Взаимосвязь ценностей в процессе профессионального становления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:09, реферат

Описание работы

К одной из задач реформы МВД относится разработка принципиально новых подходов в кадровой работе. В свете данной задачи одним из наиболее важных остается вопрос о психологической характеристике современного полицейского. Какими чертами характера должен обладать сотрудник, чтобы «достойно исполнять свой служебный долг и возложенные на него обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка». Поэтому самыми важным на сегодняшний день остаются направления кадровой политики в органах внутренних дел (ОВД) МВД России профессионального отбора кандидатов в сотрудники ОВД МВД России и повышение уровня профессионализма сотрудников ОВД.

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь ценностей в процессе профессионального становления.docx

— 77.96 Кб (Скачать файл)

 

Итак, проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что создание системы взаимодействия правоохранительных органов, МЧС и  учреждений дополнительного образования  носит позитивный характер и имеет  явную практическую направленность на обеспечение профилактических мер  в подростковой среде. Участие сотрудников  данных профессиональных групп в проводимых мероприятиях оказывает благоприятное воздействие на формирование ценностных ориентиров не только трудных подростков, но и самих специалистов структурных подразделений МЧС и УВД, в частности, способствует их психологической реабилитации после длительных служебных командировок в условиях повышенного риска.

 

Диагностика ценностных ориентации работников ОВД показала, что в  числе наиболее значимых оказались  такие терминальные ценности, как (перечень дан с наиболее предпочитаемой): 1) наличие хороших и верных друзей (62,5%); 2) физическое и психическое  здоровье (50%); 3) счастливая семейная жизнь (50%); 4) уверенность в себе (25%); 5) жизненная мудрость, зрелость суждений (25%); 6) материально- обеспеченная жизнь (37,5%).

 

В скобках указано количество испытуемых, указавших для ценности ранг в первой пятерке мест. Как  видим из указанного перечня, у сотрудников  ОВД преобладают в основном ценности личной жизни.

 

Наименее предпочитаемыми  были следующие терминальные ценности (с наименее предпочитаемой): 1) развлечения (75%); 2) творчество (62,5%); 3) красота природы  и искусства (62,5%); 4) счастье других (62,5%); 5) развитие, работа над собой (37,5%).

 

Наименее значимыми оказались  ценности самореализации, ряд ценностей  личной жизни и общественные ценности.

 

Наиболее привлекательными из инструментальных ценностей оказались  в основном индивидуалистические и  этические: 1) аккуратность (62,5%); 2) честность (62,5%); 3) образованность (25%); 4) воспитанность (25%); 5) смелость (12,5%).

 

Наименьшее число выборов  из инструментальных ценностей получили ценности этические и ценности принятия других: 1) непримиримость (62,5%); 2) широта взглядов (75%); 3) чуткость (50%); 4) терпимость (37,5%); 5) ответственность (37,5%).

 

Из приведенных количественных данных мы можем заключить, что по определению наименее предпочтительных ценностей сотрудники РОВД оказались  более единодушны, чем по оценке наиболее привлекательных.

 

Диагностика направленности личности показала, что больше половины сотрудников ориентированы «на  дело», четвертая часть «на общение» и 12,5% - «на себя».

 

Преобладание ценностей  личной жизни и ориентации «на  дело» может свидетельствовать  о том, что основной путь достижения ценностей личной жизни работники  ОВД и МЧС видят в успешной профессиональной деятельности (возможно и то, что приход в профессию  был связан с достижением каких-либо личных выгод) при помощи аккуратности, честности, образованности, воспитанности  и смелости.

 

Не менее интересными  оказались и результаты сопоставления направленности личности сотрудников правоохранительных органов и их уровня притязаний.

 

Абсолютно всем сотрудникам  присущи такие мотивы, как внутренний, познавательный, оценка своего потенциала и намеченный уровень мобилизации  своих усилий. Имеют низкий уровень  развития такие мотивы, как: смены  деятельности, значимость результатов, сложность задания, волевое усилие, оценка уровня достигнутых результатов  и ожидаемый уровень результатов.

 

Состязательный мотив, закономерность результатов и мотив самоуважения присутствует у ориентированных «на дело» и «на себя», а инициативность присуща сотрудникам, ориентированным «на дело» и «на общение». Сотрудники с направленностью «на себя», в отличие от сотрудников других направленностей, имеют сильно выраженный мотив избегания.

 

Проведенный корреляционный анализ позволил нам построить корреляционную плеяду (рисунок 2.1).

