Беременность и материнство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:51, дипломная работа

Описание работы

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Отношение к материнству у женщин в период гестации 7
1.1 Различные подходы к пониманию материнства 7
1.2 Онтогенез материнской сферы 9
1.3 Содержание материнской сферы 16
Глава II. Смысловая сфера женщины в период беременности 20
2.1 Смысловое переживание материнства 20
2.2 Внутренний диалог как проявление смыслового переживания матери 23
Глава III. Исследование отношения к материнству и смысловой сферы женщины в период беременности 32
3.1 Организация эксперимента 32
3.2 Результаты эксперимента 35
3.3 Рекомендации по проведению психологической работы с беременными женщинами 44
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 1. 55
Приложение 2. 58
Приложение 3. 62
Приложение 4. 66
Приложение 5. 67
Приложение 6. 1

Файлы: 1 файл

беременность и материнство.docx

— 160.20 Кб (Скачать файл)

Одной из основных особенностей материнской  сферы у человека является не фиксированное  эволюционно, прижизненно формирующееся  наполнение ценностно-смыслового блока, потребностей и способов их удовлетворения. В этом отношении можно говорить о конкретно-культурной модели материнства - как содержании составляющих всех блоков материнской сферы женщины - которая ориентирована на развитие соответствующего конкретно-культурного  варианта личности ребенка. Воспитание необходимого для каждой культуры типа индивидуальной материнской сферы  в свою очередь обеспечено различными средствами (модели семьи, материнства  и детства, традиции, система семейного  и общественного воспитания и  т.п.) и может быть описано как  «онтогенетический путь к модели». Этот путь обеспечивает наличие материнских  функций и их соответствие конкретной культурной модели.

Ситуация  в современном Евро-Американском обществе может быть охарактеризована как «потеря пути к модели»  материнской сферы (разрушение межпоколенных  связей, потеря традиций и т.п.), сочетающаяся с расширением и неоднозначностью содержания самой модели личности взрослого  субъекта[53]. В настоящее время  наблюдается тенденция поиска нового «пути к модели» материнской  сферы, основанная на осознании как  потребностей самой матери, так и особенностей психического развития ребенка. Это выражается в повышении запроса родителей на квалифицированную психолого-педагогическую помощь в освоении своих родительских, и, в частности, материнских, функций. Подобная помощь в нашей стране только начинает свое развитие.

Выводы:

Проблеме  материнства посвящено множество  теоретических и прикладных исследований. Анализ собственно психологических  работ позволяет выделить два  основных направления исследований. Первое посвящено обсуждению качеств, поведения матери, изучению их влияния  на развитие ребенка. Второе направление  акцентирует внимание на идее субъектности матери и ребенка несводимости их к нерасчлененности. Наиболее ярко эта идея воплощена в концепции  материнства Г.Г. Филипповой, разрабатываемой  на основе методологии эволюционно-системного подхода[49]. В этой концепции выделяются онтогенетические этапы развития материнской  сферы, содержание которой представлено потребностно-мотивационным, операциональным, ценностно-смысловым блоками. Материнство  при этом рассматривается не только как условие для развития ребенка, но и как особая потребностно-мотивационная  составляющая психологии женщины, формирующаяся  на протяжении всей жизни.

В отличие  от работ, выполненных на основе методологии  эволюционно-системного подхода, мы обращаемся к анализу материнства как  уникальной ситуации развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций  собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребенка.

Идея  материнства как этапа развития самосознания развивается в исследованиях, выполненных в русле перинатальной  психологии[9;59]. Так, В.И. Брутман, изучая сенсорно-эмоциональный феномен  «шевеления плода», описывает в качестве его основного психологического результата трансформацию самосознания, смысловой сферы женщины. Материнство понимается автором как процесс выстраивания смысловых границ между матерью и ребенком. Содержательную связь с этими идеями мы находим в работах Ю.И. Шмурак, рассматривающей сменяющиеся формы субъектности матери и ребенка, а также в работах В. Бергум, выделяющей в процессе перинатального материнства три стадии: ребенок как идея, двое как одно, одно как двое.

В этих работах  важно то, что в качестве основного  новообразования материнства авторы выделяют изменение смысловой сферы, трансформацию внутреннего мира женщины. Именно характер этой «внутренней  работы» определяет, на наш взгляд, переживание материнства «как динамического  явления, принадлежащего матери и реализующегося в системе материнско-детского взаимодействия». Для того чтобы исследовать процесс  изменения смысловой сферы как  основного новообразования самосознания матери, мы обратимся к понятию  «смысловое переживание».

 

Глава II. Смысловая сфера женщины в период беременности

2.1 Смысловое переживание  материнства

 

Понятие «переживание» восходит корнями  к интроспективной психологии, классической психологии сознания. В отечественной  психологии уже в начале прошлого века четко обозначилась тенденция  к различению непосредственного  переживания и его научного познания, которое всегда опосредствованно. Именно в таком контексте переживание  приобрело статус признанной научной  категории. При этом границы понятия  «переживание» достаточно размыты, что позволяет исследователям наполнять  его различным содержанием, включая  в социальный и культурно-исторический контекст (Л.С. Выготский, 1982), предметную область психологии (Ф.В. Бассин, 1971; С.Л. Рубинштейн, 1987), в категориальный аппарат теории деятельности (Ф.Е. Василюк, 1984).

Л.С. Выготский  предложил рассматривать переживание  как единицу сознания, в которой  даны «с одной стороны, среда в  ее отношении ко мне, в том, как  я переживаю эту среду; с другой — сказываются особенности развития моей личности. В моем переживании  сказывается то, в какой мере все  мои свойства, как они сложились  в ходе развития, участвуют здесь  в определенную минуту»[20, с. 383]. Представляется, что именно переживание в таком  его понимании позволяет точнее, чем любые другие понятия, подойти  к акцентированию сущности материнства, в котором взаимно переплетены  две основные составляющие: пространство развития отношений матери с ребенком во внешней среде и пространство внутреннего мира женщины. Следуя далее  за Л.С. Выготским, который вводит термин «смысловое переживание», понимая под  этим процесс обобщения переживаний, мы получаем возможность более глубокого  анализа материнства как уникальной ситуации развития самосознания женщины.

Л.С. Выготский  рассматривал «смысловое переживание» как психологическое новообразование, которое впервые проявляется по достижении человеком младшего школьного возраста. Он отмечает, что к этому времени ребенок начинает понимать свои переживания, осмысленно ориентироваться в них. При этом развивается логика чувств, формируется обобщенное отношение человека к себе, к другим, понимание своей ценности. Благодаря чему появляется ряд сложных личностных образований (самооценка, уровень притязаний и т.п.). Л.С. Выготский считал, что возникновение смысловых переживаний открывает новый этап в развитии личности, так как становится возможной противоречивая борьба переживаний и их осмысленный выбор[20, с. 384].

Понятие «смысловое переживание» практически  не используется в отечественной  психологии, хотя, на наш взгляд, содержательно  близким к нему является контекст рассуждений Б.М. Теплова и Ф.Е. Василюка, которые развивали согласно целям собственных исследований подходы к изучению переживаний. Так, по мнению Б.М. Теплова, ядром переживания  является особое образование в виде эмоционально испытываемого человеком  понимания смыслов и ценностей  культуры[33]. С точки зрения Ф.Е. Василюка, переживание может быть раскрыто как специфическая деятельность смыслопорождения, преобразования глубинных  структур личности. Он вводит представление  о переживании «как особой деятельности, особой работе по перестройке психологического мира, направленной на установление смыслового соответствия между сознанием и  бытием, обшей целью которого является повышение осмысленности жизни»[17].

Представляется, что дальнейшее развитие понятия  «смысловое переживание» позволит объединить и реализовать потенциал разных теоретических подходов отечественной  психологии к изучению переживания. Двигаясь в этом направлении, мы обращаемся к анализу смыслового переживания  материнства, которое, с нашей точки  зрения, становится основным психологическим  новообразованием в сфере самосознания женщины, принявшей на себя родительскую роль. Материнство, являясь качественно новой ситуацией развития женщины, запускает процесс интеграции ею собственных жизненных задач развития и задач развития вошедшего ребенка в ее мир. На первых порах этот процесс чаще всего неуправляем со стороны женщины. Он вызывает поток новых разнообразных переживаний, который заполняет внутреннее психологическое пространство матери. Но по мере обретения опыта взаимодействия с ребенком женщина научается понимать и осмыслять свои переживания. Смысловое переживание материнства становится тем новообразованием, которое позволяет женщине управлять процессом интеграции противоречивых переживаний, сопровождающих развитие ее взаимоотношений с ребенком, и осуществлять осмысленный выбор родительской позиции и стратегии родительского поведения.

Смысловое переживание как новообразование  этапа материнства, с нашей точки  зрения, проявляется посредством  особой внутренней деятельности –  «смыслостроительства». Анализ структуры  этой деятельности возможен через выделение  в ней аффективных и когнитивных  компонентов. Результатом данной деятельности становится творческая трансформация  смыслового мира личности, интеграция в самосознании женщины образа родителя и ребенка, каждый из которых при  этом имеет статус субъектности.

