Диагностика мотивационно-волевой сферы личности школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявление особенностей волевой сферы на протяжении всего школьного периода.
Задачи:
1. Теоретически изучить проблему развития воли на протяжении всего школьного периода;
2. Обосновать основные направления экспериментального изучения развития воли в период школьного возраста;
3. Выявить особенности развития волевой сферы в период школьного возраста.

Содержание работы

Введение ----------------------------------------------------------------------------------3

Глава I. Теоретические основы изучения особенностей развития волевой сферы на стадии школьного возраста.
1.1 Природа воли----------------------------------------------------------------------------------4
1.2 Патология и психология воли.------------------------------------------------------------8
1.3 Возрастные особенности произвольного управления.------------------------------12

Глава II. Экспериментальное изучение особенностей развития воли у детей школьного возраста.
2.1 Волевые качества личности--------------------------------------------------------------17
2.2 Развитие воли--------------------------------------------------------------------------------22
2.3 Анализ результатов-------------------------------------------------------------------------26

Заключение

Список литературы

Приложение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (11).doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Упражнение I. Часть Б

Подберите литературу для чтения, которая бы развивала  и поддерживала в вас чувства  и решимость, вызванные первой частью этого упражнения. Это должна быть ободряющая, оптимистическая и динамическая литература, стимулирующая веру в собственные силы и побуждающая к действию. Однако для того, чтобы это чтение принесло действительную пользу, необходимо, чтобы оно проходило определенным образом: читайте медленно, полностью сосредотачиваясь на том, о чем идет речь, отмечая отрывки, которые производят на вас особое впечатление, и, переписывая то, что покажется особенно поразительным и соответствующим вашему случаю. Хорошо несколько раз перечитать эти отрывки, как следует ими проникнуться. Для этой цели лучше всего подойдут биографии выдающихся людей, обладавших сильной и конструктивной волей, или же другие книги, непосредственно направленные на пробуждение желаемой внутренней энергии. Посвятив некоторое время подобному чтению, вы почувствуете в себе растущее, даже острое желание немедленно приступить к работе. Это будет как раз подходящий момент, чтобы со всей доступной вам твердостью решиться посвятить свое время, энергию и все возможные средства на развитие в себе воли.

Однако, ни в  коем случае никому не рассказывайте  о своем решении, даже если из самых  лучших побуждений вам захочется  уговорить кого-то последовать вашему примеру: Разговоры обычно ослабляют  накопленную энергию, необходимую  для действия. Кроме того, если другие узнают о вашей цели, это легко может вызвать скептические и обидные замечания, а они в свою очередь посеют в вас сомнение и уныние. Работайте молча. Во всяком случае, вреда от этого не будет.

Две части  приведенного выше упражнения представляют собой одну из техник, или, скорее, один из методов, направленных на мобилизацию других влечений, чтобы вызвать усиление той энергии воли, которая в вас уже существует.

Упражнение II. Выполнение бесполезных упражнений

Эта техника  состоит в выполнении действий, не имеющих никакого иного смысла, кроме тренировки воли. Их можно сравнить с гимнастическими упражнениями, которые имеют значение лишь для развития мышц и улучшения нейромышечной координации и физического состояния человека в целом. Эта техника была впервые предложена Вильямом Джеймсом в его книге "Беседы с учителями": "Поддерживайте в себе способность дерзать с помощью ежедневного короткого, вполне бессмысленного упражнения. Систематически проявляйте героизм в каких-то ненужных мелочах: каждый день или через день совершайте что-то, что не имеет никакого иного смысла, как просто преодоление препятствия, и когда наступит час действительного испытания, вы сможете встретить его во всеоружии. Аскетизм подобного рода сродни страховке, которую мы выплачиваем за дом и прочую собственность. Отдавая эти деньги, мы не получаем взамен ничего, и весьма маловероятно, что они когда-нибудь к нам вернутся. Но, случись в доме пожар, страховка спасет нас от разорения. Так же и с человеком, который ежедневно в мелочах вырабатывал в себе сосредоточенность, энергичную волю и способность к самоотречению. Когда все вокруг него зашатается, и окружающие его более изнеженные смертные будут сметены стихией, он останется стоять неколебим, как скала. "

Упражнение III. Упражнение на воспитание воли в обыденной жизни

Следующая группа упражнений на развитие воли основана на использовании бесчисленного  числа возможностей, которые таят в себе каждодневные заботы и обязанности. Для этого может подойти большинство  занятий: наши жизненные устремления, внутренние установки и то, как мы выполняем эти занятия, легко могут превратить их в прекрасные упражнения для тренировки воли. Таким упражнением, например, может быть, утренний подъем, если вставать за десять-пятнадцать минут до обычного времени. То же самое можно сказать и об утреннем одевании, если поставить перед собой задачу производить каждое движение сосредоточенно, быстро и точно, однако, не торопясь. При этом можно в себе развить очень важное в быту свойство - научиться "торопиться не спеша". Современная напряженная жизнь со всеми ее стрессами заставляет нас спешить даже в тех случаях, когда в этом нет необходимости, просто в силу привычки.

