Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование арттерапии как психологического средства коррекции девиантного поведения подростков.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1.Рассмотреть девиантное поведение и проанализировать особенности девиантного поведения у подростков.
2. Изучить понятие психологической коррекции и её особенностей в применении к девиантным подросткам.
3.Проанализироать арттерапию и её основные виды с позиции средств психкоррекции поведения девиантных подростков.
4. Рассмотреть фильмотерапию как частный вид арттерапии.

Файлы: 1 файл

курсовая2 итоговый вариант.docx

— 134.47 Кб (Скачать файл)

Многие психологи говорят о влиянии на формирование отклоняющегося поведения подростков семейных отношений. Так Э. Эриксон считает, что неполучение материнской заботы на ранних стадиях развития ребёнка, отсутствие поощрений, подавление активности и самостоятельности может привести к смещению ролей в подростковом возрасте, и как следствие, к нарушению поведения. [49, с.106] А  по мнению А.Адлер, избалованность или отверженность ребёнка родителями может стать причиной возникновения у него комплекса неполноценности, что в свою очередь приводит к появлению у подростка стремления к личному превосходству, в следствии чего  нарушается развитие социального интереса, и его поведение может стать неадекватным социальным устоям и нормам. [49, с.106] Кроме того И.В. Фатеев указывает на то, что родительская неприязнь или условное принятие способствует развитию «ложного я», когда «под маской демонстрируемого нереалистически идеализированного и грандиозного Я находится истинное – ослабленное и беспомощное, но реальное аутентичное Я» [49, с.106]. В этом случаи чаще всего проявляются такие виды девиаций, как агрессия, самоповреждения и суициды.

Подростковый возраст сам по себе у многих ассоциируется с началом конфликтов в семье. Если родители не смогут обеспечить «сглаживание углов» и минимизировать эмоциональное напряжение в семье, то большая вероятность того, что подростки начнут активно отстаивать свои позиции, проявляя агрессию и жестокость, или же в поисках поддержки со стороны сверстников станут проводить всё своё время в «дворовых компаниях». Всё это может привести к девиантному поведении.

Школьная дезадаптация также может стать причиной отклоняющегося поведения у подростков. Чаще всего она проявляется в кофликтах между подростком и его одноклассниками или подростком и учителем, и как следствие пропадание интереса к учёбе и нежелание посещать школу.

Франсуаза Дольто выделяет социальные, психологические и педагогические причины школьных неудач у подростков. К социальным причинам она относит бедность и принадлежность к этническим меньшинствам, к психологическим - неуверенность в себе, плохие отношения в семье, физические и умственные недостатки ребёнка, отсутствие у него мотивации, к педагогическим - плохая организация обучения, негативные отношение между преподавателем и учеником или между семьёй и школой. [12, с.225]

Кроме того подростки не хотят идти в школу просто потому, что им там неинтересно. Редко в какой школе позволяют детям мыслить неординарно, развивая при этом их творческое воображение. Чаще всё - таки мы сталкиваемся с тем, что школьникам прививают коллективное мышление.

Также в подростковым возрасте учебная деятельность уходит на задний план, уступая место общению со сверстниками, поэтому «если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющей его общение, он часто "уходит" из школы, разумеется, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально» [29, с.301].

Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития несовершеннолетних и в подростковом возрасте резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону: агрессия, склонность к употреблению психоактивных веществ и уходу в виртуальный мир (компьютерная и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома и школы на длительное время, отказ от обучения и т.д. [52, с.203].

Как мы видим, проблемы в семье и в школе тесно взаимосвязаны, и начало конфликтов в одной из этих областей, сразу же тянет за собой сбой в другой. А неблагоприятные условия в школе и в семье в совокупности очень часто приводят к тому, что подросток находит поддержку к асоциально направленных компаниях сверстников.

Одними из специфических черт подросткового возраста являются преобразование общения в основной вид деятельности и потребность принадлежности к референтной группе, по средствам которой у подростка продолжает развиваться процесс социализации, начавшийся в семье. Именно в неформальной группе подросток находит возможность самореализации и удовлетворяет потребность в признании. Эти потребности присущи всем подросткам, но от отношений в семье, принятие в школе и других социально психологических и психофизиологический факторов зависит каким образов и в какой неформальной группе он будет их реализовывать. В связи с этим очень важным является то, какую группу подросток будет считать референтной, так как это и будет показателем того, какие нормы поведения  и ценности он примет как свои собственные. К.В. Шмакова подчёркивает то, что «если групповое общение имеет антиобщественную, криминальную направленность, то и характер девиантного поведения подростка будет усугубляться, а его деятельность приближаться к криминальной, общественно опасной» [52, с.202].