Мы считаем, что творчество смыслового мира не может быть представлено монологически, «в монологе личность закрыта для  взаимодействия на уровне смыслов»[30]. Только в диалоге, во внутренней связи  единства и противостояния эмоционально окрашенных позиций возможна работа смыслопорождения. Исходя из этого, смысловое  переживание материнства, проявляющееся  через внутреннюю деятельность смыслостроительства, может быть рассмотрено как динамически  неизбывный, лишенный статики внутренний диалог матери.

 

2.2 Внутренний диалог  как проявление смыслового переживания  матери

 

Диалогический подход как новый тип научного мышления, складывающийся на рубеже XIX—XX вв. в русле гуманитарного знания, обозначается в современной науке как неклассический. Вместо субъект-объектных отношений, что характерно для классического типа рациональности, в исследованиях, выполненных на основе данного подхода, все большее значение стало уделяться пониманию и изучению субъект-субъектных отношений[16;28]. В психологических теориях, развивающихся в этом направлении, диалог постепенно становится онтологическим принципом, некоторой сущностью, опираясь на понимание и исследование которой можно понять природу и устройство социальной и психической реальности. Цели нашей работы не предполагают широкого экскурса в методологию диалогического подхода. Мы ограничимся лишь рассмотрением его основных концептуальных положений, важных для данного конкретного исследования.

Согласно  избранной нами методологии самосознание изначально диалогично, в нем всегда присутствует Другой как онтологическое его основание, но «функции и конкретная персонификация этого Другого с  возрастом меняются»[44]. На этапе  материнства этим Другим становится ребенок. Ожидание и рождение ребенка  является для женщины не просто новой  социальной ситуацией, требующей реализации специфических поведенческих паттернов, но и запускает активный процесс  переживания. Он сопровождается, с одной  стороны, актуализацией диалога  женщины с собственным «внутренним  ребенком» как сплавом ее детского опыта, а с другой — вхождением образа реального ребенка во внутренний мир матери[33].

Понятие «внутренний ребенок» («божественный  ребенок») введено К.Г. Юнгом и  определено им как мифологический и  иррациональный символ, не сводимый к индивидуальному опыту. Развивая идеи аналитической психологии, И.В. Шевцова использует понятие «диалог с внутренним ребенком» как совокупность приемов актуализации и залечивания детских травм и переживаний, при этом ограничивает его рамками психотерапии, придавая характер искусственно запускаемого процесса[58]. Методология диалогического подхода предполагает рассмотрение «внутреннего ребенка» как проявления определенной смысловой позиции, как развивающегося субъекта общения и обращения. В связи с этим наиболее адекватным в рамках данной работы нам представляется определение И.В. Заусенко, понимающей под «внутренним ребенком» многоуровневую аффективно-когнитивную, диспозициональную систему, которая формируется в детстве, функционирует в настоящем взрослого человека и детерминирует его будущее и личностный рост[24].

Представляется, что если в перинатальный период существует диалог двоих, а точнее, монологизированный диалог матери с  «внутренним ребенком», то после  рождения в него «вплетается» голос  реального ребенка как «свой  — чужой» голос, который постепенно интериоризируется («монологизируется») и встраивается в структуру самосознания женщины. Тем самым открывается  новый этап в развитии ее внутреннего  диалога, который может быть одномоментно представлен на двух уровнях. На уровне интрапсихическом — в векторе  переживания женщиной себя, своего реального ребенка и «внутреннего ребенка» как опыта собственного прошлого детства, на уровне интерпсихическом — в векторе ее социального  взаимодействия с реальным ребенком, переживания отношений как «реализации  внутреннего Ты в Ты встреченном»[16, с. 52]. При этом на каждом уровне разворачивается  деятельность смыслопорождения, которая  включает в себя когнитивный и  аффективный компоненты.

Можно выделить несколько факторов в структуре  смыслового переживания материнства, которые на одном полюсе (интерпсихический уровень) отражают возможное поведение  матери по отношению к ребенку, а  на другом полюсе (интрапсихический уровень) отражают запускающийся при этом рефлексивный процесс, интегрирующий в себе прошлое и настоящее переживание женщиной опыта детства.

1. Сопереживание  реальному ребенку на основе  собственного детского опыта  — жесткая родительская позиция.  Столкновение при этом смысловых  позиций во внутреннем диалоге  матери, может быть реконструировано  следующим образом: «В детстве  я была несчастным и страдающим  ребенком. Ты похож на меня  прежнюю, но сейчас я другая  и не хочу замечать этого  сходства. Я тревожусь за тебя  и контролирую твои действия, потому что точно знаю, каким  ты должен быть. Я не хочу  видеть тебя другим».

Информация о работе Беременность и материнство