Методика работы над сочинением в младших классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: деятельность учителя и учащихся в процессе обучения написанию сочинений разных видов.

Предмет исследования: методика изучения написания сочинений разных видов как средство обучения, воспитания ребенка.

Цель исследования: определить содержательные методы работы на уроках русского языка по написанию сочинений разных видов.

Гипотеза исследования: Если осуществлять постоянный

контроль за развитием мышления школьников путем проведения систематической диагностики, то развивающий эффект обучения написанию сочинений значительно выше, мышление учащихся будет развиваться интенсивнее.

Содержание работы

Введение 3

Глава I.

1.Методика работы над сочинением. 5
1.Методика работы над сочинением в 1-ом классе.
2.Методика работы над сочинением во 2-ом классе. 8
3.Методика работы над сочинением в 3-ем классе. 10
2.Тема сочинения и ее раскрытие. 13
3.Сочинения по картинкам. 14
4.Сочинения по наблюдениям. 15
5.Сочинения на основе прочитанного. 17
6.Сочинения по данной части. 20
7.Сочинения – миниатюры. 22
Глава II. Методика работы над сочинением разных видов. 23

1.Сочинения на данную тему.
2.План урока сочинения на тему « Весенние цветы» 24
3. Сочинение по материалам экскурсий в зимний парк

(лес). 25

4. Сочинение – описание предмета « Веточка березы в

вазе» 25

5.Сочинение – описание по картине И.И.Левитана
«Золотая осень» 28

Заключение 31

Литература 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

                 Во многих отзывах дается элементарная  характеристика  одного или нескольких героев прочитанной книги, т.е.  обыкновенно рассказывается о том, какие поступки, подвиги героев взволновали читателя. В то же время дети выказывают свое презрение к врагам и предателям, возмущение подлостью, трусостью, лживостью отрицательных персонажей. В отзывах такого типа читательские оценки выражаются вполне ясно и определенно. Наиболее развитые и начитанные дети пишут отзывы, в которых есть сравнение, сопоставление прочитанного с фактами, известными ученику из других книг и из жизни. Такие отзывы очень интересны. В них встречаются обобщения, а иногда и яркие образы. Наибольший интерес представляют отзывы, в которых речь идет не об одном, а о ряде произведений одного писателя или даже разных писателей (С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, А. Гайдар, Г. Скребицкого). Об одном произведении этого писателя говорится подробнее. Такие работы разнообразны, самостоятельны, в них отражается начитанность школьника, его умение обосновывать свое мнение, обобщать. Выделять главное.[ 20].  Во II классе тоже можно писать отзывы. Но во II классе нужно работать индивидуально, с хорошо развитыми детьми, так как фронтальная работа здесь еще трудна.[10.]

                   Сочинения – отзывы – одна  из самых перспективных работ.  Постепенно усложняясь, они перейдут  в IV – VIII классах в сочинения на литературные темы. Школа вооружает своих  воспитанников умениями, необходимыми в общественной жизни. Так в начальных классах дети могут научиться писать простейшие заметки в газету. В сущности сочинения на самые разнообразные темы могут быть написаны как заметки в газету. Дети, поняв общественную пользу от своих сочинений. Охотнее и серьезнее работают над ними. К сожалению, в начальных классах редко издают стенгазеты. Если же газета выходит, она способствует не только сплочению коллектива, но и развитию речи школьников. Они испытывают потребность высказывать свои мысли и чувства: речь мотивируется.

              В III классе учащиеся знакомятся с детскими газетами и журналами. Они читают статьи и заметки и обсуждают их, т.е. знакомятся с образцами газетных заметок. Первое же сочинение после такого знакомства – это заметка в газету, например: « На животноводческой ферме» ( по экскурсии), « Интересный концерт», « Мой любимый рассказ». В газете всегда на первом плане стоит задача воспитания:  уважение и любовь к труду, честность, товарищеская взаимопомощь, хорошая учеба, общественная работа.

             Заметка – это небольшая статья, посвященная конкретному факту, положительному или отрицательному. От обычного сочинения заметка отличается краткостью, меткостью языка, а также тем, что в ней всегда остро ставится проблема, нередко содержится призыв, обращение к читателю (иногда  и в заглавии). Заметка может также содержать просто сообщение, новую интересную информацию. В III классе (реже во II) проводится специальный урок или фрагмент урока, на котором пишется коллективная заметка, а в дальнейшем эта работа может протекать и во внеурочное время.

 

           6. Сочинения по  данной части 

       Сочинение имеет три вида:

  1. сочинение по данному началу;
  2. сочинение по середине;
  3. сочинение по концу;

    Требования:

  1. Отрывок должен быть кратким.
  2. Начало должно включать завязку.
  3. Середина должна включать кульминацию.
  4. Конец должен включать развязку.
  5. Можно обьеденить по данному концу и началу.
  6. Любая часть должна направить мысли ребенка по определенному руслу.

                              

            Методика  работы

                        Сочинения по данному началу.

                Однажды  рано утром Витя  с отцом отправились на охоту.  Когда они входили в лес,  было совсем темно. Вдруг в  кустах раздался треск сучьев…

    1. Подготовительная работа.
    • Кто был в лесу рано утром?
    • Зачем вы ходили в лес?
    • Кто из вас был с отцом на охоте?

 Расскажите  о каком – нибудь интересном  случае.

