Взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность тревожности как психологического феномена.
2. Определить структуру индивидуального стиля и факторы, определяющие его формирование.
3. Выявить взаимосвязь индивидуального стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности старшеклассников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ..………………………………………………………..…………
4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОМУ САДУ …………………………………………………………….


7
1.1 Адаптация как психологический феномен …..………….…
7
1.2 Особенности адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения ………………

10
1.3 Факторы, влияющие на адаптацию дошкольников к условиям детского сада ………………….……………..……….


20

1.4 Половая идентификация детей дошкольного возраста …...
23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………
25

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ СПЕЦИФИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………


26
2.1 Организация и методы исследования …………………...…
26
2.2 Результаты исследования …………………………….……
29
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………
36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………………………………….
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …

Файлы: 1 файл

курсовая работа ПРИМЕР.doc

— 1.58 Мб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 57 с., 30 источников, 12 прил., 10 рисунков.

 

ТРЕВОЖНОСТЬ, ШКОЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ, СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, АВТОНОМНЫЙ СТИЛЬ, ЗАВИСИМЫЙ СТИЛЬ, РАННЯЯ ЮНОСТЬ.

 

Объектом исследования является индивидуальный  стиль учебной деятельности.

Предметом исследования выступает взаимосвязь индивидуального стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности старшеклассников.

Цель работы – выявление   взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности старшеклассников.

При выполнении работы использованы методы теоретического анализа, тест, методы статистической обработки данных.

Результаты работы: выявлена зависимость стиля учебной деятельности старших школьников от уровня школьной тревожности.

Научная новизна исследования заключается в выявлении специфики влияния уровня тревожности на степень автономности или зависимости индивидуального стиля учебной деятельности старшеклассника.

Область возможного практического применения: полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности педагогов в направлении разработки индивидуального дифференцированного подхода к каждому ученику для более высокой продуктивности его деятельности.

Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

__________________

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ..………………………………………………………..…………

4

     

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОМУ САДУ …………………………………………………………….

 

 

7

1.1 Адаптация как психологический феномен …..………….…

7

1.2 Особенности адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения ………………

 

10

1.3 Факторы, влияющие на адаптацию дошкольников к условиям детского сада ………………….……………..……….

 

 

20

 

1.4 Половая идентификация детей дошкольного возраста …...

23

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………

25

   

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ СПЕЦИФИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………

 

 

26

2.1 Организация и методы исследования …………………...…

26

2.2 Результаты исследования …………………………….……

29

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ……………………………………………

36

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………………………………….

37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………….

39

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………

42


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности и уровня тревожности является одной из ведущих в психологии. Она широко изучается в отечественной и зарубежной психологии. Изучение взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности и уровня тревожности старшеклассников представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет улучшить процесс обучения и снизить тревожность старшеклассников.

Актуальность темы исследования можно рассматривать в следующих аспектах.

Психологический аспект актуальности темы обусловлен тем, что в настоящее время увеличилось число тревожных школьников, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, в результате не способных к построению гармоничных отношений со сверстниками и характеризующимися тенденцией к снижению самооценки, формированию негативного «Я-образа». Кроме того, она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности личности, к трудностям в общении. Закрепление и усиление тревожности приводит к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки, способствуя увеличению и сохранению тревожности.

Педагогический аспект связан с тем, что в настоящее время учебная программа стала очень сложной для детей, и они не справляются с ней, что приводит к повышению школьной тревожности у школьников, которая, в свою очередь, приводит к формированию низкопродуктивного стиля учебной деятельности. Вместе с тем, формирующийся индивидуальный стиль учебной деятельности во многом будет определять характер учебно-профессиональной деятельности, влияя на эффективность овладения будущей профессией.

 

В отечественной психологи изучению тревожности посвящены работы В.М. Астапова, Ф.Б. Березина, Ж.М. Гозман, М.В. Дороховой, Ю.М. Забродина, Н.В. Имедадзе, Н.Д. Левитова, А.М. Прихожан, М.А. Цискаридзе, Т.Л. Шабановой. На основании анализа трудов отечественных исследователей тревожности можно сделать вывод об отсутствии единого мнения об определении, структуре и функции, механизмах, классификации и методах исследованиях психического состояния тревоги и черты личности, называемой тревожностью.

Значительным вкладом в разработку проблем тревожности в зарубежной психологии являются исследования А. Адлера, Р. Мэй,  К. Роджерса, Г.С. Салливана, Ч.Д. Спилбергера, В. Франкла, З. Фрейда, К. Хорни. Анализ позиций представителей разных подходов позволил выделить два аспекта в изучении тревоги и тревожности: «тревога», как эмоциональное состояние; «тревожность» как свойство личности, предрасполагающее к проявлению состояния тревоги. Возможно, что такая черта личности как тревожность, согласно теории А. Адлера, коррелирует с определенным стилем жизни, основанном на переживаниях детства.

Однако проблема взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности и уровня тревожности старшеклассников изучена недостаточно, что и определило обращение к ней автора курсовой работы.

Объектом исследования является индивидуальный  стиль учебной деятельности.

