Проблемы развивающего обучения детей с нарушением слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 12:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить проблемы развивающего обучения детей с нарушением слуха.
Объектом исследования является процесс обучения детей с нарушением слуха дошкольного возраста.
Предметом исследования являются особенности познавательного процесса у детей с нарушением слуха.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 516.00 Кб (Скачать файл)

 

Тимофей - 2009 года рождения, житель г. Волгограда, из семьи неслышащих родителей. Посещает МОУ детский сад с сентября 2012 года. Социальная адаптация заняла длительный период. Был отмечен низкий уровень социальной адаптации к детскому саду (5 баллов), который характеризуется отрицательным общим эмоциональном фоном, в познавательной и игровой деятельности был пассивен или проявлял реакцию протеста, во взаимодействие со взрослыми уходил от отношений или проявлял реакцию протеста, во взаимодействии со сверстниками был пассивен или проявлял реакцию протеста, реакция на изменение привычной ситуации - непринятие.

           Поведение в группе: Тима не  сразу воспринимает требования  взрослого; правила распорядка жизни  группы выполняет не всегда, Тима  долго засыпает. Нуждается в постоянном  контроле и многократном повторении требований взрослого. Наблюдаются расстройства в поведении, заключающихся в приступах как мотивируемой, так и  немотивированной агрессии (бьётся головой о твёрдые предметы, с силой открывает и закрывает дверцы шкафов, бросает предметы), после чего бывает вялым и апатичным.

         Социально-бытовые навыки и ориентировка  в окружающем:

Навыков самообслуживания нет: не умеет одеваться, раздеваться, проситься в туалет, не держит ложку, не умеет жевать твёрдую пищу.

         Общее эмоциональное состояние: Тима добрый, ласковый, улыбчивый мальчик, однако бывают мотивируемые, так и немотивированные приступы агрессии. Отмечается положительная динамика в эмоциональном развитии ребёнка: стал реагировать на приход знакомого взрослого в группу, на приход близких, стал чаще улыбаться.

Игра и общение с детьми взрослыми: в контакт со взрослым вступает не всегда, предпочитает играть в одиночестве или со взрослым. С детьми не взаимодействует. Игрушки обычно использует неадекватно. Чаще всего играет не с игрушками, а с другими неигровыми объектами (с дверцами шкафов, с камушками, ракушками, стойками для табличек). Сюжет в игре не прослеживается. Уровень развития игры не соответствует возрастной норме.

Внимание: неустойчивое, кратковременное, нет зрительного контакта, нет механизмов произвольности, с большим трудом переключает внимание на другой объект, действие.

Мышление: наглядно-действенное, уровень развития мышления не соответствует возрастной норме. Отсутствуют механизмы произвольности (не обусловлено нарушением слуха).

Память: уровень развития выявить не удалось. Отсутствуют механизмы произвольности.

Восприятие: нет зрительного контакта. Отсутствуют механизмы произвольности, не соответствует возрастной норме.

         Моторное развитие: моторно неловок, неуклюж, плохо развита мелкая моторика рук, нарушена общая координация.

Речевое развитие: речи нет, по подражанию звуки вызвать не удалось (не является нормой для ребёнка с нарушением слуха)

Отношение к занятиям и их успешность: на занятия ходит с удовольствием, однако на занятии зачастую проявляет немотивированную  агрессию, требования педагога принимает не всегда, зачастую действует неадекватно для данной ситуации, занимается по настроению. В виду отсутствия зрительного контакта и механизмов произвольности, возникают большие трудности в усвоении программного материала.

         Условно-двигательную реакцию на речевые и неречевые сигналы выработать не удалось (не является нормой для глухого ребёнка). Индивидуальные слуховые аппараты носить отказывается. Звукоусиливающую аппаратуру коллективного пользования использовать отказывается (снимает наушники).

        Отмечается  положительная динамика в развитии: соотносит объект и картинку, соотносит цвет, форму, величину, собирает  пирамидку с учётом величины, почтовый ящик, однако действует  только по настроению.

        Знания  умения и навыки не соответствуют Программе обучения и воспитания дошкольников с нарушением слуха.

Александро - 2009 года рождения, житель г. Михайловка. Посещает МОУ детский сад с сентября 2012 года. Адаптация заняла длительный период. Мальчик тяжело переносит разлуку с мамой.

Поведение в группе: Александро сразу воспринимает требования взрослого, режим дня детского сада соблюдает. Мальчик активный, жизнерадостный, послушный.

Игра и общение с детьми взрослыми: охотно вступает в контакт со взрослыми и детьми.  Игрушки использует адекватно. Уровень развития игры соответствует возрастной норме.

Внимание: устойчивое, кратковременное, требует частой смены деятельности, соответствует возрастной норме.

Мышление: наглядно-действенное, уровень развития мышления соответствует возрастной норме.

Память: кратковременная, преобладает моторная память. Уровень развития памяти в пределах возрастной нормы.

Восприятие: соответствует возрастной норме

Речевое развитие: наблюдается положительная динамика речевого развития. Произносит звуки, слоги, приближённо слова. Наличие звуков: а, о, у, м, п, т(д), ф(в), н.

Социально-бытовые навыки и ориентировка в окружающем: социально-бытовые навыки сформированы. Ориентируется в схеме тела и в помещении группы.

