Формирование мотивации к занятиям физической культуры у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - процесс формирования мотиваций к занятиям физической культурой у младших школьников.
Предмет исследования - пути и средства формирования мотивации к занятиям физической культуры у младших школьников.
Цель исследования - определить эффективные средства формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Мотивы, вызывающие потребность в систематических занятиях физической культурой у младших школьников………………………………..6

Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное обоснование формирования у младших школьников мотивации к занятиям физической культурой………………….15
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ полученных данных
2.3. Психолого-практические рекомендации
Выводы по второй главе
Заключение……………………………………………………………………....33
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 87.03 Кб (Скачать файл)

Опытно-экспериментальная работа была посвящена обоснованию эффективности разработанного содержания физического воспитания учащихся и программы "Туризм в начальной школе". Сущность данного исследования заключалась в акцентированном развитии мотиваций к занятиям физической культурой.

Непременным условием проведения экспериментальных работ было сравнение исходных и конечных результатов опытных факторов экспериментальных и контрольных групп, также проведение контрольных срезов в начале и в конце исследования.

Проведение опытно-экспериментальных работ отвечало обязательному правилу: его содержание, методы проведения не противоречили общим принципам обучения и воспитания.

По степени изменения обычных условий процесса физического воспитания эксперимент является естественным.

Способ комплектования экспериментальных и контрольных групп по их количественному составу естественный.

Эксперимент проводился в виде опытных уроков физической культуры, включения во внеклассные мероприятия игр и упражнений соревновательного характера. Обучение и воспитание осуществлялось в плане обычной системы классно-урочных занятий, с полным составом занимающихся.

Каждый учитель непременно ставить перед собой задачу углубить знания по своему предмету через знакомство с другими учебными предметами. Очень интересны, с нашей точки зрения, для достижения этой цели интегрированные уроки. Это не просто комплексный подход к решению задачи, главное в проведении интегрированных уроков то, что каждый учитель профессионально, средствами близкими ему (например, физкультуру - физическими упражнениями, математику - счетом, чтение - словом), сможет донести до учащихся содержание занятий, обогатить учебный материал и вызвать большой интерес учащихся к закреплению пройденных тем.

Образование на любом уровне несет узкоспециальную подготовку и формирование личности, готовит жить в быстроменяющемся мире, развивает способность осваивать новую информацию и принимать правильные решения, воспитывает общечеловеческие ценности и т.д. Значительным шагом к обобщенному решению проблем является интегрированные занятия во внеурочной работе, которое также способствует повышению положительной мотивации к усвоению знаний.

Хорошим подспорьем к занятиям физической подготовкой является введение элементом туризма во внеурочных мероприятиях. Дополнительно к урокам физкультуры наши дети занимаются 2 раза в неделю на секционных занятиях. Для повышения мотивации к данным занятиям мы стараемся привлечь родителей. Вместе со своими родителями дети участвуют в эстафетах, выполняют задания с разнообразными туристическими атрибутами. В зимнее время они теоретически готовятся, соревнуются в условиях спортивного зала, а в весенне-летний период используют свои знания в полевых условиях, в экологических экспедициях.

На основе анализа были выявлены отношения учащихся к физическому воспитанию, к традиционным средствам, мотивы побуждающие учащихся к занятиям физической культурой, их уровень физической подготовленности и физического развития.

Определение успеваемости по предмету «Физическая культура» осуществлялось посредством анализа качества успеваемости 51 учащегося на основе оценок и дан их сравнительный анализ.

Были использованы стандартные математические операции для обработки цифрового материала, полученного в результате исследований.

Поставленные в работе задачи определили следующую организацию работ. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе исследования (октябрь 2010 г.) был проведен первый контрольный срез. В конце второго этапа (май 2012 г.) - второй контрольный срез и в конце третьего этапа исследования (май 2013 г.) - третий контрольный срез.