Торопиться  без суеты не просто, но вполне возможно. Если этому научиться, вы сможете  действовать эффективно и добиваться хороших результатов без напряжения и чрезмерной усталости. Такое умение дается нелегко. Оно требует почти расщепления личности - на того, кто действует, и того, кто в то же время наблюдает за этими действиями. Но даже если вы просто постараетесь сделать это, такая попытка станет хорошим способом развития воли.

Или управлять  своими чувствами и контролировать выражение нетерпения, сталкиваясь  с небольшими неприятностями и раздражающими  факторами, как, например, когда вы едете  в набитом транспорте, ждете, когда откроется дверь, или видите ошибки подчиненных или несправедливость со стороны начальства.

2.3 Анализ результатов

Для определения  силы воли у учащихся 8 класса был  проведен тест "Самооценка силы воли". Методика описана Н.Н. Обозовым (1976) и предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли. Ученикам необходимо было ответить на 15 вопросов. На них можно ответить: "да" - 2 балла, "не знаю" или "бывает", "случается" - 1 балл, "нет" - 0 баллов. При ответе необходимо было сразу ставить очки. Было опрошено 15 учащихся. Из них вышло, что у 6 - "сила воли" большая, у 4 - слабая, у 5 - средняя.

Также была проведена  методика "Готовность к риску" среди учащихся 7 и 10 классов. Методика Я.К. Шуберта направлена на выявление  оценки своей смелости, готовности к риску. Детям нужно было оценить степень готовности совершить действия, о которых спрашивалось в тесте. При ответе на каждый из 25 вопросов нужно было поставить соответствующий балл по следующей схеме: 2 балла - "полностью согласен", "безусловно"; 1балл - "скорее да, чем нет"; 0 баллов - "ни да, ни нет"; - 1 балл - "скорее нет, чем да"; - 2 балла - " совершенно не согласен", "безусловно нет".

В 7 классе было опрошено 15 человек. Получились следующие  результаты: у 3 учащихся из 15 слишком большая осторожность, 9 человек обладают средней осторожностью, у троих большая склонность к риску, смелость.

У учеников 10 класса результаты получились отличные от результатов учеников 7 класса. Было опрошено также 15 человек. Из них двое обладают большой осторожностью, у семи человек - средняя осторожность и у шестерых из 15 большая склонность к риску.

После проведения этих методик мы видим, что сила воли у школьников 7-10 классов достаточно развита. Но это не значит, что нет  необходимости ее тренировать.

Вывод по II главе

Первым обязательным условием воспитания воли является серьезное  решение посвятить этому все  необходимое время, энергию и  средства. Когда мы сообщаем об этом пациенту, он может начать возражать, что для этого ему нужна  твердая и решительная воля, а как раз ее-то ему и не хватает. Это возражение не выдерживает критики, поскольку у каждого есть, по крайней мере, какая-то воля, и даже если она существует лишь в зачаточном состоянии, для начала ее должно быть достаточно.

Заключение

Цель, поставленная в работе, достигнута. Были выявлены особенности волевой сферы на протяжении всего школьного периода. В этой работе мы рассмотрели процесс  появления и развития у человека таких волевых процессов, как  терпеливость, упрямство, сила воли. Безусловно, нами не были рассмотрены все точки зрения относительно этой проблемы, но все основные мнения и факты были учтены. Благодаря этому мы получили довольно полное представление о появлении, формировании и изменении произвольных процессов в онтогенезе. Пришли к выводу, что воля является неотъемлемой частью в формировании и установлении человека как личности. Для самооценки силы воли, был проведен тест среди учащихся 8 класса.

Крайне негативно  на развитии воли сказывается невозможность  ребенка самостоятельно принимать важные для него решения. Особенно данная проблема обостряется в школьном возрасте. Родители не должны ничего решать за ребенка не только, они лишь могут подводить его к рациональным решениям и добиваться от него непреклонного осуществления принятых решений.

Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

2. Анн Л.Ф. Психологический  тренинг с подростками / Л.Ф.  Анн. - СПб.: Питер, 2004.

3. Быков А. Становление волевой регуляции в кризисные периоды развития личности / А. Быков // Прикладная психология и психоанализ. - 2002. - № 4. - С.5-25.

4. Гаврилюк Н.Г. К  вопросу формирования волевых  качеств в младшем школьном  возрасте / Н.Г. Гаврилюк // Психология  обучения. - 2007. - № 9. - С.73-82.