 

 

 

Рис.2.1 - Корреляционная плеяда

 

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что в структуре  ценностей работников РОВД существуют следующие взаимосвязи:

 

• направленность на себя коррелирует  с познавательным мотивом;

 

• направленность на общение  и внутренний мотив, познавательный мотив, состязательный мотив и мотив  смены деятельности (обратная связь);

 

• направленность на общение  прямо коррелирует со значимостью  результатов и волевыми усилиями;

 

• оценка своего потенциала, намеченный уровень мобилизации  усилий, состязательный мотив, мотив  смены деятельности с направленностью  на дело имеет прямую корреляционную связь;

 

• существует обратная зависимость  между направленностью на дело и  такими мотивами, как волевое усилие и значимость результатов;

 

• существует значимая обратная связь между направленностью  на дело и направленностью на общение (-0,75);

 

• слабая обратная корреляционная связь между направленностью  на себя и направленностью на общение (-0,54).

 

Формирование личности профессионала  характеризуется внутренней противоречивостью  процессов индивидуального развития человека - неравномерностью изменений  и гетерохронностью (разновременностью) фаз развития, а также зависимостью психического развития от смены различных видов деятельности на профессиональном пути и в течение коротких промежутков времени. Каждая профессия формирует сходные интересы, установки, черты личности, манеру поведения и т. д. В этой связи можно говорить об идентификации личности с профессией, то есть о процессе адаптации личности к требованиям конкретной деятельности. Деятельность работников ОВД характеризует чрезвычайное разнообразие задач, правильное решение которых требует применение разнообразных качеств, навыков и знаний. В связи с тем, что познание в качестве ведущей ценности у работников ОВД названо не было, мы наш формирующий эксперимент построили на работе именно с этой ценностью.

 

Из результатов проведенного нами исследования с группой сотрудников  силовых структур на основе социометрического  метода видно, что иерархия ценностных ориентаций в группе испытуемых на примере социально-желательных качеств  личности сотрудника выстраивается  следующим образом:

 

1 Самостоятельность.

 

2 Оптимизм.

 

3 Ответственность за свои  поступки.

 

4 Доброжелательность.

 

5 Аккуратность.

 

6 Воспитанность.

 

7 Честность.

 

8 Трудолюбие.

 

9 Жизненный опыт, мудрость.

 

10 Требовательность к себе.

 

Как видим, самостоятельность  занимает первое место, а требовательность к себе последнее. Причем групповая  оценка по предложенным качествам позволяет  говорить о взаимоприемлемых отношениях сотрудников со своим коллективом (приблизительно 25 % отделения).

 

Проведенный нами анализ наиболее нежелательных в социальном отношении  качеств личности сотрудников, позволяет  также ранжировать их и выделить наименее желательного в коллективе работника.

 

Итак, иерархия нежелательных  личностных качеств выстраивается  следующим образом:

 

1 Пессимизм.

 

2 Зависимость, непостоянство.

 

3 Коварство.

 

4 Зависть, злобность.

 

6 Эгоизм.

 

7 Неискренность, лживость.

 

8 Нерешимость.

 

9 Лень.

 

5 Бестактность, грубость. 10 Глупость, легкомыслие.

 

Причем, глупость и легкомыслие  являются самыми нежелательными личностными  качествами сотрудника органов внутренних дел.

 

Итак, при сравнении групповой  оценки наиболее желательных членов коллектива с их личностными ожиданиями (то есть качествами, по которым они  оценивают других) оказалось, что  личностные ожидания «лидеров» не противоречат иерархии ценностей в целом по отделению.

 

В соответствии с нашим  предположением у людей, ценностные ориентации которых соответствуют (не противоречат) ценностям и нормам коллектива, должна наблюдаться большая  интенсивность самореализации, чем  у других сотрудников.

 

ПОВЫШЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ 

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И  РАЗВИТИЯ ИХ ЦЕННОСТНЫХ

ОРИЕНТАЦИИ 

Бондарев А.А., 

к.ю.н., доцент, доцент кафедры

теории и истории государства  и права 

Орловского юридического института

МВД России

Духовно-нравственные ценности всегда были важнейшим фактором в деятель-

ности сотрудников милиции. Изменение ценностных ориентаций меняет и мотивацию

их деятельности. Сегодня  всем очевидно, что ситуация в системе  нравственных ценно-

стей сотрудников органов внутренних дел вряд ли в полной мере отвечает задачам их

деятельности. В Обращении  Министра  внутренних дел Российской Федерации к со-

трудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России

было отмечено, что «далеко  не всегда на службу приходят люди, достойные  высокого

звания защитника правопорядка и Отечества, некоторые из них  обладают невысокой

личной культурой, имеют  слабый образовательный уровень»

1

. Все это обусловливает 

необходимость научного осмысления данной проблемы в русле сложившихся в обще-

стве реалий.