Таким образом, возрастной кризис и психофизиологические нарушения могут стать прочной основой для формирования девиантного поведения. Но его закрепление и дальнейшее развитие главным образом зависит от того в каких условиях будет происходить социализация подростка: формирование ценностей, моделей поведения, установок, социальных навыков, то есть от его  социально-психологических отношений на макро и микроуровни.

1.3 Личностные особенности девиантных подростков

Личностные особенности подростка могут способствовать формированию девиантного поведения. Но вместе с тем они наоборот могут развиваться под влиянием систематического нарушения социальных норм.

Личностные особенности девиантных подростков могут быть связанны с «эмоциональными нарушениями» [22, с.26] . К таким особенностям можно отнести:

- импульсивность;

-раздражительность;

-вспыльчивость;

- агрессивность;

-враждебность.

-тревожность;

-аффективность;

-напряжённость;

-конфликтность;

-озлобленность;

-подозрительность;

-аутоагрессию.

Эти особенности девиантных подростков, как правило, приводят к конфликтам и  затрудняют их общение с окружающими людьми.

Кроме того личностные свойства подростка при девиантном поведении могут касаться «эмоционально-волевой и ценностно-нормативной сфер личности» [22, с.26] . Среди этих свойств можно назвать:

-импульсивность и несдержанность в проявлениях эмоций;

-низкую фрустрационную толерантность;

-трудности в процессе целеполагания;

-плохое самообладание;

- нерациональность действий и поступков;

-эмоциональная нестабильность и безволие;

- отчужденность;

- духовную опустошенность;

- подражание другим людям (как правило, с асоциальным поведением);

-стремление к неограниченной свободе;

-стремление к утверждению себя в глазах сверстников;

- желание проявить силу, смелость;

- подозрительность  к своему ближайшему окружению;

-«доминирование  примитивных потребностей с неприемлемыми  способами их удовлетворения  и неиерархизированных, ситуационно  импульсных, примитивных, аддиктивных  мотивов» [22, с.35].

Психолог Шабышева Ю.Е. отмечается, что «когнитивная сфера личности дезадаптивного подростка, как правило, недостаточно развита» [51, с.68] и для неё характерны:

-нарушение процессов внимания, памяти, воображения;

- недостатки умственных способностей;

-особенности  мышления (подростки стремятся к глобализации мышления и часто делают решительные и оканчательные выводы из неполной, единичной информации, основываясь на крайней степени максимолизма). [51, с.68]

Такие особенности, если они не являются патологическими, формируются чаще всего «в результате неудовлетворительного, ошибочного воспитания в семье, в результате различного рода нарушений детско-родительских отношений» [52, с.201].

Когда особенности характера подростка особенно ярко выражены, мы можем говорить о том, что они выходят за пределы «нормы», но не всегда достигают степени психопатии.

Чтобы провести некую грань между этими ярко выраженными особенностями характера и патологией, А. Е. Личко выделяет акцентуации характера, под которыми понимает «крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [49, с.48]. Подростки с акцентуациями характера могут неадекватно реагировать на происходящие события и непредсказуемо себя вести, казалось бы, в стандартной ситуации. Как отмечают П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко «акцентуации характера необязательно связаны с девиантным поведением подростков, но такие подростки обладают меньшей устойчивостью против пагубного влияния окружающей среды» [52, с.201]. Кондрашенко В.Т. исследовал зависимости между формами девиантного поведения и типами особенностей характера. Им была установлена связь между разными акцентуациями характера и такими формами девиантного поведения, как пьянство, употребление наркотиков, правонарушения, бродяжничество, суицидальное поведения и сексуальные девиации, отягощенные жестокостью и агрессией [23, с.73].

К. В. Шмакова подчёркивает то, что «в норме большинство детей в подростковом возрасте имеют акцентуации характера» [52, с.201] . Это говорит о том, что родители, учителя и другие взрослые не должны объяснять девиантное поведения подростков исключительно наличием у них определённых акцентуаций характера, которые сами по себе могут лишь увеличить вероятность проявления тех или иных девиаций.