Результаты исследования

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе средней школы  п. Красная-Яруга, Краснояружского района Белгородской области. В эксперименте приняли участие учащиеся 1-4 классов.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы нами изучена и проанализирована педагогическая, психологическая, методическая литература, материалы по истории проблемы в отечественной педагогике по теме исследования.

На констатирующем этапе эксперимента были сформированы две группы: контрольная - учащиеся начальных классов средней школы № 1 и экспериментальная - учащиеся начальных классов средней школы № 2. На данном этапе эксперимента нами было проведено исследование физического развития и физической подготовленности, учащихся обеих групп, которое не выявило существенной разницы, как в контрольной, так и в экспериментальной группах (Таблица 1,2).

                                                  Таблица 1

Показатели физического развития учащихся в 1 классе 1999 г.

Показатели

КГ

ЭГ

Рост стоя (см.)

123,1

122,3

Вес (кг.)

23,3

23,7

Окружность грудной клетки (см.)

55,5

56,5

Окружность плеча в покое (см.)

17,2

16,8

Окружность плеча в напряжении (см)

18,6

18,2

Окружность бедра (см) правая

34,3

34

Окружность голени (см ) правая

24,3

24,4

Задержка дыхания на вдохе (см)

64,5

63,6

Дыхания на выдохе (см)

62,8

62,2


 

 

 

 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

        На вопрос: "Чего вы хотите достичь в результате занятий физической культурой?". В экспериментальной группе наибольшее число опрошенных (21,1%) выбрали "стать здоровыми", 18,1% "развить свои физические качества"; 17,1% - найти друзей, товарищей (таблица 2). В контрольной группе наибольшее число респондентов выбрали: "Достичь физического совершенства" (20,9%), 15,7% - "Найти друзей и товарищей", 15,9% "Сформировать потребность в регулярных занятиях".

                                             Таблица 2

Уровень физической подготовленности учащихся 1 классов

Физические способности

Контрольные упражнения

КГ

ЭГ

Быстрота движении

Бег на 30 м (с)

6,9

7,1

Координационная способность

Челночный бег 3x10 м. (с)

11,5

11,6

Общая выносливость

Бег 800 м. (м/с)

6,03

5,93

Скоростно-силовые возможности

Прыжки в длину с места (м)

121

114

Мышечная сила

Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

2,7

2,5

Мышечная сила

Поднимание туловища лежа на спине

3

2,9

Гибкость позвоночного столба

Наклоны в перед в положении сидя (см)

6,7

6,9

Координационная способность

Прыжок через скакалку (кол-во)

10,2

10


 

 

Таблица 3

Цель занятий физической культурой

Наименование мотивов

КГ

ЭГ

Достичь физического совершенства

20,9

18,1

Развить свои физические качества

13,2

15,1

Стать здоровым

14,6

21,1

Найти друзей товарищей

15,7

17,1

Отдохнуть, развлечься

3,6

2,5

Развить в себе чувство прекрасного

2,3

2,1

Воспитать морально-волевые качества

13,8

10,0

Сформировать потребность в регулярных занятиях

15,9

14,0


 

 

 

На данном этапе нами проведено анкетирование для выявления основных мотивов занятий физической культурой среди учащихся контрольной и экспериментальной групп (приложение №1), и представляет интерес вопрос о предпочтительности различных видов учебной деятельности для учащихся 1 классов. В обследовании приняли участия 51 учеников 1 "а" класса Краснояружской средней школы №1 и 1 "а" класса Краснояружской средней школы №2.

В результате проведенного анкетирования нами определены основные мотивы побуждающие к занятиям физической культурой (таблица 4).

