Формирование мотивации к занятиям физической культуры у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 23:28, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - процесс формирования мотиваций к занятиям физической культурой у младших школьников.
Предмет исследования - пути и средства формирования мотивации к занятиям физической культуры у младших школьников.
Цель исследования - определить эффективные средства формирования мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Мотивы, вызывающие потребность в систематических занятиях физической культурой у младших школьников………………………………..6

Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное обоснование формирования у младших школьников мотивации к занятиям физической культурой………………….15
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ полученных данных
2.3. Психолого-практические рекомендации
Выводы по второй главе
Заключение……………………………………………………………………....33
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 87.03 Кб (Скачать файл)

Из таблицы 6 видно, что успеваемость у учащихся активно занимающихся физической культурой в основном лучше, чем у их сверстников.

Таблица 6

Связь успеваемости с физической подготовленностью (%)

Оценки

Незанимающиеся ФК

Занимающиеся ФК

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Отлично

21

8,3

26,3

8,3

Хорошо

15,7

29,1

15,7

20,8

Удовлетворительно

10,5

8,3

10,5

25


 

 

          Из таблицы 6 видно, что успеваемость у учащихся, активно занимающихся физической культурой, лучше, чем, аналогичные показатели у незанимающихся. Средний балл у первых составляет 18%, у вторых 15,2%.

На констатирующем этапе исследования, совместно с учителями предметниками, для формирования положительных мотивов нами были разработаны интегрированные уроки физическая культура + математика, физическая культура + внеклассное чтение (Приложение № 3).

На втором формирующем этапе исследования в программу по физической культуре экспериментальной группы нами были включены интегрированные уроки физической культуры и теоретические занятия, включающие основы знаний о формировании здорового образа жизни, гигиены, режиме дня, а также знания о своем организме (учебники "Веселая физкультура" - 1 класс М. Просвещение 1997 г., "Ура, физкультура!" - 2-4 класс М. Просвещение 2000 г.). Для формирования положительных мотиваций у учащихся к занятиям физической культурой нами проводились игры соревновательного характера во время секционных занятий по общефизической подготовке во внеурочное время (Приложение №4).

Развитие двигательных способностей осуществляется с учетом индивидуальных способностей индивида. Для функцианирования организационной - педагогической системы использовались основные принципы реализации которых не обходимо для эффективного развития физической культуры учащихся: принцип непрерывности развития целостности развития, личностно ориентированного характера системы развития физической культуры учащихся и перевода ее в режим самоорганизации и саморазвития.

В конце данного этапа исследования, в целях прослеживания изменения мотиваций к занятиям физической культурой, нами было проведено повторное анкетирование учащихся экспериментальной группы (таблица 7).

                                                        Таблица 7

Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой учащихся во втором этапе

Мотивы

КГ

ЭГ

1. Улучшение состояния  здоровья

9,7

11,1

2. Желание выполнять физическое  упражнение

12,7

11

Удовлетворение потребностей в движении

8,8

8,4

Стремление показать свои способности

11,2

12,2

Улучшение фигуры

9,6

7

Улучшение физической подготовленности

7

13,9

Желание получить хорошую оценку

8,5

7,9

Чтобы не отставать от сверстников

7,8

7,8

Улучшение самочувствия

6,2

4,1

Желание хорошо выступить

8,6

5,3

Общение со сверстниками

5,1

7

Снизить вес

4,8

4,3


 

 

 

Анализ результатов опроса показал, что занятия физической культурой с введением интегрированных уроков и игр соревновательного характера в секционные занятия способствовали повышению основных мотивов на отношение к занятиям физической культурой у большинства учащихся. Так 13,9 % учащихся отметили мотив "Улучшение физической подготовки", 12,2 % - "Стремление показать свои способности", 11,1% "Улучшение состояния здоровья".

В ходе второго формирующего этапа исследования нами определена связь успеваемости в учебе с физической подготовленностью (Таблица 8).

                                       Таблица 8

Связь успеваемости с занятием физической культурой

Оценки

КГ

ЭГ

1 срез

2 срез

1 срез

2 срез

Отлично

26,3

31,6

8,3

11,0

Хорошо

15,7

26,9

2,08

30,3

Удовлетворительно

10,5

18,8

25,0

42,4


 

 

          Таким образом, можно сделать вывод о том, что в связи с введением опытных (интегрированных) уроков по физической культуре и обогащения секционных занятий играми соревновательного характера, повысился интерес учащихся к занятиям физической культурой и успеваемость в целом.

На заключительном этапе исследования средства и методы занятий остались прежними - интегрированные уроки, игры соревновательного характера, теоретические занятия. Кроме этого на данном этапе в физкультурно-массовые мероприятия активно стали привлекаться родители. В частности в конце учебного года нами проводились семейные туристические походы, семейные эстафеты, познавательные викторины и др.(Приложение №5).

В конце заключительного этапа исследования нами проведен третий контрольный срез для выявления конечных результатов исследования, во время которого нами был проведено повторное анкетирование учащихся экспериментальных и контрольных групп для выявления основных мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой, а также результатов успеваемости.

