Взаимосвязь ценностей в процессе профессионального становления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:09, реферат

Описание работы

К одной из задач реформы МВД относится разработка принципиально новых подходов в кадровой работе. В свете данной задачи одним из наиболее важных остается вопрос о психологической характеристике современного полицейского. Какими чертами характера должен обладать сотрудник, чтобы «достойно исполнять свой служебный долг и возложенные на него обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка». Поэтому самыми важным на сегодняшний день остаются направления кадровой политики в органах внутренних дел (ОВД) МВД России профессионального отбора кандидатов в сотрудники ОВД МВД России и повышение уровня профессионализма сотрудников ОВД.

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь ценностей в процессе профессионального становления.docx

— 77.96 Кб (Скачать файл)

 

Для индивида на протяжении долгого времени малой референтной группой остается семья. Поэтому большая часть ценностей усвоенных в раннем детстве была транслирована, а иногда и внушена человеку родителями. Так как в этом возрасте отсутствует критическая оценка воспринимаемой информации, то эти ценности будут усвоены на неосознаваемом уровне, и, следовательно, станут непоколебимым фундаментом для дальнейшего формирования иерархии личностных ориентаций. Соответственно, именно от качественного содержания транслируемых родителями ценностей зависит дальнейшая ориентация ценностей человека.

 

В более позднем, подростковом, возрасте начинают формироваться устойчивые группы сверстников. В этих референтных для индивида группах так же происходит усвоение ценностей, через общение и принадлежность к данной группе. Если на данном этапе референтная группа для индивида отличается девиантным поведением, то, скорее всего, качественное содержание ценностей будет соответствующим.

 

Таким образом, личностные ценности являются генетически про­изводными от ценностей социальных групп и общностей разного мас­штаба. Селекция, присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей опосредуется его социальной идентичностью и ценностя­ми референтных для него малых контактных групп, которые могут выступать как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценнос­тей. Личностные ценности выступают как внутренние носители соци­альной регуляции, укорененные в структуре личности [7, с. 231].

Из вышеизложенного можно  сделать вывод, что ценностные ценности представляют собой «консервирован­ные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокуп­ным опытом социальной группы. Они ассимилируются в структуру личности, как это было описано в первой главе данной работы, и в дальнейшем своем фун­кционировании практически не зависят от ситуативных факторов. Через ценности человек переживает свою принадлеж­ность к социальному целому.

 

Леонтьев приводит слова  К.Клакхона, который ха­рактеризует ценности как «аспект мотивации, соотносящийся с личными или культурными стандартами, не связанными исключи­тельно с актуальным напряжением или сиюминутной ситуацией» [7, с. 226].

 

Обобщая изложенную информацию, мы можем обозначить основные особенности  ценностных ориентаций в регуляции  поведения:

 

- Ценностные ориентации  выражают отношения человека  к жизни и ее целям, к средствам  удовлетворения этих целей, к  ценностям человека, его жизненной  культуре и жизненной философии.

 

- Система ценностных ориентаций  начинает формироваться в детстве  под влиянием родительского воспитания, поэтому огромную роль в поведении  человека будет играть система  его ценностей наряду с полученным  воспитанием.

 

- Внутренние мотивы человека, побуждающие его к действию, всегда  соотносятся с его системой  ценностей. И в то же время  содержание поведения человека  будет контролироваться ценностными  ориентациями личности.

 

- Ценностные ориентации  зачастую определяют поведенческие  установки личности и жизненные  сценарии, так как в процессе  развития человек более избирательно  воспринимает ценности, транслируемые  обществом, выбирая наиболее соответствующие  направленности его личности.

 

Подводя итог, можно отметить, что ценностные ориентации личности по-разному влияют на поведенческие  аспекты, но совершенно точно можно  сказать, что, выбирая стиль поведения  или способ действия в конкретной ситуации, человек (сознательно или  неосознанно) будет опираться на систему сформировавшихся ценностных ориентаций.

 

Рассматривая, в первой главе  работы, феномен ценностных ориентаций, как регулятора поведения личности, нам удалось сделать следующие  выводы:

 

- ценностные ориентации, наряду с другими регуляторами  поведения, являются неотъемлемым  элементом обыденного сознания  личности;

 

- восхождение личности  к ценностям общества является  сложным и многогранным процессом,  параллельно которому формируется  собственная система личностных  ценностей человека;

 

- ценности личности –  это производные от ценностей  социальной группы, к которой  принадлежит человек;

 

- избирательность освоения  ценностей культуры обеспечивает  иерархичность индивидуальной системы  ценностей личности, ее неповторимое  своеобразие и уникальность. В  свою очередь уникальность и  своеобразие индивидуальной системы  ценностей определяет неповторимость  и своеобразие самой личности;

 

Так же, определив роль регулятивной функции ценностей в общей  регуляции поведения человека, во второй главе данной работы, мы можем  утверждать, что:

 

- ценностные ориентации  являются носителями социальной  регуляции, укорененными в структуре  личности;

 

- система ценностных ориентаций  заставляет делать выбор способа  поведения, опираясь на общую  направленность личности, что способствует  индивидуализации и саморазвитию  человека.

 

Обобщая выводы по данной работе можно сказать, что ценностные ориентации важный компонент мировоззрения  личности, выражающий предпочтения и  стремления личности в отношении  тех или иных обобщенных человеческих ценностей; так же они являются главным  фактором, который регулирует и детерминирует  мотивацию личности и, следовательно, ее поведение. Ценностные ориентации можно  рассматривать как основную цель и сущность воспитания, в отличие  от обучения.

 

Ценностные ориентации личности.

