АРТ - терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:44, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования теоретически обосновать и реализовать условия развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.
Объект исследования - творческие способности младших школьников.
Предмет исследования - развитие творческих способностей у младших школьников средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования: использование средств арт-терапии положительно влияет на развитие творческих способностей младшего школьника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников посредством арт-терапии…………………..……6
1.1. Арт-терапия как средство развития творческих способностей ……....6
1.2. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте …………………………………………………………………………14
1.3. Развитие творческих способностей посредством арт-терапии………..25
Выводы по первой главе……………………………………………………33
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте……………35
2.1.Организация и методы исследования…………………………………...35
2.2 Методы и Анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей детского младшего школьного возраста ………………....…37
2.3.Теоретическое обоснование программы………………………………….47
2.4. Оценка эффективности реализованной программы…………………...53
Выводы по второй главе…………………………………………….….….56
Заключение…………………………………………………………………….58
Список используемых источников и литературы……………………

Файлы: 1 файл

ЗАИКИНА дипломная (Восстановлен).docx

— 213.93 Кб (Скачать файл)

Арт-терапевты в рамках данных отношений создают для клиента безопасную среду, в которую может преобразиться кабинет или студия, и обеспечивают его различными изобразительными материалами – красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стремясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства… Арт-терапевт склоняет клиента к взаимодействию с изобразительными материалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтический процесс представляет собой одну из форм диалога”[7].

Арт-терапия включает в себя создание визуальных образов, и эта операция включает в себя взаимодействие между автором художественной работы, самим психологом и художественной работой. Арт-терапия, а также любые другие формы психотерапии направлены на понимание бессознательного душевного материала, а также на развитие творческих способностей. Арт-терапевты глубоко понимают особенности развития изобразительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся создавать такую рабочую среду, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты, по мнению М.Е. Бурно, в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством изобразительной деятельности”[7].

Арт-терапия – это направление, связанное с использованием пациентом (клиентом) различных изобразительных материалов и созданием визуальных образов, процессом изобразительного творчества и реакциями человека на создаваемые им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, затруднения и конфликты”[43].

По мнению руководителя программы арт-терапевтического образования, профессора Лондонского Университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллер, арт-терапия основана на представлениях о том, что сотворение и понимание визуальных образов является важным аспектом познавательной деятельности человека; что изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяет клиенту актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте “здесь-и-сейчас” осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выражение которых с помощью слов слишком сложно; и, наконец, что визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и клиентом[43].

По результатам определений терапии искусства, содержащихся в различных отечественных и зарубежных источниках, особенно те, которые отражают высокий уровень профессионализации деятельности арт-терапии. Ученые предлагают рассмотреть арт-терапию как набор психологических методов воздействия, используемых в контексте графики активности и клиентов психотерапевтических отношений и используемых для лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации, обучения людей с различными физическими недостатками, эмоциональных и психическими расстройствами, а также лиц, подвергающихся риску [6].

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно социализирующую, развивающую и психопрофилактическую нацеленность, благодаря чему она может стать ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений, реабилитационных проектах и в социальной работе.

Используемые в настоящее время в разных странах характер и пути арт-терапевтической работы с детьми весьма разнообразны. Источник для создания первых техник арт-терапевтической работы с детьми на Западе были заложены такими авторами, как E. Кейн, В. Ловенфельд. Эти авторы рассматривают изобразительную деятельность ребенка в неразрывной связи с развитием его познавательной и эмоциональной сфер и видят в ней богатый потенциал для развития его творческих способностей.

Классическими работами в области детской арт-терапии стали работы Э. Крамер “Арт-терапия в сообществе детей”, “Арт-терапия с детьми” и “Детство и арт-терапия”. Эти книги отражают взгляды Э. Крамер на природу детского художественного творчества и его психотерапевтические способности. Опираясь на психоаналитическое осознание хода психического развития и творческой активности, Э. Крамер в значительной мере связывает ее терапевтические возможности с тем, что в процессе занятий ребенка рисованием происходит подготовка психических процессов и постепенный перевод от относительно примитивных форм психической деятельности к более сложным и эффективным.

Используемые арт-терапевтом в ходе его работы с ребенком методы вербальной и невербальной обратной связи могут включать активное отслеживание, переформулировку его высказываний, селективные вопросы, свидетельства отраженные в рисунке, поступках и мимике чувств, сообщение арт-терапевтом о своих чувствах и ассоциациях с рисунком, ограничивающие воздействия и другие приемы [43].

Существует практика проведения с детьми разных вариантов групповой арт-терапии, включая работу в студийной группе, предполагающей значительную спонтанность поведения участников. Дети с готовностью используют богатые возможности студии, творчески организуя свое пространство, чередуя изобразительную работу, с игрой и взаимодействием друг с другом [38].

Многие авторы описывают свою работу с разными группами детей, проводимую как в школе, так и в клинических условиях. Они приводят ряд примеров групповой арт-терапии с детьми разного возраста. Эти примеры свидетельствуют о том, что размер арт-терапевтической группы определяется возрастом детей и степенью их эмоциональных и поведенческих нарушений. Однако данные ученые во всех случаях отдают преимущество свободному формату работы, предоставляя детям значительную свободу действий.

Примером более структурированного подхода к проведению групповых арт-терапевтических занятий с детьми могут служить публикации М. Либманн [4]. Этот автор описывает обучение тематических групп, которые отличаются более выраженной трехчастной структурой занятий с переходом от одного вида деятельности к другому и характерной для каждого занятия ключевой темой.

