Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование арттерапии как психологического средства коррекции девиантного поведения подростков.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1.Рассмотреть девиантное поведение и проанализировать особенности девиантного поведения у подростков.
2. Изучить понятие психологической коррекции и её особенностей в применении к девиантным подросткам.
3.Проанализироать арттерапию и её основные виды с позиции средств психкоррекции поведения девиантных подростков.
4. Рассмотреть фильмотерапию как частный вид арттерапии.

Файлы: 1 файл

курсовая2 итоговый вариант.docx

— 134.47 Кб (Скачать файл)

3.Конечным  результатом процесса восприятия  кинофильма является формирование  зрителем собственного отношения  к увиденному, являющегося основанием  для личностной «перестройки», без  которой невозможна реализация  психокоррекции.

Корбут К.П., исходя из теории психоанализа, выделяет следующие механизмы воздействия кино [28]:

1. Прямое обращение к бессознательному через зрительные и звуковые образы. Скорость, с которой мы раскрываем образы, позволяет большей части того, что мы видим, восприниматься только на бессознательном уровне. Невозможно фокусироваться на всей визуальной информации, появляющейся на экране в одно и то же время. Мы всегда должны будем игнорировать некоторую часть того, что мы видим, чтобы сфокусироваться на другой части. Но то, что мы не видим сознательно, мы все-таки видим бессознательно. Это инстинктивный процесс, который у каждого происходит без сознательного обдумывания.

2.Регрессия. Все, что зритель может видеть и слышать, контролируется фильмом. Зритель в некоторой степени теряет ощущение своего реального (физического и психического) присутствия в помещении. Можно сказать, зритель охвачен работой «киновидения». Дополнительно к этому нужно сказать, что роль зрителя предполагает некоторую пассивность, зритель принимает то, что ему показывают.

3. Попытка овладеть травматическим переживанием. Зрители могут реконструировать моменты тревоги ранних влечений, сохраняя безопасную дистанцию с ними и зная, что они могут пережить их. Люди всегда искали в искусстве возможность разрешения проблем. Экран в этом смысле подходит как контейнер для проекций личных и бессознательных страхов и влечений. Самые успешные фильмы обычно совпадают с подавленными желаниями и страхами массового зрителя, мы видим в кинофильмах отражения проблем идентичности, работы горя, борьбы со временем и старением, со страхом уничтожения и нарциссическими тревогами.

4. Удовлетворения идеального Я. Большинство людей видят, насколько невыполнимо достижение Идеального Я, но многие фильмы дают выход тому, чтобы желание Идеального Я стало реальностью. Кино предлагает нам множество вариантов Идеального Я.

 5.Удовлетворение Супер-Эго, за счёт исполнения желания в замаскированном виде или за счёт его высмеивания.

Теперь разберёмся в том, какие механизмы кинофильма позволяют при помощи него осуществлять психокоррекционное воздействие.

Е.П. Кораблина выделяет следующие механизмы кинотерапии [27, с.119-121]:

1.Проекция. Фильм в этом случае является тем полотном, на которое не только режиссёр, но и зритель (клиент) может спроецировать свои отношения, переживания, мысли и чувства. Фильм часто помогает клиенту перенести содержание внутреннего мира вовне, то есть увидеть на экране то, что происходит в его собственной жизни. Такая проекция своих забот или психологических затруднений облегчает работу над ними. Как известно, отделение проблемы, проецирование её на киноэкран уже само по себе оказывает полезное действие, помогая клиенту увидеть себя как бы со стороны.

2.Идентификация. Человек выбирает такого киногероя, который наиболее ему близок в настоящий момент по характеру, способам поведения, решаемой ситуации, психологической проблеме и т.д. Клиент, выбирая героя и идентифицируясь с ним, проживает за время фильма его жизнь. Образ мыслей, чувства, привычки, черты характера, решения становятся как бы общими – либо спроецированными на героя, либо позаимствованными на него.

3.«Здесь и сейчас». Эмоциональное включение в происходящее на экране дает личности возможность пережить те чувства, которые не находят своего выражения в реальной жизни.

4.Актуализация значимой проблемы (потребности), основанная на законе «фигуры и фона». В соответствии с ним клиент выберет в фильме ту ситуацию (или героя, наиболее запомнившийся эпизод, фразу), которая является для него «фигурой», то есть чем-то наиболее значимым в данный момент. Таким образом, фильм не только помогает актуализировать скрытые проблемы, что необходимо для эффективной терапии, но и удовлетворяет различные потребности личности.

5. «Маска». Как мы помним, потребность в безопасности является для личности одной из самых важных, особенно значимой она становится при обращении к болезненным, травмированным или ослабленным сторонам души, что часто происходит на консультировании и терапии. Клиент в такой ситуации ищет возможность психологически спрятаться, найти защиту от пугающих переживаний и разрушения. В кинотерапии такой защитой и служит «маска», то есть образ киногероя и осознание того, что это — всего лишь фильм, а значит, все происходящее неправда и уж тем более «не моя жизнь». Возможность оставаться «скрытым» дает клиенту возможность проникать в мир собственных чувств с наибольшей осторожностью и выдерживать ровно столько, сколько он может выдержать в данный момент.

Кроме того одним из механизмов психокоррекционного воздействия кино можно считать его метафоричность. Фильмы богаты образами и подтекстом. Каждый человек видит и интерпретирует их по-своему, через призму своего жизненного опыта, психологических особенностей, ценностей и отношения к миру. Обсуждая «свой» фильм с другими людьми, человек соприкасается с другим взглядом на мир, с другой интерпретацией событий, расширив тем самым своё понимание и видение мира, а может быть, и изменив взгляд на те или иные проблемы [4, с.52].

Эффективность психокоррекционного воздействия фильмотерапии определяют следующие факторы:

1.Уровнь развития у зрителя киновосприятия и владения киноязыком [Карп спр124].

2.Уровнь профессионализма психолога [4, с.56].

3.Правильно  подобранный фильм [4, с.56].

Е.П. Кораблина отмечает, что для реализации возможностей фильмотерапии используемый фильм должен обладать следующими качествами[27, с.121]:

1.Фильм должен быть позитивным. «Позитивность» фильма определяется многими характеристиками: первым (интуитивным) впечатлением от него, наличием жизненной правды, органичностью сюжетного и образного ряда, эстетическими переживаниями и др. Но главный критерий, который можно выделить для отбора фильма, весьма прост: фильм должен учить высшим ценностям (добро, любовь, правда, терпение, красота), нести в себе гуманистические идеалы (свобода, ответственность, смысл), ставить перед зрителем (клиентом) нравственные вопросы.

2.Фильм должен соответствовать целям кинотерапии, а также учитывать возраст, уровень образования и психологическую ситуацию клиентов.

Карпова Н.Л., Данина М.М. и Кисельникова Н.В. подход к подбору фильмов, основанный на интуитивном представлении психотерапевта о том, что данный фильм является созвучными проблеме человека или группы людей, нуждающихся в психотерапевтической помощи, и содержат в себе определенные указания на пути решения данной проблемы, считают научно необоснованным. В связи с этим ими была разработана подробная карта психотерапевтических паттернов, наличие которых в кинофильме делают эффективным воздействие на человека, с точки зрения желаемых для него изменений.  Данная карта включает в себя более 20 паттернов-целей (которые сами по себе в интроецированном виде могут выступать как позитивный психотерапевтический эффект), более 20 паттернов­средств (являющиеся «вспомогательными», определенными «каналами», облегчающими трансляцию психотерапевтического содержания), а также более 60 параметров анализа аудио­ и видеоряда, оказывающих влияние на особенности восприятия кинофильма [19, с.131].

Выполнение всех перечисленных условий, необходимых для эффективности психокоррекционного воздействие кино, делает возможным достижение при применении фильмотерапии у девиантных подростков следующих положительных результатов [4,21, 27]:

1.Развитие психологической компетентности: знакомство с различными социальными типажами (типы темперамента, социальные роли и пр.) и обучение взаимодействию с ними.

2.Развитие интеллектуальных навыков: развитие внимания, памяти, наблюдательности, навыка формулирования мысли, слушания, логического мышления.

3.Развитие эмоциональной сферы: обучение навыкам эмпатии, определению собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя).

4.Развитие навыков решения проблем: увеличения количества способов решения какой-либо проблемы, расширение поведенческого репертуара.

5. Снятие  стресса: избавление от  эмоционального напряжения, обучение навыкам релаксации и спонтанности в поведении.

6. Самоанализ: развитие навыков глубокой рефлексии, самопознание и раскрытие внутренних резервов личности, а также осознание внутренних конфликтов.

7.Переоценка ценностей и установок, мешающих полноценному развитию и функционированию подростка.

Подводя итоги исследованию фильмотрепии, стоит ещё раз отметить, основными механизмами психотерапевтического воздействия данного средства коррекции выступают такие механизмы, как идентификация, проекция, «здесь и сейчас», «актуализация значимой проблемы», «маска». Для того, чтобы данные механизмы сработали и психокоррекционное воздействие фильмотерапии оказалось эффективным необходимо, чтобы у подростков было развито киновосприятие, психолог обладал достаточным уровнем профессионализма и сам фильм был правильно подобран.

При соблюдении всех перечисленных условий, в результате применения фильмотерапии, как и в результате применения других видов арттерапии, происходит развитие эмоциональной, когнитивной, мотивационно-потребностной, волевой, коммуникативной сфер подростка; осознание им внутренних конфликтов и возможных путей их решения.

 

Заключение

В ходе написания работы мы определили девиантное поведение как систематическое нарушение социально значимых норм, противоречащих ценностям индивида, которое может оказывать как конструктивное, так и деструктивное влияние на индивида, и общество в целом. Стоит оговорить, что предметом психологической коррекции в нашей работе выступают только те стороны девиантного поведения, которые негативно влияют на развитие подростка.

На наш взгляд, основой девиантного поведения подростков  могут стать возрастной кризис и психофизиологические нарушения, но главной причиной, обуславливающей формирование, укрепление и развитие девиантного поведения у подростков являются его социально-психологические отношения на макро и микроуровне. У девиантных подростков наблюдается наличие определённых личностных особенностей, связанных с нарушениями в эмоциональной, ценностной, волевой и когнитивной сферах, иногда переходящих в акцентуации характера. Наиболее часто встречающимися среди подростков являются такие формы девиантного поведения, как агрессивное поведение, делинквентное поведение, аддиктивное поведение и суицидальное поведение.

Для того чтобы помочь подростку избежать такого рода дезадаптаций и перейти на путь конструктивного построения своей жизни, мы считаем необходимым проведение психологической коррекции поведения девиантных подростков. Проанализировав определения многих психологов, мы решили, что в своей работе   под психокоррекцией девиантного поведение подростков будем понимать психологическое воздействие, направленное на исправление личностных характеристик и поведения здорового подростка, мешающих его полноценному развитию и функционированию, при помощи системы психологических средств коррекции.

Для того чтобы коррекционная работа психолога с подростками была наиболее эффективна, ему необходимо знать и соблюдать следующие принципы психокоррекции: принцип единства диагностики и коррекции, принцип нормативности развития, принцип коррекции «сверху вниз», принцип коррекции «снизу вверх», принцип системности развития психологической деятельности, деятельностный принцип коррекции, принцип сотрудничества, принцип эмпатического общения.

Психологическая коррекция осуществляется при помощи специально подобранной системы коррекционных средств. Одним из наиболее эффективных средств психкоррекции девиантного поведения подростков, на наш взгляд, является арттерапия. Отталкиваясь от анализа различных определений арттерапии и от цели и задач, которые мы перед собой поставили,  мы определили арттерапию как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков, представляющее собой совокупность психокоррекционных методов, построенных на применении разных видов искусства и реализующихся в процессе творческой деятельности.

Мы выделили такие основные механизмы коррекционного воздействия в арттерапии, как сублимация, проекция и сам процесс творчества. Данные механизмы реализуются и во всех основных видах арттераппии, которые мы выделили: изотерапии, музыкотерапии, библеотерапии, сказкотерапии, куклотерапии и фильмотерапии. Но кроме основных механизмов воздействия в видах арттерапии могут реализоваться такие механизмы, как идентификация, замещение, катарсис, «метафора», семантический резонанс и др.

Проанализировав основные виды арттерапии, мы решили более подробно исследовать фильмотерапию, основываясь на мнении о большей популярности среди подростков, несложности реализации и обладании значительной силой психологического воздействия этого средства психкоррекции. В рамках нашей работы мы решили, что под кинотерапией мы будем понимать метод арттерапии, психокоррекционное воздействие которого, основано на применении киноискусства и реализуется в процессе совместной творческой деятельности девиантных подростков и психолога. Основными механизмами психотерапевтического воздействия данного средства коррекции выступают такие механизмы, как идентификация, проекция, «здесь и сейчас», «актуализация значимой проблемы», «маска». Для того, чтобы данные механизмы сработали и психокоррекционное воздействие фильмотерапии оказалось эффективным необходимо, чтобы у подростков было развито киновосприятие, психолог обладал достаточным уровнем профессионализма и сам фильм был правильно подобран.

Основными положительными результатами применения фильмотерапии и другиг видов арттерапии в целях психокоррекции поведения девиантных подростков являются развитие эмоциональной, когнитивной, мотивационно-потребностной, волевой, коммуникативной сфер подростка; осознание им внутренних конфликтов и возможных путей их решения. Таким образом осуществляется комплексная коррекция девиантного поведения подростков в арттерапевтической деятельности.

Информация о работе Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков