  открывает перед ним те стороны  жизни, с которыми он мог  бы и не столкнуться в своем  непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.

              В школах используются учебные  картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на  уроке, ноне всегда достаточно  выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины ( репродукции) [11.с.49]. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

              Сочинения по картинам делятся  на три основных вида: повествовательные   сочинения по серии картин  или по картинному плану; повествовательные  сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.

               Сочинения ( устные и письменные) по серии картин проводятся  в I, II и реже в III классе. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в I классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, направляемые вопросами по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики.

               Сочинения по одной картине  значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, на метить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.

                Первые сочинения по одной  картине должны быть устными  и предваряться беседой. Описание  картины – самая трудная форма  сочинения. Обычно оно проводится в  старших классах, но допустимо и в III классе ( элементы описания картины возможны в I – II классах).

                 В начальных классах дети описывают  картину по вопросам, выявляя,  во-первых, тему картины ( что на  ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, « настроение» картины.

                  Уже в I классе практикуется устное описание картины ( « Расскажи, что ты видишь на картине» ). От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей. 

                 

 

      4. Сочинения по наблюдениям. 

                  Наблюдательность очень важна  для развития речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений. Это сочинения_ описания. Работая над развернутым описанием, ученики выявляют признаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют. Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгой последовательности изложения, четкости в словесном оформлении своих знаний.[ 15.] Описания бывают « деловые» ( например,» Наш кабинет труда») и эмоционально – образные ( например, « Наша Мурка», « В саду осенью»). В начальных классах проводятся следующие виды описаний:

    1. описание отдельного предмета по непосредственному наблюдению ( « Яблоко», «Часы», «Кукла») или  по прошлым наблюдениям ( «Липа весной  и осенью: здесь есть дополнительная, осложняющая задача – элемент сравнения.
    2. Описание трудового процесса, выполнявшегося учащимися: « Как сделать скворечник» ( на уроках труда), « Как посадить дерево».
    3. Описание картин природы и других сложных предметов, явлений: « Наша улица утром», « В лесу», «В магазине игрушек».

            Рассказы по наблюдениям получаются  большими по размерам, потому  что у детей много материала.  А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительной беседой.

            Во II и III классах подобные рассказы могут быть записаны  если не полностью, то хотя бы частично. Описание процесса не следует путать с повествованием.[ 12.]

            Сложные описания, обычно описание  картин природы, проводятся во  всех классах. Они допускают  большую свободу в отборе материала  и в его расположении, чем описания  отдельных предметов или процессов.  Так, описывая сад, учащиеся  расскажут о деревьях и кустарниках, назовут сорта яблок, вспомнят о птицах, о своем труде в школьном саду. Сложные описания типа « Наш поселок», « Лес осенью», «Закат солнца» не новость и не редкость в школе. Дети их любят, пишут охотно. Но в сложных описаниях нередки логические недочеты. Чтобы их предупредить, нужна значительная работа по организации самих наблюдений, а также составление отдельных фрагментов – зарисовок. Роль таких подготовительных упражнений могут выполнить устные описания простых предметов по наблюдению. Устные зарисовки помогают учителю выбрать слова для записи на доске. Эти слова служат опорой для составления всего текста. План может быть составлен как до, так и после зарисовок. Младшим школьникам, по мнению большинства учителей, легче составлять сюжетные сочинения, хотя методисты считают, что и описания интересуют их, оказываются доступными.

                    

 

 5. Сочинения на основе прочитанного 

            Отзывы о прочитанных книгах  очень важны для воспитания  юных читателей. В отзыве школьник  дает оценку  прочитанному (или просмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, Чтобы глубже, отчетливее уяснить идейное содержание и художественные детали. И подготовка, и описание отзывов связывается с уроками внеклассного чтения учащихся. На этих уроках дети дают устные характеристики прочитанного.

             В I и во II классах дети, как правило, еще не пишут развернутых отзывов, они лишь записывают названия прочитанных книг, фамилии их авторов, очень кратко излагают содержание книги или какого - то эпизода и указывают, понравилась им книга или нет.

              Так постепенно школьники подготавливаются  к III классу, где впервые проводится урок обучения письму отзывов: класс пишет коллективный (с записью на доске и литературной обработкой) отзыв о книге, которая прочитана всеми учениками. Во втором полугодии проводится еще один такой урок, но здесь каждый пишет о своем классе, т.е. сочинения оказываются самостоятельными; допускаются и домашние сочинения – отзывы, если проведена подготовительная работа на уроке. Кроме того, написание отзывов организует библиотека, где ведется журнал читательских мнений.[ 21.с.26]

               Обучение письму отзывов в  III классе протекает так. Учитель прослеживает, чтобы к моменту письма отзыва о книге (или об отдельной повести, о рассказе) она была прочитана всеми учащимися. Для отзыва выбирается действительно любимое произведение, высокоидейное, художественное. Учащимся заранее сообщается о том, что они будут составлять письменный отзыв (сочинение) о прочитанной книге.

                 На уроке по внеклассному чтению  проводится подробная беседа  о книге: кратко излагается  сюжет, описываются главные действующие лица, прочитываются отдельные небольшие отрывки, анализируется идейное содержание произведения. Учащиеся говорят, что им особенно понравилось в книге, обосновывают свое мнение. К уроку обычно подготавливается небольшая выставка: портрет автора, иллюстрации. Детей следует ознакомить с несколькими образцами отзывов о прочитанных книгах, разобрать их.

                На следующем уроке составляется  коллективный отзыв, обсуждается,  обычно записывается на доске,  редактируется, а затем  переписывается в тетради с возможными дополнениями и изменениями. Отзыв о прочитанной книге – это свободное сочинение. Здесь была бы вредна какая- либо общая схема, невозможен единый образец. Детские отзывы разнообразны. Тем не менее можно выделить несколько типов, которые встречаются в школе. Самым простым, примитивным является пересказ содержания книги. Школьники не умеют еще давать оценку прочитанному. Ну а такой отзыв «полезен». Часто дети передают в своих отзывах не весь сюжет, а один эпизод, понравившийся им. Такой  отзыв уже содержит простейшую оценку прочитанного: школьник выделяет из всего сюжета то, что, по его мнению, заслуживает наибольшего внимания.

Информация о работе Методика работы над сочинением в младших классах