АРТ - терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 18:44, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования теоретически обосновать и реализовать условия развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.
Объект исследования - творческие способности младших школьников.
Предмет исследования - развитие творческих способностей у младших школьников средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования: использование средств арт-терапии положительно влияет на развитие творческих способностей младшего школьника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников посредством арт-терапии…………………..……6
1.1. Арт-терапия как средство развития творческих способностей ……....6
1.2. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте …………………………………………………………………………14
1.3. Развитие творческих способностей посредством арт-терапии………..25
Выводы по первой главе……………………………………………………33
ГЛАВА II. Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте……………35
2.1.Организация и методы исследования…………………………………...35
2.2 Методы и Анализ результатов исследования уровня развития творческих способностей детского младшего школьного возраста ………………....…37
2.3.Теоретическое обоснование программы………………………………….47
2.4. Оценка эффективности реализованной программы…………………...53
Выводы по второй главе…………………………………………….….….56
Заключение…………………………………………………………………….58
Список используемых источников и литературы……………………

Файлы: 1 файл

ЗАИКИНА дипломная (Восстановлен).docx

— 213.93 Кб (Скачать файл)

Анализируя показатель “сопротивление замыканию”, мы наглядно видим, что здесь также основная часть испытуемых (“норма”, “выше нормы”) могут длительное время выдерживать неопределенность, неравновесие, оставаясь открытыми новой информации для принятия оригинальных решений.

Испытуемые, проявившие низкую способность «сопротивления замыканию» характеризуются как люди, склонные принимать заключение преждевременно без учета всей доступной информации. Наглядно очень хорошо видна нить показателей “оригинальность” и “сопротивление замыканию”.

Сопоставляя полученные итоги структуры творческих способностей в экспериментальной и контрольной группе необходимо отметить следующее. В экспериментальной группе немного лучше развиты   такие данные как гибкость, оригинальность, разработанность. В контрольной группе по показателям  гибкость и оригинальность тоже преобладают хорошие результаты, а разработанность  имеет много низких результатов.

Можно предположить, что они больше теоретики, чем практики. То есть умеют выдвигать множество идей или гипотез, а детальным исследованием занимаются мало.

 

Методика Вартега “Круги”.

На бланке нарисовано 20 кругов. Ребятам предлагается нарисовать предметы и явления, используя круги как основу  для  рисунка. Нужно подумать, как использовать круги, чтобы получились оригинальные рисунки.  Задание выполняется 5 минут.

Цель – овладение показателями дивергентного мышления (беглость, гибкость, оригинальность).

Переработка результатов происходит следующим образом.

Показатель беглость мышления – подсчитывается общее количество рисунков, за каждый рисунок – 1 балл.

Показатель гибкость мышления – n/количество классов рисунков, за каждый класс – 1 балл.

Рисунки могут классифицироваться по таким классам: природа; предметы быта;  наука и техника; спорт; декоративные предметы; человек; экономика; Вселенная.

Показатель оригинальность мышления – за каждый редко встречающийся рисунок – 2 балла.

Полученные результаты сравниваются со средними значениями (см. Приложение).

Сводная таблица результатов  изучения показателей дивергентного мышления  по методике “Круги”  представлена в приложении.

Наглядно результаты представлены на рисунках.

Рисунок № 3. “Соотношение показателей дивергентного мышления в экспериментальной группе”.

Из рисунка видно, что у детей выявлен средний уровень беглости, средний уровень гибкости и средний уровень оригинальности.

Рисунок № 4. “Соотношение показателей дивергентного мышления в контрольной группе”.

 

Из рисунка видно, что у детей выявлен средний уровень беглости, средний уровень гибкости и средний уровень оригинальности.

 

 

 

 

 

Качественный анализ результатов исследования.

Рассмотрение показателей дивергентного мышления в разных группах испытуемых. Можно отметить, что выявления показателей различны у каждого испытуемого. Мы подтверждаем мысль о том, что строение творческих способностей неоднородна. Коэффициент беглости идей значительно ниже, чем в предыдущей методике. Это можно объяснить тем, что время проведения задания было ограничено. Школьники, обдумывая оригинальную идею, теряли время.

Гибкость лучше развита в контрольной группе, а оригинальность несколько выше в экспериментальной группе. Гибкость  - это возможность использовать знания из разных областей наук.

 

Методика “Предложения”.

Школьникам предлагается составить как можно больше осмысленных предложений из трех слов, которые  начинались бы на следующие буквы: Д, М, Т. Время выполнения – 8 минут.

Цель – изучение дивергентной продуктивности при операциях с символическим материалом.

