Детская агрессивность и её причины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).

Содержание работы

Введение 3
1. Детская агрессивность и ее причины. 8
1.1 Социально – культуральный аспект детской агрессивности.
1.2 Определение понятия «Агрессия». 9
1.3 Агрессивное поведение и агрессивность как свойство личности. 12
1.4 Классификации агрессии. 14
1.5 Диагностические критерии агрессивности. 19
1.6 Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей. 22
1.6.1.Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье.
1.6.2.Особенности семей агрессивных детей. 26
2. Психологическая коррекция агрессивного поведения. 28
2.1 Направления коррекционной работы с агрессивными детьми.
2.2 Принципы коррекционной работы. 36
2.3 Организация индивидуальной психокоррекционной работы. 39
2.4 Семейная терапия. 42
2.5 Групповая работа с детьми и подростками. 45
2.6 Методы, техники, приемы коррекционной работы. 51
3. Эмпирическое исследование агрессивного поведения подростков. 54
3.1 Гипотеза и методы исследования.
3.2 Диагностика исходного уровня и анализ психологических 55
особенностей агрессивных подростков.
3.3 Общая характеристика программы психологической коррекции 65 особенностей агрессивных подростков.
3.4 Диагностика уровня сформированности особенностей личности 72 агрессивных подростков.
3.5 Выводы. 81
Заключение 82
Список литературы

Файлы: 1 файл

агрессия курсовая работа.docx

— 226.34 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение                                                                                                                      3

  1. Детская агрессивность и ее причины.                                                              8

1.1 Социально – культуральный аспект детской агрессивности.

1.2 Определение понятия  «Агрессия».                                                                      9

1.3 Агрессивное поведение  и агрессивность как свойство  личности.                 12

1.4 Классификации агрессии.                                                                                   14                

1.5 Диагностические критерии  агрессивности.                                                      19

1.6 Роль семьи в формировании  модели агрессивного поведения  детей.          22

1.6.1.Факторы, способствующие  становлению детской агрессивности  в семье.

1.6.2.Особенности семей  агрессивных детей. 26

2. Психологическая  коррекция агрессивного поведения.                               28

2.1 Направления коррекционной  работы с агрессивными детьми.

2.2 Принципы коррекционной  работы.                                                                   36

2.3 Организация индивидуальной психокоррекционной работы.                      39

2.4 Семейная терапия.                                                                                               42

2.5 Групповая работа с  детьми и подростками.                                                      45

     2.6 Методы, техники, приемы коррекционной работы.                                         51

3. Эмпирическое  исследование агрессивного поведения  подростков.          54

3.1 Гипотеза и методы  исследования.                         

3.2 Диагностика исходного  уровня и анализ психологических                            55

      особенностей  агрессивных подростков.

3.3 Общая характеристика  программы психологической коррекции          65 особенностей агрессивных подростков.

3.4  Диагностика уровня  сформированности особенностей личности                 72    агрессивных подростков.

3.5 Выводы.                                                                                                                81

Заключение                                                                                                                 82

Список литературы                                                                                                    83

Приложение                                                                                                                85

Введение

 

Психологическое состояние современного общества характеризуется тем, что такие понятия, как альтруизм, нравственность, становятся атрибутами человека, отвергнутого «умеющим жить» большинством. Принципами же «умного» человека выступают высказывания типа «Работа – это все то, за что платят деньги». На этом фоне обычный обыватель, оказавшись в ситуации выживания либо других проблемных условиях (например, действие феномена «уровня адаптации») и не имея жесткой нравственной ориентации, начинает воспроизводить «экспроприирующее» поведение. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема социального воспроизводства агрессии. Следует отметить, что на сегодняшний день ни одна из психологических теорий и школ (материалистического направления) не решает вопроса духовно-нравственного воспитания личности. Социоонтогенетическая детерминация агрессивности подтверждается многочисленными результатами исследований процесса социализации, социального научения и онтогенетического развития личности (Беличева С., Реан А. и др.). Как отмечает А. А. Реан, изучение агрессивного поведения показывает, в частности, что для семей, из которых выходят высокоагрессивные дети, характерны особые взаимоотношения. Взаимодействия внутри семьи развиваются по принципу «расширяющейся спирали», поддерживающей и усиливающей агрессивные формы взаимоотношений. Установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает его агрессивность в отношениях со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.

Однако отсутствие насилия внутри референтной группы (например, семьи) еще не гарантирует развития неагрессивной личности. Отсутствие духовных ценностей, атмосфера нравственной дезориентации, сопровождающая семью, воспроизводится ребенком. Родители сами, совершая безнравственные поступки, поощряют безнравственность своих детей. Этот усвоенный в семье моральный потенциал при удобном стечении обстоятельств, трансформируется в агрессивное поведение.

Итак, повышенная  агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность проблемы несомненна, так как число  детей с агрессивным поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:

  • ухудшением социальных условий жизни детей;
  • кризисом семейного воспитания;
  • невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;
  • увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.

