Депрессии у детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 19:22, реферат

Описание работы

К. Шнейдер попытался разграничить эндогенную депрессию, зависящую от отражения в слое витальных чувств (по Шелеру) реактивной депрессии, являющейся расстройством высших, так называемых психических эмоций. Эндогенная депрессия, по его мнению, может наблюдаться на любом конституциональном фоне. Различие в психопатологической картине зависит от той реактивной «отделки», «которой подвергается депрессия со стороны личности. Майер-Гросс называет это явление «разоблачением» характера в депрессии. Вестерманн на большом клиническом материале подтвердил положение К. Шнейдера. Близкую, к последнему, позицию занимает Вексберг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
3

Клинико-психопатологические особенности депрессивных состояний у детей и подростков……………………………..

5

Циркулярные депрессии………………………………………
6

Общая характеристика данной группы………………………
8

Шизофренные депрессии……………………………………..
16

Общая характеристика данной группы………………………
16

Депрессивные состояния при шизофрении, протекающей нециркулярно…………………………………………………..

21

Расстройства настроения при инфекциях……………………
25

Эпилептические расстройства настроения………………….
27

Реактивные депрессии………………………………………...
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
28
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Клиническая психология.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Депрессии у  детей и подростков

 

 

Реферат по  клинической  психологии

 

 

 

 

 

 

 

   Работу выполнила:

    Студентка 3 курса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2013

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….

3

 

Клинико-психопатологические  особенности депрессивных состояний у детей и подростков……………………………..

 

5

 

Циркулярные депрессии………………………………………

6

 

Общая характеристика данной группы………………………

8

 

Шизофренные депрессии……………………………………..

16

 

Общая характеристика данной группы………………………

16

 

Депрессивные состояния  при шизофрении, протекающей нециркулярно…………………………………………………..

 

21

 

Расстройства настроения при инфекциях……………………

25

 

Эпилептические расстройства настроения………………….

27

 

Реактивные депрессии………………………………………...

28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

28

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Со времени Крепелина  учение о депрессии подверглось значительной эволюции. Ряд авторов пытались доказать, что всякая депрессия или представляет собою соответствующую фазу маниакально-депрессивного психоза, или состоит с последним, в близком родстве. Так, Рейс, в выпущенной им в 1910 г. монографии указал, что с точки зрения структуры психоза, преморбидного состояния и наследственности имеется близкая связь между конституциональной депрессией и маниакально-депрессивным психозом и что от последнего идет целый ряд переходных форм к реактивной депрессии.

В результате понятие  о депрессии при шизофрении, органических психозах и т. д. трактовалось как проявление особенностей циклотимической конституции, т. е. сближалось с циркулярным психозом. В последующее время понятие о депрессии подверглось расчленению.

К. Шнейдер попытался  разграничить эндогенную депрессию, зависящую  от отражения в слое витальных  чувств (по Шелеру) реактивной депрессии, являющейся расстройством высших, так называемых психических эмоций. Эндогенная депрессия, по его мнению, может наблюдаться на любом конституциональном фоне. Различие в психопатологической картине зависит от той реактивной «отделки», «которой подвергается депрессия со стороны личности. Майер-Гросс называет это явление «разоблачением» характера в депрессии. Вестерманн на большом клиническом материале подтвердил положение К. Шнейдера. Близкую, к последнему, позицию занимает Вексберг.

При всей продуктивности для клиники деления депрессии на витальную и реактивную необходимо отметить те ошибки в теоретической концепции, которые допускают Шелер, Шнейдер, Ланге и другие авторы.

1. Эмоциональная жизнь  отделяется у них от прочих  психических актов; ей отводится исключительная роль, интеллектуальное отходит на задний план перед эмоциональным.

2. Нельзя говорить  о витальном слое эмоций как  о самостоятельном образовании.

