Взаимосвязь ценностей в процессе профессионального становления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:09, реферат

Описание работы

К одной из задач реформы МВД относится разработка принципиально новых подходов в кадровой работе. В свете данной задачи одним из наиболее важных остается вопрос о психологической характеристике современного полицейского. Какими чертами характера должен обладать сотрудник, чтобы «достойно исполнять свой служебный долг и возложенные на него обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка». Поэтому самыми важным на сегодняшний день остаются направления кадровой политики в органах внутренних дел (ОВД) МВД России профессионального отбора кандидатов в сотрудники ОВД МВД России и повышение уровня профессионализма сотрудников ОВД.

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь ценностей в процессе профессионального становления.docx

— 77.96 Кб (Скачать файл)

- общее число ценностей,  являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

- все люди обладают  одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; 

- ценности организованы  в системы .

Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формльные признаки:

- ценности – это понятия  или убеждения; 

- ценности имеют отношение  к желательным конечным состяниям или поведению;

- ценности имеют надситуативный характер;

- ценности управляют выбором  или оценкой поведения и событий; 

- ценности упорядочены  по относительной важности.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические  образования, всегда представляющие иерархическую  систему и существующие в структуре  личности только в качестве её элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как  некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включённое в  систему.

Регулятивная функция  ценностных ориентаций личности охватывает все уровни системы побудителей  активности человека. Как замечает в этой связи А.Г. Здравомыслов, «специфика действия ценностных ориентаций состоит в том, что они функционируют не только как способы рационализации поведения, их действие распространяется не только на высшие структуры сознания, но и на те, которые обычно обозначаются как подсознательные структуры. Они определяют направленность воли, внимания и интеллекта».

Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания, так как они ориентируют  человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную  и осмысленную, имеющую для человека значение картину мира. По её словам, ценностные ориентации дают основание  для выбора из имеющихся альтернатив  целей и средств, для порядка  предпочтений, оценки и отбора этих альтернатив, определяя «границы действия», т.е. не только регулируют, но и направляют эти действия. По мнению М.С. Яницкого, тем самым система ценностных ориентаций определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, являясь важнейшим его источником и механизмом, и является психологическим органом, связывающим в единое целое личность и социальную среду, выполняющим одновременно функции регуляции поведения и определения его цели.

По словам Ф.Е. Василюка, «ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя её простотой и подлинной свободой». Как он отмечает в этой связи, ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развития. Ценностные ориентации, являясь, таким образом, психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему.

 

 

Гипотезы исследовании:

 

1. В процессе профессионального  развития имеет место динамика  «внешних» и «внутренних» профессиональных  ценностей, которая проявляется:  в изменении степени субъективной  значимости «внешних» и «внутренних»  ценностей на различных стадиях  профессионального развития. На  начальных этапах «внешние» ценности  профессиональной деятельности  будут обладать большей степенью  значимости, чем на завершающих  этапах. в изменении степени субъективной значимости ряда «внутренних» ценностей профессиональной деятельности на разных этапах профессионального становления.

 

2. Динамика субъективного  смысла профессиональной деятельности  определяется возрастно-психологическими  составляющими (социальной ситуацией  развития, возрастными новообразованиями  - особенностями личности, сознания, характершлми для данного возраста), обусловливающими изменение субъективного смысла профессиональной деятельности в процессе возрастного развития, что выражается в различной степени значимости тех или иных смыслов на разных возрастных этапах.

 

Для достижения целей и  проверки гипотез нами были поставлены следующие задачи исследовании:

 

1) провести теоретический  анализ ряда основных понятий,  описывающих ценностно-смысловую  сферу, а также анализ места  и роли ценностей и смыслов  в профессиональной деятельности; на основе проведенного теоретического  анализа, выявить специфику профессиональных  ценностей по сравнению с «общими» (терминальными) ценностями;

 

2) выявить на основе  эмпирического исследования структурные  особенности иерархии профессиональных  ценностей на различных стадиях  профессионального развития;

 

3) провести теоретический  анализ проблемы взаимосвязи  возрастного и функционального  развития и выделить возрастно-психологические  переменные, влияющие на развитие  функциональное;

 

4) провести теоретический  анализ проблемы профессионального  развития (содержание, стадии) и его  специфики в различных возрастах  (старший подростковый и юношеский,  взрослость, ранняя и поздняя  зрелость, пожилой возраст);

 

5) выявить на основе  эмпирического исследования динамику  субъективного смысла профессиональной  деятельности, обусловленную спецификой  возраста.

