АРТ - терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:44, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования теоретически обосновать и реализовать условия развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.
Объект исследования - творческие способности младших школьников.
Предмет исследования - развитие творческих способностей у младших школьников средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования: использование средств арт-терапии положительно влияет на развитие творческих способностей младшего школьника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников посредством арт-терапии…………………..……6
1.1. Арт-терапия как средство развития творческих способностей ……....6
1.2. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте …………………………………………………………………………14
1.3. Развитие творческих способностей посредством арт-терапии………..25
Выводы по первой главе……………………………………………………33
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте……………35
2.1.Организация и методы исследования…………………………………...35
2.2 Методы и Анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей детского младшего школьного возраста ………………....…37
2.3.Теоретическое обоснование программы………………………………….47
2.4. Оценка эффективности реализованной программы…………………...53
Выводы по второй главе…………………………………………….….….56
Заключение…………………………………………………………………….58
Список используемых источников и литературы……………………

Файлы: 1 файл

ЗАИКИНА дипломная (Восстановлен).docx

— 213.93 Кб (Скачать файл)

1. Развитие продуктивного творческого  воображения, которое характеризуется  такими качествами как богатство  продуцируемых образов и направленность.

2. Развитие качеств мышления, которые  формируют креативность; такими  качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность  мышления.

Особенностью процесса развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в социально-культурных учреждениях является то, что занятия предоставляются детям в их свободное время и развертываются на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата.

Одним из эффективных средств развития творческих способностей  младших школьников является арт-терапия, которая представляет такую систему воздействий, которая основана на занятиях изобразительной деятельностью в контексте психотерапевтических отношений (отношений клиента со специалистом в области психического здоровья).

 

 

 

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

2.1. Организация и методы  исследования

На основе анализа теоретических исследований по проблеме развития творческих способностей младших школьников нами была поставлена цель опытно-экспериментального исследования - составить и апробировать программу развития творческих способностей младших школьников при помощи арт-терапии. В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи опытно-экспериментального исследования:

  1. Изучить особенности проявления показателей творческих способностей  младших школьников (гибкость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию) в экспериментальной  и контрольной группе.
  2. Разработать и апробировать развивающую программу с использованием средств арт-терапии.
  3. Оценить результативность программы.
  4. Сформулировать выводы по проведенному исследованию.

Цель опытно-экспериментального исследования – определение эффективности  использования методов арт-терапии в развитии творческих способностей младших школьников.

Описание базы исследования:

В исследовании принимали участие 40 учащихся начальной школы в возрасте 8-9 лет. Все они составляют группу учащихся двух вторых классов, где обучение ведется по развивающей программе “Школа 2100”.

20 учащихся составляют экспериментальную  группу, где после исследования  показателей творческих способностей  будет апробирована развивающая  программа. И 20 учащихся другого  класса составляют  контрольную группу. Контрольную группу мы взяли для подтверждения гипотезы.

Целесообразность выбора данной группы испытуемых обусловлена многими теоретическими и практическими обоснованиями. Младший школьный возраст является сенситивным в развитии личности ребенка. Согласно данным педагогической психологии известных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева данному возрасту соответствуют определенные психические новообразования – одно из них – учебная деятельность. И это вполне понятно, имеется немало свидетельств, указывающих, что обучаемость младших школьников в некотором отношении превосходит обучаемость школьников последующих классов.

В процессе выполнения учащимися учебной деятельности, происходит систематическое решение учебных задач посредством учебных действий, что способствует развитию у них мыслительного анализа, рефлексии и планирования как основных компонентов теоретического мышления, что и является объектом нашего исследования. Как справедливо замечал В.В. Давыдов, что не всякая учебное занятие способствует этому развитию. Этому развитию способствует развивающая учебная деятельность, что вполне обосновывает выбор данной группы испытуемых, обучающихся по развивающей программе.

Одним из научных руководителей данной программы является А.А. Леонтьев. Ниже приведем его выдержки по поводу принципов построения данной программы.

Развивающая программа, по мнению А.А. Леонтьева, формирует творческие способности и потребности в творчестве. Будь оно научным или техническим, художественным или социальным, этическим или педагогическим. Она ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию.

Программа опирается на развивающую парадигму образования. Один из принципов этой программы, который наиболее интересен нам – креативный. Путем реализации креативного принципа является проблемное обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний.

Таким образом, система обучения способствует созданию у ребенка – гибкости ума, самостоятельности ума, творчества, перехода мышления на новую и более высокую ступень.

 

2.2. Методы и  Анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей детского младшего школьного возраста

 

Целью констатирующего этапа эксперимента является выявления эффективности программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей старшего школьного возраста.

  Для решения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

  1. Провести повторное диагностическое исследование.
  2. Провести анализ результатов диагностики и сделать выводы.

При исследовании креативности был использован тест Е.П. Торренса, который позволяет измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности. Е.П. Торренс определяет креативность через характеристики процесса, в ходе которого ребенок становится чувствительным к затруднениям, дефициту или дефектам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к разладу элементов окружающей среды. Определяет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает предположение и гипотезы с возможными решениями, проверяет и перепроверяет эти гипотезы, модифицирует их и снова проверяет и окончательно обосновывает результаты.

Нами был использован тест “Незавершенные фигуры” из невербальной батареи Е.П. Торренса. Использование невербальной формы обусловлено некоторыми факторами. Почти все суждения творческой деятельности подчеркивают важную роль, которую играют в творчестве эмоциональные факторы, физическое состояние, психологическая обстановка. Важным моментом, влияющим на выражение творческой энергии, является мотивирование испытуемых при выполнении заданий, поскольку любой вид творчества требует больших энергетических сил.