5. Громова Т. Игры  с ленью (диагностика и коррекция  трудностей волевой сферы младших  школьников) / Т. Громова // Школьный  психолог. Приложение к газете "Первое  сентября". - 2002. - № 42. - С.16.

6. Ильин Е.П. Психология  воли / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000.

7. Ильина М.Н. Воля  в возрастной психологии / М.Н.  Ильина. - М.: Высшая школа, 2003.

8. Ковалев А.Г. Психология  личности / А.Г. Ковалев. - М.: Просвещение, 1995.

9. Кулаков С.А. На  приеме у психолога - подросток:  пособие для практ. Психологов / С.А. Кулаков. - СПб: Союз, 2001.

10. Мингалиева М. Воля  и понимание в процессе психотерапии / М. Мингалиева // Прикладная психология  и психоанализ. - 2001. - № 1. - С. 19-35.

11. Немов Р.С. Общая  психология: учебник для ср. проф. образования / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2003.

12. Обухова Л.Ф. Детская  психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшая  школа, 1998.

13. Первин Л.А. Психология  личности: теория и исследование / Л.А. Первин, О.П. Джон. - М.: Аспект  Пресс, 2001.

14. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000.

15. Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер Ком, 1999.

16. Слободчиков В.И., Исаев  Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Просвещение, 1999.

17. Смирнов Б.Н. О  разных подходах к проблеме  воли в психологии / Б.Н. Смирнов  // Вопросы психологии. - 2004. - № 3. - С 64-70.

18. Снайдер А. Практическая  психология для подростков, или  как найти свое место в жизни / А. Снайдер. - М.: АСТ-Пресс, 1998.

19. Столяренко Л.Д. Основы  психологии: учебное пособие / Л.Д.  Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

20. Хухлаева О.В. Психология  развития: молодость, зрелость, старость: учебник для вузов / О.В. Хухлаева. - М.: Логос, 2003.

21. Чумаков М.В. Диагностика  волевых особенностей / М.В. Чумаков  // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.160-178.

22. Щукина Е. Синица  в руках / Е. Щукина // Знания - сила. - 2007. - № 10. - С.74-78.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

1. Методики изучения волевых качеств

Тест "Самооценка силы воли"

Методика  описана Н.Н. Обозовым (1976) и предназначена  для обобщенной характеристики проявления силы воли.

Инструкция

На приведенные 15 вопросов можно ответить: "да" - 2 балла, "не знаю" или "бывает", "случается" - 1 балл, "нет" - 0 баллов. При ответе необходимо сразу ставить очки. Текст опросника:

1. В состоянии  ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо  от того, что время и обстоятельства  позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолевали  ли Вы без особых усилий  внутреннее сопротивление, когда  нужно было сделать что-то вам  неприятное (например, пойти на дежурство  в выходной день)?

3. Когда попадаете  в конфликтную ситуацию на  работе или в быту, в состоянии ли Вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью?

4. Если Вам  прописана диета, сможете ли  Вы преодолеть все кулинарные  соблазны?

5. Найдете  ли Вы силы утром встать  раньше обычного, как было запланировано  вечером?

6. Останетесь  ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли  Вы отвечаете на письма?

8. Если у  Вас вызывает страх предстоящий  полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли  Вы принимать очень неприятное  лекарство, которое Вам рекомендовал  врач?

10. Сдержите  ли выданное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова?

11. Без колебаний  ли Вы отправляетесь в поездку  в незнакомый город, если это  необходимо?

12. Строго  ли Вы придерживаетесь распорядка  дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относитесь  ли Вы неодобрительно к библиотечным  задолжникам?

14. Самая интересная  телепередача не заставит Вас  отложить выполнение срочной  и важной работы. Так ли это?

15. Сможете  ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?

Подсчитывается  сумма набранных баллов: 0-12 баллов - "сила воли" слабая; 13 - 21 балл - "сила воли" средняя; 22-30 баллов - "сила воли" большая.

Методика "Готовность к риску"

Методика Я. К Шуберта направлена на выявление оценки своей смелости, готовности к риску.

Инструкция

Оцените степень  готовности совершить действия, о  которых Вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий  балл по следующей схеме:

2 балла - "полностью  согласен", "безусловно"

1балл - "скорее  да, чем нет".

0 баллов - "ни  да, ни нет"

1 балл - "скорее нет,  чем да"

2 балла - " совершенно  не согласен", "безусловно нет"

Вопросы теста (некоторые  вопросы оригинального теста  заменены сходными по смыслу, но более отвечающие специфике жизни в нашей стране):

Информация о работе Диагностика мотивационно-волевой сферы личности школьников