 

Экспериментальная база и  выборка исследовании:

 

Исследование проводилось  на представителях трех профессий: социальный работник, врач (различной специальности), психолог. Исследовательскую базу составили: ЗЛО «Медицина», Московский областной  научно-исследовательский клинический  институт («МОНИКИ»), Московская медицинская  академия им. И.М. Сеченова (кафедра  нормальной физиологии им. П.К. Анохина). Московский государственный социальный университет (курсы повышения квалификации специалистов службы занятости при «Академии труда и занятости», факультет социальной работы и администрирования), МГУ им. М.В. Ломоносова (факультет психологии). В соответствии с поставленными задачами отобраны несколько выборок испытуемых, с разным профессиональным стажем и различного возраста. Общее количество испытуемых - 258 человек.

 

Методы исследовании:

 

1) аналитический (сравнительный  теоретический анализ научной  литературы);

 

2) методы сбора эмпирических  данных: беседа в рамках проведения  пилотажного исследования, а также  «Методики предельных смыслов» (МПС), метод парного сравнения ценностных  ориентации, опросник по изучению  смысловой сферы профессиональной  деятельности;

 

3) методы качественного  анализа: содержательный анализ  субъективных смыслов профессиональной  деятельности;

 

4) методы математико-статистической  обработки данных: многомерное шкалирование (Multidimensional Scaling), кластерный анализ (Hierarchical cluster analysis); статистический анализ достоверности групповых различий ценностей и субъективных смыслов. Достоверность различий оценивалась при помощи t-критерия Стыодента (Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.):

 

Достоверность нолученных результатов обеспечивается адекватностью используемых методов сбора эмпирических данных (парное ранжирование, опросник, беседа и др.) целям, гипотезам и задачам исследования, а также применением математических методов обработки и анализа данных при использовании различных статистических процедур (многомерное шкалирование, кластерный анализ).

 

 

 

Научная библиотека диссертаций  и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/dinamika-tsennostno-smyslovoi-sfery-professionalnoi-deyatelnosti-v-protsesse-stanovleniya-su#ixzz29wKG1uWO

 

Ценностные ориентации сотрудников  правоохранительных органов Н. Г. Бондарь  Исследованы личностные ценности и  смыслы сотрудников правоохранительных органов в контексте их профессиональной деятельности, выявлены пути их развития. Показано, что профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел задает направление развития его личности. Иногда приобретенные  человеком ценности, особенности  личности проявляются и в других жизненных условиях и ситуациях. Постоянное пребывание в центре различных  общественных интересов, воздействие  разнообразных влияний налагают на работника правоохранительных органов  особую ответственность. Каждое заметное уголовное дело, особенно при рекламе  в средствах массовой информации, создает вокруг себя сложную общественно-политическую ситуацию, которая оказывает ощутимое влияние на ход расследования. Подчас внушению общественного мнения в  отношении того или иного лица поддаются и лица, производящие расследование, укрепляя тем самым общую уверенность  в правильности выдвинутых против этого  человека обвинений. В этом свете  истолковываются его поведение  и высказывания. Поэтому с особой остротой встаёт проблема профессиональных мотивов, личностных ценностей смыслов, определяющих как поступки, так и  внутренние убеждения сотрудников  правоохранительных органов, требует  тщательного анализа и осмысления. В психологических исследованиях  проблема ценностей как регуляторов  деятельности и общения сохраняла  до последнего времени тот методологический контекст аксиологических отношений, как субъект-объектных, который сложился в философии и социологии . Оценки субъекта направлены при этом на внешнюю по отношению к нему действительность - физический мир, мир социума, мир идеального (в том числе и объективированных в нем ценностей). Предложенная В. Н. Мясищевым трактовка субъективных ценностей как осуществляемого в субъект-объектном и субъект-субъектном взаимодействиях плана личностных отношений расширила контекст реализации ценностных отношений, включив в него общение людей . В концепции субъект-объектных взаимодействий, представленной теорией деятельности А. Н. Леонтьева, понятие субъективных ценностей в какой-то степени ассоциировалось с понятием значимости, предполагавшим связи индивидуальной представленности значений с эмоционально-мотивационной сферой . Не случайным поэтому оказалось введение В. В. Сталиным понятия эмоционально-ценностного отношения в план самосознания деятельной личности. Активная регулирующая роль самосознания предполагает не только отражение субъектом своих личностных смыслов, но и решения об их принятии или непринятии, т. е. структурирование собственного «Я» . Личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился. Ценность - общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах жизни общественной, который входит в психологическую структуру личности как личностные ценности - один из источников мотивации поведения личности. Под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений. Эта система определяет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, определяет тенденции поведения и действий и в конечном итоге определяет облик человека в социальном плане .

 

Аннотация:

Одной из особенностей формирования системы ценностных ориентаций сотрудников  силовых структур, является построение процесса профессиональной деятельности таким образом, чтобы ориентация в мире жизненных и нравственно-правовых ценностей оказывала существенное влияние на их возможности в решении  собственных жизненных проблем  через  формирование личностных ценностных ориентаций, достижение позитивного  включения в профессиональную среду.