Таким образом, выполняя задания этого теста, испытуемые не будут напряжены в погоне за успехом. Операция тестирования не будет напоминать учебную. Рисуночная форма теста замотивирует младших школьников и тем самым будет создана атмосфера, благоприятная для выражения креативности. Художественная высота выполнения рисунков не оценивается. И еще необходимо отметить, что фигурная модель в наименьшей степени зависит от национальных, социальных и других отличий по сравнению с вербальной формой.

Тест “Незавершенные фигуры” – является адаптацией рисуночных тестов, предложенных К. Френком. Обследуемому предлагается дорисовать десять незаконченных фигур, порождающих у него желание завершить их простейшим методом согласно законам гештальтпсихологии. Поэтому, для того, чтобы создать оригинальный рисунок, обследуемый должен противодействовать этому стремлению, воздерживаясь от первичного импульса немедленно замкнуть фигуру. Все десять незаконченных фигур отличаются друг от друга, но навязывают человеку определенные устойчивые очертания. При процедуре определения необходимо четко осознать идею креативности Е.П. Торренса: содержание показателей беглость, гибкость, оригинальность, тщательность разработки идей, сопротивление замыканию как характеристик этого процесса.

В работе над тестом Е.П. Торренс во многом опирался на теорию дивергентного (творческого) мышления Дж. Гилфорда.

Дж. Гилфорд определяет четыре классических свойства дивергентного мышления следующим образом:

1. “Беглость” – способность  продуцировать большое количество  идей.

2. “Гибкость” – способность  применять разнообразные стратегии  при решении проблем.

3. “Оригинальность” – способность  продуцировать необычные, нестандартные  идеи.

4. “Разработанность” – способность  детально разрабатывать возникшие  идеи.

К этому перечню Е.П. Торренс добавил еще несколько характеристик. Одну из них мы взяли для измерения креативности – “сопротивление замыканию”.

5. “Сопротивление замыканию” отражает  умение длительное время оставаться открытым новизне и многообразию идей, для того, чтобы совершить мыслительный переход и создать оригинальные замыслы. Эти данные больше всего коррелируются с оригинальностью. Так как степень “оригинальность” является значимым для характеристики креативности, то это обуславливает наш отбор.

Баллы за каждый коэффициент заносятся в оценочный лист в соответствующие столбцы, затем подсчитываются суммарные баллы. “Сырые” баллы по показателям: оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию преобразуются в стандартную “Т-шкалу”.

Сведение в стандартную “Т-шкалу” происходит по следующей формуле:


                                          , где

Ti – шкальное значение показателя у данного испытуемого;

Xi – сырая оценка показателя у данного испытуемого;

М – среднее арифметическое значение показателя, полученное на соответствующей возрастной выборке; G – стандартное отклонение значений показателя, полученное на соответствующей возрастной выборке.

Нормативные данные (М, G), необходимые для получения Т-баллов, представлены в приложении. Значения по Т-шкале 50±10 соответствуют возрастной норме.

Таким образом, полученные масштабы дают возможность определить высоту проявления показателей креативности.

 

Количественный анализ результатов.

Полученные значения по показателям творческих способностей экспериментальной и контрольной группы представлены в приложении.

Переведя “сырые” баллы в шкальные Т-баллы, мы распределили полученные данные по трем группа – выше нормы, норма, ниже нормы.

Наглядно результаты представлены на рисунках.

Рисунок № 1 “Соотношение показателей творческих способностей в экспериментальной группе”.

Из рисунка видно, что у детей выявлен высокий уровень беглости, средний уровень гибкости, средний уровень оригинальности, средний уровень разработанности и сопротивление замыканию.

Рисунок № 2. “Соотношение показателей творческих способностей в контрольной группе”.

 

Из рисунка видно, что у детей выявлен высокий уровень беглости, средний уровень гибкости, средний уровень оригинальности, низкий уровень разработанности, средний уровень сопротивление замыканию.

 

Качественный анализ результатов.

Соотнося отдельные коэффициенты творческих способностей в экспериментальной и контрольной группе, мы можем отметить, что конструкция творческих способностей неоднородна (соотношение показателей). Отдельные данные могут располагаться в совершенно разных диапазонах. Это, возможно, обусловлено тем, что показатели творческих способностей (беглость, гибкость, оригинальность, сопротивление замыканию) являются независимыми друг от друга и характеризуют творческие возможности с разных сторон.

 Высокие баллы по показателю  беглость свидетельствуют о том, что  тестируемые имели высокую мотивацию при выполнении задания, что позволило, в свою очередь, порождать большое число идей. Этот рейтинг полезен тем, что позволяет понять другие показатели; является специфическим для творческого мышления. Импульсивные, банальные и даже глупые ответы позволяют получить высокий балл.

А вот коэффициент гибкости позволит оценить, насколько эти идеи были разнообразны. Как мы можем убедиться, почти все испытуемые продемонстрировали хорошую гибкость мышления, что отражено в хорошей возможности, выдвигать разнообразные идеи и стратегии, переходить от одного аспекта к другому. Эти испытуемые имеют хорошую информированность, хороший интеллектуальный потенциал.

Насколько выдвинутые идеи были оригинальны, мы оценим по показателю оригинальность.

Основной отдел испытуемых способен выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных. Существование данной способности характеризует испытуемых как имеющих хорошую интеллектуальную предприимчивость и неконформность. Они смогли избежать мелких, очевидных и неинтересных замыслов. Соответственно, испытуемые с низкой оригинальностью предложили очевидные и банальные идеи.

Наиболее низкие результаты по показателю разработанность. Испытуемые с низкими итогами по этому показателю, скорее всего, выдвигали идеи, но не стремились детально разрабатывать их.

Информация о работе АРТ - терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника