Важность профинформационной работы для будущих учителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 12:59, доклад

Описание работы

Ведущая роль в психологической подготовке будущих учителей к сознательному пониманию выбранной профессии принадлежит вузу. Центральным элементом всей вузовской профориентационной работы является профессиональная информация, под которой мы понимаем систему организации и проведения учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение студентами необходимого круга знаний о социально-экономических условиях правильного понимания перспективы профессии.

Файлы: 1 файл

статьи.doc

— 544.00 Кб (Скачать файл)

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.

На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребенок постепенно переходит к ознакомлению с ним на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания».

Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания, умения для анализа окружающей среды.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Развивающие игры в детском саду предназначены для обследования предмета, выявления его признаков и различения этих признаков с требованием их словесного описания. В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному свойству. Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Так же как и цвет, форма имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Путем обследования, ощупывания, многократного обращения с предметом ребенок согласует свое восприятие с формирующимся у него представлением о предмете. Он учится находить важные признаки предмета, сравнивать их с другими, по ним проводить группировку. Он устанавливает различие и сходство между предметами, что ведет к возникновению новых представлений о них. При этом большую роль играют не только практические действия с предметами, но также и названия предметов и их свойств.

За сравнительно короткий период от рождения до 2 лет ребенок проходит сложный и интересный путь сенсорного развития.

 

 

"Особенности мышления  у детей старшего дошкольного  возраста"

 
Объектом изучения является психическое развитие старших дошкольников.

Предмет исследования: мышление у старших дошкольников.

Целью исследования является выявление особенностей разных видов мышления у детей старшего дошкольного возраста и разработка методических рекомендаций по психокоррекционной и развивающей работе.

Эффективное достижение поставленной цели решается посредством следующих задач исследования: 
1. Изучение и анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 
2. Разработка методики исследования особенностей мышления у старших дошкольников. 
3. Определение уровня сформированности наглядно-действенного, образно-логического и словесно-логического мышления у детей 6-7 лет. 
4. Разработка методических рекомендаций к проведению психокоррекционной работы по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Можно предположить, что различные виды мышления у детей старшего дошкольного возраста имеют свои особенности, которые необходимо учитывать в психолого-педагогическом и коррекционно-образовательном процессе с целью оптимизации готовности детей к школе.

В процессе исследования необходимо использовать следующие методы: теоретический анализ методических, психолого-педагогических и научных литературных источников по проблеме исследования; эмпирические (диагностические задания); методы математической обработки результатов исследования; интерпретационные (качественные анализ, установление связи между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом).

Эмпирические методы: Изучить особенности развития различных видов мышления у старших дошкольников позволит использование следующих диагностических заданий (по материалам работ: Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.: Просвещение, 1994 и Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: Владос, 1997. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики):

I. Исследование образно-логического мышления

Задание №1. «Нелепицы»

Процедура: Вначале ребенку показывают картинку (в ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными) и дается инструкция. Время просмотра картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Инструкция: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

Оценка: Высокий уровень: ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть. Средний уровень: ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. Низкий уровень: ребенок за отведенное время не успел заметить все нелепицы и до объяснения дело не дошло.

Задание №2. «Что здесь лишнее?»

Процедура: Детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, ребенку нужно за три минуты узнать, какой предмет на картинке лишний.

Инструкция: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

Оценка: Высокий уровень: ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее, чем 1 мин., назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. Средний уровень: ребенок правильно выполнил задание за время от 1 мин до 2 мин., смог правильно объяснить лишь 1-2 лишние картинки. Низкий уровень: ребенок решил задачу за время более 2 мин., не объяснив причины своего выбора, или не справился вовсе.

Задание №3. «Кому чего недостает?»

Процедура: Перед началом выполнения задания, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок, на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке. Ребенку нужно как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.

Оценка: Высокий уровень: время выполнения задания оказалось меньше чем 30 с. Средний уровень: время выполнения задания оказалось в пределах от 31 сек до 1 мин. Низкий уровень: ребенок выполнил задание за время более 1 мин.

II. Исследование наглядно-действенного мышления

Задание №1. «Пройди через лабиринт»

Процедура: В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход - стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Оценка: Высокий уровень: задание выполнено ребенком меньше чем за 1 мин. При этом ребенок либо ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта, либо коснулся 1-2 раза. Средний уровень: задание выполнено ребенком за время от 1 до 1,5 мин, и, проходя через лабиринт, ребенок несколько раз (от 3 до 5) дотронулся палочкой до его стенок. Низкий уровень: задание выполнено ребенком за время более 1,5 мин. и, проходя лабиринт, ребенок свыше 5 раз дотронулся до его стенок.