Итак, для девиантных подростков часто характерны личностные особенности, связанные с эмоциональными, волевыми и ценностно-нормативными и когнитивными нарушениями, иногда переходящие в акцентуации характера.

1.4 Формы девиантного поведения подростков

Формы проявления девиантного поведения у подростков очень разнообразны. Общепринятыми формами отклоняющегося поведения являются:

- побеги из дома и бродяжничество;

-преступность;

-агрессивное поведение;

-алкоголизм;

-наркомания;

-токсикомания;

-проституция;

-суицидальное поведение.

Менделевич В.Д. помимо них выделяет:

- нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);

- аномалии сексуального поведения;

-сверхценные психологические увлечения (трудоголизм, коллекционирование, фанатизм — религиозный, спортивный, музыкальный и пр.);

-сверхценные психопатологические увлечения («философическая интоксикация», разновидности маний — клептомания, дромомания и др.);

- характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипа-

ции, группирования, оппозиции и др.);

-коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конфор-

мизм, фобическое и нарциссическое поведение, нигилизм, и др.);

-безнравственное и аморальное поведение;

- неэстетичное поведение, или девиации стиля поведения [35, с.85].

Клейберг Ю. А. к формам девиантного поведения относит ещё творчество, страхи и навязчивости и вандализм, подробно рассматривая один из его видов – граффити [22, с.63-78]. Кроме того Клейберг называет гомосексуализм одним их видов девиантного поведения [22, с.80]. А Матти Лайне, напротив, считает, что гомосексуализм  нельзя считать отклоненным поведением [31, с.15].

 Рассмотрев многообразие форм девиантного поведения подросток, мы бы хотели подробнее описать наиболее масштабные и общепринятые из них: агрессивное поведение, делинквентное поведение, аддиктивное поведение и суицидальное поведение.

Агрессия – «некоторый вид поведения, физического либо символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» [9, с.106].

Агрессивное поведение подростков чаще всего выражается в формах враждебности, жестокости и демонстрации.

Проявление враждебности  характеризуется наличием определённого объекта, на который подросток и направляет свою агрессию.

Жестокость - стремление к причинению страданий, мучений людям или животным, выражающееся в действиях, вербальном поведении или воображении. Среди подростков широко известны случаи, когда проявляется жестокость  по отношению к людям и сентиментальность  по отношению к животным [24, с.40-41].

Демонстрация – показ возможности нападения, который, вызывая у противника страх,  позволяет избежать физического насилия.

Что же заставляет подростков вести себя агрессивно? Причинами, способствующими появлению агрессии у подростов можно считать:

-протест против непонимания  взрослых;

-неудовлетворённость своим положением  в обществе;

- природные особенности темперамента (возбудимость и сила эмоций);

-необходимость защитить себя  или удовлетворить свои потребности;

-подражание моделям поведения, пропагандируемым в СМИ и кинематографе;

-стремление занять место в  референтной группе, добиться самоуважения  и уважения сверстников;

-конфликты в семье;

-недовольство собой, внутренние  противоречия;

Азарова Л.А. выделяет социальные, психологические и биологические детерминанты агрессивного поведения [1, с.50-52].

К социальным детерминантам она относит:

-фрустрацию;

- вербальное и физическое нападение (провокация);

- характеристики жертвы (пол, национальная принадлежность и др.);

 -подстрекательство со стороны окружающих.

К психологическим:

- боязнь общественного неодобрения;

- раздражительность;

- тенденция усматривать враждебность  в чужих действиях;

- убежденность человека в том, что он в любой ситуации останется хозяином своей судьбы (локус контроля);

- склонность испытывать чувство  стыда, а не вины во многих ситуациях.

К биологическим:

- психофизиологические особенности личности (функционирование лимбической системы);

-хромосомные аномалии;

-уровень гормонов.

Делинквентное (противоправное) поведение - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях [17, с.73].

Внутри делинквентного поведения существует множество систематизаций типов правонарушений, созданных с целью определения степени выраженности данного поведения и силы его воздействия на личность. Одной из таких систематизаций выступает систематизация В.Н.Кудрявцева, который говорит о профессиональных преступниках (лицах, регулярно совершающих преступления, живущих на доходы от них), ситуативных (действующих в зависимости от обстановки), случайных(преступивших закон только однажды) [17, с.74].

Большинство исследователей в области делинквентного поведения из всех причин, обуславливающих формирование такого поведения, наибольшее значение придают социальным.

Информация о работе Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков