Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование арттерапии как психологического средства коррекции девиантного поведения подростков.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1.Рассмотреть девиантное поведение и проанализировать особенности девиантного поведения у подростков.
2. Изучить понятие психологической коррекции и её особенностей в применении к девиантным подросткам.
3.Проанализироать арттерапию и её основные виды с позиции средств психкоррекции поведения девиантных подростков.
4. Рассмотреть фильмотерапию как частный вид арттерапии.

Файлы: 1 файл

курсовая2 итоговый вариант.docx

— 134.47 Кб (Скачать файл)

Сказкотерапия - лечение сказками, т.е. совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими [16, с.7].

Отвечая на вопрос о том, для кого предназначено данное средство психокоррекции, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит, что сказкотерапия, являясь «детским» методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека, предназначена не только для детей [15, с.5]. То есть речь идёт о том, что сказкотерапия обращена к внутреннему ребёнку, который живёт в каждом человеке.

Осипова А.А. выделяет следующие возможности работы со сказкой[40, с.200]:

1.Использование  сказки как метафоры. Текст и  образы сказок вызывают свободные  ассоциации, которые касаются личной  жизни клиента, и затем эти  метафоры и ассоциации могут  быть обсуждены.

2. Рисование  по мотивам сказки. Свободные  ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного  графического материала.

3. Обсуждение  поведения и мотивов действий  персонажа, что служит поводом  к обсуждению ценностей поведения  человека, выявляет систему оценок  человека в категориях: хорошо - плохо.

4.Проигрывание  эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов  дает возможность ребенку или  взрослому почувствовать некоторые  эмоционально значимые ситуации  и проиграть эмоции.

5.Использование  сказки как притчи-нравоучения. Подсказка  с помощью метафоры варианта  разрешения ситуации.

6. Творческая  работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

Можно выделить основные механизмы, лежащие в основе сказкотерапии:

1.Метафора  – как ядро любой сказки, является  главным средством психологического  воздействия в сказкотерапии. [7, с.3]. При помощи метафоры образы сказки не только проецируются на реальную жизненную ситуацию слушателя и способствуют усвоению моральных норм и принципов взаимоотношений между людьми, но и включают глубинные механизмы бессознательного [7, с.27].

2.Семантический  резонанс – результат обнаружения  слушителем сходства между его  семантическим пространством и  семантическим пространством сказки. Фактически речь идёт о завершении  поиска соответствия между актуальной  ситуацией и фрагментами жизненного  опыта. Если он произошёл, слушателя  охватывают особые переживания, возникает ощущение значимости  материала сказки. В  результате  становится возможным изменение  видения мира и себя вместе  в этом мире и отношений к себе и к миру [7, с.26].

При срабатывании названных основных механизмов, становится возможным включение механизмов защиты «Я» (прежде всего  идентификации с героем сказки), которые позволяют осуществлять психологическую коррекцию девиантных подростков в наиболее безболезненной форме.

Таким образом сказкотерапия позволяет достичь следующих положительных результатов:

-отреагирование  значимых эмоций;

-осознание  подростком своих внутренних  конфликтов и возможностей их  решения;

-усвоение  подростком моральных и социальных  норм.

Куклотерапия – частный метод арттерапии, использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как  промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя) [40, с.203].

Куклотерапия  используется при коррекции различных дезадаптивных проявлений подростков: страхах, трудностях в развитии коммуникативной сферы, для достижения позитивных изменений в эмоциональной, когнитивной и мотивационно – потребностной сферах развития личности подростка [51, с.94].

Процесс куклотерапии проходит в два этапа:

1. Изготовление  кукол.

2. Использование  кукол для отреагирования значимых  эмоциональных состояний. Процесс  изготовления кукол также является  коррекционным. Увлекаясь процессом  изготовления кукол, дети становятся  более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается  произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации  внимания, усидчивости, развивается воображение [40, с.204].

Гребенщикова Л.Г. отмечает, что достижение определённых результатов при помощи куклотерапии обусловлено включением у человека следующих механизмов [11, с.14]:

1. Проекция  - человек приписывает собственные  мысли, чувства и поведение другим  людям. Свои мысли и чувства  он может проецировать и на  куклу, особенно если она безлика  и беспола.