Предметом исследования является взаимосвязь индивидуального стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности старшеклассников.

Цель исследования: выявление взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности старшеклассников.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность тревожности как психологического феномена.

2. Определить структуру индивидуального стиля и факторы, определяющие его формирование.

3. Выявить взаимосвязь индивидуального стиля учебной деятельности и уровня школьной тревожности старшеклассников.

Гипотезу исследования составило предположение о том, что чем выше уровень школьной тревожности, тем менее автономным является стиль учебной деятельности у старших школьников.

Проверка гипотезы исследования осуществлялась с помощью следующих методов: методы теоретического анализа, тест, методы статистической обработки данных.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в исследовании данных в практической деятельности педагогов в направлении разработки индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ученику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

1.1 Тревожность как предмет научного познания в психологии

Тревожность – личностная черта, проявляющаяся в легком и                  частом возникновении состояний тревоги. Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего в силу нарушения форм внутри- и межличностного общения, например между родителями и детьми [17, с. 702].

Тревожность – чувство опасения или страха, часто не вполне оправданное. Тревожность отличается от настоящего страха, так как последний появляется в ответ на явную, непосредственную опасность. В противоположность этому тревожность возникает в ответ на достаточно безобидные ситуации или        является результатом субъективных внутренних эмоциональных конфликтов, причины которых человек может сам и не осознавать.

Устойчиво сохраняющаяся, сильная, хроническая или возникающая вновь и вновь тревожность, которая проявляется не в результате возникших в реальной жизни стрессов, обычно считается признаком эмоциональных нарушений [18, с. 397].

В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «тревожности», хотя большинство психологов склонны рассматривать  его  дифференцированно  –  как  ситуативное  явление  и   как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

А.М. Прихожан  указывает,  что  тревожность  –  это  переживание эмоционального  дискомфорта,  связанное  с   ожиданием   неблагополучия,   с предчувствием грозящей опасности. Различают  тревожность  как  эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [21, с. 39].

По определению Р.С. Немова, «тревожность – постоянно или   ситуативно проявляемое   свойство   человека   приходить   в   состояние    повышенного беспокойства,  испытывать  страх  и  тревогу  в   специфических   социальных ситуациях» [14, с. 601].

Е. Савина считает,  что  тревожность  определяется  как устойчивое    отрицательное     переживание    беспокойства    и    ожидания неблагополучия со стороны окружающих [25, с. 11].

 По    определению   С.С.   Степанова,   «тревожность – переживание эмоционального  неблагополучия,  связанное  с  предчувствием  опасности  или неудачи» [28, с. 138].                                                                                                          

Таким образом, понятием «тревожность»  психологи  обозначают  состояние человека, которое характеризуется повышенной  склонностью   к  переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Понятие «тревожность» также рассматривалось в зарубежной психологии.

З. Фрейд смотрел на тревожность как на симптоматическое  проявление внутреннего эмоционального конфликта, вызванного тем, что человек бессознательно подавляет в себе ощущения, чувства или импульсы, которые являются для него слишком угрожающими или раздражающими. Тревожность также рассматривается как то, что возникает в ответ на угрозу «Я» или самооценке, как это бывает при неадекватном проявлении в сексуальной сфере или на работе.

Бихевиористы (Дж. Уотсон, Б. Скиннер) рассматривают тревожность как неудачную заученную реакцию на угрожающие события, имеющие место в реальной жизни; возникающая при этом тревожность становится привязанной к обстоятельствам, ассоциирующимся с данным событием, и, таким образом, эти обстоятельства начинают служить спусковым крючком тревожности человека независимо от какого бы то ни было угрожающего события.

Проблема тревожности стала предметом специального исследования у К. Хорни, представительницы неофрейдистов. В теории К. Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности заключаются в неправильных человеческих отношениях.

Согласно К. Хорни основными психологическими условиями для возникновения тревожности являются следующие:

- тревожность, как и страх, является  эмоциональной реакцией на опасность;

- тревога вызывается такой опасностью, которая угрожает самой сущности или ядру личности;

- тревога, в противоположность  страху, характеризуется чувством  беспомощности перед надвигающейся опасностью. Беспомощность может быть обусловлена внешними факторами (землетрясение) или внутренними (слабость, трусость, безынициативность) [30, С. 174–180].

Перейдем к рассмотрению причин тревожности, которые, на наш взгляд, можно разделить на внутренние (исходящие от самой личности) и внешние (обусловленные событиями извне). К внутренним относятся такие факторы, как самооценка, локус-контроля, а к внешним – стиль семейного воспитания, перинатальные факторы.

Когда уровень тревожности  превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у человека может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У людей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Человек боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельной личности. Неуверенность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки [24, с. 30].

У экстерналов – людей, полагающих, что происходящие с ними события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, действий других людей – уровень тревожности выше, чем у интерналов, которые интерпретируют значимые события как результат собственных усилий [29, с. 363].

Также одной из причин развития повышенного уровня тревожности является стиль семейного воспитания. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание) [25, с. 24]. В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-нибудь не так, то есть испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.

Информация о работе Взаимосвязи индивидуального стиля учебной деятельности