При обработке подсчитывается количество предложений, которые будут признаком продуктивности при операциях с символическим материалом, и сравнивается со средними значениями (см. приложение).

Сводная таблица результатов изучения дивергентной продуктивности по группам представлена в приложении.

Наглядно результаты представлены на рисунке.

 

 

 

Рисунок № 5. “Соотношение показателей дивергентной продуктивности”.

 

Из рисунка видно, что экспериментальная и контрольная дивергентная продуктивность на среднем уровне.

Качественный анализ результатов исследования

Данная методика позволяет изучить творческие способности на вербальном материале. Мы видим, что показателя выше нормы нет.

То есть младшие школьники лучше предлагают  творческие идеи на невербальном материале. Когда дается неопределенный, незавершенный  стимул в виде изображенного предмета или незавершенной фигуры. Это подтверждает мысль о том, что младший школьный возраст благоприятный для обнаружения и формирования творческого потенциала.

Необходимо ответить, что методика “Предложения” больше напоминает  обычную учебную задачу. И тем самым могла не вызвать мотивации на исполнение и создание дивергентного продукта.

Изучив проявления творческих способностей младших школьников, обучающихся по развивающей программе, одним из направлений концепции этой программы – развитие творческих способностей школьников.

Мы определили, что творческие способности развиваются и проявляются у школьников неравномерно. Лучше проявляются творческие способности на невербальном, конкретном материале (рисунках). А школьная программа обучения предполагает развитие творческих способностей на предметном материале. Мы предлагаем создать условия для развития творческих способностей посредствам реализации развивающей программы.

 

2.3.Теоретическое обоснование  программы.

Целью формирующего этапа эксперимента является составление и апробация программы развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.

Задачи программы:

1. развитие интересов, мотивации  и творческих способностей;

2. развитие межличностной компетентности;

3. укрепление чувства  “я”, личных границ во взаимоотношениях и навыков самоорганизации;

4. развитие способности  к пониманию своего внутреннего  мира и чувств и потребностей  других людей;

5. развитие навыков  принятия решения;

6. развитие мышления (в  первую очередь, невербального), эстетических  переживаний, мануальных навыков и т. д.

Актуальность вопроса формирования творческой личности обусловлена, с одной стороны, социально-экономической динамикой и интересами обществ, неизбежностью разрабатыванием инновационных, нестандартных идей, отбора эффективных стратегий в развитии всех социальных отношений. С другой стороны, процессами гуманизации образования, где центром и ценностью является человек, его способности и возможности реализации в современном мире. Творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. В связи с этим возникает потребность развития, саморазвития, самосозидания.

Арт-терапия:

1. Создает положительный  эмоциональный настрой в группе.

2. Облегчает процесс  коммуникации со сверстниками, родителями, педагогами, другими взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии.

3. Укрепляет культурную  идентичность ребенка, способствует  преодолению языкового барьера, особенно в многонациональных  коллективах.

4. Позволяет обратиться  к тем реальным проблемам или  фантазиям, которые по каким-либо  причинам затруднительно обсуждать  вербально.

5. Дает возможность  на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме, позволяет проработать подавленные мысли и эмоции. Работа над рисунками, картинами, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций.

6. Развивает чувство  внутреннего контроля, создает условия  для экспериментирования с кинестетическими  и зрительными ощущениями, стимулирует  развитие сенсомоторных навыков, функций правого полушария головного  мозга, отвечающего за интуицию  и невербальные способы коммуникации.

7. Содействует творческому  самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности.

Принципы: Развивающая программа, по мнению А.А. Леонтьева, формирует творческие способности и потребности в творчестве. Будь оно научным или техническим, художественным или социальным, этическим или педагогическим. Она ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию.

Программа опирается на развивающую парадигму образования. Один из принципов этой программы, который наиболее интересен нам – креативный. Путем реализации креативного принципа является проблемное обучение, обеспечивающее творческое усвоение знаний.

Блоки программы: тест “Незавершенные фигуры”, Методика Вартега “Круги”, Методика “Предложения”; анализы результатов по данным методикам; Тематический план; Коррекционно-развивающая программа.

Организация:

Практические задачи исследования:

Изучить особенности проявления показателей творческих способностей  младших школьников (гибкость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию) в экспериментальной  и контрольной группе.

Разработать и апробировать развивающую программу с использованием средств арт-терапии.

Оценить результативность программы.

Сформулировать выводы по проведенному исследованию.