                                      Таблица 4

Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой (%)

Мотивы

КГ

ЭГ

1.Улучшение состояния здоровья

12,2

11

2. Желание выполнять физическое упражнение

8,1

8,9

Удовлетворение потребностей в движении

7,3

7,6

Стремление показать свои способности

6,4

7

Улучшение фигуры

6,7

6,3

Улучшение физической подготовленности

9,8

11,2

Желание получить хорошую оценку

13,8

13,1

Чтобы не отставать от сверстников

10,5

11,7

Улучшение самочувствия

8,9

9,6

Желание хорошо выступить

5,9

4,5

Общение со сверстниками

4,1

5,2

Снизить вес

6,3

3,9


 

 

 

Из таблицы 4 видно, что среди мотивов первую позицию занимает мотив желания получить хорошую оценку. На втором месте в иерархии мотивов - желание не отставать от друзей. Мотивы занятий физической культурой в первых и вторых классах в основном связаны с процессом деятельности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы).

На данном этапе исследования нами также проведено исследование мотивов, мешающих занятиям физической культурой (Таблица 5).

                                         Таблица 5

Мотивы, мешающие занятиям физической культурой

Наименование мотивов

КГ

ЭГ

Нет интересов к занятиям физической культурой

22,0

21,1

Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений

17,3

14,0

Мало свободного времени

15,7

11,9

Не вижу в этом пользы

7,1

6,8

Нет физических данных, способностей

5,8

4,2

Желание есть, но все как то не до физкультуры

18,8

18,4

В виду большой загруженностью учебной программы

11,3

9,6

Не могу побороть себя, хотя понимаю, что нужно заниматься

12,0

14,0


 

 

 

В контрольной группе наибольшее количество респондентов выделяют следующие мотивы: "Отсутствие интереса к занятиям физической культурой 22%", "Лень" - 18,8%, "Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений" - 17,3%, а экспериментальной группе 21,1% - "Нет интересов к занятиям физической культурой", 18,4% - "Желание есть, но не до физкультуры", 14,0% - "Отсутствие спортивного инвентаря и сооружений" и "Не могу побороть себя, хотя понимаю, что нужно заниматься".

По результатам мотивов, мешающих занятиям физической культурой 15,7% респондентов высказались, что у них мало свободного времени. В связи с чем мы исследовали занятость учащихся во внеурочное время и выявили, что детскую музыкальную школу посещают 15,7%, ДЮСШ 9,2%, детский центр "Спартак" - 14,3%, школьные кружки - 11,0% учащихся. 50,2% - нигде не занимаются.

Уровень мотивации учащихся к различным урокам определялся по методике Ю.К. Чернышенко детей фотографировали на всех учебных занятиях. За тем исследователь предъявлял фотографии ученику и удостоверялся в том, что он четко понимает, какие уроки на них представлены. После этого ученику предлагалось назвать урок, который ему нравится больше всего, затем следующий и т.д. Результаты исследований показали, почти все стабильно отдают предпочтение физкультурным занятиям.

Далее идут такие уроки, как чтение, ритмика, изобразительная деятельность и математика.

Также нами проведено анкетирование среди родителей учащихся обеих групп в целях выявления интереса и отношения к занятиям физической культурой и спортом (приложение №2). В анкетировании приняло участие 63 родителя. В результате нами получены следующие данные: 22% регулярно занимаются утренней зарядкой, 14 % занимаются совместно с детьми шахматами и шашками, у 68% семей имеется дома определенный спортивный инвентарь, 12% родителей предпочитают заниматься лыжными гонками, 57% - спортивными играми, 47% - шахматами и шашками, 93% предпочитают ходить в турпоходы и экскурсии.

Анализ результатов анкетного опроса учащихся и родителей позволил выявить наиболее значимые факторы, отрицательного влияния на здоровья:

      • мнение детей: курение, наркотики, спиртное и экология
      • мнение родителей: экология, наркотики, низкое качество медицинской помощи.

Изучение ценностных ориентаций родителей показывает, что наиболее значимыми ценностями у родителей является здоровье, благополучие Отечества .

Локус контроля у респондентов в основном направлен на внешние факторы, окружающую среду, т.е. ответственность за сохранение здоровья как учащиеся, так и их родители на себя, на свой образ жизни не принимают.

Информация о работе Формирование мотивации к занятиям физической культуры у младших школьников