Отношение к занятиям и их успешность: на занятие идёт с удовольствием, успешен в учебной деятельности, наблюдается положительное отношение к учебной деятельности. Знания, умения навыки соответствуют программным требованиям.

Моторное развитие: не достаточно развита мелкая  и крупная моторика.

 

Андриан -  2009 года рождения, житель г. Волгограда, из семьи неслышащих родителей. Посещает МОУ детский сад с сентября 2012 года. Период адаптации завершён. Трудностей в данный период не наблюдалось.

        Поведение  в группе: Андриан сразу воспринимает требования взрослого, режим дня детского сада соблюдает. Мальчик активный, жизнерадостный, послушный.

Игра и общение с детьми взрослыми: охотно вступает в контакт со взрослыми и детьми.  Игрушки использует адекватно.

Внимание: устойчивое, кратковременное, быстро утомляется, требует частой смены деятельности.

Мышление: наглядно-действенное.

Память: кратковременная, преобладает моторная память.

Восприятие: соотносит объекты по цвету (основные цвета: красный,  синий, зелёный, жёлтый), форме (круг, квадрат, треугольник) и величине (большой маленький).

Речевое развитие: наблюдается положительная динамика речевого развития. Произносит звуки, слоги, приближённо слова и фразы. Наличие звуков: а, о, у, м, п(б), т(д), ф(в).

Развитие слухового восприятия: условно-двигательная реакция выработана, способ действия: нанизывание колец на стержень пирамидки, хлопать, топать, прыгать на звучания соответственно дудки, барабана, бубна. Различает количество звучаний (один-много), длительность звучаний – долго, кратко.

Социально-бытовые навыки и ориентировка в окружающем: социально-бытовые навыки сформированы. Ориентируется в схеме тела и в помещении группы.

Отношение к занятиям и их успешность: на занятие идёт с удовольствием, Знания, умения навыки соответствуют программным требованиям.

         Моторное развитие: не достаточно  развита мелкая  и крупная моторика.

 

Во время проведения обследования учитывались общие методологические требования, предъявляемые к обследованию детей.

Для изучения особенностей развивающего обучения использовали методы наблюдения и беседы. Результаты исследования представлены ниже.

Таблица 2

Изучение контактности у детей  группы наблюдения

Имя

Контактность

1

Мария

сразу наладила контакт с детьми

2

Тимофей

проявлял реакцию протеста

3

Александро

охотно вступает в контакт

4

Андриан

охотно вступает в контакт


 

Рис. 1. Результаты изучения контактности у детей группы наблюдения

По полученным данным в группе наблюдения 75% детей (3 человека) охотно вступают в контакт, а 25% детей (1 человек) не вступает в контакт.

 

Таблица 3

Изучение деятельности детей группы наблюдения

Имя

Деятельность

Игровая деятельность

1

Мария

на занятия идет с удовольствием

игры с элементами сюжета

2

Тимофей

на занятия идет с удовольствием

уровень не соответствует возрастной норме

3

Александро

на занятия идет с удовольствием

уровень соответствует возрастной норме

4

Андриан

на занятия идет с удовольствием

игры с элементами сюжета


 

Рис. 2. Результаты изучения деятельности детей группы наблюдения

 

По нашим данным в группе наблюдения 100%  детей (4 человека) на занятия идут с удовольствием. 75% детей (3 человека) имеют уровень развития игры соответствующий возрастной норме, а у 25% детей (1 человек) уровень игры не соответствует возрастной норме.

 

Таблица 4

Изучение внимания детей группы наблюдения

Имя

Внимание

1

Мария

неустойчивое

2

Тимофей

неустойчивое, кратковременное

3

Александро

устойчивое, кратковременное

4

Андриан

устойчивое, кратковременное


 

Рис. 3. Результаты изучения внимания детей группы наблюдения

 

По полученным данным в группе наблюдения 25% детей (1 человек) имеет неустойчивое внимание,  50% детей (2 человека) имеют устойчивое кратковременное внимание и 25% детей (1еловек) имеет неустойчивое, кратковременное внимание.

 

Таблица5

Изучение памяти детей группы наблюдения

Имя

Память

1

Мария

кратковременная

2

Тимофей

уровень развития выявить не удалось

3

Александро

кратковременная

4

Андриан

кратковременная


 

По полученным данным в группе наблюдения у 75% детей (3 человека) кратковременная память не нарушена и развита хорошо, а у 25%  (1 человек) уровень развития памяти выявить не удалось.

 

Рис. 4. Результаты  изучения памяти детей групппы наюлюдения

Таблица 6

Изучение мышления детей группы наблюдения

Имя

Мышление

1

Мария

наглядно-действенное

2

Тимофей

наглядно-действенное

3

Александро

наглядно-действенное

4

Андриан 

наглядно-действенное


 

По нашим данным 100% детей (4 человека) имеют наглядно-действенное мышление.

Таблица 7

Изучение речевой деятельности детей группы наблюдения

Имя

Речевая деятельность

1

Мария

речи нет, знает жесты

2

Тимофей

речи нет

3

Александро

произносит звуки, слоги

4

Андриан

Произносит звуки, слоги

Информация о работе Проблемы развивающего обучения детей с нарушением слуха