Проблемы развивающего обучения детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить проблемы развивающего обучения детей с нарушением слуха.
Объектом исследования является процесс обучения детей с нарушением слуха дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности познавательного процесса у детей с нарушением слуха.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 516.00 Кб (Скачать файл)

Организация наблюдения зависит от внешнего вида предмета, предполагает его расположение, следовательно, чтобы он хорошо был виден всем детям, а при необходимости они могли с ним действовать. Педагог должен вызвать интерес к предмету, дополнить наблюдение рассказом, демонстрацией картинок. Прежде чем начинать наблюдение, педагог должен быть уверен, что дети фиксируют внимание на предмете. Он может привлечь внимание с помощью инструкции: «Смотрите», подкрепив ее указательным жестом. Старшим детям педагог может предварительно сказать, на что необходимо смотреть, за чем наблюдать. Для того чтобы выяснить правильность восприятия детьми, необходимо задать уточняющие вопросы, попросить ребят показать выделяемые свойства предмета или продемонстрировать действия с ним, так как недостаточность восприятия речи глухими и слабослышащими детьми может вызвать неточное понимание задания. В зависимости от возраста детей и наблюдаемого объекта детям надо задать вопросы репродуктивного, поискового или обобщающего характера.

В дошкольных учреждениях широко используются демонстрация предметов, картин, диафильмов, мультфильмов, слайдов и пр.

В качестве распространенного методического приема в дошкольном возрасте применяется рассматривание картин, которое используется для решения разнообразных дидактических задач. Картина как дидактическое средство широко используется на всех занятиях в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха: при ознакомлении с окружающим, развитии речи, игре и др. видах деятельности. В процессе развивающего обучения картины могут использоваться с целью создания образов тех предметов и явлений, которые невозможно увидеть непосредственно в данное время (животные, растения, явления природы и др.); для уточнения и обогащения представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни; для систематизации и обобщения имеющихся представлений. Процесс восприятия и понимания картин всегда связан с обогащением словаря, уточнением значений слов и фраз, развитием разговорной или описательно-повествовательной формы речи. Нужно учитывать, что не всегда дошкольники с нарушениями слуха правильно воспринимают содержание картин, могут соотнести изображения с реальными предметами, действиями, эмоциями людей. Поэтому важно не только организовать восприятие картины, но и проверить понимание ее содержания с помощью демонстрации действий, указаний на предметы, рисования и др. В зависимости от целей демонстрации картины она может предъявляться для целостного восприятия, а также для восприятия ее элементов, уточнения логических связей. В практике работы дошкольных учреждений используются различные виды работы с картиной: беседа, составление рассказа по картине или серии картин, творческое рассказывание с включением предшествующих или последующих событий, придумывание названия и др.

В старших группах дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха демонстрируются диапозитивы, слайды, видеофильмы, диафильмы и др. Демонстрация видеофильмов, мультфильмов всегда вызывает у детей большой интерес и может использоваться как эффективное средство формирования различных представлений о явлениях окружающей жизни, способствовать социальному, умственному и речевому развитию детей. Педагог руководит восприятием видео- или диафильмов, организуя последовательность просмотра. Предварительно он проводит беседу, в которой уточняет знания и представления детей по теме диафильма, сообщает или уточняет значения слов, существенных для понимания содержания. После первого просмотра фильма проявляется общее впечатление от него, уточняется отношение детей к событиям. В процессе повторного просмотра фильма педагог конкретизирует содержание некоторых кадров, в случае необходимости уточняет отдельные факты и связь между ними. Следом повторного просмотра в ходе беседы уточняется целостное содержание диафильма, устанавливаются логические связи между ними. В результате просмотра и обсуждения увиденного, уточнения его понимания может быть составлен рассказ, организовано рисование, лепка персонажей из просмотренного фильма.

К наглядным методам обучения относится и ряд методических приемов, в процессе которых используется выполнение действий детьми по подражанию и по образцу, так как в их основе лежат процессы восприятия. Эти приемы работы применяются в обучении игре, изобразительной деятельности и конструированию, труду, физическом воспитании глухих и слабослышащих дошкольников. Кроме того, подражание и образец активно помогают в развитии речи, формировании произносительных навыков. На начальных этапах обучения, в процессе формирования первичных навыков, чаще всего используется подражание действиям педагога. Оно предполагает последовательное воспроизведение детьми действий педагога. Например, в процессе выполнения движений по подражанию дети воспроизводят все их элементы в процессе развернутого показа педагога. Рисование по подражанию предполагает повторение действий воспитателя, которые производятся на глазах у детей. Например, дети по подражанию закрашивают флажок, повторяя действия воспитателя, наблюдая, как нужно удерживать кисточку, как набирать краску, как действовать при закрашивании флажка. Показ действий постоянно должен быть четким, в работе с маленькими детьми немного замедленным. Педагог обращается к детям с инструкцией: «Делайте так», в процессе поэтапного воспроизведения действий комментирует действия речью.