Обзор используемых  в работе с детьми формы групповой арт-терапии приводится в статье Ф. Прокофьев. Она подчеркивает, что действие в детских группах может быть очень динамичным, и при недостаточном контроле со стороны ведущего это может приводить к внезапным деструктивным действиям детей. Специалисты, работающие с детьми, должны действенно реагировать на выражение их импульсивного поведения, которое может появляться в определенные моменты работы. Автор отмечает, что успешное проведение групповой арт-терапии с детьми, в отличие от работы со взрослыми, при наличии у детей импульсивных явлений требует более жесткого структурирования их деятельности. При этом терапевту важно “не утратить общения с реальным ребенком”, а также, “стремясь создать в группе безопасную атмосферу, не подавить ее творческой основы и не прийти к гиперконтролю”. Структурирование работы группы может способствовать снятию тревоги, переживаемой как детьми, так и психотерапевтом, а также увеличению групповой сплоченности. Кроме того, выдвижение определенных тем и использование конкретных упражнений позволяет детям почувствовать себя в безопасности [43].

Анализируя движение интеграции арт-терапии в образовании, президент Американской арт-терапевтической ассоциации Ш. Мак Нифф отмечает, что по мере формирования арт-терапии в США попытки срастания педагогики с терапией стали встречать все большее противодействие, прежде всего, со стороны дипломированных арт-терапевтов, считающих, что это приведет к размыванию границ профессии [25].

Значительное число американских публикаций отражают диагностические и развивающие подходы применения методов арт-терапии в образовании. При этом нередко используются оригинальные графические способы, разработанные арт-терапевтами. Наиболее показательными в этом отношении являются работы Р. Сильвер, которая исследовала диагностические и развивающие способы арт-терапевтических приемов в образовательных заведениях, начиная с 1970-х годов. Ею созданы три графических теста, предназначенные для использования в рамках арт-терапевтического консультирования в школах: Рисуночный тест Сильвер, тест “Нарисуй историю” и Техника стимульного рисования[18].

Отечественный опыт применения арт-терапии в школах отражен в работах М.Ю. Алексеевой, Л.А. Аметовой, А.В. Гришиной, Т.А. Добровольской, Л.Н. Комиссаровой, Е.Р. Кузьминой, Л.Д. Лебедевой, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведевой.

В экспериментах М.Ю. Алексеевой описывается оригинальный обучающий метод с элементами арт-терапии. Использование элементов арт-терапии в обучении детей иностранному языку автор обосновывает необходимостью созревания у них самостоятельного творческого размышления и развития креативной личности. Она отмечает, что использование в современной педагогике стимулирующих познавательную активность инновационных форм и методов работы, таких как метод выполнения “творческих заданий”, зачастую сопряжено с рядом существенных проблем, которые снижают их результативность[2].

М.Ю. Алексеева решила использовать элементы арт-терапии, рассматривая ее как “наиболее эффективный прием удовлетворения потребности личности в самовыражении, самопознании, саморазвитии”[2]. Это, по ее мнению, обусловливает надобность ее применения в педагогической практике в качестве развивающего приема обучения.

Среди обсуждаемых нами разработок отечественных авторов наибольшее сходство с арт-терапией, по нашему мнению, имеет предлагаемая А.В. Гришиной программа развития творческой индивидуальности подростков путем арт-терапии в учреждениях дополнительного образования [15].

  1. Несмотря на то, что она предполагает выполнение в образовательных учреждениях, рекомендована автором к применению педагогами изобразительного искусства, она насыщена характерными для арт-терапии элементами.

Работы Л.Д. Лебедевой посвящены некоторым задачам применения арт-терапии в образовании. Автор вводит в терминологический аппарат педагогики понятие “терапия”, переводя его не только как “лечение”, но и как “уход, забота”. По этой причине она считает допустимым применение арт-терапии педагогами и педагогами-психологами, не имеющими какой-либо специальной подготовки в области психологического консультирования, психотерапии и арт-терапии [23].

На основании  представленных литературных материалов можно сделать  следующие выводы:

  1. Арт-терапия представляет такой способ воздействий, который основан на занятиях изобразительной деятельностью в контексте психотерапевтических отношений (отношений клиента со специалистом в области психического здоровья).
  2. Предметом применения арт-терапии в образовании является поддержание или восстановление здоровья учащихся и их приспособление к обстановке образовательного заведения методом реализации ее психокоррекционного, диагностического и психопрофилактического потенциала.
  3. Использование педагогами арт-терапевтических способов, при отсутствии у них достаточной специальной разработки в области психологического консультирования и арт-терапии следует признать неоправданным из-за отсутствия у них соответствующих знаний и навыков, необходимых для решения задач сохранения и восстановления психического здоровья учащихся.

Арт-терапия представляет собой способ коррекции и развития посредством творчества. Причем, важен сама операция, а не конечный продукт и его оценка. Техники арт-терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют обработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную безопасность и снижая противодействие изменениям. Через работу с многогранными символами в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурса, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет убежденности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью. Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, способность видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор таланта к творческому решению сложных жизненных задач.

  В отличие от многих коррекционно-развивающих  направлений, арт-терапия использует  «язык» визуальной и пластической  экспрессии. Это особенно актуально  при работе с детьми, которые  не всегда могут выразить словами  свое эмоциональное состояние, задачу, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает вероятность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах. Арт-терапевтическая атмосфера способствует открытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической поддержки. Важна естественная предрасположенность ребенка к игровой деятельности, стремление к фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества[23].

Таким образом, арт-терапия является на сегодняшний момент одним из основных способов развития творческих способностей.

Рассмотрев арт-терапию как способ развития творческих способностей, перейдем к рассмотрению особенностей развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.

 

Вывод по 1 главе

Изучение проблемы творчества и творческих способностей в настоящее время приобретает комплексный характер и представляет собой важную область исследований.

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в младшем школьном возрасте являются:

Информация о работе АРТ - терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника