Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 21:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование арттерапии как психологического средства коррекции девиантного поведения подростков.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1.Рассмотреть девиантное поведение и проанализировать особенности девиантного поведения у подростков.
2. Изучить понятие психологической коррекции и её особенностей в применении к девиантным подросткам.
3.Проанализироать арттерапию и её основные виды с позиции средств психкоррекции поведения девиантных подростков.
4. Рассмотреть фильмотерапию как частный вид арттерапии.

Файлы: 1 файл

курсовая2 итоговый вариант.docx

— 134.47 Кб (Скачать файл)

Схожим образом психологическую коррекцию определяет И.В. Дубровина, говоря о ней, как об определённой форме психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психологического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребёнка на той или иной ступени онтогенеза [51, с.75].

Наибольшей системностью в понимании психкоррекции отличаются определения психологов Шабышевой Ю.Е. и Осиповой А.А.

Шабышева Ю.Е. под психологической коррекцией понимает «систему психологических мероприятий, совокупность психологических приёмов, методов и средств психологического воздействия, используемых психологом для исправления поведения психически здорового человека» [51, с.76].

А Осипова А.А. обозначает пихкоррекцию как «систему мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия» [40, с.6].

Проанализировав представленные определения, можно сделать вывод, что большинство учёных под психокоррекцией понимают, прежде всего, психологическое воздействие. Направленно данное воздействие, по мнению одних психологов, на  отдельные психологические структуры личности, по мнению других, на всю личность, представляющую собой некую целостность.  Если попробовать интегрировать те части представленных определений, в которых содержится ответ на вопрос «зачем нужна психологическая коррекция», можно выделить следующую общую цель  - исправить поведение и личностные особенности человека, мешающие его полноценному развитию и функционированию. Говоря о средствах, с помощью которых возможно осуществление психологической коррекции, исследователями поддчёркивается важность принципа системности в их подборе.

Кроме того, важным на наш взгляд является отметить отличие психокоррекции от психотерапии, которое, как отмечает  Шабышева Ю.Е. [51, с.76] и Осипова А.А. [40, с.6], заключается в ориентированности психологической коррекции на клинически здоровую личность, не имеющую недостатков органической основы.

Подводя итог рассуждениям о значении термина психологическая коррекция, стоит отметить, что в своей работе мы  под психокоррекцией девиантного поведение подростков будем понимать психологическое воздействие, направленное на исправление личностных характеристик и поведения здорового подростка, мешающих его полноценному развитию и функционированию, при помощи системы психологических средств коррекции.

Для того чтобы коррекционная работа психолога была наиболее эффективна, ему необходимо знать и соблюдать на практике принципы психокоррекции.

Осипова А.А. выделяет 6 основных принципов психологической коррекции[40, с.11]:

1. Принцип единства диагностики и коррекции: является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекции на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы. Реализуется в двух аспектах:

1) Началу осуществления психологической коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, на основании которого составляется первичное заключение, и формируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы;

2) Контроль динамики хода эффективности психологической коррекции, в свою очередь, требует осуществления диагностических процедур, пронизывающих весь процесс коррекционной работы и предоставляющих психологу необходимую информацию и обратную связь.

2.Принцип нормативности развития: при оценке соответствия ребёнка возрастной норме и формулировании целей и задач психокоррекции необходимо учитывать особенности социальной ситуации развития, уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития и уровень развития ведущей деятельности ребёнка.

3.Принцип коррекции «сверху вниз»: при реализации этого принципа основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития». Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

4.Принцип коррекции «снизу вверх»: при реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей.

В центре коррекции «снизу вверх» - наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара.

5.Принцип системности развития психологической деятельности: важную роль играет оценка роли девиантного поведения подростка в различных социальных системах и жизни личности в целом. Кроме того в коррекционной работе необходимо учитывать профилактические и развивающие задачи. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. При определении целей и задач коррекционно-развивающей деятельности нельзя ограничиться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития.

6.Деятельностный принцип коррекции: основным способом психологического коррекционно-развивающего развития является организация активной деятельности ребёнка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности.

Не менее важным, на наш взгляд, является выделенный Змановской Е.В. принцип сотрудничества [17, с.136]. В соответствии с данным принципом подросток не только должен проявлять осознанное желание изменения собственного поведения, но и активно участвовать в выборе  целей  и  методов  последующей  работы (с  учетом  конкретных  внутренних  и внешних условий).

Значимость принципа, связанного с разделением ответственности с подростком, подчёркивает и Л.Б. Шнейдер, отмечая, что следует поощрять автономию подростка, давать ему возможность самостоятельно искать альтернативные варианты и прорабатывать пути решения проблемы [300].

Л.Б. Шнейдер так же указывает на важность создания психологом эмпатических отношений с девиантным подростком. Психологу необходимо уметь понимать и разделять чувства или намерения, содержащиеся в сообщениях подростка, и эмпатически реагировать на них. Обратная связь относительно эмоций и намерений подростков-девиантнов помогает корректировать неправильное понимание других и способствует заботливому отношению [53, с.300].

Как уже было отмечено ранее, психологическая коррекция осуществляется при помощи специально подобранной системы коррекционных средств.

Средства коррекции - способы, действия, направленные на изменение и развитие личности; на закрепление норм поведения ребёнка по отношению к окружающим людям; на преодоление или ослабление недостатков психического развития, нарушений той или иной психической функции; на определённые психологические структуры личности с целью обеспечения полноценного развития и функционирования данной личности [51, с.83]

Педагоги и психологи, исследующие проблему девиантности подростков, предлагают разные средства коррекции.

Так, Ю. Е. Шабашева предлагает для коррекции дезадаптивного поведения подростков использовать в качестве средств арттерапию и телесноориентированную терапию [51]. С. А. Черняева дает теоретическое обоснование применения сказкотерапии в коррекционной работе с отклоняющимся поведением [30]. Учитывая основные потребности возраста, Р. С. Завалихина акцентирует внимание на использовании коммуникативных средств коррекции девиантного поведения личности [30]. Тюлькевич В.Г. предлагает использовать физкультурно-спортивную деятельность прикладной направленности в решении задач социальной адаптации подростков с девиантным поведением [48]. Сорокина Е.Н. разработала технологию коррекции девиантного поведения подростков 11-14 лет в процессе туристско-краеведческой деятельности [46].

По нашему мнению, одним из сппособов осуществления психокоррекции, наиболее полно отражающим в себе все вышеперечисленные принципы и подходящим для работы с девиантными подростками, является арттерапия. В связи с чем далее мы более подробно остановимся на данном методе психологической коррекции.

2.2 Арттерапия как средство психкоррекции девиантного поведения подростков

На начальных этапах арттерапия отражала представления психоанализа, согласно которому конечный продукт творчества пациента, будь то что-то нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное, расценивается как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике. В 20-е гг. Принцхорн Х. провел классическое исследование творчества пациентов с психическими отклонениями и пришел к выводу, что их художественное творчество отражает наиболее интенсивные конфликты [43].

Первые попытки использовать арттерапию для коррекции трудности личностного развития относятся к 30-м годам нашего столетия, когда арттерапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арттерапия получила широкое распространение и используется как самостоятельный метод и как метод, дополняющий другие техники [40, с.119].

Сам термин «арттерапия» впервые стал использоваться в 1940 гг. в странах английского языка такими авторами, как М. Наумбург и А. Хилл, для обозначения разных форм клинической практики. Общим для всех них выступало психологическое «сопровождение» клиентов с эмоциональными, психическими и физическими нарушениями в ходе их занятий изобразительным творчеством с целью их лечения и реабилитации [25].

В своей работе Наумбург опиралась на идею Фрейда о том, что первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально. Хотя Фрейд утверждал, что бессознательное проявляет себя в символических образах, сам он не использовал арттерапию в работе с пациентами и прямо не поощрял пациентов к созданию рисунков. С другой стороны, ближайший ученик Фрейда Карл Юнг настойчиво предлагал пациентам выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассматривая их как одно из средств изучения бессознательного. Мысли Юнга о персональных и универсальных символах и активном воображении пациентов оказали большое влияние на тех, кто занимается арттерапией [43]. В дальнейшем большое влияние на развитие арттерапии оказали психотерапевты гуманистической направленности [18].

В развития российской арт-терапии большая заслуга принадлежит передовым психиатрам и психотерапевтам, занимавшимся изучением творческой деятельности больных. Так еще во второй половине XIX в. российский психиатр П.П. Малиновский в своем учебнике по психиатрии писал о «лечении посредством впечатлений» (рукоделием, рисованием, музыкой и т. д.). [26, с.6].

Своеобразным историческим рубежом, ознаменовавшим начало активного развития арттерапии в России, стала вторая половина 1990-х годов. В 1997 г. в Санкт-Петербурге была создана Арттерапевтическая ассоциация. Она стала ядром набирающего силу арттерапевтического движения. Задачи деятельности ассоциации и ее печатного органа — международного журнала арттерапии «Исцеляющее искусство» — включают раскрытие исцеляющих возможностей занятий творчеством, поддержку лечебно-реабилитационных проектов и практических исследований, связанных с арттерапией, а также разработку и реализацию программ арттерапевтического образования. [26, с.7].

Что же такое арттерапия? В настоящее время существует много разнообразных определений данному понятию, заметно отличающихся друг от друга.

Копытин А.И. рассматривает арттерапию как «совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска» [25].

Осипова А.А. под арттерапией понимает «специализированную форму психотерапии, основанную на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности» [159].

По мнению Шабышевой Ю.Е. арттерапия является «психологическим средством коррекции, представляющим собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различие и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определённому виду искусств, так и направленностью, технологией психокоррекционного применения» [51, с.85].

Халиуллина Л.Р. и Мухлисова Ф.Г. определяют арттерапию как «совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме, позволяющая с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений человека осуществить коррекцию нарушений различных процессов» [50].

По мнению Л. Д. Лебедевой: «Словосочетание арт-терапия в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности» [42, с.200].

Как мы видим, большинство исследователей и практиков в области арттерапии делают акцент на психологическом воздействии, осуществляемом, прежде всего, за счёт изобразительной и творческой деятельности. Важным является и то, что данное воздействие должно быть построено именно на совокупности психокоррекционных методик, построенных на применении разных видов искусства. Не смотря на существующие различия у авторов представленных определений арттерапии во взгляде на её предназначение, можно выделить цель, с которой согласны большинство учёных, - психокоррекция нарушений различных процессов.

Отталкиваясь от анализа представленных определений арттерапии и от цели и задач, которые мы перед собой поставили, в данной работе мы будем понимать под арттерапией средство психологической коррекции девиантного поведения подростков, представляющее собой совокупность психокоррекционных методов, построенных на применении разных видов искусства и реализующихся в процессе творческой деятельности.

Попробуем выявить, каким образом арттерапия может способствовать психологической коррекции девиантных подростков. Для этого, на наш взгляд, будет целесообразно изучить основные механизмы коррекционного воздействия в арттерапии.

Информация о работе Арттерапия как средство психологической коррекции девиантного поведения подростков