Беременность и материнство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:51, дипломная работа

Описание работы

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Отношение к материнству у женщин в период гестации 7
1.1 Различные подходы к пониманию материнства 7
1.2 Онтогенез материнской сферы 9
1.3 Содержание материнской сферы 16
Глава II. Смысловая сфера женщины в период беременности 20
2.1 Смысловое переживание материнства 20
2.2 Внутренний диалог как проявление смыслового переживания матери 23
Глава III. Исследование отношения к материнству и смысловой сферы женщины в период беременности 32
3.1 Организация эксперимента 32
3.2 Результаты эксперимента 35
3.3 Рекомендации по проведению психологической работы с беременными женщинами 44
Заключение 47
Список литературы 50
Приложение 1. 55
Приложение 2. 58
Приложение 3. 62
Приложение 4. 66
Приложение 5. 67
Приложение 6. 1

Файлы: 1 файл

беременность и материнство.docx

— 160.20 Кб (Скачать файл)

 

Среди элементов  семейной жизни беременные женщины  чаще всего выделяли: материальное благосостояние, наличие собственного жилья, взаимопонимание, любовь, верность, хорошая работа. Беременными женщинами  выделялись следующие элементы материнства: любовь, здоровье, ответственность, забота.

Небеременные  женщины среди элементов семейной жизни чаще всего выделяли: уважение, наличие детей, любовь, верность, взаимопонимание, материальный достаток. Небеременными  женщинами выделялись следующие  элементы материнства: любовь, внимание, забота, здоровье, воспитание, счастье.

Сводные таблицы по результатам исследования (см. приложение 5).

Выводы:

Во время  беременности в личности женщины  происходят значительные изменения. Меняется ее смысловая сфера, отношения с  окружающими и отношение к  себе.

Беременные  женщины больше внимания уделяют аккуратности, чистоплотности, ответственности, счастливой семейной жизни и здоровью. Интересы небеременных женщин сосредоточены в области активной деятельной жизни, продуктивной жизни, познании. Они чаще, чем беременные выделяют значимой ценностью высокие запросы и образованность. В беседе было выявлено, что такая терминальная ценность, как здоровье понимается беременными и небеременными по-разному. Для беременных, здоровье – благополучное разрешение от бремени, здоровый ребенок. Для небеременных, здоровье – залог успешной карьеры, продуктивной жизни. Материально обеспеченная жизнь так же понимается по-разному. Для беременных, это – залог благополучия семьи, ребенка. Для небеременных, материальное благополучие – это залог самостоятельности, уверенности в себе.

Психологическая работа с беременными женщинами  призвана способствовать повышению  ценности семьи и материнства в сознании женщины, содействовать нравственному воспитанию будущих мам, укреплению психического и физического здоровья беременных женщин.

Работа психолога с беременными  женщинами крайне важна. От того, получит ли женщина квалифицированную психологическую помощь, зачастую зависит протекание беременности, родов, послеродового периода.

3.3. Рекомендации  по проведению психологической  работы с беременными женщинами

Психологическая помощь должна быть адекватна переживаемой женщиной ситуации, в связи с чем целесообразно выделять следующие группы пациенток:

  1. женщины, желающие родить ребенка и воспитывать его в семье;
  2. женщины, собирающиеся родить ребенка и имеющие намерение оставить его в роддоме;
  3. женщины, решившие по разным причинам прервать беременность.

Работа  психолога с женщинами первой группы направлена на психологическую подготовку к родам и материнству, обеспечению благоприятного психоэмоционального настроя в течение беременности, повышению доверия к врачу.

Работа  с семейным окружением беременной женщины также является важным компонентом оказания психологической поддержки.

При работе с женщинами, собирающимися родить ребенка и имеющими намерение оставить его в роддоме, задача психолога заключается в том, чтобы:

    1. выявить факторы, подталкивающие женщину к принятию такого решения;
    2. помочь женщине осознать всю ответственность и важность, принимаемого ею решения;
    3. оказать женщине эмоциональную поддержку, выразить свою заинтересованность и желание помочь в трудный для нее период.

В любом случае, психологическая помощь может быть оказана, исходя из индивидуальных особенностей личности женщины: социальных, психологических и физиологических факторов, оказывающих влияние на данную проблему.

При работе с женщинами, решившими прервать беременность, деятельность психолога заключается в предоставлении всей информации о вредных для психики пациентки последствиях такого решениями в попытке совместного анализа кризисной ситуации, помощи в преодолении личностных конфликтов.

В зависимости  от особенностей отношения женщины  к предстоящему материнству, можно  предложить следующие программы  психологической помощи (см. приложение 6).

Таким образом, психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (структурам) беременной женщины:

  1. Личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками.
  2. Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию.
  3. Когнитивный уровень: передача знаний.
  4. Операциональный уровень: формирование навыков и умений (поведения в родах, ухода за ребенком).
  5. Психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии, телесноориентированной терапии.

 

Заключение

 

Каждая  женщина переживает беременность по-своему. Более того, одна и та же женщина  по-разному переживает свои разные беременности. Многое тут связано  с психическим состоянием матери, в частности с тем, как она  относится к самой беременности и к рождению будущего ребенка.

Изменения в жизни, ждущие женщину с рождением  ребенка, необычайно глубоки. Она перестанет принадлежать только себе, от нее будет  теперь зависеть жизнь нового существа. Ответственность за ребенка, его  физическое и личностное развитие она  ни на кого не сможет переложить. Беременность влечет за собой решительные перемены во взаимоотношениях и с другим людьми, в профессиональной деятельности женщины. Происходят изменения и с ее телом, и с ее душой. Они начинаются уже в первой трети беременности, когда ребенок еще и не ощущается как живое существо. Такие изменения воспринимаются именно как изменения в себе, причем необратимые и далеко не всегда желательные. Интересы постепенно смещаются с привычных на новые, связанные с ребенком, его воспитанием. Это может переживаться как потеря своих личностных достижений.

Кроме того, женщине предстоит перестройка  отношений с мужем: они перестают  быть только супругами друг для друга, они становятся вместе родителями ребенка, что требует выработки единой позиции по отношению к нему. Не менее серьезны изменения в отношениях с собственными родителями и родителями мужа. Они теперь ожидают от будущей  матери «качественного» выполнения материнских функций. А представление  об этом качестве у них может не совпадать с тем, которое сложилось  у молодых родителей. Если в молодой  семье прилаживание супругов друг к  другу происходило трудно и долго  или если оно еще не закончилось, то все эти проблемы усугубляются.

Бывает, что уже во время беременности случаются вещи неожиданные, резко  меняющие для матери смысл рождения ребенка: разрыв отношений с отцом ребенка, потеря близких, ухудшение материального положения. Это порождает новые тревоги, сом нения, неприятные ожидания.

Отрицательные переживания, острые стрессовые состояния, устойчивые страхи, возникновение неоднозначных  чувств к будущему ребенку или  к самой себе, а иногда своеобразное игнорирование беременности (когда  женщина не ощущает себя беременной, не чувствует никаких изменений  в физическом и психическом состоянии) могут свидетельствовать о наличии  у будущей матери неосознаваемых внутренних проблем, конфликта между  желанием иметь ребенка — и  неготовностью к решительным  переменам в себе и в жизни.

Осложнения  в переживании беременности чаще всего порождены тревогой за ее благополучный  исход или прогнозом таких  изменений в жизни, которые для  женщины нежелательны или с которыми она не сможет справиться. Разумеется, для каждой женщины такие изменения  и их смысл будут очень разными; здесь нельзя дать готовый рецепт. Отношение к ребенку, материнству, связанные с этим изменения в  жизни, возможность установить баланс между этими изменениями (желаемыми  и теми, которые переживаются как  нежелательные) — все это существенно  зависит от жизненного опыта, опыта  взаимодействия с собственной матерью, с маленькими детьми, от наблюдения за тем, как переживают материнство  родные и близкие.

Путь  становления материнской сферы  у каждой женщины строго индивидуален, хотя, конечно, в пределах одной культуры, социального слоя, семейных традиций можно ожидать некоей общности представлений, ценностей и даже воспитательных стратегий (как относиться к плачу  ребенка, как с ним играть и  заниматься, как распределяются воспитательные роли в семье и т. п.). И все  же «сценарий материнства» всегда индивидуален.

Для того, чтобы у женщины сложилось  адекватное положительное отношение  к материнству, необходимо понять, что  нет ничего неизменного в опыте, что фатально предопределяло бы течение  нашей жизни. Однако важно, чтобы мы умели получаемый опыт истолковывать в свою пользу. Возможно, наши устоявшиеся представления — только результат стечения обстоятельств нашей жизни? Значит, возможны и другие варианты, в том числе и для нас самих. В любом случае важно уже само желание изменить имеющиеся представления и отношения.

Следующий за этим шаг — поиск путей изменения. Здесь полезным окажется опыт родных и знакомых; а ориентироваться  лучше на положительные стороны (пытаясь примерить их на себя), а  не на отрицательные.

Разобраться во всем этом и помочь в выборе и  создании конструктивных способов решения  проблем поможет профессиональный психолог.