Задание №2. «Вырежь фигуры»

Процедура: Ребенок получает шесть квадратов с рисунками (по мере усложнения) и ножницы. Ему необходимо быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры.

Инструкция: «Ребята, вам нужно вырезать нарисованные на картинке рисунки. Постарайтесь сделать это быстро, но аккуратно. Вырезайте прямо по контуру». Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее.

Оценка: Высокий уровень: если все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 5 мин., а их контуры отличаются от оригиналов на 1-3 мм. Средний уровень: если фигуры вырезаны за 5-6 мин., а контуры отличаются на 3-5 мм. Низкий уровень: если фигуры вырезаны от 6 и выше мин., а контуры отличаются от оригинала свыше, чем на 5 мм.

III. Исследование словесно-логического мышления

Задание №1. «Последовательные картинки»

Процедура: Ребёнку предъявляется рассказ в 2 картинках (рассказ о курице, цыплятах и самоварной трубе из книги Н.Радлова «Рассказы в картинках»). В рассказе на первой картинке изображены: курица, которая вывела 4 жёлтых цыплят на прогулку, и лежащая на земле самоварная труба, в которую один из цыплят заглядывает. На второй картинке удивлённая курица, оглянувшись, видит, что трое из цыплят вылезли из трубы чёрными, а четвёртый, ещё жёлтый, цыплёнок заглядывает в неё. Ребенку необходимо сложить их в правильной последовательности и составить рассказ.

Инструкция: «Я тебе сейчас дам две картинки. На каждой из них что-то нарисовано, если их правильно сложить - то получится увлекательный рассказ на заданную тему. Внимательно посмотри, подумай какая картинка идет за какой? Сложи их в правильной последовательности. Попробуй по сложенным тобою картинкам составить рассказ.

Оценка: По результатам наблюдения за ребенком в ходе выполнения задания определяется: Высокий уровень: ребенок правильно разложил картинки и самостоятельно составил связный рассказ по ним, используя различные части речи, распространенные предложения. Средний уровень: ребенок после длительного поиска правильно расположил картинки, но при составлении рассказа ребенку требовалась помощь экспериментатора (наводящие вопросы, указание на конкретную деталь). В рассказе отмечается перерыв в повествовании, затруднения при переходе от одной картинке к другой. Низкий уровень: ребенок неправильно сложил картинки даже по подсказке экспериментатора, рассказ сводился к простому перечислению действий персонажа или отсутствовала логика изложения.

Задание №2. «Назови картинку»

Процедура: Детям предлагается посмотреть на сюжетную картинку, достаточно яркую и имеющую четкое содержание и придумать для нее несколько названий (в течение 2-3 минут ребенок рассматривает изображение, а затем дается задание).

Оценка: Высокий уровень: ребенок быстро назвал картинку, правильно соотнеся изображение на рисунке с названием. Его название отличается оригинальностью, творческим подходом. Средний уровень: ребенок правильно назвал картинку, но его название не отличается новизной и оригинальностью. Низкий уровень: ребенок долго рассматривал картинки, но в качестве называния назвал отдельную деталь картинки, не соотнося свое название с общей темой и содержанием картинки.

 

 

"Особенности памяти  у детей старшего дошкольного  возраста"

 
Тема исследования: «Особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста».

Предмет исследования - особенности развития памяти у старших дошкольников.

Объект исследования - дети седьмого года жизни.

Проблема исследования заключается в разработке эффективной методики психологической работы по развитию мнемических способностей у старших дошкольников.

Гипотеза исследования: Учет возрастных особенностей памяти у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической практике позволит существенно развить познавательные процессы детей седьмого года жизни.

Организационные методы: обсервационный (наблюдение); эмпирический (психодиагностика, тестовые задания); количественный метод (математико-статистический), интерпретационный (качественный анализ полученных данных).

Экспериментальные методы психодиагностики:

Задание А): «Выучи слова» (исследование слуховой памяти)

Процедура: Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга. Запоминание ряда производится так. После каждого очередного его прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. Экспериментатор отмечает количество слов, которое ребенок во время данной попытки вспомнил и назвал правильно, и вновь зачитывает тот же самый ряд. И так шесть раз подряд, пока не будут получены результаты воспроизведения ряда за шесть попыток.

Оценка результатов: 10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток. 8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10-11 слов. 6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8-9 слов. 4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6-7 слов. 2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 4-5 слов. 0-1 балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Информация о работе Важность профинформационной работы для будущих учителей