Употребление образца предполагает наличие изделия-образца без демонстрации процесса его изготовления или же законченное выполнение каких-либо действий без поэтапного их воспроизведения. Работа с образцом предполагает более высокий уровень восприятия, умение проанализировать образец, определить приемы работы, возможности целостного воспроизведения в собственной деятельности. Работа с использованием образца значительно сложнее, чем работа по подражанию. На первых порах педагог помогает детям рассмотреть образец, например, при конструировании помогает выделить части постройки, их пространственное расположение и т. д.

Практические методы обучения. Для более глубокого познания действительности детям необходимо не только наблюдать за различными явлениями и событиями, но и практически действовать с предметами, выявлять их свойства и особенности, связи и отношения между ними. К группе практических методов относятся различные виды предметной и продуктивной деятельности, игры, элементарные опыты, моделирование.

Особенный смысл имеют действия с предметами для сенсорного воспитания, развития мышления и других познавательных процессов, формирования речи. Педагог организует разнообразные действия с предметами в процессе разных видов детской деятельности с целью формирования или уточнения представлений о свойствах и качествах предметов. Так, знакомя с особенностями внешнего вида фруктов, педагог предлагает детям целый ряд практических действий (рассмотреть, обвести или ощупать, понюхать, попробовать на вкус), в процессе которых у детей создаются представления о форме, цвете, величине, вкусе, запахе. Для неслышащих детей накопление чувственного опыта позволяет обогатить представления о знакомых предметах, способствует развитию разных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, вкусового и др. В процессе практических действий с предметами накапливается наглядный, чувственный опыт, что помогает усвоению значений соответствующих слов и выражений. Слова, не связанные с практическим опытом ребенка, долго не запоминаются, легко смешиваются с другими.

К практическим методам относятся изобразительная и конструктивная деятельность, связанная с формированием практических умений и навыков — рисованием, лепкой, вырезыванием, наклеиванием аппликации, созданием построек и сооружений из различных материалов. Рисование, конструирование, лепка, помимо специальных занятий, широко используются в ознакомлении с окружающим миром, разных видах игр, ручном труде. Использование такой деятельности в обучении языку, развитии слухового восприятия, формировании произношения и элементарных математических представлений способствует более успешному усвоению и запоминанию материала. К примеру, понимание текста будет достигаться быстрее, если в процессе его анализа будет проведено моделирование или дана конструктивная картина, с помощью которых можно воспроизводить различные явления, действия и др.

Трудовое воспитание также связано с формированием практических умений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков, помощь детей в быту, уход за растениями, помощь взрослым на участке. В старших группах значение приобретают умения, связанные с ручным трудом: практическое создание различного рода поделок из природного материала, работа с картоном, бумагой, тканью.

Одним из наиболее распространенных в дошкольном возрасте методов является игровой. Он связан с употреблением различных компонентов игры в целях решения каких-то воспитательных и образовательных задач. Чаще всего при использовании игрового метода используются такие компоненты, как действия с игрушками, имитация действий, воображаемые ситуации, ролевое поведение и др. Педагог, устанавливая программное содержание занятия, планирует элементы игр, с помощью которых данное содержание будет усвоено быстрее и эффективнее. Например, рассказывая детям старшей группы об осени, педагог предлагает изобразить воображаемую ситуацию сбора листьев в парке. Игровой метод может использоваться на различных этапах занятия — и для сообщения детям новой информации, и для закрепления ее. Широко применяется дидактическая игра как метод и средство обучения. В ней действия детей регулируются правилами и игровой задачей. Чаще всего дидактические игры с правилами используются для активизации, закрепления усвоенных знаний, многие из них требуют их обобщения, систематизации, что предполагает активные умственные операции: анализ, сравнение, классификацию.