 

Список литературы

 

  1. Айвазян Е.Б., Арина Г.А., Николаева В.В. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстрагенитальной патологией // Вестник МГУ, Серия «Психология». – 2002. - №3. С. 3 – 18.
  2. Анцыферова Л.И., Завалишина Д.Н., Рыбалко Е.Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии. – М: Наука, 1988. С. 9-36.
  3. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Cинапс. – 1993. - № 4.
  4. Барановская Т.И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (лонгитюдное исследование). Автореф. дис…к. психол. н. - Шуя, 2000. – 27 с.
  5. Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - т.2. вып. 4. – 1996. С. 69 – 70.
  6. Белогай К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности // Материалы научно-практической конференции. – М.: РГУ, 2004. – 498 с.
  7. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности. – М.: Проспект, 2004. – 256с.
  8. Брехман Г.И. Пути многоуровневого взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка // Перинатальная психология и медицина. Ч.1. – Иваново, 2001. С. 164 – 179.
  9. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопр. психол. – 1999. - №3. С. 38 – 47.
  10. Брутман В.И. и др. Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие. - М.: СВЕТОЧ, 1994. – 318 с.
  11. Брутман В.И., Варга А.Я., Радионова М.С. Особенности семейного воспитания и личностные характеристики женщин, бросающих своих детей // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - т.2, вып. 4. – 1996. С. 151-152.
  12. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Миледина Л.В. Материнская агрессия, отказ от ребенка и репродукция циклов семейного насилия. // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - т.2, вып. 4. - 1996. С. 153 – 154.
  13. Брутман В.И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежеланной беременностью // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. - т.2, вып. 4. - 1996. С. 150-151.
  14. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопр. психол. – 2002. - №1. С. 59 – 68.
  15. Брутман В.И. Речь женщин в разные периоды беременности // Детский психолог. - №7. – 2004. С. 25.
  16. Бубер М. Я и Ты. - М.: Высшая школа, 1993. – 247 с.
  17. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ, 1984. – 316 с.
  18. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. - М.: Просвещение, 1998. – 428 с.
  19. Волков В.Г., Садкова Ю.С., Шабалина Н.В. Индивидуально-психологические особенности беременных с угрозой выкидыша // Материалы научно-практической конференции. - Киров.: НИИ гематол. и перелив. крови, 1995. С. 74-75.
  20. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. - М.: Педагогика, 1982. – 462с.
  21. Гурская Т. Идентичность и эмоциональная сфера ребенка раннего возраста (1–3 года) // Материалы научно-практической конференции. – М.: РГУ, 2004. – 498 с.
  22. Дьяченко Э.В. Точка отсчета личностного развития // Вопросы психологии. – 2001. - №5. С. 24.
  23. Завьялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и методы ее формирования. Автореф. дис…к. психол. н. - М., 2000. – 23 с.
  24. Заусенко И.В. Исследование взаимосвязи между принятием матерью себя и своего ребенка // Пасха. Екатеринбург. - 1999. - № 1-2. С. 50-66.
  25. Кашапова С.О. Психоэмоциональные и личностные особенности у девушек-подростков, ожидающих ребенка // Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов – 2001» (секция ПСИХОЛОГИЯ). – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. – 528 с.
  26. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов. Дисс. канд. психол. наук. - СПб., 1998 – 150 с.
  27. Колоскова М.В. Психическое развитие младенцев с повышенным риском заболевания шизофренией. Дисс. канд.пс.н. – М.: МГУ, 1989. – 134 с.
  28. Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники // Психологическое консультирование и психотерапия: Хрестоматия / Под ред. А.Б. Фенько. - М.: Психол. ин-т им. Л.Г. Щукиной; Моск. город, психолого-пед. ин-т, 1999. – 544 с.
  29. Куфтяк Е.В. Преждевременные роды и женщина: социально-психологические аспекты // Материалы научно-практической конференции. – М.: РГУ, 2004. – 498 с.
  30. Леонтьев Д.А. Динамика смысловых процессов // Психол. журн. - 1997. - №6. С. 21.
  31. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. - М.: Наука, 1996. – 262 с.
  32. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1989. - 360 с.
  33. Минюрова С.А., Тетерлева Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Вопр. психол. – 2003. - №4. С. 63 – 75.
  34. Мозг и поведение младенца. - М.: Ин-т Психологии РАН, 1993. – 374с.
  35. Мулкиджанян А. П. Влияние этнокультурных факторов на формирование психологической готовности к материнству // Материалы научно-практической конференции. – М.: РГУ, 2004. – 498 с.
  36. Мухаметрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб.: МИР, 1999. – 452 с.
  37. Перинатальная психология в родовспоможении // Сб. материалов конференции. - СПб.: Медицина, 1997. – 336 с.
  38. Плетнева С.М. Чувство вины у матери как фактор, обуславливающий ее со-бытие с ребенком // Материалы научно-практической конференции. – М.: РГУ, 2004. – 498 с.
  39. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка. Дисс.канд.пихол.н. - М., 1997. – 154 с.
  40. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. Дисс.докт.пс.н. - М., 1997. – 142 с.
  41. Сидорова А.В. Изучение родильной обрядности в традиционной русской культуре как ключ к пониманию истоков психологической проблематики беременности и раннего материнства//Журнал практического психолога. – 2000. - №8-9. С. 82 – 87.
  42. Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Социальная и клиническая психиатрия. – 1992. - №2. С. 75-78.
  43. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопр. психол. – 1995. - №3. С. 139 – 150.
  44. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1996. - №3. С. 5-14.
  45. Строкова Н.В., Латкина Ю.А. Изучение динамики взаимосвязи уровня тревожности и отношения матери к будущему ребенку // Материалы научно-практической конференции. – М.: РГУ, 2004. – 498 с.
  46. Тинберген Н. Поведение животных. - М.: Просвещение, 1985. – 380с.
  47. Тих Н.А. Предыстория общества. - М.: Наука, 1970. – 243 с.
  48. Филиппова Г.Г. Дифференциация мотивационных основ материнского и полового поведения в подростковом возрасте //Материалы межд.научно-практ. конф.памяти К.С.Лебединской. - М.: РГУ, 1995. С. 112-114.
  49. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопр. психол. – 2001. - №2. С. 22 – 36.
  50. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Детский психолог. - №5. – 2003. С. 17.
  51. Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. - Пермь, 1995. С. 31-36.
  52. Филиппова Г.Г. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения.// Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат. Росс. н-практ. конф. – М.: МГУ, 1996. – 474 с.
  53. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва. - т.2, вып.3. – 1996. С. 133.
  54. Филиппова Г.Г. Девять месяцев, меняющих жизнь // Человек. - №1-2-3. – 2001.
  55. Филиппова Г.Г. Пренатальная психология и психология родительства – новая область исследования и практики в психологии // Материалы научно-практической конференции. – М.: РГУ, 2004. – 498 с.
  56. Хайнд Р. Поведение животных. - М.: Наука, 1975. – 316 с.
  57. Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. - М.: Наука, 1995. – 228 с.
  58. Шевцова И.В. Диалоги с внутренним ребенком // Психол. газета. - 2000. - № 10. С. 11.
  59. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность // Человек. – 1993. - № 6. С. 24-37.
  60. Эволюция структуры материнского поведения //Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва,т.2,вып.3. - М., 1996. С. 126-127.
  61. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: СВЕТОЧ, 1996. – 334 с.