Программа состоит из 6 занятий, в которой участвуют 20 учеников младшего школьного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

Тема занятия

Задачи

Используемые упражнения

1

«Я единственный на планете»

1.Знакомство детей друг  с другом и психолога с группой.

2.Создание доброжелательной  атмосферы на занятиях.

3.Первое знакомство  с понятиями «жесты», «мимика», «интонация»

1.«Приветствие»

2. «Внимание»

3.«Чудесное путешествие»

4.«Снежный ком»

5.«Беседа о жестах, мимике, интонации.

6. «Прощание»

2

«Ассоциации»

1.Развитие интереса к  себе.

2.Развитие вариативности  мышления.

3.Творческое самовыражение.

1.«Приветствие»

2.Похожий-непохожий»

3. «Ассоциации»

4. «Релаксация»

5. «Рисование»

6. «Обсуждение рисунков»

7. «Прощание»

3

«Наши имена»

1.Идентификация ребенка  со своим именем, формирование  позитивного отношения к своему  «Я»

2.Стимулирование  творческого самовыражения.

1.»Приветствие»

2.Сказка «Страна имени»

3. «Паутинка»

4.«Вход в страну имени»

5.«Рисование имен»

6.«Представление имен»

7.«Выход из страны имени»

8. «Прощание»

4

«Моя семья»

1.Формирование чувства  принадлежности к своей семье.

2.Творческое самовыражение.

1.«Приветствие»

2.Игра «Любящие родители»

3.Игра «Верно-неверно»

4.Рисование «Моя  семья»

5.«Обсуждение рисунков»

6. «Прощание»

5

«Волшебные краски»

1.Развитие воображения, креативности.

2.Гармонизация эмоционального  состояния.

1.«Приветствие»

2.«Волшебный мешочек»

3. «Релаксация»

4. «Рассказчик-слушатель»

5. «Волшебные краски»

6. «Прощание»

6

«Страна Фантазия»

1.Развитие творческого  воображения и мышления.

2.Отработка механизмов  саморегуляции.

3.Сплочение группы.

1.«Приветствие»

2.«Сказочные испытания»

3.«Вход в страну Фантазия»

4.«Изготовление пальчиковых кукол»

5.«Выход из сказочной страны»

6. «Прощание»


 

 

 

 

 

 

 

2.4. Оценка эффективности реализованной программы

Анализ развивающей деятельности.

 

Целью контрольного этапа эксперимента является выявления эффективности программы арт-терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника.

Задачи:

  1. Раскрыть специфику развития творческих способностей младших школьников средством арт-терапии.
  2. Осуществить отбор содержания, выбор форм, методов работы по программе арт-терапия как средство  развития творческих  способностей младшего школьника.
  3. Апробировать программу.

Для выполнения развивающей деятельности была взята экспериментальная группа школьников.

Занятия показали, что групповая деятельность проходила хорошо. Ребята умеют общаться, слушать друг друга, предлагать идеи. Сложно было упорядочить деятельность ребят, когда необходимо было выслушать все идеи, рассмотреть все работы. Хотелось всем быть ведущим в игре, помощниками тренера.

Эффективность программы по развитию творческих способностей младших школьников была оценена повторной диагностикой, затем сравнительным и корреляционным анализом.

 Количественные результаты  повторной диагностики представлены  в сводных таблицах в приложении  знаменателем дроби.

Повторная диагностика проводилась по методике “Предложение”, “Незавершенные фигуры”.

Для проведения сравнительного и корреляционного анализа  сформулируем гипотезы.

Н 0 – Если  не использовать в работе с младшими школьниками развивающие занятия со средствами арт-терапии, то развитие творческих способностей  в условиях школьного обучения  не будет происходить  успешно.

Н 1 – Если использовать в работе с младшими школьниками развивающие занятия со средствами арт-терапии, то развитие творческих способностей  в условиях школьного обучения будет происходить наиболее успешно.

Таблица № 1. “Сравнительный анализ эффективности развивающей деятельности”

 

 

Есть эффект

Нет эффекта

гибкость

Оригин.

Разраб.

Соп. Зам.

Верб.

креат

гибкость

Оригин.

Разраб.

Соп. Зам.

Верб.

креат

Экспериментальная

группа

6

(30%)

12

(60%)

14

(70%)

16

(80%)

15

(75%)

14

(70%)

8

(40%)

6

(30%)

4

(20%)

5

(25%)

Контрольная группа

5

(25%)

6

(30%)

4

(20%)

5

(25%)

6

(30%)

15

(75%)

14

(70%)

16

(80%)

15

(75%)

14

(70%)

Информация о работе АРТ - терапия как средство развития творческих способностей младшего школьника