3. Нельзя устанавливать  в клинике, как это незакономерно делает Ланге, абсолютно резкую границу между витальной и реактивной депрессией; наоборот, между эндогенным и психогенным существуют амбивалентная связь и постоянное взаимодействие. Точка зрения Ланге является схематичной и метафизической.

Аствацатуров в позднейшее время также разделяет эмоции на два рода: таламические, филогенетически более старые и примитивные, и корковые, которые выступают позднее наравне с гностическими формами. Эндогенная депрессия связана с таламической эмоциональностью, реактивная депрессия имеет отношение к корковому аппарату. Но в отдельном психическом акте переплетаются оба вида эмоциональности с преобладанием того или другого. Эта концепция нам ближе и понятнее.

В отношении детского возраста проблема депрессии представляется малоизученной. Эммингаус впервые в 1887 г. указал на специфику детских меланхолий, проявляющуюся в меньшей выраженности аффекта тоски, в отсутствии anxietas praecordialis, в наличии страха. С тех пор в русской литературе было описано несколько случаев детских депрессий (Ковалевский, Суханов, Сербский). Несколько историй болезни приведены в руководствах Циэна, Штромайера, Гомбургера.

Гиляровский в своем  учебнике указывает, что маниакально-депрессивный психоз в возрасте младше 10 лет редко  встречается, однако многие приступы депрессии просматриваются, так как они нерезко выражены. Гуревич относит к особенностям маниакально-депрессивного психоза у детей нестойкость их депрессии.

А. И. Винокурова констатирует при циркулярной депрессии возбуждение  автоматической психомоторики до явных  гиперкинезов включительно. Наиболее раннее возникновение депрессии описывает Т. П. Симеон у девочки двух лет.

В иностранной литературе приведено  еще несколько казуистических описаний маниакально-депрессивного психоза у детей, в том числе и циркулярной депрессии (Дуссик и др.).

 

Клинико-психопатологические  особенности депрессивных состояний  у детей и подростков

 

Однако, насколько известно, специальные работы, посвященные  детским депрессиям, в литературе отсутствуют. Исходя из этого, было решено приступить к разработке данного вопроса. Основная задача работы - установить клиническое своеобразие и психопатологические особенности при различных депрессивных состояниях в детском возрасте.

При этом, во-первых, следовало  показать, что депрессия не является единой болезнью, что она существует как синдром при различных нозологических формах. И патогенез депрессии, и структура ее при отдельных заболеваниях проявляются различно. Во-вторых, необходимо было выяснить, какое влияние оказывает возрастной фактор на структуру и течение депрессии.

Обработке подвергся  материал, прошедший через детское  отделение психиатрической больницы им. Кащенко за 1932-1937 гг. Всего вошло в работу 55 случаев. В каждом отдельном случае изучались данные наследственности (в размере, доступном клиницисту), преморбидная личность, соматическое и психическое состояния.

Понятие преморбидной личности включало в себя совокупность врожденных и приобретенных свойств больного, а не только конституциональные данные. Приходилось считаться с разными экзогенными влияниями (например, инфекциями), могущими вызвать глубокие изменения в организме до начала разбираемого заболевания. Течение заболевания прослежено за период от одного года до 6 лет.

Далее подробно освещены расстройства настроения при маниакально-депрессивном психозе и шизофрении; что касается инфекционных и эпилептических дистимий, а также реактивных депрессий, то они служат предметом особых сообщений.

 

Циркулярные депрессии

 

Чрезвычайно поучительным является тот факт, что из 4576 больных, прошедших за последние 6 лет через детское отделение психиатрической больницы им. Кащенко, только в трех случаях можно более определенно утверждать, что имеем дело с маниакально-депрессивным психозом. Первоначально этот диагноз ставился значительно чаще, но к концу пребывания больного в стационаре нередко приходилось от него отказываться. Были и такие случаи, когда возникла необходимость пересматривать диагноз через год или даже два года и менять его в сторону шизофрении или органического заболевания центральной нервной системы.