            II. Чтение данной части (текст на доске).

           III. Сообщение цели урока. Наша задача продолжить рассказ.(если нужно)

           IV. Работа над текстом, записанном на доске. Вопросы по содержанию записанной части (если нужно).

            V. Составление рассказа.

    • Что произошло дальше? (проходил лось, медведь, потерявшаяся корова).
    • Что делало это животное?
    • Что сделали охотники? (притаились).
    • Что сделали дальше? (полюбовались и ушли).
    • Опишите животных.

    Если предлагаете самостоятельную  работу, то можно только выслушать  версии ребят.

            VI. Составление плана.

    1. Раннее утро.
    2. Треск сучьев.
    3. В погоню.
    4. Лоси на поляне.
    5. Наутек.

             При составлении плана и рассказа  параллельно нужно вести словарно  – орфографическую работу. Строится  сочинение по кульминации, завязке.[1.с.73]

          Сочинение по кульминации

             Сочинение очень похоже по  содержанию на прочитанный рассказ.  Эти сочинения связаны с прочитанным  материалом или рассказом учителя.  Сочинение дается после прочитанного  образца, поэтому работа начинается  с чтения  и анализа

Содержания  рассказа. Эта работа будет подготовкой  к сочинению.

Выбирается  произведение близкое детям по жизненному опыту.

              ХОД РАБОТЫ

  1. Чтение произведения. Анализ его содержания. Сообщение темы и цели урока.
  2. Подготовительная беседа. Цель: определить содержание будущего сочинения (опираясь на прочитанное и используя жизненный опыт ребят).
  3. Составление плана и лексико-орфографическая работа.
  4. Рассказывание по плану.
  5. Письмо сочинения с самопроверкой.[17.с.24]

               

 

      7.Сочинения миниатюры 

          Широкую популярность в школах  приобрели сочинения малых форм, или миниатюры. К сочинениям  – миниатюрам, которые проводятся  в устной или письменной форме  преимущественно на уроках грамматики, предъявляются все те же требования, что и к сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимает значительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа очень короткая (всего 2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется в письменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Зато нередко добавляется грамматическое задание. Дети используют в сочинении – миниатюре изучаемые грамматические формы, активизируют их. Приведу пример такого сочинения:  

                                     КОТЕНОК.

            Маленький котеночек ползал по  полу. У него ушки остренькие, а сам он рыженький, глаза  черненькие, точно бусинки.(16 слов; II класс) 

                Написано при изучении темы  « Имя прилагательное»; употреблено  четыре прилагательных, они помогли  изобразить котенка живо и  ярко.

                Систематическое выполнение подобных  сочинений создает непрерывность  в развитии связной речи, повышает  самостоятельность учащихся. 

 

     ГЛАВА II

    МЕТОДИКА  РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ РАЗНЫХ ВИДОВ

    1. Сочинения на данную тему

             Сочинения на данную тему опираются  на жизненный опыт детей   и на литературный материал. Требования  к формулировка темы. Учитель  сообщает, что тема коротко и четко сформулирована содержанием рассказа. Это то, о чем вы будете писать.[8.с.32]

             Работа над планом

  1. С первого класса учить работать по плану.
  2. Коллективное составление плана (учитель должен сам четко сформулировать каждый пункт плана и представлять его).
  3. Самостоятельное составление плана. Требуется самостоятельно составлять план со II класса.

       Ход работы

  1. Чтение темы и обдумывание содержания сочинения (« Как Юра пас стадо»)
    • О чем можно написать в сочинении?

II. Беседа по содержанию.

    • Где пас стадо Юра?
    • Сколько волков напало на стадо?
    • Как он стал защищать стадо от волков?
    • Что сделали собаки?
  1. Составление плана
    1. На поляне.
    2. Нападение волков.
    3. Находчивость  Юра.
    4. Собаки приходят на помощь.
    5. Опасность миновала. 
  1. Лексико-орфографическая работа
    1. Стадо овечье, телячье паслось, разбрелось.
    2. Тревожное, волки, серые, разбойники, хищники, звери. Крадутся, таятся, подбираются, выбегают, выскакивают, хватают, несутся прочь.
    3. Находчивый, решительный, вежливый.
    4. Собаки примчались, бросились в погоню, защитили стадо.
  1. Рассказ по плану.
  1. Письмо сочинения с самопроверкой.

                      

        2. План урока сочинения на тему

                           « Весенние цветы»

  Материал: Скребицкий «Художник-Весна». II класс.

  1. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Художник-Весна».
    • Почему автор называет Весну художником?
    • Как разукрасила Весна-Красна сережки осины и тополя, цветы на деревьях, цветы  калужницы?
    • Какие цветы появились первыми, и с чем сравнивает их автор?
    • Почему автор использует такое сравнение?
    • Как Скребицкий показывает, что цветов много?
  1. Сегодня будем писать сочинение на тему: «Весенние цветы» (показать первоцвет, стихи).
  1. Подготовка к сочинению
    • Кто был в лесу весной?
    • Кто видел первоцвет?
    • Какие цветы мы называем подснежниками?
    • Опишите их.
    • Где можно их встретить?
  1. Составление плана
    1. Наступление весны ( Весна в лесу. В весеннем лесу)
    2. Первые цветы.
    3. Как хорошо в лесу весной.
  1. Орфографическая работа

                1.Наступила, лужицы, проталины, шоколадные,       

                   коричневые, березовые ветки, почки.

                 2.Подснежники, вереница, медуница, мать-и-мачеха, сон-трава или             

Информация о работе Методика работы над сочинением в младших классах