                                              Таблица 9

Мотивы, побуждающие к занятиям физической культурой учащихся на заключительном этапе (%)

Мотивы

КГ

ЭГ

1. Улучшение состояния  здоровья

11,8

14

2. Желание выполнять физическое  упражнение

9,8

11,3

Удовлетворение потребностей в движении

13,4

12,1

Стремление показать свои способности

10,3

11

Улучшение фигуры

8,4

5,7

Улучшение физической подготовленности

7,8

9,5

Желание получить хорошую оценку

7,4

9

Чтобы не отставать от сверстников

7,1

7,6

Улучшение самочувствия

7

5,4

Желание хорошо выступить

5

5,2

Общение со сверстниками

4,7

4,7

Снизить вес

4,3

4,5


 

 

 
       
       

 

          Изменение мотиваций к занятиям физической культурой, на заключительном этапе эксперимента, показывают результаты анкетирования учащихся экспериментальной группы. Основными мотивами, побуждающими учащихся к занятиям физической культурой на данном этапе исследования, являются улучшение состояния здоровья, желание выполнять физические упражнения, удовлетворение потребностей в движении, стремление показать или проверить свои способности (таблица 9). Они стремятся к самосовершенствованию, самовыражению и самоутверждению, к удовлетворению духовных потребности. Эффективность процесса физического воспитания обусловлена методической целесообразностью его построению

На данном этапе исследования нами проведено повторное анкетирование в целях выявления основных целей занятий физической культурой (таблица 10). Из таблицы видно, что 21,0% респондентов назвали цель "Развить свои физические качества", на второй позиции "Сформировать потребности в регулярных занятиях" и на третьей "Воспитание морально-волевых качеств".

                                            Таблица 10

                         Цель занятий физической культурой

Наименование мотивов

КГ

Достичь физического совершенства

14,0

Развить свои физические качества

21

Стать здоровым

12

Найти друзей товарищей

4

Отдохнуть, развлечься

10

Развить в себе чувство прекрасного

3

Воспитать морально-волевые качества

16

Сформировать потребность в регулярных занятиях

20


 

 

 

В результате анкетирования нами получены следующие результаты: успеваемость в экспериментальной группе повысилась: на "отлично" ответило 2,7% учащихся, на "хорошо" - 12,3%, "удовлетворительно" - 5,2%, а в контрольной группе 0% "отлично", 15,3% "хорошо", 19,7% "удовлетворительно" (Таблица 11).

                                          Таблица 11

Результаты успеваемости учащихся экспериментальной и контрольных групп на заключительном этапе (%)

Оценка

1 этап

2 этап

3 этап

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Отлично

8,3

26,3

11

31,6

11,0

26,3

Хорошо

20,8

15,7

30,3

26,9

33,1

31,0

Удовлетворительно

25,0

10,5

42,4

18,8

50,6

30,2


 

 

            В самом конце заключительного этапа опытно-экспериментальной работы нам необходимо было определить, какого уровня физической подготовленности достигли испытуемые экспериментальных и контрольных групп. Методика определения осталась прежней, как и на предыдущих этапах исследования. Так показатели физической подготовленности в экспериментальной группе в конце заключительного этапа исследования значительно улучшились. В величине развития силы (подтягивание на высокой перекладине - мальчики, на низкой из виса лежа - девочки) испытуемые превосходили мальчиков, занимающихся по общепринятой программе. При этом прирост показателей в экспериментальных группах составил 3,7%, а в контрольных 3,3%. Повысилась общая выносливость (бег на 800 м.). В экспериментальных группах время бега улучшилось на 5,03%, а в контрольных - 5,15%. Результаты скоростно-силовых показателей (прыжки в длину с места) в экспериментальных группах несколько выше, чем в контрольных группах. Показатели времени быстроты движений (бег на 30 м.) у испытуемых экспериментальных групп достоверно лучше. Данные координационных способностей (челночный бег) показывают, что в экспериментальных группах время достоверно меньше, чем в контрольных. Величина наклонов вперед из положения сидя больше в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной.

Таким образом, полученные результаты по физической подготовленности свидетельствуют о существенных достоверно значимых сдвигах по большинству показателей между экспериментальной и контрольной.

Итак, в результате проведенной опытно-экспериментальной работы повысилась успеваемость учащихся, значительно уменьшились пропуски учебных занятий по состоянию здоровья, появился интерес к занятиям физической культурой и к учебе в целом.

                                           Таблица 12

Уровень физической подготовленности учащихся начальных классов

Физические упособности

Контрольные упражнения

Единицы измерения

КГ

ЭГ

Быстрота движении

Бег на 30 м

Сек

6,2

6,1

Координационная способность

Челночный бег 3x10 м.

Сек.

9,57

10,15

Общая выносливость

Бег 800 м.

Мин\сек.

5,15

5,03

Скоростно-силовые возможности

Прыжки в длину с места

Метр

153,

157,

Мышечная сила

Подтягивание на перекладине

Кол-во раз

3,5

4

Мышечная сила

Поднимание туловища лежа на спине

Кол-во раз

23

26

Гибкость позвоночного столба

Наклоны в перед в положении сидя

См. Кол-во раз

8,1

8,3

Координационная способность

Прыжок через скакалку

(за 15 сек.)

21

21,6

Информация о работе Формирование мотивации к занятиям физической культуры у младших школьников