2. Замещение - переадресация инстинктивного  импульса с объекта более угрожающего  или запретного к менее угрожающему  и запретному. Замещение позволяет  облегчить груз своих эмоций  и проработать свои чувства. Кукла, как заместитель, ярко проявляет  себя в игре ребенка, который  бьет ее вместо родителей или  братьев и сестер.

3. Сублимация  - трансформация социально  неприемлемых  или нереализуемых в данный  момент желаний в социально  приемлемые или допустимые здесь  и сейчас. Невозможность рассказать  кому-либо о своих чувствах  сублимируется в разговоре с  куклой  (например, при использовании  куклы терра-поппетс).

4. Идентификация  - ситуативное уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому  как образцу на основании эмоциональной связи с ним [36]. Психолог старается добиться того, чтобы чтобы исцинирование рассказа, в который вклдючена выбранная ребёнком кукла, захватило его, и ребёнок, сочувствуя герою, идентифицировался с ним [40, с.94].

Эффективность куклотерапии объясняется и её способствованию достижению подростком катарсиса. Катарсис — это специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, отреагировании аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта [11, с.26]. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и т.д.) и снятием нервно-психического напряжения [40, с.204].

Гребенщикова Л.Г. считает, что результатами куклотерапии являются[11, с.28]:

1. Психодиагностика: конкретизация проблемы.

2. Достижение  эмоциональной устойчивости и  саморегуляции.

3. Приобретение  важных социальных навыков, опыта  социального взаимодействия.

4. Развитие  коммуникативных навыков.

5. Развитие  самосознания.

6. Развитие  грубой и мелкой моторики.

7. Разрешение  внутренних конфликтов.

8. Профилактика  и коррекция страхов.

9. Развитие  речи.

10. Поиск  внутренних механизмов сопротивления  болезни.

11. Коррекция  отношений в семье.

12. Становление  психосексуальной идентичности  мальчиков и девочек.

Итак, мы проанализировали основные виды арттерапии, указав их механизмы психологического воздействия и возможные положительные результы от их применения. В следующей главе, основываясь на мнении о большей популярности среди подростков, несложности реализации и обладании значительной силой психологического воздействия этого средства психкоррекции,  мы более подробно исследуем фильмотерапию.

2.4 Фильмотерапия

Чтобы объяснить причину, по которой мы решили более подробно остановиться на данном виде арттерапии, ещё раз перечислим преимущества фильмотерапии, которыми, на наш взгляд, она обладает по сравнению с другими средствами арттерапевтической коррекции:

1.Киноискуссво в настоящее время  является одним из самых популярных  видом искусства среди подростков.

2.Кинотерапия  обладает рядом организационных  преимуществ, в число которых  входит наглядность и доступность  материала [Карп спр128].

3. Кино полностью овладевают зрительским восприятием. Специфика кинозрелища – в его всестороннем воздействии на сознание. За сравнительно непродолжительное время на индивида обрушивается значительный объем зрительной и слуховой информации [5, с.318].

Создателем кинотерапии считается лондонский психотерапевт Берни Вудер, который  совершил прорыв в области лечения различных эмоциональных проблем. Он предложил избавляться от них с помощью художественных фильмов и впервые вёл сам термин «кинотерапия» в конце 20-го века [6, с.52].

Однако изучение влияния кино на зрителя началось намного раньше. Уже в первых отечественных (В. Готвальд «Кинематограф – его происхождение, устройство и будущее общественное и научное значение» (1909г.), Е. Самуйленко «Кинематограф и его просветительская роль» (1912 г.)) и западных (Э. Альтенлох «К социологии кино» (1914 г.), Е. Майрин «Кинематограф в практической жизни» (1916 г.)) работах, посвященных кинематографу, вставал вопрос об воспитательном и образовательном значении кино [20, с.88].

В первой половине 1930-х гг. в созданном тогда научно-исследовательском секторе ВГИКа была организована секция изучения зрителя, в которой советскими психологами Б.М. Тепловом, Н.И. Жинкиным, О.И. Никифоровой и др. особенно широко исследовалась проблема «кино и дети» [20, с.88].

