Адаптация нового сотрудника в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ эффективности системы профессиональной адаптации в техническом отделе Абаканского регионального центра связи.
Для реализации цели необходимо решение следующих задач:
- провести теоретический анализ и охарактеризовать состояние проблемы профессиональной адаптации сотрудников;
- проанализировать эффективность системы адаптации персонала на отечественных предприятиях, на примере структурного подразделения ООО «РЖД» - Абаканский региональный центр связи;
- изучить уровень адаптации сотрудников Абаканского регионального центра связи;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы адаптации сотрудников Абаканского регионального центра связи;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….........3
1.Теоретические основы профессиональной адаптации............................................5
1.1Понятие адаптации; трудовая адаптация и ее необходимость для сотрудника......................................................................................................................5
1.2 Цели, этапы, классификация адаптации…………………………………………8
2. Аналитическая часть……………………………………………………………...11
2.1 Описание и история предприятия.………………………………………….......11
2.2 Оценка существующей системы адаптации персонала в организации………13
3.Исследование адаптации сотрудников Абаканского регионального центра связи.…………………………………………………….............................................17
3.1. Описание группы респондентов…………………………………….................17
3.2 Реализация программы исследования………...………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………………...28
Список использованной литературы…………………………………………….....31
Приложения………………………………………………………………………......33

Файлы: 1 файл

курсовая по орг поведению(Автосохраненный).docx

— 108.40 Кб (Скачать файл)

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА-ФИЛИАЛ ГОУ ВПО «ИрГУПС» в г. Красноярск

Кафедра «Экономики транспорта»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организационное поведение»

Тема: «Адаптация нового сотрудника к организации»

 

 

 

                                                                                                        Выполнила:

                                                                                                       студент 3 курса

                                                                                                        группы УП-10-2

                                                                                                        Мещерякова М.А.

                                                                                                  

 

                                                                                                        Проверил:

                                                                                                        к.п.н. доцент

                                                                                                        Зильберман С.В.

                                                                                                              

                                                        

 

 

 

 

Красноярск 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………….........3

1.Теоретические основы профессиональной адаптации............................................5

1.1Понятие адаптации; трудовая адаптация и ее необходимость для сотрудника......................................................................................................................5

1.2 Цели, этапы, классификация адаптации…………………………………………8

2. Аналитическая часть……………………………………………………………...11

2.1 Описание и история предприятия.………………………………………….......11

2.2 Оценка существующей системы адаптации персонала в организации………13

3.Исследование адаптации сотрудников Абаканского регионального центра связи.…………………………………………………….............................................17

3.1. Описание группы респондентов…………………………………….................17

3.2 Реализация программы исследования………...………………………………..18

Заключение…………………………………………………………………………...28

Список использованной литературы…………………………………………….....31

Приложения………………………………………………………………………......33

 

 

 

 

 

 

 

2

Введение.

     Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что профессиональная адаптация для выпускников учебных заведений имеет большое значение для дальнейшей реализации их целей в профессиональной деятельности. Сумев быстро профессионально адаптироваться, выпускник приобретет важные качества, которые ему могут пригодиться и в непрофессиональной деятельности. Это такие качества как – коммуникабельность, мотивирование на успех, инициативность и.т.д.

     Цель курсовой  работы – анализ эффективности системы профессиональной адаптации в техническом отделе Абаканского регионального центра связи.

     Для реализации цели необходимо решение следующих задач:

- провести теоретический  анализ и охарактеризовать состояние  проблемы профессиональной адаптации сотрудников;

- проанализировать эффективность  системы адаптации персонала  на отечественных предприятиях, на примере структурного подразделения  ООО «РЖД» - Абаканский региональный  центр связи;

- изучить уровень адаптации  сотрудников Абаканского регионального  центра связи;

- разработать рекомендации  по совершенствованию системы адаптации сотрудников Абаканского регионального центра связи;

     Предмет исследования – мотивационная сфера, коммуникативность, инициативность, как факторы профессиональной адаптации.

     Объект исследования – профессиональная адаптация сотрудников.

     Для получения результатов исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ социально – экономической и социально – психологической литературы, анкетирование, тестирование.

3

     Но, несмотря, на достаточно  широкое освещение данного вопроса важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не довольно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.