 

Приложение 1.

 

Тест  отношений беременной (ТОБ)

Инструкция: «Просим Вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать  одно, наиболее полно отражающее Ваше состояние».

А.

I

1

Ничто не доставляет мне такого счастья, чем осознание того, что я беременна

 

2

Я не испытываю никаких особых эмоций, связанных с тем, что я беременна

 

3

С тех пор, как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении

 

4

В основном, мне приятно сознавать, что я беременна

 

5

Я очень расстроена тем, что беременна

 

II

1

Беременность заставила меня полностью  изменить образ жизни

 

2

Беременность не заставила меня существенно  изменить образ жизни, но я стала  кое в чем себя ограничивать

 

3

Беременность я не считаю поводом  для того, чтобы изменить свой образ  жизни

 

4

Беременность так изменила образ  моей жизни, что она стала прекрасной

 

5

Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь не суждено  сбыться многим моим надеждам

 

III

1

Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах

 

2

Я постоянно думаю о родах, очень  их боюсь

 

3

Я думаю, что во время родов все  смогу сделать правильно и  не испытываю особого страха перед  ними

 

4

Когда я задумываюсь о предстоящих  родах, настроение у меня ухудшается, т.к. я почти не сомневаюсь в их плохом исходе

 

5

Я думаю о родах, как о предстоящем  празднике

 

 

Б.

I

1

Я сомневаюсь в том, что смогу справляться  с обязанностями матери

 

2

Я считаю, что не смогу стать хорошей  матерью

 

3

Я не задумываюсь о предстоящем  материнстве

 

4

Я уверена, что стану прекрасной матерью

 

5

Я полагаю, что если постараюсь, то смогу  стать хорошей матерью

 

II

1

Я часто с удовольствием представляю  себе ребенка, которого вынашиваю, разговариваю с ним

 

2

Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает  и понимает все, о чем я думаю

 

3

Я постоянно беспокоюсь о состоянии  здоровья ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать

 

4

Я не думаю о том, каким будет  ребенок, которого вынашиваю

 

5

Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным, и очень боюсь  этого

 

III

1

Я не думаю о том, как буду кормить  ребенка грудью

 

2

Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью

 

3

Я думаю, что буду кормить ребенка  грудью

 

4

Я беспокоюсь о том, что у меня будут  проблемы с кормлением грудью

 

5

Я почти уверена, что вряд ли смогу  кормить ребенка грудью

 

Информация о работе Беременность и материнство