Данной теме посвящено много фундаментальных теоретических исследований, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения. Агрессивность – свойство личности целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон). Хотя явления детской агрессивности и не имеют массового характера, но мириться с ними наше общество не может. Разноуровневые социально-экономические условия жизни людей, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений  жить в этих условиях приводят наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно нелегко подрастающему поколению. Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на подрастающего ребенка. Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом "арсенале" другого, положительного опыта. Особое место среди социальных факторов конфликтного поведения подростков занимает проблема воспитания в современной семье, которая часто не выполняет таких важнейших функций, как формирование у детей чувства защищенности, психологического комфорта, не говоря уже о достаточно распространенных случаях грубого и даже жестокого обращения с ними, особенно в неблагополучных семьях. Все это при неразвитости нравственных представлений приводит к агрессивным формам самоутверждения подростков, ориентации их на группы асоциальной направленности, где применение силы, жестокость воспринимаются как  доказательство «мужественности». 
Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражают одну из важнейших социальных проблем общества - для этой возрастной категории характерно большое количество конфликтов, проявление агрессивности, насилия по отношению к сверстникам, за последнее время  выросла  молодежная  преступность.    Причины агрессивности необходимо искать в семье, в методах воспитания. Особенно неблагополучно положение в необеспеченных, малообеспеченных, проблемных семьях. Возникающие у детей чувство ущемленности,  обделенности, незаслуженной обиды, чувств зависти,  ненависти толкает их на совершение актов насилия.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте - это проблема социальная и психологическая, поскольку, с одной стороны, агрессия может привести к асоциальному поведению и правонарушениям, а с другой стороны - в каждом конкретном случае требуются адекватные меры воспитательного и психо-коррекционного воздействия с учетом причин возникновения агрессии.

    В работе будет три главы. В первой главе будут рассмотрены причины детской агрессивности, а также роль семьи в формировании агрессивной модели поведения. Представлены диагностические критерии, исходя из которых, можно говорить о наличии у ребенка такого качества, как «агрессивность».

    Во второй главе  представлен комплекс направлений  коррекционной работы, позволяющий  осуществить целостный системный  подход к существующей проблеме.

    В третьей главе  будет описано эмпирическое исследование. Целью данного исследования  станет  выявление основных особенностей  личности агрессивных подростков; разработка  программы  коррекции  личностных особенностей агрессивных  подростков.

   Актуальность  обусловила выбор темы  исследования  «Социально-психологические особенности проявления агрессивности и ее психокорреция»

   Объект исследования: агрессивное поведение подростков.

   Предмет исследования: психологические особенности личности агрессивных подростков.

   Цель исследования: выявить основные особенности личности у агрессивных подростков; разработать программу коррекции  личностных особенностей агрессивных подростков.

     Гипотеза  исследования: агрессивное поведение подростков обусловлено

определенным набором психологических особенностей личности и уровнем   их проявления у конкретного человека.

Проверка данной гипотезы требует  решения следующих задач:

1.В теоретическом анализе  рассмотреть основные подходы  к объяснению причин возникновению  агрессии у подростков.

2. Выявление наиболее  важных психологических особенностей  личности

агрессивных подростков.

3. Диагностика личностных  качеств подростков.

4. Диагностика исходного  уровня психологических особенностей  агрессивных

подростков.

5. Установление зависимости  между агрессивным поведением  и личностными

особенностями подростков.

6. Формирование экспериментальной  группы подростков из числа  учащихся,   у

которых в результате обследования выявлен высокий уровень агрессии.

7. Разработка и реализация  коррекционной программы по снижению  состояния

агрессии у подростков.

8. Контрольно – диагностическое  обследование после коррекционной  работы.

9.  Сформулировать выводы  по результатам проделанной работы.

     Методы исследования: наблюдение, беседа, методики, направленные на

изучение уровня агрессивности, диагностику общего психоэмоционального

состояния (опросник Баса – Дарки, FPI), тест «Крокодио» А.Моносовой.

Метод математической статистики:Т-критерий Вилкоксона

Исследование проводилось в МОУ «Краснокоммунарская сош»

Выборка испытуемых: учащиеся 7  классов – 36 человек, среди них 15

мальчиков и 21 девочка.

   

 

 

 

Глава 1. Детская агрессивность и ее причины.

    1. Социально – культуральный аспект детской агрессивности.

 

     Дети черпают  знания о моделях поведения  из трёх источников.

     Первый –  это семья, которая может одновременно  демонстрировать агрессивное поведение  и обеспечивать его закрепление.

     Во-вторых, агрессии  они также обучаются при взаимодействии  со сверстниками, зачастую узнавая  о преимуществах агрессивного  поведения («я самый сильный –  и мне всё можно») во время  игр. Известно, что дети, регулярно  посещавшие детский сад, оцениваются  как более агрессивные по сравнению  с детьми, которые посещали детский  сад нерегулярно либо вовсе  в него не ходили (Р. Бэрон, 1997).

     И, в третьих, учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя,  и в первую очередь, детей.

     В своей  книге «Откажитесь от привычки  к телевизору» Дж. А. Вилкинз пишет, что за каждый час телевизионного времени на экране совершается 9 актов насилия и 21 акт (!) приходится на каждый час детских мультфильмов. «К 14 годам типичный американский ребёнок становится свидетелем 11000 убийств» (Дж. А. Вилкинз). По мнению автора, телевидение совершает своего рода насилие над детьми и учит их агрессивному поведению. «Когда в штате Коннектикут проводился месячник «Выключите телевизор», учителя в школах заметили, что постепенно дети стали меньше толкаться и пинаться. Они охотнее искали альтернативные решения проблемы в случае разногласий, а не дрались и не вопили как прежде» (Дж. Элиум, Д. Элиум, 1

 

               

1.2. Определение  понятия «Агрессия».

      Для начала  нужно определить понятия «агрессия»  и «агрессивность» и понять, для  чего человек снабжён этим  механизмом реагирования. Слово  «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad – на, grodus – шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами – родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперёд, развитие) и «регресс» (движение назад). В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» (Э. Фромм).

Информация о работе Детская агрессивность и её причины