Между тем, в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации ещё больше возрастает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Теоретические основы профессиональной адаптации.

    1. Понятие адаптации; трудовая адаптация и ее необходимость для сотрудника.

     Термин "адаптация" применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная - включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.

     Адаптация социальная - (от лат. adapto - приспособляю и socialis - среды) - 1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентации индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Несмотря на непрерывный характер социальной адаптации, ее обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения.

     По Кибанову А.Я., Управление персоналом организации/ - М.: Изд. ИНФРА - М, 2003 -с.359 «адаптация - это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда».

     Трудовая адаптация работника в организации представляет собой многосторонний процесс его приспособления к содержанию и условиям трудовой деятельности, к непосредственной социальной среде, совершенствования деловых и личных качеств работника.

     Это процесс, который требует как от работника, так и от коллектива взаимной активности и заинтересованности друг в друге.

5

     Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации (трудового коллектива), тем самым подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.

     Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к предприятию, а оно исходя из своих целей и задач, предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и предприятие взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация — двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.

     Адаптированность человека к конкретной трудовой среде проявляется в его реальном поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности: эффективности труда; усвоении социальной информации и ее практической реализации; росте всех видов активности; удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности. Трудовая адаптация может быть первичной — при первоначальном вхождении работника в производственную среду и вторичной — при смене рабочего места без смены и со сменой профессии или при существенных изменениях среды. Она имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, общественно-организационной, культурно-бытовой и психофизической адаптацией.

     Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, формирований некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.

6

Проявляется в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, достаточных для качественного  выполнения функциональных обязанностей и творчества в труде.

     Интересен в отношении адаптации опыт Японии. Система подготовки кадров здесь отличается большой спецификой. Учащиеся японской школы до перехода на вторую ступень среднего образования (10—12 классы) практически не могут получить какой-либо профессиональной подготовки, т. е. большая часть японской молодежи, имея среднее образование, выходит на рынок труда если не вовсе профессионально не подготовленной, то, во всяком случае, без какого- либо свидетельства о присвоении квалификации.

     Углубленные программы адаптации работников применяются на средних и крупных фирмах Соединенных Штатах Америки. В процессе их проведения участвуют как менеджеры по управлению персоналом, так и линейные менеджеры. На малых предприятиях программа адаптации проводится менеджером-практиком, иногда с включением работника профсоюза, используются самые различные программы — от программ, предусматривающих, в основном, устную информацию, до формализованных процедур, связывающих устные представления с письменными и графическими установками. В формальных программах адаптации часто используют аппаратуру, слайды, фотографии.

     Итак, без проведения  программ по адаптации любая  преуспевающая фирма не будет  конкурентоспособной, ее сотрудники  не будут иметь мотивацию для  достижения своих и производственных  целей и, соответственно, значимость  адаптации является составляющим  звеном успешности, коммуникабельности  фирмы, а также заинтересованности  ее сотрудников в труде.

 

 

 

 

7

    1. Цели, этапы, классификация адаптации.

     В менеджменте среди основных целей адаптации новых работников обычно выделяют следующие:

  1. возможность более быстрого достижения рабочих показателей, приемлемых для организации – работодателя;
  2. уменьшение стартовых издержек. Эффективная адаптация уменьшает эти стартовые затраты и дает возможность новому работнику скорее достигнуть установленных стандартов выполнения работы;
  3. вхождение работника в рабочий коллектив, в его неформальную структуру и ощущение себя членом команды;
  4. снижение тревожности и неуверенности, испытываемых новым работником;
  5. сокращение текучести кадров среди новых работников;
  6. экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников. Работник, который недостаточно адаптировался к работе в организации, требует значительно больше времени на помощь в процессе выполнения возложенных на него обязанностей;
  7. развитие у нового работника удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Процесс адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу;
  8. снижение издержек по поиску нового персонала;
  9. формирование кадрового резерва.

     Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе.

8

     Процесс адаптации проходит в несколько этапов.

Первый этап.

     Общая ориентация  – на данном этапе происходит  ознакомление нового сотрудника  с компанией, корпоративными правилами,  историей, структурой, рабочим распорядком,  традициями, политикой в области  управления персоналом.

Информация о работе Адаптация нового сотрудника в организации