От чего же зависят  трудности в правильной постановке диагноза циркулярного психоза, и каким критерием можно для этой цели пользоваться? Клинический опыт учит, что наблюдение за психопатологической картиной и изучение структуры депрессии являются далеко не достаточными. Если и у взрослых возможны диагностические ошибки, то у детей они должны наблюдаться еще чаще; достаточно вспомнить присущие детям качества: лабильность аффекта, реактивность, физиологическую слабость задержек и пр. Психопатологическая симптоматика у детей значительно скуднее и однообразнее, чем у взрослых; поэтому эндогенная депрессия, например, при шизофрении может мало, чем отличаться по симптоматике от маниакально-депрессивного психоза.

Для того чтобы решить вопрос о диагностике, помимо психопатологического анализа следует проследить за течением болезни на протяжении ряда лет. И если больной не деградирует после отдельных приступов, если личность его не подвергается каким-либо изменениям, если не появляется новая неврологическая симптоматика, а в последующих приступах не проскальзывают основные шизофренические симптомы, то лишь тогда имеется возможность говорить о настоящей циркулярной депрессии.

С этой точки зрения не вполне убедительными являются случаи маниакально-депрессивного психоза у детей, описанные в литературе, где катамнестические наблюдения не были достаточно продолжительными.

Полагаем, что маниакально-депрессивный психоз, в частности его депрессивная фаза, является редким заболеванием в детском возрасте. Особенно редко встречаются выраженные формы, поэтому на материале большого психиатрического отделения их оказалось так мало. Легкие же формы совсем не попадают в психиатрическую больницу, так как протекают очень мягко и их трудно отличить по скудной симптоматике и нестойкости от физиологической лабильности аффекта у детей.

Г. Е. Сухарева описала 4 случая циклотимии в детском возрасте со сменой фаз, с настоящими витальными депрессиями, автор считает их идентичными циклотимии взрослых. Нам кажется, что подобная форма маниакально-депрессивного психоза и является наиболее характерной для младшего детского возраста.

Переходя к разбору  случаев, необходимо помнить о той осторожности в выводах, к которой обязывает такой небольшой материал. Поэтому многие из утверждений надо принимать условно.

 

 

 

 

Общая характеристика данной группы

 

Наследственность  и преморбидная личность. Можно сказать с определенностью, что по восходящей линии в роду преобладают синтонные люди, встречаются циклоиды, отмечаются заболевания раком. В препсихотическом состоянии дети представляются общительными, жизнерадостными; они открыты, доступны, тянутся к товарищам, добры, иногда чрезмерно болтливы. В двух случаях имеются еще черты некоторой неустойчивости, аффективной лабильности. По своему телосложению двое стоят близко к пикнико-атлетическому складу, третий - смешанного телосложения. В физическом состоянии больных обращает на себя внимание ряд вегетативных расстройств: симптом Хвостека, холодные влажные конечности и пр.

Психопатологическая картина. Что касается психопатологической картины, то она характеризуется все же в первую очередь общей подавленностью, тоскливостью. Тоска не проявляется внешне очень ярко, иногда она сопровождается вялостью. Но при циркулярной депрессии вялость не заслоняет собою тоскливости, которая проявляется наглядно, ясно. Жалобы ребенка носят определенный характер: «мне скучно, мне тоскливо». Часто на глазах показываются беспричинные слезы. Настроение колеблется в течение дня, но, как это почти всегда бывает у детей, с утра оно лучше, нежели вечером. В контакт удается вступить без труда, хотя больные и не ищут сами помощи у врача. Сохраняя присущую ему вне болезни открытость, доступность, больной отвечает на вопросы, рассказывает о своих переживаниях. Эти последние часто носят аморфный, недифференцированный характер («тяжело, тоскливо»), сопровождаются ипохондрическими жалобами на давление в грудной области (anxietas praecordialis), головные боли, общую слабость. Появляется пониженная самооценка, больной считает себя совершенно неспособным, ненужным в жизни, в одном случае были выраженные бредовые идеи: все плохо относятся к больной, насмехаются над ней; но она считает, что это ею вполне заслужено, что она большего не стоит в силу своей никчемности. Такого рода высказывания можно отнести к идеям самообвинения, они имеют какое-то объяснение в системе переживаний, восприятий и ощущений больной, а не выступают аутохтонно. Особенно мучительно воспринимается больными заторможенность.   Отсутствие  всяких  интересов,   аспонтанность, безынициативность на пике депрессии переходят в ступор или, по крайней мере, в резкую замедленность всей психической деятельности. Подобное явление ощущается как физическая затрудненность. Больной сам укладывается в постель, говорит необычайно тихо и медленно; уверяет, что ему надо сделать над собой усилие, чтобы подать голос, спустить ноги с кровати и пр. Одному из больных в таком состоянии товарищи по отделению дали кличку «мертвец». Больная девочка говорит, что в это время у нее «язык во рту не поворачивается». Ослаблены влечения, больные теряют аппетит, резко худеют, имеют бледный, осунувшийся вид. Теряют в весе за декаду 2—3 килограмма. Кишечник плохо работает, склонность к запорам. С вечера больной долго не засыпает, спит очень тревожно.

Для иллюстрации приводится следующая история болезни.

Ира Л., 14 лет, поступила  в детское отделение психиатрической  больницы им. Кащенко 10 октября 1933 г., выписалась 31 января 1934 г.

Жалобы: тоскливость, слезы, затруднения в учебе.

Наследственность: отец 45 лет, алкоголик, жестокий, деспотичный, не терпит противоречий, бьет детей, вспыльчивый, раздражительный.

Дед по отцу умер 50 лет  от пневмонии; был спокойный, ровный, общительный.

Бабка умерла от родов, сведений нет.

Дядя 40 лет, пьет, общительный, открытый, болтливый.

Дядя 35 лет, замкнутый, скрытый, молчаливый.

Мать 45 лет, общительная, доступная, живая, склонна к истерикам.

Дед по матери 70 лет, прямой, твердый, скупой.

Бабка по матери добрая, отзывчивая, общительная.

У матери было двое родов и два искусственных аборта. Младший сын

9 лет - нервный, раздражительный.

Личное прошлое: беременность тяжелая, со рвотами. Роды нормальные. Развивалась правильно. До году была очень крикливым ребенком, в 1½ года перенесла в течение 2 месяцев кровавый понос, несколько замедливший развитие ребенка. В дошкольном возрасте была общительной, приветливой, охотно играла с детьми, которыми любила командовать. Боялась темноты, жуликов. Проявляла настойчивость, упрямство. В 7 лет пошла в школу. Первые годы училась посредственно, так как дома были неблагоприятные условия из-за пьянства отца. Когда передала в IV класс, отец уехал, и с тех пор девочка учится очень хорошо. Стремится всегда быть первой. Очень активна в общественной жизни школы, занимает руководящие должности в пионеротряде. Считается хорошим товарищем, помогает подругам в учении, контактна, со всеми в хороших отношениях. В то же время неустойчива, обидчива, капризна, упряма.

История настоящего заболевания: за две-три недели до заболевания у девочки были волнения в связи с приездом отца, который в это время много пил. Но отец вскоре уехал, а у девочки только через 6—7 дней (15 августа) вдруг появилась тоскливость; без всякой причины плакала, плохо спала и ела. 1 сентября пошла в школу и тут же начала уверять, она не справится с учебой, что она не в состоянии заниматься, у нее якобы плохая память и т. д. Через три недели все прошло: больная опять стала веселой, живой, хорошо занималась. Спустя две недели снова начала тосковать, плакать. Сидела в задумчивости, жаловалась, что она ни к чему не способна. Были мысли о том, что следует с собою покончить. Слышала оклики, однажды ощутила в пище привкус керосина. Казалось, что к ней плохо относятся. В состоянии угнетенности поступила в детское отделение больницы им. Кащенко.

Информация о работе Депрессии у детей и подростков