 

Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры  личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют  функции регуляторов поведения  и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку  исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в  них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта. Социальные ценности определяются как некое данное, имеющее  эмпирическое содержание значение, соотносимое  с чем-то, являющимся объектом деятельности. Ценности конкретной личности формируются  под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые  она входит .

Субъективная значимость для человека тех или иных ценностей  может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные  биологические потребности, универсальный  закон сохранения вида, этические  нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека.

Ценностные ориентации личности, связывающие её внутренний мир с  окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую  систему, занимая пограничное положение  между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации. С другой – в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Система ценностных ориентаций, тем самым, является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы его осуществления.

По своему функциональному  значению ценности личности можно разделить  на две основные группы: терминальные и инструментальные, выступающие, соответственно, в качестве личностных целей и  средств их достижения. В зависимости  от направленности на личностное развитие или на сохранение гомеостаза ценности могут быть разделены на высшие (ценности развития) и регрессивные (ценности сохранения). В то же время терминальные и инструментальные, высшие и регрессивные, внутренние и внешние по своему происхождению  ценности могут соответствовать  разным уровням или стадиям личностного  развития.

Установки, аттитюды и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных  социальных ситуациях. В.Я. Ядов объединяет все описанные выше регулятивные образования как диспозиции, т. е. «предрасположенности». В своей  «диспозиционной концепции регуляции  поведения личности». В.Я. Ядов аргументирует  иерархическую организацию системы  диспозиционных образований. В разработанной  им схеме на низшем уровне системы  диспозиций располагаются элементарные фиксированные установки, носящие  неосознаваемый характер и связанные  с удовлетворением витальных  потребностей. Второй уровень составляют социально фиксированные установки, или аттитюды, формирующиеся на основе потребности человека во включении  в конкретную социальную среду. Третий уровень системы диспозиций – базовые социальные установки – отвечает за регуляцию общей направленности интересов личности в тех или иных конкретных сферах социальной активности человека. Высший уровень диспозиций личности представляет её систему ценностных ориентаций, соответствующую высшим социальным потребностям и отвечающую за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения. Каждый уровень диспозиционной системы оказывается задействованным в различных сферах и соответствующих им ситуациям общения: в ближайшем семейном окружении, малой контактной группе, конкретной области деятельности и, наконец, в определённом типе общества в целом. Отдельные уровни диспозиционной системы отвечают при этом за конкретные проявления активности: за отдельные поведенческие акты в актуальной предметной ситуации; за осуществляемые в привычных ситуациях поступки; за поведение как систему поступков; за целостность поведения или деятельность человека. Таким образом, можно сделать вывод, что уровни регуляции поведения в диспозиционной концепции В.Я. Ядова различаются долей биологических и социальных компонентов в их содержании и происхождении. Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы, по В.Я. Ядову, тем самым полностью зависят от социальной общности, с которой себя идентифицирует личность [там же].

Очевидно, что уровни диспозиционной системы личности отличаются также  степенью осознанности описанных регулятивных образований. Ценностные ориентации, определяющие жизненные цели человека, выражают, соответственно, то, что является для  него наиболее важным и обладает для  него личностным смыслом. К.А. Альбуханова-Славская и А.В. Брушлинский описывают роль смысловых представлений в организации системы ценностных ориентаций, которая проявляется в следующих функциях: принятии (или отрицании) и реализации определённых ценностей; усилении (или снижении) их значимости; удержании (или потере) этих ценностей во времени. Б.С. Братусь определяет личностные ценности как «осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни» . Он проводит разделение личных ценностей как осознанных смыслов жизни и декларируемых, «называемых», внешних по отношению к человеку ценностей. Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова также подчёркивают, что «личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект определился» [6, 99], акцентируя внимание на необходимости не только осознания смыслов, но и решения об их принятии или непринятии.

В то же время ряд авторов  полагают, что ценностные образования, напротив, являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В.Франклу, человек обретает смысл жизни переживая определённые ценности. Ф.Е. Василюк пишет, что смысл является пограничным образованием, в котором сходятся идеальное и реальное, жизненные ценности и возможности их реализации. Смысл, как целостная совокупность жизненных отношений, у Ф.Е. Василюка является своего рода продуктом ценностной системы личности. Аналогичную точку зрения в своём исследовании отстаивает и А.В. Серый.

Формирование и развитие систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный  и взаимодетерминирующий характер. Как справедливо замечает Д.А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.

Г.Е. Залесский связывает  личностные ценности и смыслы через  понятие «убеждение». Убеждение, являясь  интегрирующим элементом механизма  регуляции активности человека, представляет, по его мнению, «осознанные цели, субъективно готовые к реализации путём их использования в социально-ориентировочной деятельности». По словам Г.Е. Залесского, убеждениям присущи о одновременно и побуждающая, и когнитивная функции. Убеждение, выступая в качестве эталона, оценивает конкурирующие мотивы с точки зрения их соответствия содержания той ценности, которую оно призвано реализовать, и выбирает практический способ её практической реализации. Как пишет Г.Е. Залесский, «убеждение носит как бы двойной характер: принятые личностью социальные ценности «запускают» его, а будучи актуализированным, уже само убеждение вносит личностный смысл, пристрастность в реализацию усвоенной общественной ценности, участвует в актах выбора мотива, цели, поступка» [там же]. При этом чем выше в субъективной иерархии находится убеждение, соответствующее той или иной ценности, тем более глубокий смысл придаётся его реализации, а следовательно, и выделенному с его участием мотиву.

Представление о системе  ценностей личности как иерархии её убеждений получило распространение  также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определённый способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

- истоки ценностей прослеживаются  в культуре, обществе и личности;

- влияние ценностей прослеживается  практически во всех социальных  феноменах, заслуживающих изучения;

Информация о работе Взаимосвязь ценностей в процессе профессионального становления