Познание детьми старшего дошкольного возраста окружающей реальности требует использования элементарных опытов как одного из практических методов обучения. Педагоги организуют опыты в зависимости от поставленных задач. Скажем, выясняя свойства различных материалов, воспитатель может предложить старшим дошкольникам опустить предметы из различных материалов в воду и посмотреть, какие из них тонут, а какие — нет. Проведение опытов всегда связано с постановкой задачи перед детьми, организацией наблюдений и их анализом. Умение детей сопоставлять, делать выводы и заключения требует не только понимания причинно-следственных связей, но и умения выразить их с помощью речевых средств. Детей старшего дошкольного возраста необходимо учить постигать конструкции с союзом «потому что», а позднее и употреблять их в самостоятельной речи.

Одним из наглядно-практических методов в детских садах для детей с нарушениями слуха служит моделирование, которое предполагает создание моделей или их использование для формирования знаний о свойствах, отношениях, связях объектов. Моделирование как метод употребляется чаще всего в воспитании старших дошкольников, хотя некоторые элементы метода могут быть доступны и детям среднего возраста. В дошкольных учреждениях могут использоваться предметные и предметно-схематические модели. При предметном моделировании модель аналогична изучаемому предмету, воспроизводит его важнейшие части, пространственные отношения элементов, взаимосвязь объектов. Чаще всего для занятий берут модели построек, которые необходимо воспроизвести детям, а также модели фигур человека или животных. Например, при знакомстве с частями тела человека может использоваться плоскостная модель.

При предметно-схематическом моделировании выделенные компоненты и связи между ними обозначают при помощи предметов-заместителей и графических знаков (фишек, полосочек, стрелочек, пиктограмм и др.) В предметно-схематических моделях должны быть отчетливо отражены связи между объектами. Такие модели могут широко применяться в процессе ознакомления с окружающим миром, например при формировании понятия о календаре, при проведении наблюдений за ростом растений и т. п. Предметно-схематические модели могут быть очень полезны в процессе чтения, обучения пониманию содержания текста, последовательному рассказыванию. В таких случаях модель, которая представляет различных персонажей текста, их действия и отношения, может помочь детям лучше понимать логические связи в тексте: временные, пространственные, причинно-следственные. Вначале предметно-схематические модели составляют педагоги. Следом в этом процессе приобретают участие и дети, уточняя внешний вид действующих лиц, характер их воспроизведения в моделях, в соответствии с текстом передавая при помощи различных обозначений связи между ними.

Словесные методы. В основе словесных методов лежит использование речи. Словесные методы занимают большое место в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха, потому что их использование связано с организацией речевого общения с детьми. Тем не менее, в сравнении с массовыми детскими садами их применение в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей более тесно связано с практическими и наглядными методами, особенно на начальных этапах воспитания.

К словесным методам относятся словесные инструкции, беседа, рассказ педагога, чтение детей и взрослых, рассказывание, объяснение педагога.

Один из методических приемов в педагогической работе — выполнение действий детьми по словесной инструкции. Словесная инструкция предполагает понимание конструкций побудительного характера, связанных с организацией деятельности. Вначале словесная инструкция сочетается с наглядными методами, например при выполнении ребенком действий по подражанию взрослому. Так, педагог рисует шар и предлагает выполнять это же действие ребенку, употребляя словесную инструкцию: «Рисуй». Более сложным для детей является понимание словесной инструкции в сочетании с наличием образца-задания. Постепенно в процессе разных видов деятельности и на занятиях дети овладевают пониманием инструкций и начинают ориентироваться только на их содержание, без наглядного подкрепления.  Словесные инструкции используются при организации быта детей, свободной деятельности, на всех занятиях.

Беседы являются одним из наиболее распространенных, методов и применяются на всех годах обучения. Беседа средство развития диалогической речи дошкольников с нарушениями слуха. Кроме того, беседа, как и другие словесные методы, предполагает использование и наглядных методов — демонстрацию различных предметов, картин. Всё-таки в отличие от слышащих детей дошкольники с нарушенным слухом первоначально не могут без помощи педагога участвовать в беседе. Сначала детей учат понимать простые вопросы и отвечать на них с помощью естественных жестов, коротких слов, указаний на предметы, таблички. В первые годы обучения в ходе беседы детям предлагается небольшое число ситуативных вопросов, понимание которых достигается в связи с наличием соответствующих предметов или их изображений.

Информация о работе Проблемы развивающего обучения детей с нарушением слуха