 

Одной из особенностей формирования системы ценностных ориентаций сотрудников  силовых структур, в частности  структурных подразделений ОВД  и МЧС, является построение процесса таким образом, чтобы ориентация специалистов данных профессиональных групп в мире жизненных и нравственно-правовых ценностей оказывала существенное влияние на их возможности в решении  собственных жизненных проблем  через  формирование личностных ценностных ориентаций, достижение позитивного  включения в профессиональную среду.

 

Способом реализации представленных выше положений может стать модель  формирования ценностных ориентаций  сотрудников ОВД и МЧС. Модель представлена следующими компонентами: информативно-целевым; координационным, содержательным, технологическим; оценочно-результативным.

 

Информационно-целевой компонент  проявляется в динамике задания  цели и  направления деятельности по формированию жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций лич­ности под непосредственным или опосредованным управлением со стороны руководителя (командира) структурного подразделения силовых структур  и обеспечивает формирование жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций сотрудников правоохранительных органов и органов обеспечения безопасности.

Необходимыми условиями  для реализации информационно-целевого компонента являются вовлечение специалистов силовых структур с высокой нравственно-правовой направленностью в реализацию модели.

 

Координационный компонент. Разрабатывается программа стратегии формирования ценностных ориентаций профессиональных групп силовых структур с учетом личностных индивидуальных качеств каждого сотрудника. В этом случае  вся деятельность организаций и учреждений направлена на конкретного сотрудника, на решение задач по формированию системы жизненных и нравственно-правовых ценностных ориентаций.

Содержательный  компонент  включает два направления: формирование жизне­нных ориентаций как базисного основания и принятие нравственно-правовых ценностей. В-первую очередь, необходимо ввести систему жизненных ценностных ориентаций, определяющихся внешним содержанием (к жизни;  к группе близких людей; к окружающим предметам (в том числе личным);  к семейным (групповым)  традициям и правилам;  к обязанностям в семье, в   профессиональной группе) и внутренним содержанием (переживание собственной успешности (опосредованной оценками окружающих);  осознание достижения цели;  самопринятие).

Система нравственно-правовых ценностных ориентаций содержит четыре сферы:

 

1. Отношение к  окружающему  миру (к природе;  к народу, стране; общественно-материальным достижениям;  истории страны;  обязанностям  перед обществом и государством).

 

2. Отношение к себе и людям (взаимопомощь, взаимная  поддержка; взаимное уважение, дружелюбие,  уважение другого мнения;  гуманность, человечность; доброта; справедливость; принципиальность;   ответственность;  честь, достоинство; порядочность; инициативность; духовность, интеллигентность;  честность).

 

3. Отношение к деятельности (способность к адаптации; инициативность; организованность;  дисциплинированность; терпимость; деятельностная компетентность).

 

4. Отношение  к правовым  нормам (правовая компетентность; устойчивое  правосознание; убежденность в  необходимости соблюдения правовых  норм; уважение к закону;  устойчивая  гражданско- правовая позиция).

 

Реализация содержательного  компонента предполагает:

 

-                   создание банка диагностических  данных о ценностных ориентациях  сотрудников ОВД и МЧС;

 

-                   обеспечение жизненной компетенции  и нравственно-правового поведения  сотруднкиов силовых структур;

 

-                   организацию деятельностно-практического общения сотрудников прфессиональных групп посредством медиа-центра в тесном контакте со специально обученными специалистами с высокой ценностной направленностью.

 

Технологический компонент. Создание лаборатории на базе  органов  внутренних дел и МЧС в регионах по изучению, созданию и внедрению  технологии формирования системы жизненных  и нравственно-правовых  ценностных ориентаций сотрудников ОВД И  МЧС.    Лаборатория строит  свою работу исходя из цели и задач на основе осуществления непрерывных действий по анализу и мониторингу ситуации; прогнозированию развития ситуации.

5. Оценочно-результативный  компонент. В качестве критериев  эффективности формирования жизненных  и нравственно-правовых ценностных  ориентаций сотрудников УВД и  МЧС нами определены познавательный, эмоциональный и деятельностный компоненты системы оценивания в соответствии с их приоритетным значением в структуре ценностных ориентаций личности.

 

Для подтверждения положений теоретической модели формирования ценностных ориентаций сотрудников ОВД и МЧС была организована экспериментальная работа, которая включала три основных этапа. На первом этапе было подготовлен инструментарий для проведения социологического исследования  среди сотрудников силовых структур, определны экспериментальные группы среди специалистов изучаемых профессиональных групп. На втором этапе было проведено социологическое исследование, организована экспериментальная работа с группой специалистов. На заключительном этапе были подведены итоги, выведены выводы, разработаны рекомендации по проблеме исследования.

Информация о работе Взаимосвязь ценностей в процессе профессионального становления