Понятие «ценностные ориентации»  связывается с установкой личности на цен-

ности материальной и духовной культуры общества. Акцент делается на психологиче-

ском содержании данного определения, так как оно близко к употребляемым в психо-

логии категориям: «установка», «потребности», «интерес». Под ценностными  ориента-

циями А.Г. Здравомыслов и В.А. Ядов понимают «установку личности на те или иные

ценности материальной и  духовной культуры общества. Ценностные ориентации явля-

ются важнейшим компонентом структуры личности. В них как бы резюмируется весь

жизненный опыт, накопленный  личностью в ее индивидуальном развитии. Это — тот 

                                                 

1

Нургалиев Р. Восстановить доверие  россиян // Общество и право. 2005. № 147.

НАУКА И ПРАКТИКА. 2009. № 4 (41) 

————————————

13

 

компонент структуры личности, который представляет собой некоторую  ось осознания,

вокруг которой решаются многие жизненные вопросы»

1

.

Таким образом, большинство  авторов связывают ценностные ориентации с сис-

темой установок отношения  к действительности, с активностью  индивида, выражаю-

щейся через общественно значимую деятельность.

Разнообразие подходов к  проблеме исследования ценностных ориентаций впол-

не оправдано. Во-первых, на каждом конкретном этапе развития перед  обществом вы-

двигаются на первый план те или иные социальные проблемы, те или  иные ценности.

Во-вторых, каждый из ученых исследует ценностные ориентации со своих позиций, ис-

ходя из задач, решаемых в  конкретной научной работе. В-третьих, как понятие ценно-

стная ориентация — достаточно сложное образование, которое отражает разные уровни

и формы взаимодействия общественного  и индивидуального в личности, определенные

формы осознания личностью  окружающего мира, своего прошлого, настоящего и бу-

дущего.

Ценностные ориентации являются основополагающей частью структуры  про-

фессиональной правовой культуры сотрудника ОВД, которая, принимая во внимание

особенности сферы его  деятельности, отличается от правовой культуры «простого» че-

ловека как по объему, так и по качеству структурных элементов.

Процесс развития, формирования профессиональной культуры милиционера 

представляет собой одновременно и развитие, и коррекцию ценностных ориентаций,

которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности. О правовой

культуре личности сотрудника ОВД можно судить по его поведению  в правовой сфере.

Именно под этим углом  зрения необходимо рассмотреть правовую культуру сотрудни-

ка ОВД.

Первым структурным элементом  являются  позитивные правовые знания.  Без 

знания и понимания  правовых норм невозможна обоснованная, точная и правильная

оценка правовых явлений, формирование ценностных установок, ориентации.

Знание права не должно сводиться к простой осведомленности  о существовании 

тех или иных правовых норм, оно предполагает его осмысление, постижение содержа-

ния, определение значения для практической деятельности. В связи с этим возникает

необходимость понимания  личностью основных принципов права, правовой политики

государства, социальной ценности законодательства и правосудия, органической связи 

права и морали.

Важно, что все формы  сознания взаимодействуют, поэтому  отсутствие конкрет-

ных правовых знаний у граждан нередко компенсируется соблюдением норм и прин-

ципов морали, что обеспечивает правомерность их поведения.

Однако это практически  неприменимо к работе профессионалов-юристов. Ши-

рокая правовая регламентация их деятельности, разнообразие соответствующих норм

права,  недопустимость малейшего  отступления от их требований определяют то об-

стоятельство, что в этом случае правовые знания не могут быть в полной мере получе-

ны из жизненного опыта. Отсутствие нужных знаний не может быть компенсировано за

счет морали: многие правовые установления носят совершенно конкретный, нередко 

технический характер, их невозможно напрямую вывести из норм нравственности.

По мнению Н.Л. Гранат, знания работников милиции должны быть объемными,

глубокими и формализованными, что относится к знанию не только правовых, но также

политических и нравственных норм

2

.

                                                 

1

Здравомыслов Л.Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности  /  Л.Г. Здравомыслов,

В.А. Ядов // Социология в СССР: Сборник статей. М., 1965. Т. 2. С. 199.

2

 См.: Гранат Н.Л. Профессиональное с о з н а н и е и социалистическая законность в деятельности органов

внутренних дел. М., 1984. С. 2 1.

НАУКА И ПРАКТИКА. 2009. № 4 (41) 

————————————

14

 

 

 

Соглашаясь с мнением B.C. Афанасьева

Информация о работе Взаимосвязь ценностей в процессе профессионального становления