В большой медицинской энциклопедии 1949 г. Впервые появилась статья о кинотерапии как новом методе лечения в клинике: «Теоретически рассуждая, можно создать специально подобранные фильмовые программы, составленные на основе научного изучения восприятий зрителей различных категорий, в том числе и больного, которые будут иметь определённое положительное психотерапевтическое воздействие». В те годы данная проблема была сформулирована теоретически, в настоящее время уже созданы программы психотерапии, основанные на подборке фильмов под определённые психотерапевтические цели (А. Вудер, Е.П. Кораблина, А.А. Плескачевская и др.) [21, с.121].

Исследователи в области кинотерапии дают достаточно схожие определения данному термину.

Карпова Н.Л., Данина Н.В. и Шувиков А.И. под кинотерапией понимают в широком смысле – «метод, входящий в систему арттерапии, в основе которого лежит использование художественных фильмов в качестве своеобразных терапевтических метафор»; в узком смысле – «специальный инструмент воздействия на человека, входящий в состав различных психотерапевтических систем» [21, с.122].

Ахмедзянова А. Э. обозначает кинотерапию как «форма психотерапевтической работы, органично сочетающая кино, психолога, группу и рекомендуемая для профилактики депрессивных состояний, интернет-зависимости и пр.» [4, с.52].

Ежова Н.Н. определяет кинотерапию как «одно из современных направлений в психологии,  которое предполагает групповой просмотр кинофильмов  и последующее их обсуждение» [6, с.52].

По мнению Прокофьевой Н.И. кинотерапия является «методом психотерапии, предполагающим просмотр фильмов разнообразных жанров и направлений, отражающих в разной степени, те или иные жизненные ситуации и выходы из них, с последующей работой с психологом» [37, с.25].

Из анализа данных определений, мы можем сказать, что их авторы делают акцент на средстве кинотерапии – художественном фильме и на реализации данного средства в ходе совместной деятельности психолога и клиента.

В рамках своей работы под кинотерапией мы будем понимать метод арттерапии, психокоррекционное воздействие которого, основано на применении киноискусства и реализуется в процессе совместной творческой деятельности девиантных подростков и психолога.

Прежде чем приступать к изучению механизмов воздействия фильмотерапии, мы считаем целесообразным разобраться в том, как осуществляется процесс восприятия зрителем кинофильма и какие механизмы, заложенные в нём (фильме) позволяют управлять этим восприятием.

Д.А. Леонтьев предлагает следующую схему процесса восприятия художественного произведения, которая, по мнению Маркиной А.С. может быть применена и в отношении кинопроизведения: на стадии первичного контакта возникновение «предварительной эмоции»; «вхождение реципиента в произведение» (за которым лежат механизмы уподобления, идентификации или отчуждения); «переработка содержания и реконструкция мира произведении» осуществляемая во «встречной деятельности реципиента»; «художественное переживание» как «деятельность художественного смысла строительства»; «оценка произведения» как «интегральный результат деятельности человека по восприятию, пониманию и усвоению смыслового содержания искусства» [34, с.36].

Ю.Н. Усов создал схему процесса восприятия кинофильма. Процесс восприятия, с его точки зрения, складывается из следующих составных частей: возникновение ассоциаций, выявления семантики единиц киноповествования, образного обобщения по мере синтеза этих единиц, осмысление многоплановости увиденного и определения своего отношения к нему [34, с.38].

Г.А. Поличко, на примере работы в киноклубе со студентами различных ВУЗов выделяет четыре ступени проникновения зрителя в ткань художественного фильма: 1) фабульное или пассивно-реалистическое восприятие, когда понимается только состав событий, затронутых в фильме; 2)сюжетное восприятие, когда зритель выходит к осмыслению фабульных событий на уровне сюжета; 3)концептуальное восприятие, характеризуется способностью увидеть и сформулировать авторскую концепцию фильма; 4)интерпретационное восприятие, когда происходит «переплавка» эстетической информации и происходит активное «самостроительство личности» [34, с.41].

На основе анализа представлений данных авторов о процессе восприятия зрителем кинофильма, можно сделать следующие выводы:

1.Восприятие  зрителем кинофильма является  постепенным процессом, представляющим  собой последовательное проникновение зрителя в смысловое пространство кинофильма.

2.В процессе  вхождения в смысловое пространство  фильма зритель переходит от  пассивной формы восприятия к  активной, характеризующейся перестройкой и осмыслением полученной информации.

Информация о работе Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков