Беременность и материнство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:51, дипломная работа

Описание работы

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Отношение к материнству у женщин в период гестации 7
1.1 Различные подходы к пониманию материнства 7
1.2 Онтогенез материнской сферы 9
1.3 Содержание материнской сферы 16
Глава II. Смысловая сфера женщины в период беременности 20
2.1 Смысловое переживание материнства 20
2.2 Внутренний диалог как проявление смыслового переживания матери 23
Глава III. Исследование отношения к материнству и смысловой сферы женщины в период беременности 32
3.1 Организация эксперимента 32
3.2 Результаты эксперимента 35
3.3 Рекомендации по проведению психологической работы с беременными женщинами 44
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 1. 55
Приложение 2. 58
Приложение 3. 62
Приложение 4. 66
Приложение 5. 67
Приложение 6. 1

Файлы: 1 файл

беременность и материнство.docx

— 160.20 Кб (Скачать файл)

 

В.

I

1

Считаю, что беременность сделала  меня еще прекрасней в глазах отца моего ребенка

 

2

Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка

 

3

Из-за беременности отец моего ребенка  стал внимательнее и теплее относиться ко мне

 

4

Из-за беременности я стала некрасивой и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне

 

5

Боюсь, что изменения, связанные с  беременностью, могут ухудшить отношение  ко мне отца моего ребенка

 

II

1

Большинство близких мне людей  разделяют мою радость по поводу беременности и мне хорошо с ними

 

2

Не все близкие мне люди достаточно рады тому, что я беременна, не все  понимают, что теперь я нуждаюсь в особом отношении

 

3

Большинство близких мне людей  не одобряют того, что я беременна, мои отношения с ними ухудшились

 

4

Меня мало интересует отношение к  моей беременности даже близких мне  людей

 

5

Некоторые близкие мне люди относятся  к моей беременности неоднозначно и  это меня тревожит

 

III

1

Мне всегда мучительно стыдно, когда  окружающие замечают, что я «в положении»

 

2

Мне немного не по себе, когда окружающие замечают, что я «в положении»

 

3

Мне приятно, когда окружающие замечают, что я «в положении»

 

4

Мне наплевать, замечают окружающие или  нет, что я «в положении»

 

5

Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я «в положении»

 

 

 

После выполнения задания женщине предлагается перенести  результаты в следующую таблицу, отметив соответствующую утверждению  цифру.

 

 

О

Г

Э

Т

Д

А

I

4

2

1

3

5

II

2

3

4

1

5

III

3

1

5

2

4

Б

I

5

3

4

1

2

II

1

4

2

3

5

III

3

1

2

5

4

В

I

3

2

1

5

4

II

1

4

2

5

3

III

5

4

3

2

1

Всего:

         

 

В нижней строке таблицы «всего» выставляется результат подсчета количества отмеченных цифр (баллов, не суммы цифр!) в каждом столбце. Столбец О - отражает утверждения, характеризующие преимущественно  оптимальный тип ПКГД, Г – гипогнозический, Э – эйфорический, Т – тревожный, Д – депрессивный.

Тест  позволяет не только определить тип  ПКГД по преобладанию выбранных утверждений, но и произвести качественный анализ, выявить те отношения, которые нуждаются  в коррекции.

 

Приложение 2.

 

Методика  М. Рокича

Инструкция для ранжирования инструментальных ценностей:

«Перед  Вами список, включающий некоторые  положительные черты, проявляющиеся  в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах и  в скобках СЛЕВА от нее поставьте  цифру 1. Затем выберите следующую  по значимости и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит  номер 18. После этого оцените, насколько  каждая из них уже РЕАЛИЗОВАНА  в Вашей жизни, и поставьте  в скобках СПРАВА от нее соответствующую  цифру в процентах».

Список инструментальных ценностей:

[ ] АККУРАТНОСТЬ, ЧИСТОПЛОТНОСТЬ [ %]

(умение  содержать в порядке вещи, порядок  в делах) 

[ ]ВОСПИТАННОСТЬ [ %]

(хорошие  манеры)

[ ] ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ [ %]

(высокие  требования к жизни и высокие  притязания)

[ ] ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ [ %]

(чувство  юмора) 

[ ] ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ [ %]

(дисциплинированность)

[ ] НЕЗАВИСИМОСТЬ [ %]

(способность  действовать самостоятельно, решительно)

[ ] НЕПРИМИРИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ В СЕБЕ И ДРУГИХ [ %]

[ ] ОБРАЗОВАННОСТЬ [ %]

(широта  знаний, высокая общая культура)

[ ] ОТВЕТСТВЕННОСТЬ [ %]

(чувство  долга, умение держать слово)

[ ] РАЦИОНАЛИЗМ [ %]

(умение  здраво и логично мыслить, принимать  обдуманные, рациональные решения) 

[ ] САМОКОНТРОЛЬ [ %]

(сдержанность, самодисциплина)

[ ] СМЕЛОСТЬ В ОТСТАИВАНИИ СВОЕГО МНЕНИЯ СВОИХ ВЗГЛЯДОВ [ %]

[ ] ТВЕРДАЯ ВОЛЯ [ %]

(умение  настоять на своем, не уступать  перед трудностями) 

[ ] ТЕРПИМОСТЬ [ %]

(к взглядам  и мнениям других, умение прощать  другим их ошибки и заблуждения) 

[ ] ЧЕСТНОСТЬ [ %]

(правдивость,  искренность) 

[ ] ЧУТКОСТЬ [ %]

(заботливость)

[ ] ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ [ %]

(умение  понять чужую точку зрения, уважать  иные вкусы, обычаи, привычки)

[ ] ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ [ %]

(трудолюбие, продуктивность в работе)

Инструкция для ранжирования терминальных ценностей:

«Перед  Вами список, включающий некоторые  цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую цель с Вашей точки зрения и  в скобках СЛЕВА от нее поставьте  цифру 1. Затем выберите следующую  по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит  номер 18. После этого оцените, насколько  каждая из предложенных целей уже  РЕАЛИЗОВАНА в Вашей жизни, и  поставьте в скобках СПРАВА от нее соответствующую цифру в  процентах».

 

Список терминальных ценностей:

[ ] АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ [ %]

(полнота  и эмоциональная насыщенность  жизни) 

[ ] ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ [ %]

(зрелость  суждений и здравый смысл, достигаемые  жизненным опытом)

[ ] ЗДОРОВЬЕ (физическое и психическое) [ %]

[ ] ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА [ %]

[ ] КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА [ %]

(переживание  прекрасного в природе и искусстве) 

[ ] ЛЮБОВЬ [ %]

(духовная  и физическая близость с любимым  человеком) 

[ ] МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ [ %]

(отсутствие  материальных затруднений)

[ ] НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ [ %]

[ ] ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ [ %]

(уважение  окружающих, коллектива, товарищей  по работе)

[ ] ПОЗНАНИЕ [ %]

(возможность  расширения своего образования,  кругозора, общей культуры, интеллектуальное  развитие)

[ ] ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ [ %]

(максимально  полное использование своих возможностей, сил и способностей)

[ ] РАЗВИТИЕ [ %]

(работа  над собой, постоянное физическое  и духовное совершенствование

[ ] РАЗВЛЕЧЕНИЯ [ %]

(приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей)

[ ] СВОБОДА [ %]

(самостоятельность,  независимость в суждениях и  поступках)

[ ] СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ [ %]

[ ] СЧАСТЬЕ ДРУГИХ [ %]

(благосостояние, развитие и совершенствование  других людей, всего народа, человечества  в целом)

[ ] ТВОРЧЕСТВО [ %]

(возможность  творческой деятельности)

[ ] УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ [ %]

(внутренняя  гармония, свобода от внутренних  противоречий, сомнений)

 

Приложение 3.

 

Социологическая анкета

A.

1. Срок  беременности_______________________

2. Акушерско-гинекологический  диагноз_________________________

3. Какая  по счету беременность_______________________

4. Семейное  положение:

а) зарегистрированный брак; б) гражданский брак; в) в разводе; г) не замужем.

5. Возраст._______________________

6. Место работы, учебы.____________

7. Условия работы, учебы:

а) хорошие; а) дневное обучение;

б) удовлетворительные; б) вечернее;

в) неудовлетворительные. в) заочное

8. Образование________________________

9. Условия  проживания:

а) свое жилье; б) проживание у родителей; в) аренда жилья.

10. Материальное  положение:

а) выше среднего; б) среднее; в) ниже среднего.

Б.

1. Была  ли беременность: а) спонтанной; б)  планируемой.

2. Если  беременность не первая, как протекали  предыдущие?

а) нормально; б) с небольшой патологией; в) с  серьезной патологией.

3. Ваш  муж был согласен с вами  по поводу рождения ребенка?  а) да; б) скорее да; в) скорее  нет; г) нет.

4. Изменилось  ли к Вам отношение мужа, когда  он узнал о беременности? а)  да; б) скорее да, чем нет; в)  скорее нет, чем да; г) нет.

5. Ваша беременность помогла решить какие-либо семейные проблемы или усугубила их?

а) да; б) скорее да, чем нет; в) скорее нет, чем  да; г) нет;

B.

1. Вы  сразу сообщили сослуживцам по  работе, что ждете ребенка или  когда они сами обратили внимание?

а) сразу  сообщили; б) когда они обратили внимание; г) не сообщила.

2. Какова  была реакция коллектива на  это известие? а) положительное;  б) безразличие; в) отрицательное.

3. Имеете  ли Вы среди сослуживцев друзей, которым могли бы рассказать  о своих переживаниях?

а) да; б) нет.

4. Вы  спокойно перенесете то, что долгое  время не выйдете на эту  работу? а) да; б) скорее да, чем  нет; в) скорее нет, чем да ;г) нет.

5. Что  для Вас является более значимым - сама работа или коллектив?  а) работа; б) коллектив.

6. Вы имеете друзей вне коллектива, с которыми могли бы говорить о самом сокровенном?

а) да, много; б) да, немного; в) нет, хотя испытываете  желание иметь таких

друзей; г) никогда ни с кем не разговариваете о таких вещах.

7. У Вас  есть друзья, к которым Вы всегда  можете обратиться за помощью?

а) да; б) нет; в) всегда рассчитываете только на себя.

Г.

1. Знаете  ли Вы, как ваша мама относилась  к беременности Вами?

а) да, положительно; б) да, отрицательно; в) не знаю; г) другое_______________

2. Как протекала беременность Вами: а) физиологическая беременность; б)

беременность  с незначительной патологией_________________; в) серьезные проблемы с беременностью_______________

3. Ваши  родители полностью поддерживают  Ваше решение родить ребенка?  а) да; б) нет; в) не знают  о беременности.

4. Вы советовались с родителями по поводу сроков рождения ребенка: а) да; б) нет.

5. Вы  обсуждаете с родителями вопросы,  связанные с будущим ребенком? а) да; б) обсуждаем, но поверхностно; в) нет.

6. Для  Вас важнее мнение мужа или  родителей?

а) мнение мужа; б) мнение родителей; в) не прислушиваюсь  ни к каким мнениям.

Д.

1.Есть  ли у Вас еще дети: а) да, один; б) да, двое; в) нет; г) другое

2. Планировали  ли Вы рождение старших детей:  а) да; б) нет.

3. Важна  ли для Вас разница в возрасте  между детьми и почему______________

4. Сколько детей в семье Вы хотели бы иметь и почему__________________

5. Могли бы Вы взять ребенка из детского дома и при каких условиях_________

6. Перечислите, пожалуйста, основные элементы семейной жизни и материнства (люди; материальные условия - какие; карьера; внешние условия; личные обстоятельства):

 

Элементы семейной жизни

Элементы материнства

1

   

2

   

3

   

4

   

5

   

6

   

7

   

8

   

9

   

10

   

11

   

12

   

Информация о работе Беременность и материнство